Карголомские

Общие сведения

Кар­го­лом­ские — княд­же­ский род, Рюри­ко­ви­чи, ветвь Бело­зер­ских кня­зей, потом­ки вели­ко­го кня­зя Вла­ди­мир­ско­го Все­во­ло­да Боль­шое Гнез­до. Их родо­на­чаль­ни­ком являл­ся князь Иван Васи­лье­вич Кар­го­лом­ский и Ухтом­ский, сын кня­зя Васи­лия Рома­но­ви­ча Согор­ско­го (Сугор­ско­го). Родо­вые вла­де­ния Кар­го­лом­ских рас­по­ла­га­лись в воло­сти Кар­го­ло­ма, на тер­ри­то­рии кото­рой нахо­дил­ся город Бело­озе­ро. Назва­ние полу­чи­ли по селу Кар­го­ло­му, глав­но­му цен­тру сво­их вла­де­ний, рас­по­ла­гав­ших­ся по бере­гу Бело­го озе­ра до Кубен­ско­го озе­ра, начи­на­ясь выше устья Шекс­ны. Дол­гое вре­мя кня­зья Кар­го­лом­ские вла­де­ли Ухтом­ской воло­стью, впо­след­ствии отде­лив­шей­ся от Карголома.

Извест­ны вкла­ды Кар­го­лом­ских в Кирил­ло-Бело­зер­ский мона­стырь дерев­ня­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми в этой воло­сти («в сво­ей отчине в Кар­го­ло­ме» 1, в несколь­ких доку­мен­тах в Кар­го­ло­ме упо­ми­на­ют­ся межи кня­зей Кар­го­лом­ских с сосед­ни­ми зем­ле­вла­дель­ца­ми 2. Сто­ли­ца Кар­го­лом­ско­го кня­же­ства – вол. Кар­го­ло­ма к восто­ку от г. Бело­зер­ска по бере­гу Бело­го озе­ра (совр. с. Кар­го­лом, Бело­зер­ский р-н, Воло­год­ская обл., Россия)

Лите­ра­ту­ра: Гряз­нов А.Л. (Волог­да) Бело­зер­ский кня­же­ский род в кон­це XIV-XV вв.

Историческая география

«По кня­зя сво­е­го сло­ву князь Федо­ра Ива­но­ви­ча. . . Кня­ги­ня Наста­сья с сво­и­ми детьми с Ива­ном да с Фили­пом дала . . . в Кирил­лов мона­стырь дерев­ню Демидовскую».2 Упо­мя­ну­тый в послед­ней дан­ной гра­мо­те сын Наста­сьи Иван Федо­ро­вич дал игу­ме­ну Игна­тью (1471—1475) «по сво­их ради­те­лех» дерев­ню Сыр­не­во «с судом и з данью и с все­ми пошлинами».3 Судя по отвод­ной гра­мо­те 1482 г., все эти дерев­ни нахо­ди­лись рядом друг с дру­гом и при­мы­ка­ли с восто­ка к горо­ду Бело­зер­ску. Мож­но, сле­до­ва­тель­но, пола­гать, что вот­чи­на кня­зей Кар­го­лом­ских не охва­ты­ва­ла все­го быв­ше­го Кар­го­лом­ско­го уде­ла. К 1482 г. вот­чи­на кня­зей Кар­го­лом­ских на бере­гу Бело­го озе­ра уже, оче­вид­но, не суще­ство­ва­ла. Это пред­по­ло­же­ние осно­ва­но на том, что в отвод­ной гра­мо­те 1482 г. мона­стыр­ская зем­ля нигде не схо­ди­лась с зем­лями кня­зей Кар­го­лом­ских. Наобо­рот, из отвод­ной гра­мо­ты вид­но, что в быв­шем Кар­го­лом­ском уде­ле были дерев­ни Фера­пон­то­ва мона­сты­ря, Никит­ско­го мона­сты­ря, а так­же дерев­ни вели­ко­го кня­зя, т. е. чер­ные земли
Кня­зья Кар­го­лом­ские име­ли зем­ли в дру­гих частях Белоозера. 

Две дерев­ни Кирил­ло­ва мона­сты­ря нахо­ди­лись на бере­гу Бело­го озе­ра в Кар­го­ло­ме: дерев­ни Попов­ское и сель­цо Береж­ное. Фера­пон­тов мона­стырь имел 2 дерев­ни в Кар­го­ло­ме: Чер­но­мор­ская и Есипова.

