Загальні відомості

Спаш­ские — кня­же­ский род, чер­ни­гов­ские Рюри­ко­ви­чи, потом­ки кн. Юрия Михай­ло­ви­ча Торус­ско­го, вла­дев­шие мел­ким уде­лом Спас-Горо­док с Горо­дец­кой воло­стью. Об этой вет­ви кн. Тарус­ских в «Бар­хат­ной кни­ге», а сле­до­ва­тель­но и «Госу­да­ре­ве родо­слов­це» 1555 г., сооб­ща­лось пре­дель­но крат­ко: «А Конин­ские кня­зи и Спаш­ские пошли отъ Торус­кихъ, а заху­да­ли и изве­лись отъ вой­ны татар­скіе». 1 Све­де­ния о кня­зьях Спаш­ских впер­вые встре­ча­лись в Румян­цев­ской редак­ции родо­слов­ных книг (1540-е гг.).

Исто­ри­че­ская география

Мест­ность под назва­ни­ем «Спашъ» извест­на по Ипа­тьев­ской лето­пи­си в сере­дине XII в. как пери­фе­рий­ная часть доме­ни­аль­ных вла­де­ний чер­ни­гов­ских кня­зей, веро­ят­но, на пра­во­бе­ре­жье Верх­ней Оки, выше впа­де­ния Угры2. С рас­па­дом после мон­голь­ско­го наше­ствия Чер­ни­гов­ско­го кня­же­ства «Спа­ши» – «Испашь» были корот­кое вре­мя, в послед­ней чет­вер­ти XIV в., вот­чи­ной одной из вет­вей чер­ни­гов­ских Рюри­ко­ви­чей, кня­зей тарус­ско­го дома, удель­ных кня­зей Спаш­ских (Спаж­ских). На рубе­же XIV–XV вв. кня­зья Спаш­ские «пере­ве­ли­ся», «Спа­ши» пере­шли дру­гой вет­ви рода, то ли кня­зьям Вол­кон­ским3, то ли Конин­ским4, лишив­шим­ся, в свою оче­редь, вла­де­ния к сере­дине XVI в. 

В нумиз­ма­ти­че­ской лите­ра­ту­ре доста­точ­но дав­но опи­са­ны так назы­ва­е­мые «спас­ские день­ги». А. В. Ореш­ни­ков, посвя­тив­ший «спас­ским день­гам» спе­ци­аль­ное иссле­до­ва­ние и знав­ший о суще­ство­ва­нии неко­гда Спаш­ско­го уде­ла, тем не менее, не риск­нул свя­зать с ним чекан­ку ука­зан­ных монет. Сомне­ния выда­ю­ще­го­ся зна­то­ка удель­ной нумиз­ма­ти­ки вызы­ва­ли два обсто­я­тель­ства. Во-пер­вых, соглас­но родо­слов­ным доку­мен­там XVII в. центр быв­ше­го уде­ла име­но­вал­ся Пав­ши­но и «такое про­из­вод­ство кня­же­ско­го про­зви­ща от гео­гра­фи­че­ско­го име­ни с совсем дру­гим кор­нем для меня непо­нят­но», во – вто­рых, удел пред­став­лял­ся иссле­до­ва­те­лю слиш­ком незна­чи­тель­ным, что­бы чека­нить соб­ствен­ную моне­ту5.

Соглас­но литов­ско-рязан­ско­му дого­во­ру 1427 г. «Спа­ши» – «Испа­ши» дей­стви­тель­но были рязан­ским вла­де­ни­ем, неяс­но толь­ко, с како­го вре­ме­ни. Что каса­ет­ся кн. Спаш­ских, то все досто­вер­ные све­де­ния о них, похо­же, огра­ни­чи­ва­ют­ся запи­сью в сино­ди­ке мос­ков­ско­го Успен­ско­го собо­ра, да и то без каких-либо дати­ру­ю­щих ука­за­ний: «Кня­зю Воло­ди­ми­ру Спаш­ско­му, убіен­но­му отъ сво­ихъ бра­та­ничь, веч­ная память». 6

В Сино­ди­ке риз­ни­цы ТСМ име­ет­ся сле­ду­ю­щая запись (1509-1516 гг.): «Кня­зя Гав­ри­и­ла. Кня­ги­ню Евпрак­сию (Спашь­ской). Васи­лия. Дани­и­ла. Игна­тия. Сте­фа­на (ис Козель­ска)». Князь Гав­ри­ил Спаш­ский и его супру­га кня­ги­ня Евпрак­сия жили при­мер­но во вто­рой поло­вине XV в. При­над­леж­ность осталь­ных, нети­ту­ло­ван­ных особ к роду кня­зей Спаш­ских вызы­ва­ет сомне­ния. Но, по мне­нию глав­но­го хра­ни­те­ля риз­ни­цы Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ры Юрия Алек­сан­дро­ви­ча Олсуф­ье­ва (1878-1938), кото­рое он вкрат­це изло­жил в сво­ей при­пис­ке к фак­си­миль­ной вер­сии памят­ни­ка (1923 г.): Воз­мож­но, что «ис Козель­ска» отно­сит­ся к пред­ше­ству­ю­ще­му над­пи­са­нию. Исхо­дя из это­го, выше­пе­ре­чис­лен­ные кня­зья Спаш­ские мог­ли пред­став­лять иной кня­же­ский род (подоб­но Вол­кон­ским кня­зьям из Козель­ско­го уез­да), вос­хо­дя­щий к дому Козель­ско-Зве­ни­го­род­ских кня­зей. Пред­по­ло­жи­тель­но Спаш­ские кня­зья «из Козель­ска» были родом из лето­пис­но­го горо­да Спашь (Спадшь, Спавшь), кото­рый XII в. нахо­дил­ся «в Вяти­чах», а в XIII-XIV был на тер­ри­то­рии Кара­чев­ско-Зве­ни­го­род­ско­го кня­же­ства. Древ­не­рус­ский город Спашь ныне мож­но лока­ли­зи­ро­вать, как Спас­ское или Зве­ни­го­род­ское горо­ди­ще, рас­по­ло­жен­ное на левом бере­гу реки Непо­лодь (левый при­ток Оки), близ села Спас­ское, в Орлов­ском рай­оне Орлов­ской области.

