Клинские, князья

Общие сведения о роде

Клин­ские, кня­зья — ветвь Твер­ских кня­зей, вла­дель­цы Клин­ско­го удель­но­го кня­же­ства в соста­ве Твер­ско­го кня­же­ства (1318, фак­ти­че­ски 1320 – сере­ди­на 15. Сто­ли­ца — Клин.

Клин­ское кня­же­ство обра­зо­ва­но по заве­ща­нию вели­ко­го кня­зя вла­ди­мир­ско­го и кня­зя твер­ско­го Миха­и­ла Яро­сла­ви­ча (1318 год), выде­ле­но его 3‑му сыну кня­зю Кон­стан­ти­ну Михай­ло­ви­чу, вер­нув­ше­му­ся из Золо­той Орды в 1320 году и вла­дев­ше­му им до кон­ца жиз­ни (твер­ской князь в 1328–1337, 1339–1346 годах). После смер­ти Кон­стан­ти­на Михай­ло­ви­ча (1346 год) Клин­ское кня­же­ство было раз­де­ле­но меж­ду его сыно­вья­ми — стар­шим Ере­ме­ем (умер 1372 год) и млад­шим Семё­ном (умер 1365 год). При этом север­ная часть кня­же­ства доста­лась млад­ше­му бра­ту, а южная, вклю­чая город Клин, — старшему.

Вре­мя дроб­ле­ния Клин­ско­го кня­же­ства на два уде­ла точ­но не опре­де­ле­но, пер­вые дан­ные о них отно­сят­ся лишь к 1361 году. В нача­ле 1360‑х годов бра­тья явля­лись одни­ми из кти­то­ров Успен­ско­го Отро­ча мона­сты­ря в Тве­ри. Уми­рая без­дет­ным, князь Семён Кон­стан­ти­но­вич заве­щал свою часть Клин­ско­го кня­же­ства не стар­ше­му бра­ту, а кня­зю Миха­и­лу Алек­сан­дро­ви­чу. Этот юри­ди­че­ски небез­упреч­ный акт стал при­чи­ной суда, ини­ци­и­ро­ван­но­го в 1366 году кня­зем Ере­ме­ем Кон­стан­ти­но­ви­чем в знак про­те­ста про­тив стро­и­тель­ства твер­ским кня­зем Миха­и­лом Алек­сан­дро­ви­чем в вымо­ро­чен­ном уде­ле на реке Вол­га город Горо­док. Его пре­тен­зии под­дер­жал кашин­ский князь Васи­лий Михай­ло­вич. Одна­ко на суде епи­скоп Твер­ской Васи­лий, вопре­ки реко­мен­да­ци­ям мит­ро­по­ли­та Алек­сия, решил спор­ное дело в поль­зу твер­ско­го кня­зя. В ответ на это удель­ные кня­зья запро­си­ли воен­ную помощь у вели­ко­го кня­зя вла­ди­мир­ско­го Дмит­рия Ива­но­ви­ча и в 1367 году заня­ли Тверь, оса­жда­ли Горо­док, но смог­ли разо­рить лишь клин­ские зем­ли на пра­во­бе­ре­жье реки Вол­га, вхо­див­шие в состав вла­де­ний епи­ско­па Васи­лия и умер­ше­го кня­зя Семёна.

