Чернятинские

Общие сведения

ЧЕР­НЯ­ТИН­СКИЕ — кня­же­ский род из клин­ской вет­ви твер­ских Рюриковичей,

Пер­вым кня­зем Чер­ня­тин­ским мож­но счи­тать Ива­на, сына Дмит­рия Ере­ме­е­ви­ча Доро­го­буж­ско­го, полу­чив­ше­го в удел г. Чер­ня­тин. Кня­зья Чер­ня­тин­ские после при­со­еди­не­ния Тве­ри к Москве слу­жи­ли, глав­ным обра­зом, кня­зьям Ста­риц­ким. Они были бояра­ми Андрея Ива­но­ви­ча, а затем Вла­ди­ми­ра Андре­еви­ча Ста­риц­ких. Кня­зья Чер­ня­тин­ские ред­ко участ­во­ва­ли в похо­дах в каче­стве вели­ко­кня­же­ских вое­вод. Они нахо­ди­лись в вой­ске кня­зя Андрея Ива­но­ви­ча Ста­риц­ко­го, когда послед­ний при­ни­мал уча­стие в похо­дах Васи­лия III в 1512–14, 1517, 1521–22 гг. Чер­ня­тин­ские кня­зья при ста­риц­ком дво­ре состав­ля­ли наря­ду с кня­зья­ми Хован­ски­ми, Палец­ки­ми, Прон­ски­ми, Пенин­ски­ми эли­ту это­го дво­ра, игра­ли веду­щую роль в поли­ти­че­ской жиз­ни удела. 

Про­ис­хож­де­ние кня­зей Чер­ня­тин­ских хоро­шо извест­но: по родо­слов­ным они счи­та­ют­ся отрас­лью твер­ских кня­зей Доро­го­буж­ских (РИИР, т.2, с.85). Им даже был «най­ден» соот­вет­ству­ю­щий «удел» — дере­вень­ка Чер­ня­ти­но в Клин­ском уез­де, хотя никто не иссле­до­вал насчет того, суще­ство­ва­ло ли на этом месте посе­ле­ние в 15 в.

Про­ис­хож­де­ние Чер­тен­ских от чер­ня­тин­ских (вер­сия Алек­сея Бабен­ка).[1]

Кня­зья Чер­тен­ские (Чер­тин­ские): Семен Ива­но­вич, его сыно­вья Дмит­рий и Ива­нец, вну­ки — «Пет­ру­ша 13 лет, да Вась­ка 11 лет» Ива­но­ви­чи, упо­ми­на­ют­ся как «лит­ва дво­ро­вая» по Меды­ни. Посколь­ку кня­зья Чер­тен­ские чис­ли­лись сре­ди «лит­вы дво­ро­вой» их появ­ле­ние на Москве мог­ло про­изой­ти лишь в пери­од 1503–1521 гг., т.к. более ран­ние «выез­жан­цы» «лит­вой дво­ро­вой» не писа­лись. Но поче­му-то в ука­за­те­ле как Чер­тин­ские запи­са­ны и кня­зья Чер­ня­тин­ские: Иван Шах и Ники­та Васи­лье­ви­чи, дво­ро­вые дети бояр­ские по Торж­ку, слу­жив­шие кня­зю Андрею Ива­но­ви­чу Ста­риц­ко­му. Чер­тен­ских при­ня­то счи­тать тм кня­зья­ми точ­но неуста­нов­лен­но­го про­ис­хож­де­ния. Напри­мер, Ю.Вольфф счи­тал их смо­лен­ски­ми Рости­сла­ви­ча­ми, Л.Войтович допус­ка­ет и чер­ни­гов­ские кор­ни. Впер­вые Чер­тен­ские упо­ми­на­ют­ся в реест­ре смо­лен­ских «кня­зей, бояр и слуг» 1492 г. из 4‑й кни­ги ЛМ: «Чер­тенъ­скии кня­зи: князь Анъ­д­реи а князь Иванъ; а кня­зя Анъ­д­ре­евых два сыны». При­чем запи­са­ны они после «мащин­ских слуг», но перед «мащин­ски­ми бояра­ми» (т.е. слу­жив­ши­ми с Мощин­ской воло­сти в Поуго­рье), вме­сте с кня­зья­ми Кро­шин­ски­ми (отме­тим этот факт). Конеч­но, вряд ли кня­зья Кро­шин­ские и Чер­тен­ские при­над­ле­жа­ли к кате­го­рии «щит­ных слуг» — слу­жи­лых людей незнат­но­го про­ис­хож­де­ния, похо­же при запи­си в Мет­ри­ку пере­пис­чик попро­сту ошибся.