Поколенная роспись

XVI генерация от Рюрика

КН. ИВАН ВАСИ­ЛЬЕ­ВИЧ КАР­ГО­ЛОМ­СКИЙ (упом. ок. 1380-1410)

князь Кар­го­лом­ский и Ухтом­ский. При раз­де­ле Бело­зер­ско­го уде­ла, после смер­ти отца, полу­чил во вла­де­ние село Кар­го­лом, волость кото­ро­го тяну­лась на восток по бере­гу Бело­го озе­ра, выше впа­де­ния реки Шекс­ны, и Ухтом­скую волость. Изве­стен толь­ко по родо­слов­ным. Жил в XIV и XV вв. Ско­рее все­го, в пер­вом деся­ти­ле­тии XV в. име­на Афа­на­сия Шеле­шпаль­ско­го и Ива­на Кар­го­лом­ско­го чека­ни­лись на серии монет удель­но­го Можай­ско­го и Бело­зер­ско­го кня­зя Андрея Дмит­ри­е­ви­ча. его жена — «кня­ги­ня Ива­но­ва Кар­го­ломь­ская» была исце­ле­на самим Кирил­лом Белозерским.

Родо­вые вла­де­ния Кар­го­лом­ских рас­по­ла­га­лись в воло­сти Кар­го­ло­ма, на тер­ри­то­рии кото­рой нахо­дил­ся город Бело­озе­ро. Извест­ны вкла­ды Кар­го­лом­ских в Кири­л­­ло-Бело­­зер­ский мона­стырь дерев­ня­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми в этой воло­сти («в сво­ей отчине в Кар­го­ло­ме» 3, в несколь­ких доку­мен­тах в Кар­го­ло­ме упо­ми­на­ют­ся межи кня­зей Кар­го­лом­ских с сосед­ни­ми землевладельцами.

Ж., N, упо­ми­на­ет­ся в житии Кирил­ла Бело­зер­ско­го.

XVII генерация от Рюрика

КН. ФЁДОР ИВА­НО­ВИЧ КАР­ГО­ЛОМ­СКИЙ (1448/69, †ум. до 1470)

Кня­ги­ни Наста­сья княжъ Федо­ро­ва Ива­но­ви­ча сво­и­ми дет­ми, с Ыва­номъ да съ Ѳили­помъ, дали въ домъ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы въ Кири­ловъ мона­стырь дерев­ню Деми­дов­скую 4

Вла­де­тель Кар­го­лом­ской воло­сти, князь Федор Ива­но­вич Кар­го­лом­ский дал в Кирил­лов мона­стырь игу­ме­ну Касья­ну (1448—1469) «дерев­ню Илей­цы­но в сво­ей вот­чине, в Кар­го­ло­ме, и с судом и с данью». 5 Позд­нее «по кня­зя сво­е­го сло­ву князь Федо­ра Ива­но­ви­ча. . . Кня­ги­ня Наста­сья с сво­и­ми детьми с Ива­ном да с Фили­пом дала . . . в Кирил­лов мона­стырь дерев­ню Деми­дов­скую». 6 Упо­мя­ну­тый в послед­ней дан­ной гра­мо­те сын Наста­сьи Иван Федо­ро­вич дал игу­ме­ну Игна­тью (1471—1475) «по сво­их ради­те­лех» дерев­ню Сыр­не­во «с судом и з данью и с все­ми пошли­на­ми». 7 Судя по отвод­ной гра­мо­те 1482 г., все эти дерев­ни нахо­ди­лись рядом друг с дру­гом и при­мы­ка­ли с восто­ка к горо­ду Бело­зер­ску. Мож­но, сле­до­ва­тель­но, пола­гать, что вот­чи­на кня­зей Кар­го­лом­ских не охва­ты­ва­ла все­го быв­ше­го Кар­го­лом­ско­го уде­ла. К 1482 г. вот­чи­на кня­зей Кар­го­лом­ских на бере­гу Бело­го озе­ра уже, оче­вид­но, не суще­ство­ва­ла. Это пред­по­ло­же­ние осно­ва­но на том, что в отвод­ной гра­мо­те 1482 г. мона­стыр­ская зем­ля нигде не схо­ди­лась с зем­лями кня­зей Кар­го­лом­ских. Наобо­рот, из отвод­ной гра­мо­ты вид­но, что в быв­шем Кар­го­лом­ском уде­ле были дерев­ни Фера­пон­то­ва мона­сты­ря, Никит­ско­го мона­сты­ря, а так­же дерев­ни вели­ко­го кня­зя, т. е. чер­ные земли.