В 1368 году вой­ска союз­ни­ков захва­ти­ли Горо­док, кото­рым стал управ­лять мос­ков­ский намест­ник сов­мест­но с кня­зем Ере­ме­ем Кон­стан­ти­но­ви­чем. Одна­ко уже в нача­ле 1369 года моск­ви­чи были вынуж­де­ны поки­нуть Горо­док и отка­зать­ся от под­держ­ки кня­зя Ере­мея. По-види­мо­му, меж­ду Ере­ме­ем Кон­стан­ти­но­ви­чем и Миха­и­лом Алек­сан­дро­ви­чем был заклю­чён мир, и уже в 1371 году сын пра­ви­те­ля Клин­ско­го кня­же­ства — князь Дмит­рий Ере­ме­е­вич (умер 1407 год) — коман­до­вал твер­ски­ми вой­ска­ми в похо­де про­тив моск­ви­чей на волость Кистьма в Бежец­ком Вер­хе. В заве­ща­нии вели­ко­го кня­зя твер­ско­го Миха­и­ла Алек­сан­дро­ви­ча (1399 год) Клин­ское кня­же­ство не упо­ми­на­ет­ся, что сви­де­тель­ству­ет о сохра­не­нии само­сто­я­тель­но­сти сыно­вья­ми кня­зя Ере­мея — кня­зья­ми Дмит­ри­ем Ере­ме­е­ви­чем и Ива­ном Ере­ме­е­ви­чем (умер до 1418 года), дей­ство­вав­ши­ми в рус­ле поли­ти­ки Миха­и­ла Алек­сан­дро­ви­ча, а позд­нее и его сына — вели­ко­го кня­зя твер­ско­го Ива­на Михай­ло­ви­ча. Осе­нью 1406 года князь Иван Ере­ме­е­вич в соста­ве твер­ской рати участ­во­вал в похо­де рус­ских кня­зей на помощь вели­ко­му кня­зю мос­ков­ско­му Васи­лию I Дмит­ри­е­ви­чу про­тив войск вели­ко­го кня­зя литов­ско­го Вито­вта и в сто­я­нии на реке Плава.

Союз Ива­на Михай­ло­ви­ча и его удель­ных кня­зей был скреп­лён бра­ком вели­ко­го кня­зя твер­ско­го и Евдо­кии Дмит­ри­ев­ны (умер­ла вес­ной 1411 года), доче­ри кня­зя Дмит­рия Ере­ме­е­ви­ча, заклю­чён­ным в фев­ра­ле 1408 года. К пери­о­ду 1413–1416 годов отно­сит­ся чекан­ка сереб­ря­ной моне­ты стар­шим в роде пра­ви­те­лей Клин­ско­го кня­же­ства — кня­зем Андре­ем Дмит­ри­е­ви­чем (умер после 1452 года) (на обо­их типах его монет встре­ча­ет­ся эмбле­ма твер­ско­го чека­на — изоб­ра­же­ние вои­на с копьём и щитом).

Даль­ней­шая исто­рия Клин­ско­го кня­же­ства крайне скуд­но осве­ще­на источ­ни­ка­ми. Мож­но пред­по­ла­гать, что в рус­ле поли­ти­ки по уни­что­же­нию уде­лов вели­кий князь твер­ской Иван Ми­хай­ло­вич поста­рал­ся рас­про­стра­нить свою власть и на Клин­ское кня­же­ство. Веро­ят­но, с этим был свя­зан отъ­езд осе­нью 1418 года клин­ско­го кня­зя Андрея Дмит­ри­е­ви­ча на служ­бу в Нов­го­род. Он вер­нул­ся в Твер­ское вели­кое кня­же­ство в нача­ле прав­ле­ния вели­ко­го кня­зя твер­ско­го Бори­са Алек­сан­дро­ви­ча, но позд­нее был вынуж­ден выехать на служ­бу в Вели­кое кня­же­ство Ли­тов­ское, где вла­дел Доро­го­буж­ским уде­лом с цен­тром в горо­де Доро­го­буж (от назва­ния горо­да обра­зо­ва­лось его про­зва­ние — Дорогобужский).

С 1450‑х годов Клин­ское кня­же­ство не упо­ми­на­ет­ся в соста­ве Твер­ско­го вели­ко­го кня­же­ства, а его быв­шие пра­ви­те­ли окон­ча­тель­но пере­шли на поло­же­ние слу­жи­лых кня­зей. Сыно­вья кня­зя Андрея Дмит­ри­е­ви­ча Доро­го­буж­ско­го [Юрий (умер после 1471 года), Иосиф (умер после 1501/1502 года) и Иван-Мило­слав|, наря­ду с кня­зья­ми Чер­ня­тин­ски­ми (потом­ка­ми кня­зя Дмит­рия Ере­ме­е­ви­ча), сохра­ни­ли здесь земель­ные вла­де­ния. После при­со­еди­не­ния Твер­ско­го вели­ко­го кня­же­ства к Рус­ско­му госу­дар­ству (1485 год) зем­ли быв­ше­го Клин­ско­го кня­же­ства в 1492–1493 годах были опи­са­ны в мос­ков­ском соху.