Чем же вла­де­ли Чер­тен­ские? В 1502 г. вели­кий князь Алек­сандр Кази­ми­ро­вич дал под­твер­жде­ние кня­зьям Ива­ну и Тимо­фею Филип­по­ви­чам Кро­шин­ским на «име­нья их отчин­ные», в чис­ле кото­рых мы видим «Чер­ня­ти­чи, что кня­зи Одо­ев­ские дер­жа­ли» и «куп­лю на имя Чер­ти­ну, а Оза­ро­во, а Пло­ву­чее». С кня­зья­ми Чер­ня­тин­ски­ми, похо­же, «при­клю­чи­лась» та же самая исто­рия, что и с их соро­ди­ча­ми Доро­го­буж­ски­ми. Исто­ри­ки доволь­но дол­го иска­ли «город Доро­го­буж в Твер­ской зем­ле» (ниче­го, кро­ме сель­ца Доро­жа­е­во не нашли), пока не выяс­ни­лось, что Доро­го­буж­ски­ми они ста­ли назы­вать­ся по дер­жа­нию в Лит­ве кня­зем Андре­ем Дмит­ри­е­ви­чем смо­лен­ско­го горо­да Доро­го­бу­жа от Свид­ри­гай­ло. А его род­ной пле­мян­ник, Семен Ива­но­вич, по всей види­мо­сти, там же дер­жал горо­де­чен­скую волость Чер­ня­ти­чи, по кото­рой име­но­вал­ся Чер­ня­тин­ским. Позд­нее эта волость ото­шла к Одо­ев­ским, а сыно­вья Семе­на Ива­но­ви­ча полу­чи­ли в ком­пен­са­цию Чер­ти­ну, Аза­ро­во и Пла­ву­чее. Это имен­но они назва­ны в реест­ре 1492 г. кня­зья­ми Чер­тен­ски­ми. Сын Андрея Семе­но­ви­ча, Васи­лий, в пери­од 1492–1500 гг. отъ­е­хал на Моск­ву, где писал­ся Чер­ня­тин­ским, а Иван Семе­но­вич до 1500 г. про­дал свою вот­чи­ну сосе­дям — кня­зьям Кро­шин­ским: его сыно­вья Андрей и Семен в 1526 г. под­пи­са­ли «фун­душ» Баль­ской церк­ви в Город­нен­ском пове­те (в родо­сло­вии Чер­ня­тин­ских Иван Семе­но­вич пока­зан без­дет­ным). Князь Семен Ива­но­вич позд­нее отъ­е­хал на Моск­ву, где вме­сте с сыно­вья­ми и вну­ка­ми слу­жил сре­ди медын­ской «лит­вы дво­ро­вой». Кня­зья Чертенские/​Чертинские «пере­жи­ли» сво­их одно­род­цев Чер­ня­тин­ских, чей род пре­рвал­ся на без­дет­ном вну­ке Васи­лия Андре­еви­ча, Дмит­рии. В кон­це 16 в. упо­мя­нут еще один внук Семе­на Ива­но­ви­ча Чер­тен­ско­го: Васи­лий Дмит­ри­е­вич, а в нач. 17 в. два его пра­вну­ка — Бог­дан Васи­лье­вич и Федор Пет­ро­вич. Род Чер­тен­ских суще­ство­вал еще в кон­це 17 в.

Родословцы

Родословная книга РГБ 256 № 359

А у кня­зя Ива­на у Чер­ни­гов­ско­го [долж­но быть Чер­ня­тин­ско­го] сын — князь Семен. А у кня­зя Семе­на дети: князь Ондрей да князь Олек­сандра. А у кня­зя Ондрея сын — князь Васи­лей. А у кня­зя Васи­лья дети: Иван, без­де­тен, да князь Васи­леи Ушя­тои, да Ники­та, да Иван Кис­лой, да Миха­и­ло. А у кня­зя Васи­лья Ушя­то­го сын — князь Дмитрей. 