Ж., НАСТА­СЬЯ

КН. ИВАН ИВА­НО­ВИЧ УХТОМ­СКИЙ (1440, 1464?)

вла­де­тель Ухтом­ской воло­сти. В ниж­нем и сред­нем тече­нии поше­хон­ской реки Ухто­мы, лево­го при­то­ка Сого­жи, в XVII в. рас­по­ла­га­лась Ухтом­ская волость, но в XVI в. и, веро­ят­но, ранее эта мест­ность обо­зна­ча­лась даже сами­ми Ухтом­ски­ми доволь­но раз­мы­то: «в Поше­хо­нье на Ухто­ме» 8. Вла­де­ния Ухтом­ских в этой мест­но­сти (от впа­де­ния Ухто­мы в Сого­жу до впа­де­ния в Ухто­му реч­ки Шелек­ши) вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся по актам кон­ца XV-XVI вв. (более 40 номе­ров). Судя по ним, Ухтом­ские «в Поше­хо­нье на Ухто­ме», как и Кем­ские в Кеме пер­во­на­чаль­но обла­да­ли все­ми зем­ля­ми на этой территории.

XVII генерация от Рюрика

КН. ИВАН ФЁДО­РО­ВИЧ КАР­ГО­ЛОМ­СКИЙ (1471, 1495)

стар­ший сын кня­зя Фёдо­ра Ива­но­ви­ча Кар­го­лом­ско­го, в 1470-е гг. вла­дел вот­чи­на­ми в Кар­го­ло­ме в Бело­зер­ском уез­де 9. В жало­ван­ных гра­мо­тах Миха­и­ла Андре­еви­ча неод­но­крат­но упо­ми­на­ют­ся его кня­зья, а в одной из них пря­мо гово­рит­ся о его бело­зер­ских кня­зьях 10, под кото­ры­ми, види­мо, нуж­но пони­мать пред­ста­ви­те­лей фами­лий Андом­ских, Вад­боль­ских, Кем­ских и Кар­га­лом­ских. Один из них — Иван Федо­ро­вич Кар­га­лом­ский — участ­во­вал в похо­де на Нов­го­род в 1478 г. Сам князь Миха­ил Андре­евич в похо­де не участ­во­вал, но вой­ска­ми Бело­зер­ско-Верей­ско­го уде­ла руко­во­дил его сын Васи­лий Михай­ло­вич 11. В октяб­ре 1495 г. сын бояр­ский в сви­те Ива­на III в Нов­го­род 12.

В 1471–1475 гг. князь И. Ф. Кар­го­лом­ский дал вкла­дом в Кирил­ло-Бело­зер­ский мона­стырь дерев­ню Сыр­не­во «в сво­ей вот­чине Кар­го­ло­ме по сво­их роди­те­лех» «с судом и с данию, и все­ми пошли­на­ми» 13. Рядом с дерев­ней Сыр­не­вой нахо­ди­лась зем­ля Фау­стов­ская. До нас дошла дан­ная гра­мо­та Васи­лия Алек­се­е­ва Гор­бо­ва, кото­рый дал в «мона­стырь игу­ме­ну Игна­тию з бра­ти­ею в Кар­го­ло­ме пустошь Фау­стов­скую с кня­зем с Ива­ном Кар­го­лом­ским в межах» 14.