Источ­ник: Кузь­мин А.В. Клин­ское кня­же­ство. // Боль­шая Рос­сий­ская Энцик­ло­пе­дия (БРЭ). –
https://w.histrf.ru/articles/article/show/klinskoie_kniazhiestvo; В.А. Куч­кин. «Фор­ми­ро­ва­ние госу­дар­ствен­ной тер­ри­то­рии Севе­ро-Восточ­ной Руси в I—XIV вв.»

Лите­ра­ту­ра
Сот­ни­ко­ва М. П. Ден­ги твер­ских уде­лов До­ро­го­бу­жа и Ми­ку­ли­на (пер­вая по­ло­ви­на XV в.) // Хра­ни­тель. Ис­сле­до­ва­тель. Учи­тель: К 85-ле­тию В. М. По­ти­на. СПб., 2005
Клюг Э. Кня­же­ст­во Твер­ское (1247–1485 гг.). Тверь, 1994
Куч­кин В. А. Фор­ми­ро­ва­ние го­су­дар­ст­вен­ной тер­ри­то­рии Се­ве­­ро-Вос­точ­­ной Ру­си в X– XIV вв. М., 1984
Куч­кин В. А. Рус­ские кня­же­ст­ва и зем­ли пе­ред Ку­ли­ков­ской бит­вой // Ку­ли­ков­ская бит­ва. М., 1980
Фло­ря Б. Н. Об од­ном из ис­точ­ни­ков «Трак­та­та о двух Сар­ма­ти­ях» Мат­вея Ме­хов­ско­го // Со­вет­ское сла­вя­но­ве­де­ние. 1965. № 2

Историческая география

На запа­де вла­де­ния Клин­ско­го кня­же­ства охва­ты­ва­ли бас­сейн реки Лама, низо­вья и сред­нее тече­ние её при­то­ков – рек Кол­пян­ка, Лок­нош (Лок­наш, Лок­ныш), Яуза и др. Есте­ствен­ны­ми рубе­жа­ми на севе­ро-запа­де были бере­га рек Шоша и Вол­га, на севе­ре – река Хот­ча, на восто­ке – пра­во­бе­ре­жье реки Сест­ра и её пра­во­го при­то­ка реки Луто­сня, на юге – низо­вья пра­во­бе­ре­жья реки Малый Лок­нош и при­то­ка реки Ист­ра – реки Хоти­ши­на. На севе­ре Клин­ское кня­же­ство гра­ни­чи­ло с Кашин­ским кня­же­ством, на восто­ке – с Дмит­ров­ским кня­же­ством, на юге – с нов­го­род­ски­ми вла­де­ни­я­ми в окрест­но­стях Воло­ка (Лам­ско­го; ныне Волоколамск).

Кар­та тер­ри­то­рии Клин­ско­го княжества.

В сто­ли­це Клин­ско­го кня­же­ства пере­се­ка­лись важ­ные тор­го­вые пути из Моск­вы в Тверь (уча­сток доро­ги из Моск­вы в Нов­го­род), из Дмит­ро­ва на Волок (Лам­ский).

