Ногот­ко­вы — кня­же­ский род, отрасль кня­зей Обо­лен­ских, про­ис­хо­див­ший от кня­зя Андрея Ники­ти­ча Обо­лен­ско­го, про­зван­но­го «Ноготь», участ­ни­ка похо­да 1480 г. Его сын Васи­лий Андре­евич Ног­тев, про­зван­ный «Ного­ток», был родо­на­чаль­ни­ком кня­зей Н.

1 коле­но

1. князь Андрей Ники­тич Ноготь-Обо­лен­ский (1430-е- ?)

родо­на­чаль­ник угас­ших кн. Ногот­ко­вых-Обо­лен­ских (Ног­те­вых-Обо­лен­ский). В янва­ре 1480 послан Ива­ном III в помощь Пско­ву про­тив ливон­цев, раз­бив рыца­рей, он взял город Костер на реке Эмба­хе, оса­ждал Юрьев (Дерпт), опу­сто­шив Ливо­нию на боль­шом про­стран­стве, вер­нул­ся с бога­той добы­чей. В янва­ре 1493 участ­во­вал в похо­де на Лит­ву вое­во­дой пра­вой руки, а позд­нее, нахо­дясь «на берегу».

2 коле­но

КН. ВАСИ­ЛИЙ АНДРЕ­ЕВИЧ НОГ­ТЕВ-НОГО­ТОК ОБО­ЛЕН­СКИЙ (1514,1538)

В 1514 пись­мен­ный голо­ва, послан­ный под Смо­ленск из-под Тулы. В 1515 году 1-й вое­во­да Сто­ро­же­во­го пол­ка в Туле с реки Воша­на. В авгу­сте 1528 года был пер­вым вое­во­дой Калу­ге, затем пере­ве­дён в Каши­ру и был остав­лен там пер­вым вое­во­дой после ухо­да из Каши­ры войск в Рости­славль-Рязан­ский для помо­щи кня­зю Ф. М. Мсти­слав­ско­му про­тив крым­ско­го царе­ви­ча Ислам Гирея. В мар­те 1529 года был пер­вым вое­во­дой в Сер­пу­хо­ве, а в мае того же года пере­ве­дён пер­вым вое­во­дой в Каши­ру. В 1533 когда с бере­га Оки были отпу­ще­ны стар­шие вое­во­ды, остав­лен тре­тьим вое­во­дой в Коломне. В 1536 году назна­чен намест­ни­ком в Торо­пец. В авгу­сте 1538 года был пер­вым вое­во­дой на Сен­кине бро­де через Оку, отку­да после роспус­ка «боль­ших» вое­вод отправ­лен пер­вым вое­во­дой в Серпухов.

3 коле­но

КН. АНДРЕЙ ВАСИ­ЛЬЕВ НОГОТ­КОВ ОБОЛЕНСКИЙ

Тысяч­ник 2-й ста­тьи из Обо­лен­ских кня­зей. В Дво­ро­вой тет­ра­ди из Обо­лен­ских кня­зей.[1] Голо­ва, нахо­дил­ся сре­ди цар­ской сви­ты летом 1556 г. Голо­ва в зим­нем ливон­ском похо­де 1558/1559 г.[2]

Послух в куп­чей 1543/1544 г. И. С. Ворон­цо­ва у Федо­ра Ива­но­ва сына Зво­ры­ки­на вот­чи­ны в Верх­ду­бен­ском стане Пере­слав­ско­го уез­да пол­се­ла Буже­ни­но­во с 17 дерев­ня­ми за 700 руб.[3] Упо­ми­на­ет­ся в духов­ной кня­зя Ю. А. Обо­лен­ско­го в 1547-1565 гг.[4]

КН. ФЕДОР ВАСИ­ЛЬЕВ НОГОТ­КОВ ОБОЛЕНСКИЙ

Тысяч­ник 2-й ста­тьи из Обо­лен­ских кня­зей.[5] По родо­слов­ным бездетный.