(РГБ. Ф. 256. Руко­пис­ное собра­ние гра­фа Н.П.Румянцева. № 349. Л. 271–272)

Поколенная роспись

I Рюрик (800–879)
II Игорь Рюри­ко­вич (-945)
III Свя­то­слав Иго­ре­вич (940–972)
IV св.Владимир Свя­то­сла­во­вич Крас­ное Сол­ныш­ко (-15/07/1015)
V Яро­слав Вла­ди­ми­ро­вич Муд­рый (978–20/02/1054)
VI Все­во­лод Яро­сла­вич (1030–13/04/1093)
VII Вла­ди­мир Все­во­ло­до­вич Моно­мах (1053–19/05/1125)
VIII Юрий Вла­ди­ми­ро­вич Дол­го­ру­кий (1091–15/05/1157)
IX Все­во­лод Юрье­вич Боль­шое Гнез­до (1154–15/04/1212)
X Яро­слав II Все­во­ло­до­вич (08/02/1190–30/09/1246)
XI Яро­слав Яро­сла­вич (-16/09/1271)
XII св.Михаил Яро­сла­вич (1272–22/11/1319)
XIII Ере­мей Кон­стан­ти­но­вич (-1372)
XIV Дмит­рий Ере­ме­е­вич (-1407)

XV генерация от Рюрика.

КН. ИВАН ДМИТ­РИ­Е­ВИЧ КЛИНСКИЙ

XVI генерация от Рюрика.

1. КН. СЕМЕН ИВА­НО­ВИЧ ЧЕРНЯТИНСКИЙ 

сын Ива­на Дмит­ри­е­ви­ча Клин­ско­го и Марфы?

С кня­зья­ми Чер­ня­тин­ски­ми, похо­же, «при­клю­чи­лась» та же самая исто­рия, что и с их соро­ди­ча­ми Доро­го­буж­ски­ми. Исто­ри­ки доволь­но дол­го иска­ли «город Доро­го­буж в Твер­ской зем­ле» (ниче­го, кро­ме сель­ца Доро­жа­е­во не нашли), пока не выяс­ни­лось, что Доро­го­буж­ски­ми они ста­ли назы­вать­ся по дер­жа­нию в Лит­ве кня­зем Андре­ем Дмит­ри­е­ви­чем смо­лен­ско­го горо­да Доро­го­бу­жа от Свид­ри­гай­ло. Его род­ной пле­мян­ник, Семен Ива­но­вич, по всей види­мо­сти, там же дер­жал горо­де­чен­скую волость Чер­ня­ти­чи, по кото­рой име­но­вал­ся Чер­ня­тин­ским. Позд­нее эта волость ото­шла к Одо­ев­ским, а сыно­вья Семе­на Ива­но­ви­ча полу­чи­ли в ком­пен­са­цию Чер­ти­ну, Аза­ро­во и Плавучее.

XVII генерация от Рюрика.

2/1. КН. АНДРЕЙ СЕМЕ­НО­ВИЧ ЧЕР­НЯ­ТИН­СКИЙ (1489)

сын Семе­на Ива­но­ви­ча Дмит­ри­е­ви­ча. Выехал в Моск­ву до 1489 г. Летом 1489 г. в похо­де на Вят­ку Д. В. Щени был вто­рым вое­во­дой боль­шо­го пол­ка. [2].

С кня­зья­ми Чер­ня­тин­ски­ми, похо­же, «при­клю­чи­лась» та же самая исто­рия, что и с их соро­ди­ча­ми Доро­го­буж­ски­ми. Исто­ри­ки доволь­но дол­го иска­ли «город Доро­го­буж в Твер­ской зем­ле» (ниче­го, кро­ме сель­ца Доро­жа­е­во не нашли), пока не выяс­ни­лось, что Доро­го­буж­ски­ми они ста­ли назы­вать­ся по дер­жа­нию в Лит­ве кня­зем Андре­ем Дмит­ри­е­ви­чем смо­лен­ско­го горо­да Доро­го­бу­жа от Свид­ри­гай­ло. А его род­ной пле­мян­ник, Семен Ива­но­вич, по всей види­мо­сти, там же дер­жал горо­де­чен­скую волость Чер­ня­ти­чи, по кото­рой име­но­вал­ся Чер­ня­тин­ским. Позд­нее эта волость ото­шла к Одо­ев­ским, а сыно­вья Семе­на Ива­но­ви­ча полу­чи­ли в ком­пен­са­цию Чер­ти­ну, Аза­ро­во и Плавучее.