В пре­де­лах Клин­ско­го кня­же­ства на пра­во­бе­ре­жье реки Вол­га рас­по­ла­га­лись вла­де­ния епи­ско­пов Твер­ских (упо­ми­на­ют­ся с 1367).[1] Об этом, преж­де все­го, сви­де­тель­ству­ет лето­пис­ная запись нача­ла XV в. Опи­сы­вая наше­ствие на Русь ордын­ско­го тем­ни­ка Еди­гея в 1408 г., лето­пи­сец сооб­ща­ет, что мон­го­ло-тата­ры «Тфѣрь­ска­го насто­ло­ва­ниа дому свя­та­го Спа­са взя­ша волость Клинь­скую».[2] Из запи­си ста­но­вит­ся оче­вид­ным, что в твер­ской Клин­ской воло­сти были вла­де­ния твер­ско­го епи­ско­па. В этой свя­зи весь­ма важ­ным пред­став­ля­ет­ся изве­стие Рогож­ско­го лето­пис­ца под 1367 г. о том, что «рать Мос­ковь­скаа и Воло­чане тако изво­е­ва­ли Тфѣрь­скыи воло­сти на сеи сто­ронѣ Вол­ги и цер­ков­ныи воло­сти свя­та­го Спа­са...»[3]. «Сея» сто­ро­на Вол­ги — это, несо­мнен­но, пра­вая сто­ро­на реки, посколь­ку имен­но дан­ная сто­ро­на была «сей» для лето­пис­ца, писав­ше­го в твер­ском крем­ле. Сле­до­ва­тель­но, в 1367 г. моск­ви­ча­ми и воло­ча­на­ми были пово­е­ва­ны твер­ские зем­ли, лежав­шие в волж­ском пра­во­бе­ре­жье. Упо­ми­на­ние сре­ди этих земель безы­мян­ных цер­ков­ных воло­стей «свя­та­го Спа­са», т. е. епи­скоп­ской кафед­ры, име­ет в виду и Клин­скую волость, где, по сви­де­тель­ству 1408 г., были епи­скоп­ские села и дерев­ни. Целый ряд вла­дыч­ных дере­вень, по всей веро­ят­но­сти вла­ды­ки твер­ско­го, на гра­ни­це клин­ских ста­нов и воло­стей с руз­ски­ми (воло­ко­лам­ски­ми) и дмит­ров­ски­ми ста­на­ми и воло­стя­ми упо­ми­на­ет­ся в нача­ле XVI в.[4]

Источ­ник: В.А. Куч­кин. «Фор­ми­ро­ва­ние госу­дар­ствен­ной тер­ри­то­рии Севе­ро-Восточ­ной Руси в I—XIV вв.»

Поколенная роспись

I генерація

В.КН. КОН­СТАН­ТИН МИХАЙ­ЛО­ВИЧ КЛИН­СКИЙ И ТВЕР­СКОЙ (* ~ 1304, Тверь, † 1346, в Орде),

Князь клин­ский (1320–1346), вели­кий князь твер­ской (1328–1337, 1339–1346). Из твер­ских Рюри­ко­ви­чей. 3‑й сын Миха­и­ла Яро­сла­ви­ча. Брат Дмит­рия Михай­ло­ви­ча, Алек­сандра Михай­ло­ви­ча и Васи­лия Михай­ло­ви­ча. Зять мос­ков­ско­го кня­зя и вели­ко­го кня­зя вла­ди­мир­ско­го Юрия Даниловича.

Родил­ся, по-види­мо­му, в 1304 г. Осно­ва­ни­ем для такой дати­ров­ки слу­жит изве­стие Рогож­ско­го лето­пис­ца о рож­де­нии твер­ско­го кня­жи­ча в год кон­чи­ны вели­ко­го кня­зя вла­ди­мир­ско­го Андрея Алек­сан­дро­ви­ча (при этом запись в Рогож­ском лето­пис­це поме­ще­на под 1306).

В фев­ра­ле 1318 г. отправ­лен отцом в Орду, где стал залож­ни­ком при дво­ре хана Узбе­ка, испы­ты­вал раз­лич­ные тяго­ты («гла­дом мори­ти и затво­ри­ша его в еди­нои хра­мине»). Его поло­же­ние в Орде, веро­ят­но, нена­дол­го изме­ни­лось к луч­ше­му после при­ез­да в хан­скую став­ку его отца. Во вре­мя каз­ни Миха­и­ла Яро­сла­ви­ча (22 нояб­ря 1318) спас­ся вме­сте с частью твер­ских бояр, укрыв­шись у Боя­лынь, мате­ри хана Узбека.