В более позд­них гра­мо­тах кня­зя Миха­и­ла Андре­еви­ча ука­зы­ва­ет­ся, что во вла­де­нии Чере­по­вец­ко­го мона­сты­ря были: село Сте­па­нов­ское, зем­ли на Усть-Ков­ши (Ков­жи), зем­ли чуров­ские, сель­цо Федосьевское6 и дерев­ня Мату­ри­на, 15 кото­рую дал в мона­стырь князь Иван Кар­го­лом­ский. Гра­мо­та сооб­ща­ет: «А ту дерев­ню дал к вели­ко­му Вос­кре­се­нью князь Иван Кар­го­лом­ский по душе, а та дерев­ня тяну­ла к мое­му ста­ну к Чере­по­вец­ко­му судом и данью». Дерев­ня Мату­ри­на нахо­дит­ся к юго-восто­ку от Чере­пов­ца (кар­та № 1, К II). Из одной жало­ван­ной гра­мо­ты кня­зя Миха­и­ла Андре­еви­ча Вос­кре­сен­ско­му Чере­по­вец­ко­му мона­сты­рю (1473—1486) 16 узна­ем, что князь Иван Кар­го­лом­ский дал в этот мона­стырь дерев­ню Мату­рин­скую, нахо­дя­щу­ю­ся к югу от Чере­пов­ца. Труд­но пола­гать, что­бы эта дерев­ня, столь удален­ная от Кар­го­ло­мы, мог­ла быть родо­вой вот­чи­ной кня­зя Ива­на. Пра­виль­нее будет пред­по­ло­жить, что эту дерев­ню Иван Кар­го­лом­ский спе­ци­аль­но при­об­рел, что­бы дать ее в мона­стырь, с кото­рым она нахо­ди­лась рядом. Про дерев­ню Мату­рин­скую в гра­мо­те кня­зя Миха­и­ла Андре­еви­ча ска­за­но: <А та дерев­ня тяну­ла к мое­му ста­ну к Чере­по­вец­ко­му судом и данью». Это дока­зы­ва­ет, что она не была родо­вым вла­де­ни­ем кня­зей Кар­го­лом­ских, так как все родо­вые дерев­ни кня­зья дава­ли в мона­стырь «с судом и данью», т. е. в родо­вых вла­де­ни­ях веда­ли суд и дань соби­ра­ли сами.

В 1471–1475 гг. послух («князь Иван Федо­ро­вич Кар­го­лом­ской, да Лука Пан­кра­товъ, да Сен­ка Тре­тья­ковъ, да туто жбы­ли дѣти мои, Олек­сан­дръ да Осѣй, а гра­мо­ту писалъ ста­ре­ць Кирилова.монастыря Игна­тей Тутол­м­инъ») в дан­ной гра­мо­те стар­ца Авра­амия (А. Д. Вну­ко­ва) Кирил­ло-Бело­зер­ско­го мона­сты­ря игу­ме­ну оби­те­ли на зем­ли в Бело­зер­ском уез­де 17. До 1478–1482 гг. был послу­хом в дан­ной гра­мо­те А. А. Вну­ко­ва Тро­и­це-Сер­ги­е­ву мона­сты­рю на зем­ли в Бело­зе­рье 18. Васи­лей Олексѣевъ сынъ Гор­бовъ по сво­ихъ роди­те­лехъ и по сво­ей душѣ въ Кар­го­ло­ме пустошь Фау­стов­скую, въ межахъ со кня­земъ Ива­номъ Кар­го­лом­скимъ да съ Вера­пон­тов­ски­ми стар­цы, да ножен­ки з боло­томъ, да къ той же пусто­ши конецъ ель­ни­ка, пожен­ку з боло­томъ; 19.

Упо­мя­нут сре­ди долж­ни­ков в духов­ной 1470-е – 1482 гг. Федо­ра Окин­фо­ва (Оки­ше­ва)20. Харак­тер­но, что часть
земель Федо­ра Окин­фо­ва была рас­по­ло­же­на в Кар­го­ло­ме (на Белоозере),
то есть там, где нахо­ди­лись родо­вые зем­ли кня­зей Кар­го­лом­ских. Преж­де всего,
это дерев­ня Фомин­ская Лопа­тин­ско­го, куп­лен­ная ранее у Ива­на Лопа­ти­на, и нахо­див­ша­я­ся смеж­но с вот­чи­на­ми кня­зя Ива­на Кар­го­лом­ско­го и Кирил­ло-Бело­зер­ско­го мона­сты­ря. В дан­ной гра­мо­те детей Федо­ра Окин­фо­ва Кирил­ло-Бело­зер­ско­му мона­сты­рю на
эту дерев­ню ска­за­но «отца их куп­лю дерев­ню в Кар­го­ло­ме Фоминь­скую Лопатина»(см.: АСЭИ. Т. 2. № 304). О том, что имя Лопа­ти­на Иван, извест­но при сопоставлении
со вкла­дом Ива­на Лопа­ти­на «в Кар­го­ло­ме на Береж­ную зем­лю» игу­ме­ну Три­фо­ну (см.:
Там же. № 314. С. 285). 

По кня­зе Иване Кар­го­лом­ском дано вкла­дом в Тро­и­це-Сер­ги­ев мона­стырь 200 руб.21.

