РГИА. Ф. 1088. Оп. 1. № 848. 324.
Лобачев С. В. Книгопечатание и раскол. Старопечатные издания Московского печатного двора как исторический источник. Опыт исследования // Русское прошлое, Книга 8. СПбГУ. СПб. 1998. С. 318–325.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се аз, раб Божий, князь Михайло Пронской пишу сию духовную своим целым умом и разумом, а бью челом и приказываю душу свою строить, и поминать, и долг платить отцу своему духовному Спаскому протопопу Александру Олексеевичю, да брату своему боярину князю Ивану Петровичю Пронскому, да Семену Ивановичю Шеину, да сестре своей, боярина Бориса Петровича Шереметева жене, боярыне Ульяне Петровне, да дочере своей, княжне Ание Михайловне. И как бог по душу мою сошлет и приказщиком моим пожаловать, велеть тело мое погрести в Златоуском монастыре под церковью Покрова Пресвятые Богородицы строенья отца моего боярина князя Петра Ивановича, во иноцех схимника Павла, подле ево гробу, а над гробом моим поставить образ всемилостиваго Спаса, оклад басмянной 1, да образ Пречистые Богородицы, да образ благоверного князя Михаила Черниговского, да преподобные мученицы Евдокеи, обложен серебром, басмою ж, и устроить им киот 2. Да образ же благоверного князя Михаила Черниговского, да болярина его Феодора в бархатном киоте обложены серебром, в чекан, у них прикладу десять золотых, поставить в церкве Покрова Пресвятые Богородицы. А на отпевании моем пожаловать приказщиком моим бить челом архиепископу Суздалскому 3 и иным властем, которые прилучатца, приезжим и московским, да приказщиком же моим пожаловать, велеть по мне роздать на шесть недель на четыредесять храмов: в Чюдов монастырь на сорокоуст 4 пять рублев, да вкладу дать в вечной поминок пятьдесят рублев, и за тот вклад вписать в сенодики и поминать имя мое и родителей моих против тех денег, в болшой собор к Успению Пресвятые Богородицы пять рублев, да вкладу в вечной поминок пятьдесят рублев, и за тот вклад вписать в сенодики 5 и поминать имя мое и родителей моих против тех денег, в Спаской собор отцу духовному три рубли, да ему ж во собор в вечной поминок дватцать рублев, в Златауской монастырь три рубли, да в Златауской же монастырь дать по мне вкладу в вечной поминок сто рублев, да к Покрову Пресвятые Богородицы, что в Златауском монастыре, два рубли, а к досталным церквем на соракоусты давать где соборы по два рубли, а приходцким по полутора рубли. Да в вотчинах моих и в поместях к церквем дать на сорокоусты по два рубли. А властем на погребении моем дать против указу болшой Спас, да крестовому священнику Петру дать по мне поминку пять рублев, а будет ево божию волею не станет и те денги дать по нем в поминок к церкве, где ево положат. Да отцу моему духовному, черному священнику Серапиону, дать во собор поминок десять рублев, да приказщиком же моим дать по мне сорокоусту, и за впись имяни моего в Казань в соборную церковь пять рублев; да в Преображенской монастырь сорокоусту и за впись пять рублев; да в монастырь Казанские Богородицы отцу моему духовному, протопопу Роману Климантовичу, пять рублев, да ему ж во собор поминок десять рублев; в Асторохань 6 в собор протопопу Лаврентию з братьей на сорокоуст и за впись имяни моего пять рублев, да во собор поминок десять рублев; да в Троечкой монастырь на сорокоуст и за впись имяни моего пять рублев, а полчетыредесятница в Казани в соборной церкве из монастыря в Асторохани. В соборной же церкве, и в Троецком монастыре пожаловать им душу мою поминать в вечной поминок за прежней мой вклад, да в Асторохани ж, и на Терке дать по мне сорокоусту по монастырем по два рубли, по приходцким церквей по полутора рубли.