По заве­ща­нию отца полу­чил во вла­де­ние Клин­ское кня­же­ство. В 1319 г. вер­нул­ся на Русь вме­сте с вели­ким кня­зем вла­ди­мир­ским Юри­ем Дани­ло­ви­чем, вплоть до кон­ца 1320 г. нахо­дил­ся при нём в каче­стве плен­ни­ка. В нояб­ре 1320 г. по ини­ци­а­ти­ве вели­ко­го кня­зя вла­ди­мир­ско­го обвен­чал­ся в Костро­ме с его дочерью.

Во вре­мя Твер­ско­го вос­ста­ния 1327 г., веро­ят­но, под­дер­жал сво­е­го стар­ше­го бра­та вели­ко­го кня­зя вла­ди­мир­ско­го и твер­ско­го Алек­сандра Михай­ло­ви­ча. Вме­сте с дру­ги­ми твер­ски­ми Рюри­ко­ви­ча­ми поки­нул Тверь и уехал на Севе­ро-Запад Руси, укрыл­ся в Ладо­ге (ныне село Ста­рая Ладо­га) с мате­рью кня­ги­ней Анной Дмит­ри­ев­ной и млад­шим бра­том Василием.

Пре­став­ле­ние вели­ко­го кня­зя твер­ско­го Кон­стан­ти­на Михай­ло­ви­ча в Орде. 1346. Мини­а­тю­ра из Лице­во­го лето­пис­но­го сво­да. 16 в. Биб­лио­те­ка Рос­сий­ской ака­де­мии наук, Санкт-Петер­бург. ОР БАН. 31. 7. 30–1. Л. 422об. Изоб­ра­же­ние из кни­ги: Лице­вой лето­пис­ный свод XVI века. Рус­ская лето­пис­ная исто­рия. Кн. 8. 1343–1372 гг. Москва : ООО «Фир­ма АКТЕ­ОН», 2014. С. 32.

Вер­нув­шись в Тверь после ухо­да кара­тель­ной «Федор­чу­ко­вой рати», занял вели­ко­кня­же­ский стол. К нача­лу сво­е­го прав­ле­ния уже имел опре­де­лён­ный поли­ти­че­ский опыт. Напра­вил все уси­лия на вос­ста­нов­ле­ние раз­ру­шен­ных горо­дов и сёл Твер­ско­го кня­же­ства. Во внеш­ней поли­ти­ке был вынуж­ден под­дер­жи­вать вели­ких кня­зей вла­ди­мир­ских и мос­ков­ских кня­зей Ива­на I Дани­ло­ви­ча Кали­ту и Семё­на Ива­но­ви­ча. В част­но­сти, в 1329 г. при­нял уча­стие в похо­де вой­ска Ива­на I Дани­ло­ви­ча Кали­ты на Псков для поим­ки Алек­сандра Михай­ло­ви­ча. В 1331 г. ездил в Орду, где про­был несколь­ко месяцев.

В 1337 г., после воз­вра­ще­ния в Тверь Алек­сандра Михай­ло­ви­ча и его семьи, доб­ро­воль­но усту­пил вели­кое кня­же­ние стар­ше­му бра­ту. В 1339 г., после каз­ни в Орде стар­ше­го бра­та и его стар­ше­го сына Фёдо­ра Алек­сан­дро­ви­ча, вто­рич­но стал пра­ви­те­лем Твер­ско­го кня­же­ства. Сра­зу после гибе­ли сво­их род­ствен­ни­ков Кон­стан­тин был вынуж­ден вывез­ти в Моск­ву по тре­бо­ва­нию вели­ко­го кня­зя вла­ди­мир­ско­го коло­кол твер­ско­го кафед­раль­но­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го собо­ра, что, веро­ят­но, долж­но было сим­во­ли­зи­ро­вать отказ Тве­ри от при­тя­за­ний на поли­ти­че­ское лидер­ство на Руси. Воз­дер­жи­вал­ся от актив­ных поли­ти­че­ских кон­так­тов с Вели­ким кня­же­ством Литов­ским, опа­са­ясь нега­тив­ной реак­ции со сто­ро­ны пра­ви­те­лей Мос­ков­ско­го кня­же­ства и Орды. В 1340 г. не участ­во­вал в похо­де войск вели­ко­го кня­зя вла­ди­мир­ско­го и союз­ных ему кня­зей на Смо­лен­ское кня­же­ство; ниче­го не извест­но об уча­стии каких-либо отря­дов из Твер­ско­го кня­же­ства в этом походе

