Князі без родоводу XII-ХІІІ ст.

КН. ЮРИЙ ПОРОСКИЙ

о кото­ром упо­ми­на­ет Галиц­ко-Волын­ская лето­пись (Ипа­тьев­ский список):

«…Въ лѣто 6797 [1289]…. Посем же Мьсти­славъ вборзѣ посла гон­цѣ по Юрьи кня­зи Поро­с­комъ, веля воро­ти­ти и назадъ, послалъ бо бяшеть воз­во­дить татаръ на сынов­ця сво­е­го. Тогда бо Юрьи Порос­кий слу­жа­ше Мьсти­сла­ву, а пер­вое слу­жилъ Володимиру…»

КН. СВЯ­ТО­ПОЛК

Пла­но-кар­пи­ни1:

«И, что­бы не воз­ни­ка­ло у кого-нибудь сомне­ния, что мы были в зем­ле Татар, мы запи­сы­ва­ем име­на тех, кто нас там нашел. Король Дани­ил Рус­ский со все­ми вои­на­ми и людь­ми, имен­но с теми, кото­рые при­бы­ли с ним, нашел нас вбли­зи ста­вок Кар­та­на, жена­то­го на сест­ре Бату; у Корен­цы мы нашли Киев­ско­го сот­ни­ка Мон­гро­та и его това­ри­щей, кото­рые про­во­жа­ли нас неко­то­рую часть доро­ги; а к Бату они при­бы­ли рань­ше нас. У Бату мы нашли сына кня­зя Яро­сла­ва, кото­рый имел при себе одно­го вои­на из Рус­сии, по име­ни Сан­го­ра; он родом Коман, но теперь хри­сти­а­нин, как и дру­гой Рус­ский, быв­ший нашим тол­ма­чом у Бату, из зем­ли Суз­даль­ской. У импе­ра­то­ра Татар мы нашли кня­зя Яро­сла­ва, там умер­ше­го, и его вои­на, по име­ни Теме­ра, быв­ше­го нашим тол­ма­чом у Куй­юк-хана, т. е. импе­ра­то­ра Татар, как по пере­во­ду гра­мо­ты импе­ра­то­ра к Гос­по­ди­ну Папе, так и при про­из­не­се­нии речей и отве­те на них; там был так­же Дубар­лай, кли­рик выше­упо­мя­ну­то­го кня­зя, и слу­жи­те­ли его Яков, Миха­ил и дру­гой Яков. При воз­вра­ще­нии в зем­лю Бесер­ми­нов, в горо­де Лем­фи­нк, мы нашли Угнея, кото­рый, по при­ка­зу жены Яро­сла­ва и Бату, ехал к выше­упо­мя­ну­то­му Яро­сла­ву, а так­же Кок­те­ле­ба и всех его това­ри­щей. Все они вер­ну­лись в зем­лю Суз­даль­скую в Рус­сии; у них мож­но будет, если потре­бу­ет­ся, отыс­кать исти­ну. У Мау­ци нашли наших това­ри­щей, кото­рые оста­ва­лись там, князь Яро­слав и его това­ри­щи, а так­же некто из Рус­сии по име­ни Свя­то­полк и его това­ри­щи. И при выез­де из Кома­нии мы нашли кня­зя Рома­на, кото­рый въез­жал в зем­лю Татар, и его това­ри­щей, и живу­ще­го поныне кня­зя Ало­гу и его това­ри­щей. С нами из Кома­нии выехал так­же посол кня­зя Чер­ни­гов­ско­го и дол­го ехал с нами по Рус­сии. И все это Рус­ские князья».

Santopolkus, несо­мнен­но, пере­да­ет имя Свя­то­полк2. Он пря­мо не назван кня­зем, но имя Свя­то­полк на Руси было исклю­чи­тель­но кня­же­ским. Счи­та­ет­ся, что после Свя­то­пол­ка Ока­ян­но­го оно ста­ло мало­упо­тре­би­тель­ным, а поз­же сере­ди­ны XII в. вовсе пере­ста­ло исполь­зо­вать­ся3; из рус­ских источ­ни­ков извест­но еще толь­ко три Свя­то­пол­ка — Свя­то­полк Изя­с­ла­вич († 1113 г.), Свя­то­полк Мсти­сла­вич, внук Вла­ди­ми­ра Моно­ма­ха, и Свя­то­полк Юрье­вич, сын туров­ско­го кня­зя сере­ди­ны XII в. Юрия Яро­сла­ви­ча (вну­ка Свя­то­пол­ка Изя­с­ла­ви­ча). Но сви­де­тель­ство Пла­но Кар­пи­ни поз­во­ля­ет заклю­чить, что имя Свя­то­полк не вышло из упо­треб­ле­ния и в XIII сто­ле­тии. Упо­мя­ну­тый в «Исто­рии мон­го­лов» Свя­то­полк, неиз­вест­ный рус­ским источ­ни­кам, ско­рее все­го — один из кня­зей туро­во-пин­ской вет­ви, для кото­рой это имя было име­нем родо­на­чаль­ни­ка (Свя­то­пол­ка Изяславича).

Пла­но Кар­пи­ни и его спут­ни­ки выеха­ли из Лио­на (где пре­бы­вал папа Инно­кен­тий IV) в апре­ле 1245 г. и вер­ну­лись туда осе­нью 1247 г.; соб­ствен­но через Русь (Южную) они про­ез­жа­ли по пути во вла­де­ния мон­го­лов зимой 1245–1246 гг. и на обрат­ном пути летом 1247 г. (см.: Путе­ше­ствия в восточ­ные стра­ны Пла­но Кар­пи­ни и Руб­ру­ка. М., 1957. С. 8, 217, 221).

ПЕЧАТКИ

Печаток не знайдено

ПУЦБЛІКАЦІЇ ДОКУМЕНТІВ

Документів не знайдено

АЛЬБОМИ З МЕДІА

Медіа не знайдено

РЕЛЯЦІЙНІ СТАТТІ

Статтєй не знайдено

НОТАТ­КИ
  1. Пере­вод А. И. Мале­и­на. Иоанн де Пла­но Кар­пи­ни. Исто­рия мон­га­лов. Виль­гельм де Руб­рук. Путе­ше­ствие в восточ­ные стра­ны. СПб., 1911. С. XIII–XIV. С. 81–82.[]
  2. Ср.: Pelliot P. Op. cit. Р. 73; Giovanni di Pian di Carpine. Storia dei Mongoli. Р. 495. Пер­вая состав­ля­ю­щая име­ни — Свят — фак­ти­че­ски пере­ве­де­на, одна­ко не вполне ясно, на ита­льян­ский (где «свя­той» — santo) или на латынь (sanctus): в Воль­фен­бют­тель­ском спис­ке Santopolkus, но в Кем­бридж­ском — Sancopoltus. []
  3. Лит­ви­на А. Ф., Успен­ский Ф. Б. Выбор име­ни у рус­ских кня­зей в X– XVI вв. Дина­сти­че­ская исто­рия сквозь приз­му антро­по­ни­ми­ки. М., 2006. С. 50. []