А благословляю брата своего, боярина князя Ивана Петровича, образ Спасов обложен серебром, да челом бью аргамак 7 бур, седло оправное 8, плащи золоты с каменем, покровец бархат золотист, мунштук 9 турской с яшмами и з бирюзами, чепрак 10 шит по бархату золотом волосеным, шапка ерихонка 11 булатная, пансырь с мишенми 12 и с ожерельем, сабля булатная оправная серебром, ножны покрыты ящуром 13, рогатина булатная, буздуган 14 серебрен золочен – тою дал на службу на свою де князю Петру Семеновичу Прозоровскому, да наручи 15 булатные, наведены золотом. Сестру Ульяну Петровну благословляю образ Пречистыя Богородицы Казанские в киоте оклад чеканной, ожерелье и убрус 16 низано жемчюгом, да челом бью пятьдесят рублев, да ей же выслуженая вотчина отца нашего боярина князя Петра Ивановича, что дана была за нею в приданые в Осташковском уезде – селцо Дубово з деревнями. Да Семена Ивановича Шеина благословляю образ Спасов обложен серебром да челом бью, аргамак солов, седло шито золотом волосеным по гзу по еринному 17 нарезано бархатом червчатым, узда серебряная болшая, князя Ивановская Ивановича Шуйского, ошеек меншой кованой, морх 18 шолк шаморханской з золотом, бабр 19 меншой. Да брата князя Иванову жену Петровича Пронского, княгиню Настасью Дмитриевну благославляю образ Пречистыя Богородицы Владимирские обложен серебром венец и коруна резная в киоте деревяном. Да племянницу свою Семенову жену Ивановича Шеина Овдотью Ивановну благословляю образ Пречистыя Богородицы обложен серебром, венец и коруна резная с каменем в киоте деревяном, благословение отца моего боярина князя Петра Ивановича, во иноцех схимника Павла, что привез ко мне в Асторохань брат князь Иван Петрович. Да внука своего Олексея Семеновича Шеина благословляю образ чюдотворца Олексея митрополита, оклад резной с каменем, да челом бью булаву хрустальную оправлена серебром с чернью 20, что дана на съезде боярину князю Семену Васильевичю Прозоровскому. Да внука ж своего Василья Семеновича Шеина благословляю образ всемилостиваго Спаса обложен серебром, венец и цата 21 золоты, да челом бью тулуп, бак медной золочон с каменем. Да дочь свою княжну Анну Михайловну благословляю образ Спасов обложен серебром в чекан, в венце каменье, образ Пречистыя Богородицы Казанские обложен серебром в чекан, в венце и в кору не каменье: яхонты и лалы 22, и изумруды в золотых гнездах, убрус, и ожерелье, и коруна обнизана жемчюгом, образ Николы чюдотворца обложен серебром в чекан в киоте серебреном с приклады, крест с мощми. Да дочере ж моей вотчину в Володимерском уезде селцо Калитьево, да в Московском уезде селцо Новосилцово, что наперед сего те вотчины бывали Шуйских, а после своего живота боярин князь Иван Иваночвич Шуйский те свои родственные вотчины отказал племянницам своим: селцо Калитьево жене моей княгине Овдотье, а селцо Новосилцово отказал своячине моей княгине Ульяне Васильевне Троекурове, да княгине Ание Григоревне Урусове, а княгиня Ульяна Троекурова и княгиня Анна Урусова тое вотчину селцо Новосилцово после своего живота отказали мне, да жене ж моей княгине Овдотье, а после жены моей, княгини Овдотьи, теми вотчинами государь пожаловал меня, князя Михаила, и государевы грамоты на те вотчины мне даны. Да вотчина ж была за мною приданая жены моей княгини Овдотьи, в Переяславском уезде Залеского селцо Ильинское да селцо Богородицкое з деревнями, и после смерти жены моей, княгини Овдотьи, по договорною записи со мною владеет тою вотчиною боярина князя Юрья Ондреевича Сицкого жена, боярыня княгиня Фетисья Володимировна по свой живот, а после его живота по ево записи владеть было тою вотчиною мне, а будет меня Божию волею не станет преже его и после его тою вотчиною владеть дочери моей княжне Ание Михайловне и в Поместном приказе та запись записана. Да дочере ж моей вотчина в московском уезде половина селца Чижова, да деревни Горецкой с пустошми, да в Тверском уезде половина селца Переветного з деревнями, да в московском уезде половина пустоши Оксиньей, что заложил тое вотчиную пустош отцу нашему боярину князю Петру Ивановичю Иван Прокофьевич Ступишин, а другая половина тех вотчинных деревень и пустошей брата моего князя Ивана Петровича, да ей же вотчина приданая матери ево в Коломенском уезде селцо Оситня. Да в Коломенском уезде куплена моя вотчина, что я купил из дворца и с порозжих земель деревня Тяткино, а что за мною за одним государева жалованья поместья в Нижгородцком уезде селцо Ватранье з деревнями и с пустошми, да в Шацком уезде жеребей в селце Нестерове с пустошми, да в московском уезде селцо Давыдовское, да вопче 23 з братом со князем Иваном Петровичем в Нижгородцком уезде селцо Троецкое з деревнями и с пустошми, да в Галицком уезде селцо Воронино з деревнями и с пустошми, да в Клинском уезде селцо Молчанове, да деревня Мошинцы з деревнями и с