В 1340 г., вско­ре после кон­чи­ны Ива­на I Дани­ло­ви­ча Кали­ты отпра­вил­ся в Орду для под­твер­жде­ния сво­их прав на Тверь. После смер­ти хана Узбе­ка вновь посе­тил Орду в 1342 г., полу­чив от хана Джа­ни­бе­ка ярлык на твер­ской стол.

Сосре­до­то­чив в сво­их руках цен­траль­ную часть Твер­ско­го кня­же­ства, Кон­стан­тин Михай­ло­вич к кон­цу сво­е­го прав­ле­ния пытал­ся поста­вить под кон­троль и запад­ную часть – вла­де­ния сыно­вей Алек­сандра Михай­ло­ви­ча во гла­ве с холм­ским кня­зем Все­во­ло­дом Алек­сан­дро­ви­чем. В 1346 г. всту­пил в кон­фликт с Все­во­ло­дом Алек­сан­дро­ви­чем, наста­и­вал на сбо­ре повы­шен­ной дани с бояр и слуг пле­мян­ни­ков. В том же году оба кня­зя отпра­ви­лись в Орду на суд хана Джа­ни­бе­ка, во вре­мя кото­ро­го Кон­стан­тин Михай­ло­вич скончался.

Был два­жды женат: 1‑м бра­ком на княжне Софье Юрьевне (ум. не позд­нее 1339); 2‑м бра­ком на Евдо­кии (ум. 1365).

Біб­ліо­гра­фія: Шты­ков Н. В. Кон­стан­тин Михай­ло­вич // Боль­шая рос­сий­ская энцик­ло­пе­дия: науч­но-обра­зо­ва­тель­ный пор­тал – URL: https://​bigenc​.ru/​c​/​k​o​n​s​t​a​n​t​i​n​-​m​i​k​h​a​i​l​o​v​i​c​h​-​b​c​2​4​9​4​/​?​v​=​7​3​8​5​706. – Дата пуб­ли­ка­ции: 29.05.2023

ПЕЧАТКИ

Печаток не знайдено

ПУБЛІКАЦІЇ ДОКУМЕНТІВ

Документів не знайдено

АЛЬБОМИ З МЕДІА

Медіа не знайдено

РЕЛЯЦІЙНІ СТАТТІ

Статтєй не знайдено

НОТАТКИ
  1. В.А. Куч­кин. «Фор­ми­ро­ва­ние госу­дар­ствен­ной тер­ри­то­рии Севе­ро-Восточ­ной Руси в I—XIV вв.»[]
  2. ПСРЛ, т. 15, вып. 1, стб. 185; т. 18, с. 158—159 (тот же текст). Факт этот глу­хо отме­чен уже В.С. Бор­за­ков­ским (Бор­за­ков­ский В.С. Указ. соч., с. 39). Сам В.С. Бор­за­ков­ский, дока­зы­вая при­над­леж­ность Кли­на Тве­ри, исполь­зо­вал доволь­но позд­нее лето­пис­ное изве­стие 1492 г. (надо — 1491 г. — В.К.), сооб­ща­ю­щее об опи­са­нии мос­ков­ски­ми пис­ца­ми твер­ских земель. Сре­ди этих земель зна­чил­ся и Клин (Бор­за­ков­ский В.С. Указ. соч., с. 39).[]
  3. ПСРЛ, т. 15, вып. 1, стб. 84.[]
  4. ДДГ, № 96, с. 401—402, 403.[]

Оставьте комментарий