По родо­слов­ной Вол­кон­ских, Федор и Мсти­слав, погиб­шие в Кули­ков­ской бит­ве, ста­ли родо­на­чаль­ни­ка­ми родов Конин­ских и Спаж­ских. Хотя в офи­ци­аль­ном родо­слов­це гово­рит­ся: «А Конин­ские кня­зи и Спас­кие от Обо­лен­ских же кня­зей, а изве­ли­ся они от вой­ны от татар­скые»7 Вол­кон­ские утвер­жда­ли, что сыно­вья Федо­ра Тарус­ско­го, Кон­стан­тин и Иван Конин­ские, и Федор Тарус­ский ста­ли пред­ка­ми Вол­кон­ских. В деле 1688 года о вне­се­нии родо­сло­вия Вол­кон­ских в родо­слов­ную кни­гу гово­рит­ся, что Кон­стан­тин и Иван от татар­ско­го разо­ре­ния пере­шли жить после смер­ти их отца на Вол­ко­ну-Горо­ди­ще, что на реке Вол­коне, и нача­ли про­зы­вать­ся Вол­кон­ские. Одна­ко, ско­рее все­го, назван­ные кня­зья не сме­ни­ли про­зва­ния, так как князь Федор Тарус­ский погиб в бит­ве под Беле­вом в 1437 году, 8 а его брат Иван назван Конин­ским в 1445 году. Итак, Иван Конин­ский про­ис­хо­дил из рода, пред­ста­ви­те­ли кото­ро­го нача­ли слу­жить при дво­ре мос­ков­ских кня­зей еще во вто­рой поло­вине XIV века. Посколь­ку вла­де­ния Обо­лен­ских рас­по­ла­га­лись неда­ле­ко от Мало­я­ро­слав­ца, то неуди­ви­тель­но, что Конин­ский слу­жил имен­но верей­ско­му кня­зю. Впо­след­ствии Вол­кон­ские слу­жи­ли ста­риц­ким кня­зьям [116]. В родо­слов­ной рос­пи­си кня­зей Вол­кон­ских, подан­ной в 1686 году, сооб­ща­ет­ся, что кня­зья Борис и Миха­ил Мсти­сла­ви­чи, сыно­вья погиб­ше­го в 1380 году в Кули­ков­ской бит­ве тарус­ско­го кня­зя Мсти­сла­ва Ива­но­ви­ча, «при­шли жить на Пав­ши­но и с того вре­мя­ни нача­ли зва­ти­ся Спаж­ские». 9 В этой же рос­пи­си упо­ми­на­ет­ся, что во вла­де­нии кня­зя Ива­на Дмит­ри­е­ви­ча Вол­кон­ско­го нахо­ди­лось «Повши­но». 10 Борис и Миха­ил в родо­слов­ной пока­за­ны без­дет­ны­ми, Спаж­ское кня­же­ство пере­шло к кня­зьям Волконским.

Лит.: Келем­бет С. Н. Тарус­ское кня­же­ство и его уде­лы // Сред­не­ве­ко­вая Русь. – Москва, 2018. – Вып. 13. – С. 69-124.

Історична географія

Торусь­ке князів­ство. Автор В. Темушєв.

Поколінний розпис

КН. ВОЛО­ДИ­МИР СПАШСЬ­КИЙ (†1370/1400)

КН. ГАВ­РИ­ИЛ СПАШСЬ­КИЙ (†до 1511)

НОТАТКИ
  1. Родо­слов­ная кни­га… Ч. I. С. 211.[]
  2. Насо­нов А. Н. «Рус­ская зем­ля» и обра­зо­ва­ние тер­ри­то­рии Древ­не­рус­ско­го госу­дар­ства. М., 1951. С.231; Николь­ская Т. Н. Зем­ля вяти­чей. К исто­рии насе­ле­ния бас­сей­на Верх­ней и Сред­ней Оки в XI–XIII вв. М., 1981. С. 74–77, 121 (Рис. 42).[]
  3. Вол­кон­ская Е. Г. Род кня­зей Вол­кон­ских. СПб., 1900. С. 15, 292–294.[]
  4. Пет­рунъ Ф. Хансь­ки ярли­ки на Украінсь­кі зем­лі (до питан­ня про татарсь­ку Украі­ну). С.174.[]
  5. Ореш­ни­ков А. В. Рус­ские моне­ты до 1547 г. и мате­ри­а­лы к исто­рии рус­ской нумиз­ма­ти­ки доцар­ско­го пери­о­да. С. 283–284.[]
  6. Сино­дик // Древ­няя рос­сий­ская вив­лио­фи­ка. М., 1788. Ч. VI. С. 450.[]
  7. Родо­слов­ная кни­га. С. 72.[]
  8. ПСРЛ. Т. VIII. С. 107.[]
  9. Вол­кон­ская Е. Г. Род кня­зей Вол­кон­ских. — С. 777.; Вла­сьев Г. А. Потом­ство Рюри­ка. — Т. 1. Чер­ни­гов­ские кня­зья. Часть 3-я. — С. 327—328.[]
  10. Вол­кон­ская Е. Г. Род кня­зей Вол­кон­ских. — С. 19—20, 777.[]