3/1. КНЯЗЬ АЛЕК­САНДР СЕМЕ­НО­ВИЧ ЧЕР­НЯ­ТИН­СКИЙ (1480?)

Упо­ми­на­ет­ся в мос­ков­ских родословцам.

XVIII генерация от Рюрика.

6/2.КН. КНЯЗЬ ВАСИ­ЛИЙ АНДРЕ­ЕВИЧ ЧЕР­НЯ­ТИН­СКИЙ (1521)

Сын Андрея Семе­но­ви­ча Ива­но­ви­ча. В пери­од 1492–1500 гг. отъ­е­хал на Моск­ву, где писал­ся Чернятинским.

Слу­жил в уде­ле кн. Андрея Ста­риц­ко­го бояри­ном. Во вре­мя набе­га Мухам­мед-Гирея 1521 г. в Сер­пу­хо­ве нахо­дил­ся вое­во­да кня­зя Андрея князь Васи­лий Чер­ня­тин­ский [3].

XIX генерация от Рюрика.

11/6. КН. ИВАН ВАСИ­ЛЬЕ­ВИЧ ШИХ БОЛЬ­ШОЙ ЧЕР­НЯ­ТИН­СКИЙ (1537,† 1552/60)

1С:Вас.Анд., слу­жил в чине столь­ни­ка кня­зю Андрею Ста­риц­ко­му в 1537 г. Тысяч­ник 3‑й ста­тьи из Ста­ри­цы кня­зя Андрея Ива­но­ви­ча. В Дво­ро­вой тет­ра­ди из Торж­ка [4].

Заклю­чи­тель­ный эпи­зод «Пове­сти о пой­ма­ний кня­зя Андрея Ива­но­ви­ча Ста­риц­ко­го»: уже при подъ­ез­де к сто­ли­це, «у Нико­лы свя­то­го на Хын­ске», один из столь­ни­ков, князь Иван Шах Чер­ня­тин­ский, «видев госу­да­ря сво­е­го кня­зя Ондрея Ива­но­вичь незго­ду, нача сове­то­ва­ти з стол­ни­ки с княж с Ондре­евы­ми, дабы ему сло­жить с собя кня­зю Ондрею Ива­но­вичь крест­ное цело­ва­нье, убо­яв­ся по-има­нья от вели­ко­го кня­зя, и не добы­ша себе побор­ни­ка нико­го же». Око­ло мос­ков­ско­го поса­да Иван Шах вто­рич­но попы­тал­ся поки­нуть кня­же­скую служ­бу и «нача скла­ды­ва­ти с собя цело­ва­нье Ива­ну Ива­но­вичь Колы­чо­ву Умно­му, что­бы кня­зю ска­зал». Но тот отве­тил отка­зом: «Иван же Умной в том ему сло­ве отре­че...» (на этом текст Пове­сти обры­ва­ет­ся). [5] Упо­ми­на­ет­ся в спис­ке совет­ни­ков кня­зя Андрея Ста­риц­ко­го, пре­сло­ву­тых «лихих людей», под­верг­ну­тых в 1537 г. тор­го­вой каз­ни. Сре­ди них были кня­зья Ф. Д. Прон­ский, И. Ю. Боль­шой и Ю. Мень­шой Пенин­ские, И. А. Хован­ский, И. И. Умной Колы­чев. Воло­год­ско-Перм­ская лето­пись добав­ля­ет к име­нам каз­нен­ных так­же двух кня­зей Чер­ня­тин­ских [6]. В этом спис­ке, за исклю­че­ни­ем И. И. Умно­го Колы­че­ва, фигу­ри­ро­ва­ли свя­зан­ные род­ством друг с дру­гом и с кня­зем Андре­ем Ста­риц­ким лица.