∞, АННА ДАНИ­ЛОВ­НА ЮРЬЕ­ВА, стар­шая дочь бояри­на Дани­лы Рома­но­ви­ча Юрье­ва.[6]

4 коле­но

КН. ФЕДОР АНДРЕ­ЕВИЧ НОГОТ­КОВ ОБОЛЕНСКИЙ

В 1578 г. вое­во­да в Василь­го­ро­де (Раз­ряд­ная кни­га 1475–1605 гг. Т. 3. Ч. 1. М., 1984. С. 43). Обо­лен­ский князь в 1588/89 гг., в Швед­ском похо­де 1589/90 гг. (Ста­ни­слав­ский А.Л. Тру­ды по исто­рии госу­да­ре­ва дво­ра в Рос­сии XVI–XVII веков. М., 2004. С. 213, 321).

Сидел у дан­ной его род­ствен­ни­цы (тещи) Ефро­си­ньи, жены Н. К. Замыц­ко­го, в 1576/1577 г. дав­шей Успен­ско­му собо­ру куп­лен­ные на ее при­да­ные день­ги мужем село Саб­ли с дерев­ня­ми Руда­ви­ха и Стек­ле­и­ха в Вер­хов­ском стане Бежец­ко­го Вер­ха (Акты Рос­сий­ско­го госу­дар­ства. Архи­вы мос­ков­ских мона­сты­рей и собо­ров. XV–начало XVII в. М., 1998. № 4. С. 425-427).

~ 1-я (?) N Ники­тич­на Замыц­кая, дочь тысяч­ни­ка Ники­ты Кон­стан­ти­но­ви­ча Замыцкого.

~ 2-я (?) Мария Семе­нов­на Кост­ки­на (? — 25.11.1602), дочь Семе­на (в ино­че­стве Фила­ре­та) Кост­ки­на (ум. 2.08.1601) и Мела­нии (ум. 24.05.1601)

КН. МИХА­ИЛ АНДРЕ­ЕВИЧ НОГОТ­КОВ ОБО­ЛЕН­СКИЙ(ум. до 1577)

— князь, помощ­ник А. М. Курб­ско­го в его пере­вод­че­ской дея­тель­но­сти. Отъ­е­хал с женой в Лит­ву до 1568 г., когда полу­чил «при­ви­лей» от коро­ля Сигиз­мун­да Авгу­ста (этот «при­ви­лей» пол­но­стью вос­про­из­ве­ден в жало­ван­ной под­твер­ди­тель­ной гра­мо­те 1577 г., выдан­ной Сте­фа­ном Бато­ри­ем вдо­ве О. Фео­до­ре Федо­ровне Миро­но­вой, вышед­шей к это­му вре­ме­ни вто­рич­но замуж за кня­зя Ста­ни­сла­ва Юра­гу Гед­рой­тя; см.: Акты, отно­ся­щи­е­ся к исто­рии Запад­ной Рос­сии. СПб., 1848. Т. 3. С. 216—218). С. Б. Весе­лов­ский уста­нав­ли­ва­ет связь меж­ду бег­ством О. и каз­нью его отца Андрея Васи­лье­ви­ча (Весе­лов­ский С. Б. Иссле­до­ва­ния по исто­рии оприч­ни­ны. М., 1963. С. 294, 419). Не доволь­ству­ясь пожа­ло­ван­ным ему име­ни­ем, в 1570 г. О. свое­воль­но захва­тил коро­лев­ские «кгрун­ты» Обель­ские (Лап­по И. И.Великое кня­же­ство Литов­ское за вре­мя от заклю­че­ния Люб­лин­ской унии до смер­ти Сте­фа­на Бато­рия (1569—1586). Т. 1 // Запис­ки исто­ри­ко-фило­ло­ги­че­ско­го ф-та имп. С.-Петербургского ун-та. СПб., 1901. Ч. 61. С. 396, при­меч. 2). В 1571 г. цар­ские послы доно­си­ли из Лит­вы: «А князь Михай­лиш­ко Ногот­ков Обо­лен­ской был у Курб­ско­го, а ныне вести про него нет, жив ли будет или здох» (Сбор­ник имп. Рус­ско­го исто­ри­че­ско­го обще­ства. СПб., 1892. Т. 71. С. 807). Неосве­дом­лен­ность послов объ­яс­ня­ет­ся из пись­ма А. М. Курб­ско­го Мар­ку Сарых­о­зи­ну, в кото­ром бег­лый князь сооб­ща­ет, что по его насто­я­нию О. отпра­вил­ся учить­ся: «Он же послу­шал мя, и изну­рих три лета в Кра­ко­ве в шко­ле, и потом совер­ше­ния ради до Влох ехал, оста­вя дом, жену и дет­ки, и тамо аки два лета пре­был; а ныне бла­го­да­тию божи­ею воз­вра­тил­ся к нам»; А. М. Курб­ский счи­та­ет О. еще моло­дым чело­ве­ком: «во мла­дом еще буду­щий веце» (РИБ. СПб., 1914. Т. 31. Стб. 417). Из под­твер­ди­тель­ной гра­мо­ты 1577 г. ясно, что в это вре­мя О. уже не было в живых. А. Б. Лоба­нов-Ростов­ский (Рус­ская родо­слов­ная кни­га. 2-е изд. СПб., 1895. Т. 2. С. 38) сооб­ща­ет оши­боч­ные све­де­ния об О.