пустошми, да в Осташковском уезде, что осталось за вотчиною дачею поместные земли, и о тех моих поместьях приказщиком моим пожаловать; бить челом государю, чтоб государь пожаловал за моей службишкой у дочери моей того поместья отнять не велел, да что я выменил у нижгородца у Петра Гляткова поместье ево в нижгородцком уезде в деревне Озакове на свои поместные пустоши в Володимерском уезде на пустош Яхтурово с пустошми, а посадить было мне на те пустоши Озаковских крестьян четыре семьи, и в Поместном приказе те наши поместья росписаны. И после того Петра Гляткова не стало, а жена ево шла замуж за Борисова человека Ивановича Морозова, и в том поместье розделки не учинено, а тою пустошью Яхтуровою с пустошми владею я ж и по се число; и будет после Петра з женою ево дети остались и приказщиком моим пожаловать тое деревню Озакову, что было выменил я у Петра справить за детьми ево Петрова по прежнему и в нее не вступатца, а будет после Петра детей нет и что с нее доходу будет и ис того доходу и ис хлеба дать по нем, Петре, к церкве, где он положон в вечной поминок и на церковное строение на год по половине доходу и хлеба, а ис той половины к церкве половина да церковником другая половина, а другую половину дохода и хлеба имать тому, за кем то поместье по государеву указу после моего живота будет, потому что тое деревни за крестьян платил я иноземном Ми-кифору Василеву сыну Брутцкому с товарыщи семьдесят рублев. Да бабку свою княгиню Марью Ивановну, князя Васильеву жену Романовича Пронского благословляю образ Пречистые Богородицы обложен серебром, да боярина князя Юрьеву жену Ондреевича Сицкого боярыню княгиню Фетисью Володимеровну благословляю образ [ ] 24 обложен серебром, да что был у меня с нею договор о приданом, Киржацкой вотчине жены моей, что владть ей тою вотчиною по свой живот, а как его не станет и тое вотчину отдать ее мне, а будет божию волею меня не станет преже ее, и ей после своего живота отдать та вотчина дочере моей княжне Ание Михайловне, потому что та вотчина приданая была жены моей. Да боярина князя Якова Куденетовича Черкасского благословляю образ Спасов обложен серебром, да жену ево княгиню Овдотью Семеновну благословляю образ Пречистые Богородицы обложен серебром, княжну Анну Яковлевну благословляю образ Пречистые Богородицы обложен серебром, да боярина князя Семена Васильевича Прозоровского благословляю образ Николы Чюдотворца обложен серебром резной, в киоте деревяном, да челом бью конь темносер нагайской, да детей ево князя Ивана, князя Петра, князя Михаила, князя Петра, князя Александра Семеновичев благословляю по образу окладному. Да князя Иванову, да князя Петрову, да князя Михайлову Семеновичев жон благословляю по образу ж окладному. Да племянников своих Олексея, да Микиту, да Ивана Ивановичев Головиных и их жон, и Олексеева сына Петра благословляю по образу, да Олексею ж и Миките и Ивану Ивановичем челом бью по коню. Да Романа Федоровича Бабарыкина, да жену ево Дарью Михайловну благословляю по образу окладному, да ему ж отдать шапку ево мисюрку 25, что я наводил золотом кованым, да зарукавье колчюжное, да у меня ж взята была, а на него Романа за бахтерец 26 память во сте рублев и тое память выдать ему Роману безденежно и бахтерца у него не имать. Да Федорову жену Петровича Неелова, Марью Петровну, да сына его Моисея Федоровича благословляю по образу окладному, да Моисею ж челом бью конем. Князя Ивана Енеевича Кейкуватова (sic!) да жену ево княгиню Анну Федоровну благословляю по образу окладному, да князю Ивану ж челом бью конем. Да Ондрея, да Ивана Ступишиных благословляю по образу окладному, да им же дать по коню, да детем их дать по коню ж. А что за тем останетца пожитка моего всего, и те все пожитки мои и дворы московские в городе и за городом за Чертолскими вороты дочере моей княжне Ание Михайловне. Да взять мне по кабале 27 долгу на Савиных товарыщах другова на [ ] 28 с товарыщи ж сто рублев, и те денги сто рублев по заемной кабале дать на них дочере моей княжне Ание Михайловне. А кабала в тех денгах на заимщиков у человека моего у Лукьяна Нестерова, а что мне кому заплатить долгу и тому роспись моею рукою. И по той росписи пожаловать приказщиком моим долг мой заплатить из животов моих и из государева жалованья с поместей и с вотчин, а в долгу меня пожаловать, не положить. А будет хто моим безпамятством после на мне долг свой скажет и приказщиком моим, про то сыскав вправду, тот долг за меня платить. А где что моих пожитков поставлено и тому роспись моею ж рукою, а людем моим дворовым и служилым и всяких чинов после моего живота дати воля, а жалованья им дати дворовое хто что имал, а вдовам и мужним женам дать жалованья по два рубли, а поварским женам, и конюховым, и всяким работным дать по рублю. Да девкам, служним дочерям, дать по полутора рубли, а работным по полтине.