Вла­де­ния Ива­на и Васи­лия Васи­лье­ви­чей Чер­ня­тин­ских в 40‑х годах XVI в. нахо­ди­лись в Твер­ской зем­ле. В 1539/1540 г. за ним была вот­чи­на в воло­сти Воло­ви­чи Твер­ско­го уез­да сель­цо Голо­во­ре­зо­во (Фили­по­во) с 3 дерев­ня­ми (46 чет­вер­тей доб­рой зем­ли) [7]. Так­же в Твер. у. в воло­сти Шест­ка «За княжъ Ива­но­вою Васи­лье­ви­ча Чер­ня­тин­ско­го 14 кня­гин­нею Овдо­тьею ...... с. Бок­ши­но, а въ немъ цер­ковь Нико­ла Чюдо­тво­рецъ, того жъ села: дер. Бош­ма­ко­во, дер. Хари­то­но­во, дер. Сысо­е­во, на р. на Шест­кѣ, дер. Она­ньи­но, дер. Ста­рое, дер. Пал­ки­но, дер. Бере­зо­во, дер. Семен­ко­во, дер. Воро­но­во, дер. Бату­ро­во, дер. Сели­ва­но­во, полов. дер. Ила­ко­ва; паш­ни въ селѣ и въ дер. 297 четьи въ одномъ полѣ, а въ дву пото­мужъ, сѣна 55 коп., лѣсу на 20 четьи; зем­ля сер.; а гра­мо­та помѣст­ная царя и вели­ко­го кня­зя, и съ гра­мо­ты взятъ про­ти­вень сло­во въ сло­во, и въ гра­мо­тѣ пишетъ: лѣта 7056 іюня въ 29 день.
[8]

25 сен­тяб­ря 1544 г. князь И. В. Чер­ня­тин­ский дал Тро­и­це-Сер­ги­е­ву мона­сты­рю 50 руб. [9].

Ж., АВДО­ТЬЯ (1551)

б/​д

12/6. ВАСИ­ЛИЙ ВАСИ­ЛЬЕ­ВИЧ УША­ТЫЙ ЧЕР­НЯ­ТИН­СКИЙ (1540?,†1551/55)

2С:Вас.Анд.Сем-ча.

Вла­де­ния Ива­на и Васи­лия Васи­лье­ви­чей Чер­ня­тин­ских в 40‑х годах XVI в. нахо­ди­лись в Твер­ском уез­де в воло­сти Сузе­мье. В Дозор­ной кни­ге Твер­ско­го уез­да 1551–1554 гг. ука­за­но, что «Кня­зя Васи­лья Васи­лье­ви­ча Чер­ня­тин­ско­го 4 с. Забо­рья да 2 дер.; паш­ни въ селѣ и въ дер. пол­пол­тре­ти сохи. Кня­зя Васи­лья въ живо­тѣ не ста­ло, а нынѣ­ча кня­зя Дмит­рея Ива­но­ви­ча Хован­ско­го с. Забо­рье, а въ немъ церк. Роже­ство Пре­чи­стой; к тому жъ селу: дер. Нѣм­цо­во, дер. Офо­на­со­во, дер. Сте­пан­ко­во; паш­ни въ селѣ и въ дер. 100 четьи въ одномъ полѣ, а въ дву пото­мужъ. Князь Дмит­рей слу­жить царю и вели­ко­му кня­зю по Волоц­ко­му спис­ку, а родом Моск­ви­тин; а крѣ­пость – ряд­ной спи­сок; зем­ля сер». [10]

13/6. НИКИ­ТА ВАСИ­ЛЬЕ­ВИЧ ЧЕР­НЯ­ТИН­СКИЙ (1550,† 1552/60)

тре­тий сын Васи­лия Андре­еви­ча Семе­но­ви­ча. Тысяч­ник 3‑й ста­тьи из Ста­ри­цы кня­зя Андрея Ива­но­ви­ча. В Дво­ро­вой тет­ра­ди из Торж­ка с поме­той «умре» (Тысяч­ная кни­га 1550 г. и Дво­ро­вая тет­радь 50‑х годов XVI в. М.; Л., 1950. С. 81, 198).