Без­де­тен.

КН. ФИЛИПП ФЁДО­РО­ВИЧ КАРО­ЛОМ­СКИЙ (упом. ок. 1471/75) (ум. до 1495)

вто­рой сын кня­зя Фёдо­ра Ива­но­ви­ча Кар­го­лом­ског, отсут­сту­ет в родо­слов­цах. Князь Филипп Федо­ро­вич Кар­го­лом­ский вме­сте с мате­рью Ана­ста­си­ей и бра­том Ива­ном назван в каче­стве вклад­чи­ка в Кирил­ло-Бело­зер­ский мона­стырь: «Кня­ги­ни Наста­сья княжъ Федо­ро­ва Ива­но­ви­ча сво­и­ми дет­ми, с Ыва­номъ да съ Ѳили­помъ, дали въ домъ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы въ Кири­ловъ мона­стырь дерев­ню Деми­дов­скую» 22.

Скрипториум

№ 1

[1420–1430-е годы – до 1434 г.]. — Куп­чая Гри­го­рия Ива­но­ви­ча [Мона­сты­ре­ва] на
куп­лен­ные у кн. Ива­на Васи­лье­ви­ча [Кар­го­лом­ско­го] Копа­нов­ские пожни 

Спи­сок с под­лин­ные с купчие.
Се аз, Гри­го­рей Ива­но­вич, купил есми у кня­зя у Ива­на Васи­лье­ви­ча пожни Копа­нов­ские и с ост­ро­вом. Дал есми на них десять руб­лев да овцу пополнка.
А на то послу­си: Костян­тин Несте­ро­вичь, да Заха­рья, да Иваш­ко Ильин, да Мики­фор Горбов.

ОР РНБ, Собра­ние Санкт-Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии (ф. 573), А. I/16, л. 1151. В соста­ве копий­ной кни­ги Кирил­ло-Бело­зер­ско­го м-ря 1630-х гг.
Публ.: Кобрин В. Б. Гра­мо­ты XIV–XV вв. из архи­ва Кирил­ло-Бело­зер­ско­го мона­сты­ря. // Архео­гра­фи­че­ский еже­год­ник за 1968 год. М., 1970, с. 408, № 3.