А у сей духовной сидел отец мой духовной и приказщик Спаской протопоп Александр. А духовную писал Микифор Малыгин лета 7163-го, сентября в 9 день.
На обороте: Князь Михайло Пронской руку приложил.
Комментарии:
1. Оклад басмянной – то есть оклад из тонкого металлического листа.
2. Киот – створчатая рама или шкафчик со стеклянной дверцей для икон.
3. Архиепископом Суздальским в 1654 г. был Софроний. Он умер от чумы 13 сентября, ненамного пережив М. П. Пронского (Дополнения к Актам историческим. СПб., 1848. С. 458–459).
4. Сорокоуст – сорокодневная молитва по умершим.
5. Синодики – поминальные книги, куда вписывались имена умерших для церковного поминовения.
6. Князь М. П. Пронский был воеводой в Астрахани в 1650–1652 гг.
7. Аргамак – рослая дорогая азиатская лошадь.
8. Седло оправное – седло, имеющее отделку по краям.
9. Мунштук – здесь: железные удила для лошади с распоркой под небо и с цепочкой под подбородком.
10. Чепрак – подстилка под конское седло.
11. Ерихонка – разновидность шлема.
12. Пансырь с мишенми – вероятно, панцырь с дополнительными пластинами.
13. Ящур – животное, обитающее в жарких странах, тело которого покрыто крупной чешуей. Выражение «ножны покрыты ящуром», вероятно, следует перевести как «ножны, поверхность которых отделана под чешую».
14. Буздуган – вид булавы, знак военачалия и власти.
15. Наручи – часть доспеха, закрывающая руки от запястья до локтя.
16. Убрус – здесь: шитый иконный оклад.
17. По гзу по еринному – Гза (хоз) – выделанная козлиная кожа, сафьян; еринный (яринный) – от слова «ярый», одно из значений которого «белый, яркий». Выражение по «седло шито золотом волосеным по гзу по еринному» возможно следует перевести «седло, шитое волосеным золотом по белому сафьяну».
18. Морх – висячие пучки нитей, кисти, бахрома.
19. Шолк шаморханской – очевидно, шелк шемаханский. Город Шемахан – столица Ширвана (совр. Азербайджана) в средние века славился шелкоткацкими и ковровыми мастерами. Бабр – тигровый мех.
20. Чернь – отделка особым сплавом черного цвета, заполняющим гравированный на серебре или золоте узор.
21. Цата – приклад, подвеска у икон.
22. Лалы – драгоценные камни (рубины).
23. Вопче – то есть вместе.
24. В рукописи оставлен пропуск.
25. Мисюрка – воинская шапка с железной маковкой.
26. Бахтерец – доспех, заменявший латы или кольчугу, набирался из плоских полуколец и блях, которые нашивались на суконный или бархатный полукафтан.
27. Кабала – расписка о займе денег. В рукописи оставлен пропуск.
28. В рукописи несколько букв не читаются из-за дефекта бумаги. Текст в скобках восстановлен по смыслу.
Інформації про печатки немає
Релятівні категорії документів
- Пронські (10)