29 июня 1548 г. кня­гине Овдо­тье, вдо­ве кня­зя Ива­на Васи­лье­ви­ча Чер­ня­тин­ско­го, была дана царем Ива­ном Васи­лье­ви­чем жало­ван­ная и несу­ди­мая гра­мо­та на быв­шую вот­чи­ну кня­ги­ни Ари­ны, вдо­вы кня­зя Оси­па Андре­еви­ча Доро­го­буж­ско­го, село Бок­ши­но с дерев­ня­ми в воло­сти Шест­ка Твер­ско­го уез­да [11]. В 1551–1554 гг. в воло­сти Захо­жье Твер­ско­го уез­да за ним была вот­чи­на сель­цо Мас­ло (Зелен­цы­но) с 6 дерев­ня­ми (101 чет­верть сред­ней зем­ли), в воло­сти Воло­ви­чи за ним же вот­чи­на сель­цо Голо­во­ре­зо­во (Фили­по­во) с 3 дерев­ня­ми (46 чет­вер­тей доб­рой зем­ли) и с Г. В. Давы­до­вым вла­дел сов­мест­ной вот­чи­ной в воло­сти Воло­ви­чи дву­мя тре­тя­ми дерев­ни Быко­во (30 чет­вер­тей сред­ней зем­ли) и сель­цом Ени­но с почин­ка­ми и дерев­ней (отме­че­но, что быв­шая его соб­ствен­ни­ца Оку­ли­на, жена Игна­тия Давы­до­ва, а князь Ники­та Чер­ня­тин­ский ее зять, женат на ее доче­ри), 39 чет­вер­тей сред­ней зем­ли. Отме­че­но, что Ники­та слу­жит царю [12]. За кня­зем Н. В. Чер­ня­тин­ским было поме­стье в Бога­тин­ской воло­сти Ново­торж­ско­го уез­да пустошь Гуси­ха Фили­по­во [13]. Веро­ят­но к нему же отно­сит­ся сооб­ще­ние о кня­зя Ники­те Чер­ня­тев­ском (sic), кото­рый перед 1594/97 годом имел в Пере­виц­ком стане «жере­бей дерев­ни Ива­нов­ские, Дмит­ре­ев­ская то ж, на сухо­до­ле» [14].

Послух в духов­ной гра­мо­те Афа­на­сия Алек­сан­дро­ва сына Кара­че­ва в 1546/1547 г. [15].

ЖЕНА: [......] ИГНА­ТЬЕ­ВА ДАВЫ­ДО­ВА, дочь Игна­тия и Окулины.

Дже­ре­ла: Про­щак Олег. Мате­ри­а­лы Пис­цо­вых книг Твер­ско­го уез­да по исто­рии и гене­а­ло­гии кня­же­ских родов Шере­пен­ских, Конин­ских, Селе­хов­ских, Доро­го­буж­ских и Чернятинских.

14/6. КН. ИВАН ВАСИ­ЛЬЕ­ВИЧ КИС­ЛЫЙ МЕНЬ­ШОЙ ЧЕР­НЯ­ТИН­СКИЙ (1550?)
4С:Вас.Анд.

Б/​д.

15/6. КН. МИХА­ИЛ ВАСИ­ЛЬЕ­ВИЧ ЧЕР­НЯ­ТИН­СКИЙ (1550?)

помещ. 5С:Вас.Анд.Сем-ча

XX генерация от Рюрика.

19/12. КН. ДМИТ­РИЙ ВАСИ­ЛЬЕ­ВИЧ ЧЕР­НЯ­ТИН­СКИЙ (1567)

в 1567 сын-боярск.?-Старица‑у.? С:Вас.Вас. УША­ТЫЙ. Дмит­рий Васи­лье­вич, по родо­слов­ным, слу­жил Вла­ди­ми­ру Андре­еви­чу Старицкому.