№ 2

[1470-е – 1482 гг.] — Духов­ная гра­мо­та Федо­ра Окинфова 

Во имя Отца и Сына и свя­та­го Духа. Се яз, раб божей Федор Окинь­фов, пишю сию гра­мо­ту душев­ную сво­им целым умом и сво­им целым смыс­лом, кому ми что дати, а у кого ми что взяти.
Дати ми Федо­ру Ере­ме­е­ву 50 алтын. Дати ми кня­зю Ива­ну Кем­ско­му 4 руб­ли по каба­ле. Дати ми Мату­ку Малу­хи­ну рубль. Дати ми Пан­кра­ту Мики­ти­ну 24 алъ­тын. Дати ми Кури­лу Давы­до­ву 50 алъ­тын. Дати ми стар­цю Евъстра­тью 50 алътын.
А взя­ти ми у Оле­ши у Офо­на­сье­ва 6 руб­лев. Взя­ти ми у Осея у Офо­на­сье­ва 10 руб­лев. Взя­ти ми у Федо­ра у Судо­ко­ва рубль. Взя­ти ми у кня­зя у Ива­на у Каръ­го­ло­мъ­ско­го 2 руб­ля да десять денег. Взя­ти ми у кня­зя у Юрья у Кемь­ско­го 50
алъ­тын. Взя­ти ми у кня­зя у Олек­сандра у Кемь­ско­го 25 алъ­тын. Взя­ти ми у Олю­ши у
Паръ­фе­но­ва в Кеме 2 руб­ля. Взя­ти ми у Оме­ли у Оаръ­ти­на в Кич­не­ме рубль. Взя­ти ми у Ива­на у Мики­фо­ро­ва у Горъ­бо­ва полъ­пя­та руб­ля. Взя­ти ми у Ива­на у Васи­лье­ва да у Гри­ди у Сте­па­но­ва 2 руб­ля. Взя­ти ми у Сте­па­на у Насо­но­ва 4 руб­ли. Взя­ти ми у Мит­ро­фа­на у Ели­за­ро­ва 4 руб­ли да десять алъ­тын. Взя­ти ми от попа у Еси­па у Меле­хо­ва сорок алъ­тын с грив­ною. Взя­ти ми у Сома 10 алъ­тын. Взя­ти ми у Федо­ра у Костян­ти­но­ва 2 грив­ны. Взя­ти ми у Онто­на у Зино­во­ва в Кири­ло­ве мана­сты­ре рубль. Взя­ти ми у Бори­са у Мак­си­мо­ва 30 алъ­тын без грив­ны. Взя­ти ми у Мас­ла рубль. Взя­ти ми у Дмит­ра у Гани­на рубль. Взя­ти ми у Евсю­ка у Помин­ко­ва рубль. Взя­ти ми у Фофа­на у Рольи­на пят­де­сят олъ­тын. Взя­ти ми у Фед­ка у Сима­но­ва у Кри­во­во 3 руб­ли. Взя­ти ми у Олеш­ка у Суе­ты у пере­слав­ца 20 алъ­тын с грив­ною. Взя­ти ми у Сте­па­на у Нови­ко­ва 20 алъ­тын. Взя­ти ми у Кузем­ки у Бура­ко­ва пол­ти­на. Взя­ти ми у Демы у Моск­ви­на 30 алъ­тын. Взя­ти ми у Лукья­на у Толъ­сти­ко­ва 2 руб­ля, да у бра­та у его у Мини рубль. Взя­ти ми у Лукъ­я­на же 30 алъ­тын без грив­ны… Взя­ти ми у Дмит­рея у Ива­но­ви­ча рубль. Взя­ти ми у Фед­ка у Мед­ве­де­ва да у бра­та у его у Олеш­ка 2 руб­ля. Взя­ти ми у Саве­ла у Сав­лу­ко­ва бра­та в Дуб­ро­ве рубль. Взя­ти ми у Федо­ра у Мики­ти­на 20 алъ­тын с грив­ною. Взя­ти ми у Ува­ра у Федо­ро­ва слу­ги у Мики­ти­на 2 грив­ны. Взя­ти ми у Ива­на у бра­та 4 грив­ны, а поималъ­ся по Олю­ше по Обро­со­ве. Взя­ти ми у Тре­тья­ка у Чере­повь­ско­го пол­ти­на. Взя­ти ми у Олек­сея у Васи­лье­ва 30 алъ­тын без грив­ны. Взя­ти ми у Федо­сья у стар­ца у Пиво­ва 3 руб­ля, а пой­мал ся по Фоме. Взя­ти ми на ост­ро­ве на Кома­не­ве на Оку­ле Коро­ва­е­ве 10 алъ­тын. Взя­ти ми у Гуся 10 алъ­тын. Взя­ти ми у попа у Онь­фи­ло­фья на Комо­не­ве 10 бочек ржи. Взя­ти ми у Захар­ка да у бра­та у его у Минь­ки 4 руб­ли. Взя­ти ми на Июд­ке полов­ни­чих кун рубль. Взя­ти ми на Федот­ке на сво­ем холо­пе 3 руб­ли, а отпу­стил есми его на сво­бо­ду, и женою и с дет­ми. Взя­ти ми на Фед­ке полов­ни­чих кун рубль. Взя­ти ми на Коне рубль полов­ни­чих кун. Взя­ти ми на Ефи­ме да на бра­те на его на Мака­ре 30 алъ­тын без грив­ны полов­ни­чих кун. Взя­ти ми на Фетее шест­де­сят алъ­тын. Взя­ти ми на Игнат­це рубль. Взя­ти ми на Софре­ке рубль. А, запла­тив день­ги, зем­ля им на четы­ре части. Взя­ти ми у Один­ца да у его детей 50 бочек овса, у Пана, да у Пав­ша­ка, да у Ган­ца, да у Офони.