О. помо­гал А. М. Курб­ско­му при пере­во­де «Бого­сло­вия» Иоан­на Дамас­ки­на, на что содер­жат­ся ясные ука­за­ния в напи­сан­ном бег­лым кня­зем пре­ди­сло­вии к это­му пере­во­ду («Пре­ди­сло­вие Андрея, грех­ми испол­не­на­го»); см.: Обо­лен­ский М. О пере­во­де кня­зя Курб­ско­го сочи­не­ний Иоан­на Дамас­ки­на // Биб­лио­гра­фи­че­ские запис­ки. 1858. Т. 1, № 12. Стб. 359. А. С. Архан­гель­ский дати­ро­вал этот пере­вод 1575—1579 гг., но верх­ней датой дол­жен быть 1577 г., ибо в 1579 г. О. уже не было в живых. Воз­мож­но, О. при­ни­мал уча­стие и в дру­гих пере­во­дах А. М. Курб­ско­го, преж­де все­го — в пере­во­де «Диа­лек­ти­ки» Иоан­на Дамас­ки­на, осу­ществ­лен­ном вско­ре после «Бого­сло­вия». Пере­во­ды эти в боль­шин­стве сво­ем, вклю­чая кни­ги Иоан­на Дамас­ки­на, оста­ют­ся неизданными.

~ Федо­ра Федо­ров­на Миро­но­ва, овдо­вев, вышла вто­рич­но замуж (до авгу­ста 1577 г.) за Ста­ни­сла­ва Юра­гу Гедро­и­ца. В авгу­сте 1577 года полу­чи­ла от коро­ля Сте­фа­на Бато­рия под­твер­ди­тель­ную гра­мо­ту на вла­де­ние 4 села­ми, пожа­ло­ван­ных её пер­во­му мужу.

Лит.: Архан­гель­ский А. С. К изу­че­нию древ­не­рус­ской лите­ра­ту­ры: Тво­ре­ния отцов церк­ви в древ­не­рус­ской пись­мен­но­сти. СПб., 1888. С. 109—112; Вла­сьев Г. А. Потом­ство Рюри­ка. СПб., 1906. Т. 1, ч. 2. С. 383; СПб., 1907. Ч. 3. С. 527; Беля­е­ва Н. П. Мате­ри­а­лы к ука­за­те­лю пере­вод­ных тру­дов А. М. Курб­ско­го // Древ­не­рус­ская лите­ра­ту­ра. Источ­ни­ко­ве­де­ние. Л., 1984. С. 125—128.Т. В. Буланина