КНЖ. ...... ВАСИ­ЛЬЕВ­НА ЧЕРНЯТИНСКАЯ

Сын кня­зя И. А. Хован­ско­го Дмит­рий, пле­мян­ник Евфро­си­ньи Ста­риц­кой, в нача­ле 50‑х годов XVI в. уна­сле­до­вал по рядной.грамоте вот­чи­ны кня­зя В. В. Чер­ня­тин­ско­го, одно­го из сыно­вей бояри­на кня­зя В. А. Чер­ня­тин­ско­го, в Твер­ском уез­де. Ско­рее все­го, он был женат на его доче­ри [16].

М., КН. ДМИТ­РИЙ ИВА­НО­ВИЧ ХОВАНСКИЙ

Персоны не попавшие в роспись.

Князь Ѳедоръ Васи­льевъ Чер­ня­тин­ско­го (3 ст.; Ста­ри­ца 1).

ПЕЧАТКИ

Печаток не знайдено

ПУБЛІКАЦІЇ ДОКУМЕНТІВ

Документів не знайдено

АЛЬБОМИ З МЕДІА

Медіа не знайдено

РЕЛЯЦІЙНІ СТАТТІ

Статтєй не знайдено

НОТАТКИ
  1. Бабен­ко А. Чер­ня­тин­ские и Чер­тен­ские [Элек­трон­ный ресурс]//[]
  2. Б — 2. РК — 98. С. 21. Бабен­ко А. Сооб­ще­ние на фору­ме [Элек­трон­ный ресурс] // https://​imtw​.ru/​t​o​p​i​c​/​2​1​9​6​5​-​r​y​u​r​i​k​o​v​i​c​h​i​-​g​e​d​i​m​i​n​o​v​i​c​h​i​-​c​h​i​n​g​i​z​i​d​y​-​i​l​i​-​d​r​u​g​i​e​/​p​a​g​e​_​_​v​i​e​w​_​_​f​i​n​d​p​o​s​t​_​_​p​_​_​2​6​1​0​538[]
  3. Род. кн. Ч. 1. С. 66; РК. С. 66.[]
  4. Тысяч­ная кни­га 1550 г. и Дво­ро­вая тет­радь 50‑х годов XVI в. М.; Л., 1950. С. 81, 198[]
  5. Мало­из­вест­ные лето­пис­ные памят­ни­ки XVI в. // Исто­ри­че­ские запис­ки, Том 10. 1941.[]
  6. ПСРЛ. Т. 8. С. 294–295; Кром М. М. Вдов­ству­ю­щее цар­ство: поли­ти­че­ский кри­зис в Рос­сии 30–40‑х гг. XVI века. С. 218.[]
  7. Пис­цо­вые кни­ги Мос­ков­ско­го госу­дар­ства XVI в. Ч. 1. Отд. 2. СПб., 1877. С. 204–205[]
  8. Пис­цо­выя кни­ги XVI вѣка. Изданіе Импе­ра­тор­ска­го Рус­ска­го гео­гра­фи­че­ска­го обще­ства, подъ редак­ціею дѣй­стви­тель­на­го чле­на Н.В. Кала­чо­ва. Отдѣ­леніе II. Санкт-Петер­бургъ, 1877 г. (Твер­ской уѣздъ, с. 40–403), с. 247[]
  9. Вклад­ная кни­га Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мона­сты­ря. М., 1987. С. 98[]
  10. ПКМГ. Ч. I, отд. 2. С. 164, 247.[]
  11. Анто­нов А.В. Част­ные архи­вы рус­ских фео­да­лов XV–начала XVII века // Рус­ский дипло­ма­та­рий. Вып. 8. М., 2002. № 3475[]
  12. Пис­цо­вые мате­ри­а­лы Твер­ско­го уез­да / Сост. А. В. Анто­нов. М., 2005. С. 146, 213, 214[]
  13. РГА­ДА. Ф 1209. Оп. 1. Кн. 11432. Л. 453[]
  14. Пис­цо­вая при­пра­воч­ная кни­га Рязан­ско­го уез­да, л. 177 об.[]
  15. Архив СПб ИИРАН. Ф. 29. Оп. 1. Д. 8. № 981. Л. 1015[]
  16. Пис­цо­вые мате­ри­а­лы Твер­ско­го уез­да. С. 169; Весе­лов­ский С. Б. Иссле­до­ва­ния по исто­рии оприч­ни­ны. С. 166[]