А что мои дерев­ни и зем­ли, и пожни, и участ­ки, 1везу,1 за боло­том, три дерев­ни: Песоч­но да Матю­нинь­ская дерев­ня, Офо­на­сьевъская дерев­ня, да в Шоле Одинь­цовь­ская дерев­ня, а теми зем­ля­ми и дерев­ня­ми и пожня­ми, и что к тем дерев­ням иста­ри­ны потяг­ло, бла­го­слов­ляю детей сво­их Мак­си­ма да Семе­на, да Ондрея. А межа две­ма дерев­ням забо­ло­ць­ким Матю­нинь­ской да Офо­на­сьевъской: по Понъ­жю реку да ручьем пря­мо на Руб­левъскую дерев­ню по мости­що, да с мости­ща пря­мо на мох, да на Черноморьскую
речь­ку, а от Чер­но­морь­ские речьки2 с моей же дерев­ней с Песочной2 в межах.
Да зало­жил есми в Кири­лов мона­стырь 3 пожни: поле на усть Пон­жи реки, Офро­си­ньинь­скую пожню, Тру­фа­новь­ская пожня в полу­ш­те руб­ле. И будет моим детем до пожен, ине ден­ги запла­тят, а пожни вымут. Да бла­го­сло­вил есми детей сво­их пожнею Судо­ковь­скою в Огне­ме про­ти­ву Шиебует
речь­ки, в межах с чер­ни­ци с Усте­пь­ски­ми, а с дру­гую сто­ро­ну со кня­жьею пожнею в межах.
Да бла­го­сло­вил есми сына сво­е­го Мать­фея и с мате­рью дерев­нею Гри­дин­ско­го на берез­ни­ке в Лозе и с пожня­ми и с лови­щи и со всем уго­дьем, что к ней иста­ри­ны потяг­ло, по реку по Сомъ­сар межа, да по Каче реку, да по мости­ще, от сло­бо­ды пря­мо по боло­то на Воз­мю речь­ку. Да бла­го­сло­вил есми сына сво­е­го Мать­фея и с мате­рью дерев­нею Фоминь­скою Лопа­тинь­ско­го в Каръ­го­ло­ме; а в межах с чер­ни­ци с кири­ло­въски­ми с обе сто­ро­ны, а от поля в межах со кня­зем Ива­ном с Каръголомским.А пой­дет жена моя замуж, ино та дерев­ня детем моим всем на подел.
Да бла­го­слов­ляю детей сво­их Мак­си­ма да Семе­на, Ондрея в Педем­ском езу тре­ма участ­ки, да в Нухов­ском езу тре­мя же участ­ки. Да бла­го­слов­ляю сына сво­е­го Мать­фея и с
мате­рью в Нухов­ском езу две­ма участки.
Дати ми Под­осен­ку Тро­я­но­ву 8 алътын.
Да бла­го­сло­вил есми сына сво­е­го Мать­фея и с мате­рью пожнею Щеле­пинь­скою. А тую пожню зало­жи­ли мне Носо­но­вы дети Сте­пан в пяти­де­сят алъ­ты­нех без грив­ны. Будет Сте­па­ну до пожни, и он ден­ги сыну мое­му Мат­фею и жене моей Олене запла­тит, а пожню выймет.
А что мои двои двор и моя зем­ля: от люд­щи­ка по мой ого­род пря­мо к Шексне. А то есми при­ка­зал сво­ей бра­тье, и не поде­лят мои дети. А дати ми жене сво­ей Олене пол­чет­вер­та­надца­та рубля.
А при­ка­зы­ваю сию душев­ную гра­мо­ту сво­ей бра­тье Гри­го­рью, Ива­ну, Еси­пу, Титу.
А дал есми зятю сво­е­му Васи­лью и с доче­рью сво­ею… тиньею… ово, 25 руб­лев день­га­ми; да дал есми доче­ри сво­ей Фети­нье семью людей: Фет… женою да сыном… руб­лев ходя­чих, да жон­ку Мат­рен­ку с доче­рью с Нини­ли­цею в двою руб­лев в ходя­чих. И зять мой Васи­лей пре­ста­ви­ся и при­да­ное доче­ри моее оста­лось все у сва­та у мое­го у Федо­ра, а дочерь мою ко мне отпу­стил, а при­да­но­го о… иче­го. А дати ми Иваш­ку седел­ни­ку шест­де­сят алтын.
А сию душев­ную при­ка­зы­ваю бра­тье сво­ей… пла­ти­ти, и сло­бо­да собра­ти, и по души попра­ви­ти, и дети поделити.
А у духов­ные сидел отец… вной поп Гри­го­рей, слу­жи­тель вели­ко­го АръханьгилаМихаила.
А на то послу­си: Иван Лвов, Вис­ло … ильев сын Онто­ни­ди­на, Есип Тимо­фе­ев, Пан­крат Мики­тин, Федор Еремеев.
А сию душев­ную гра­мо­ту писал Иваш­ко Она­ньин сын дьяк.
А сию духов­ную гра­мо­ту запе­ча­та­ли есмя вси, отец духов­ной… як оди­ною печа­тью, попов печа­тью кре­стом Григорьевом.
Публ.: АЮ, № 414, с. 441–442.
Публ.: Стрель­ни­ков С. В. Гра­мо­ты XV – нача­ла XVI века из архи­ва Кирил­ло-Бело­зер­ско­го мона­сты­ря. // Рус­ское сред­не­ве­ко­вье. Сб. ст. в честь про­фес­со­ра Юрия Геор­ги­е­ви­ча Алек­се­е­ва. М., 2012, с.139–141, № 12 (по АЮ).
Примечания:
1 в изда­нии АЮ отме­че­но: «В подл, виезу»
2 в изда­нии АЮ отме­че­но: «В подл. С моев же деревне с Песочнов».

