Шерепенские

Въ Хор­ва­чѣ жъ Юрьев­ской станъ, а въ немъ царя и вели­ко­го кня­зя села и дерев­ни за
бояры и за дѣт­ми бояр­ски­ми и за слу­жи­вы­ми люд­ми помѣ­стья. Въ томъ же ста­ну села и дерев­ни бояръ и дѣтей бояр­скихъ тверичъ:
Дмит­рея Алек­сан­дро­ва сына Игна­тье­ва с. Ива­нов­ское-Рома­но­во съ дерев­ня­ми; паш­ни соха безъ тре­ти сохи. Дмит­рея Игна­тье­ва с. Ива­нов­ское, а въ немъ церк. Соборъ Ива­на Пред­че­ти, къ тому жъ селу: …> да кня­зя Олек­сандра княжъ Федо­ра сына ШЕРЕПЕНСКОГО8 : дер. Новая, пуст. Кузу­е­во; паш­ни въ селѣ и въ дер. 481 четьи въ одномъ полѣ, а въ дву пото­мужъ, сѣна 722 коп., лѣсу 21 четьи. Дмит­рей Алек­сан­дровъ сынъ не слу­житъ, пото­му что старъ, князь Олек­сан­дро слу­житъ царю и вели­ко­му кня­зю по Луц­ко­му спис­ку; а крѣ­по­сти у Дмит­рея, а кня­жихъ крѣ­по­стей не поло­жилъ, ска­залъ чело­вѣкъ его на Москвѣ, и въ томъ данъ на пору­ку. /​с. 232–233/
Пис­цо­выя кни­ги XVI вѣка. Изданіе Импе­ра­тор­ска­го Рус­ска­го гео­гра­фи­че­ска­го обще­ства, подъ редак­ціею дѣй­стви­тель­на­го чле­на Н.В. Кала­чо­ва. Отдѣ­леніе II. Санкт­пе­тер­бургъ, 1877 г. (Твер­ской уѣздъ, с. 40–403)

князь Алек­сандр Фёдо­ро­вич Шере­пен­ский (упом. 1551/54) «тве­ричъ», запи­сан­ный в Дозор­ной кни­ге сре­ди бояр и детей бояр­ских Твер­ско­го уез­да. В отли­чие от упо­мя­ну­тых в той же кни­ге к при­ме­ру кня­зей Чер­ня­тин­ских и Доро­го­буж­ских, князь Алек­сандр Шере­пен­ский, как и упо­мя­ну­тый ниже князь Иван Селе­хов­ский, не имел при­ви­ле­гии поль­зо­вать­ся отче­ством с окон­ча­ни­ем на ‑ович. Дан­ным пра­вом по воле госу­да­ря тогда обла­да­ла лишь выс­шая знать Мос­ков­ской Руси. Он был запи­сан с «полу­от­че­ством», обра­зо­ван­ным от име­ни сво­е­го отца, в виде крат­кой фор­мы при­тя­жа­тель­но­го при­ла­га­тель­но­го: князь Алек­сандр княж Федо­ров сын Шере­пен­ско­го, что сви­де­тель­ству­ет о его менее знат­ном или «выез­жем» про­ис­хож­де­нии. (Может он был сыном кня­зя Фёдо­ра Семё­но­ви­ча Мень­шо­го Клуб­ко­ва Мосаль­ско­го (упом. 1552–1566), запи­сан­но­го в родо­слов­ных под име­нем кня­зя Жебер­ден­ско­го или Жере­бен­ско­го.) Исхо­дя из допол­ни­тель­ной инфор­ма­ции, что князь Алек­сандр Шере­пен­ский «слу­жит царю и вели­ко­му кня­зю по Луц­ко­му спис­ку», воз­мож­но кор­ни его рода сле­ду­ет искать на тер­ри­то­рии Вели­ко­лук­ско­го уез­да, где извест­ны топо­ни­мы Шере­пи­но, Шери­пи­но, Шири­пи­но. Так­же отдель­ные отры­воч­ные све­де­ния об этом мало­из­вест­ном кня­же­ском роде есть воз­мож­ность най­ти в сино­ди­ках. Напри­мер, в Сино­ди­ке риз­ни­цы Тро­и­це­Сер­ги­е­ва мона­сты­ря 1575 года, под 1495–1509 года­ми запи­са­на некая кня­ги­ня Евдо­кия Шеле­пер­ская (л. 136). Мож­но пред­по­ло­жить, что её родо­вой вла­де­тель­ный титул, оче­вид­но под­верг­ший­ся силь­но­му иска­же­нию пере­пис­чи­ка­ми, непо­сред­ствен­но вос­хо­дит к роду кня­зей Шерепенских.По сооб­ще­нию Дозор­ной кни­ги 1551–1554 годов, «крѣ­по­сти» кня­зя Алек­сандра Фёдо­ро­ви­ча Шере­пен­ско­го нахо­ди­лись у него «на Лукахъ». Кре­пость – осо­бый юри­ди­че­ский доку­мент, кото­рым обыч­но оформ­ля­лись сдел­ки на земель­ные вла­де­ния, кре­пост­ных кре­стьян, кабаль­ных холо­пов, и кото­рый был состав­лен, удо­сто­ве­рен и заре­ги­стри­ро­ван мос­ков­ски­ми подья­чи­ми. Таким обра­зом, князь Шере­пен­ский веро­ят­но был родом из горо­да Вели­кие Луки, в кото­ром в XIII в. кня­жи­ли пред­ста­ви­те­ли Торо­пец­ко­го кня­же­ско­го дома.

Про­щак О. Мате­ри­а­лы Пис­цо­вых книг Твер­ско­го уез­да по исто­рии и гене­а­ло­гии кня­же­ских родов ШЕРЕ­ПЕН­СКИХ, КОНИН­СКИХ, СЕЛЕ­ХОВ­СКИХ, ДОРО­ГО­БУЖ­СКИХ И ЧЕРНЯТИНСКИХ.

ПЕЧАТКИ

Печаток не знайдено

ПУБЛІКАЦІЇ ДОКУМЕНТІВ

Документів не знайдено

АЛЬБОМИ З МЕДІА

Медіа не знайдено

РЕЛЯЦІЙНІ СТАТТІ

Статтєй не знайдено

Оставьте комментарий