НОТАТ­КИ
  1. АСЭИ. Т. II. № 114. С. 71, № 210. С. 136, № 225. С. 146-147.[]
  2. АСЭИ. Т. II. № 87. С. 53 (1435-1447 гг.), № 209. С. 136 (1471-1475 гг.), АЮ. № 414. С. 442 (кон. XV в.) – дати­ров­ка наша.[]
  3. АСЭИ. Т. II. № 114. С. 71, № 210. С. 136, № 225. С. 146-147.[]
  4. 1556 г.,марта 20. Жало­ван­ная гра­мо­та царя Ива­на Васи­лье­ви­ча Кирил­ло-Бѣло­зер­ско­му мона­сты­рю на его вот­чи­ны.[]
  5. Деболь­ский. Граж­дан­ская дее­спо­соб­ность по рус­ско­му пра­ву, стр. 351.[]
  6. Там же, стр. 351.[]
  7. Там же, № 63.[]
  8. АЮ № 241. С. 263, № 242. С. 264.[]
  9. Акты соци­аль­но-эко­но­ми­че­ской исто­рии Севе­ро-Восточ­ной Руси кон­ца XIV–начала XVI в. Т. 2. М., 1958. № 209, 290 (Л. 16 об.. 17, 19 об.; № 316. С. 285[]
  10. АСЭИ. Т. II. № 127. С. 77.[]
  11. АСЭИ. Т. I. № 467. С. 353.[]
  12. Раз­ряд­ная кни­га 1475–1605 гг. Т. 1. Ч. 1. М., 1977. С. 45[]
  13. Акты соци­аль­но-эко­но­ми­че­ской исто­рии Севе­ро-Восточ­ной Руси кон­ца XIV–начала XVI в. Т. 2. М., 1958. № 210). В 1473–1485 гг. кня­ги­ня Ана­ста­сия, вдо­ва кня­зя В. И. Кар­го­лом­ско­го, с детьми Ива­ном и Филип­пом дали Кирил­ло-Бело­зер­ско­му мона­сты­рю дерев­ню Деми­дов­скую в Кар­го­ло­ме (Акты соци­аль­но-эко­но­ми­че­ской исто­рии Севе­ро-Восточ­ной Руси кон­ца XIV–начала XVI в. Т. 2. М., 1958. № 225[]
  14. Деболь­ский, № 65[]
  15. Амвро­сий. Исто­рия рос­сий­ской иерар­хии, ч. VI, стр. 682—683., стр. 681—682.[]
  16. Исто­рия рос­сий­ской иерар­хии, ч. VI, стр. 681—682.[]
  17. Акты соци­аль­но-эко­но­ми­че­ской исто­рии Севе­ро-Восточ­ной Руси кон­ца XIV–начала XVI в. Т. 2. М., 1958. № 208[]
  18. Акты соци­аль­но-эко­но­ми­че­ской исто­рии Севе­ро-Восточ­ной Руси кон­ца XIV–начала XVI в. Т. 1. М., 1952. № 467[]
  19. 1556 г., мар­та 20. Жало­ван­ная гра­мо­та царя Ива­на Васи­лье­ви­ча Кирил­ло-Бѣло­зер­ско­му мона­сты­рю на его вот­чи­ны.[]
  20. Акты юри­ди­че­ские. СПб., 1838. № 414[]
  21. Вклад­ная кни­га Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мона­сты­ря. М., 1987. С. 42[]
  22. 1556 г.,марта 20. Жало­ван­ная гра­мо­та царя Ива­на Васи­лье­ви­ча Кирил­ло-Бѣло­зер­ско­му мона­сты­рю на его вот­чи­ны. // АСЭИ. Т. II. № 225. С. 146-147.[]