КН. ИВАН АНДРЕ­ЕВИЧ НОГОТ­КОВ ОБОЛЕНСКИЙ

Точ­ная дата рож­де­ния млад­ше­го из трех сыно­вей кня­зя Андрея Васи­лье­ви­ча Ногот­ко­ва — Ива­на — неиз­вест­на. При­мер­ный год рож­де­ния — око­ло 1540. Иван Андре­евич был близ­ким ко дво­ру, при­ни­мал актив­ное уча­стие в воен­но-поли­ти­че­ской жиз­ни стра­ны. Удач­ной карье­ре спо­соб­ство­ва­ла его женить­ба на Домне Бог­да­новне Сабу­ро­вой, кото­рая при­хо­ди­лась род­ной сест­рой Евдо­кии, жене царе­ви­ча Ива­на, сына Ива­на Гроз­но­го. Жена, по всей види­мо­сти, стра­да­ла неду­гом без­дет­но­сти, оста­вив кня­зя Ногот­ко­ва без наслед­ни­ков. Пер­вые све­де­ния о служ­бе кня­зя Ногот­ко­ва отно­сят­ся к 1580 году. В то вре­мя он воз­глав­лял пере­до­вой полк в Калу­ге и зате­ял мест­ни­че­ский спор с пер­вым вое­во­дой боль­шо­го пол­ка кня­зем М.Н. Одо­ев­ским. В кон­це служ­бы в Калу­ге в сере­дине 1581 года царь направ­ля­ет Ива­на Андре­еви­ча на новую служ­бу в «казан­ские городы».Осенью 1581 года в Казан­ской губер­нии про­изо­шло вос­ста­ние луго­вых марий­цев, подав­лять кото­рое высту­пи­ли три пол­ка. Боль­шим пол­ком и всем похо­дом коман­до­вал князь Ногот­ков. Вос­ста­ние пода­вить не уда­лось и князь уехал в Моск­ву и стал ждать ново­го назна­че­ния. Тем вре­ме­нем вос­ста­ние раз­рас­та­лось и в нача­ле 1582 года к нему при­со­еди­ни­лись гор­ные марий­цы, тата­ры, чува­ши, удмур­ты и баш­ки­ры. Вос­ста­ние, или так назы­ва­е­мая «Тре­тья Чере­мис­ская вой­на» при­об­ре­ла широ­кий раз­мах. Иван Гроз­ный стал при­ни­мать сроч­ные меры, заклю­чив пере­ми­рие с Речью Поспо­ли­той и отпра­вив осво­бо­див­ши­е­ся силы на подав­ле­ние оче­ред­ной «Чере­мис­ской вой­ны». Осе­нью 1582 года князь Ногот­ков был назна­чен коман­до­вать сто­ро­же­вым пол­ком и сно­ва завел мест­ни­че­ский спор с руко­во­ди­те­лем похо­да И.М. Воро­тын­ским и А.П. Кура­ки­ным, тре­буя более почет­ное место и более высо­кую долж­ность, чем вое­во­да сто­ро­же­во­го пол­ка, и не при­сту­пая к служ­бе. Рас­сле­до­вать на месте это дело был направ­лен Б.В. Воей­ков, кото­рый на неко­то­рое вре­мя зато­чил кня­зя в тем­ни­цу. В зим­нем похо­де 1582-1583 гг. рус­ским пол­кам уда­лось ути­хо­ми­рить толь­ко Гор­ную сто­ро­ну. Тем вре­ме­нем, в кон­це зимы 1583 года князь Ногот­ков был назна­чен пер­вым (боль­шим) вое­во­дой Ниж­не­го Новгорода.В мае 1583 года князь Ногот­ков отпра­вил­ся во гла­ве боль­шо­го кон­но­го пол­ка к Ала­ты­ри и участ­во­вал в сра­же­ни­ях на Луго­вой сто­роне. Висточ­ни­ках инфор­ма­ции о дате при­бы­тия И.А. Ногот­ко­ва в Царев город не име­ет­ся. При­бли­зи­тель­но, князь во гла­ве рати к Царе­ву горо­ду мог подой­ти в кон­це декаб­ря 1584 года — в нача­ле янва­ря 1585 года.С при­бы­ти­ем кня­зя, назна­чен­но­го ука­зом госу­да­ря пред­ста­ви­те­лем вла­сти, Царев офи­ци­аль­но при­об­рел ста­тус воен­но-адми­ни­стра­тив­но­го цен­тра ново­при­со­еди­нен­ных земель в цен­тре Марий­ско­го края. Князь Иван Андре­евич Ногот­ков-Обо­лен­ский стал пер­вым (боль­шим) вое­во­дой горо­да. Для пер­во­го вое­во­ды Царе­ва горо­да на Кок­ша­ге кня­зю Ива­ну Андре­еви­чу Ногот­ко­ву эта служ­ба ста­ла послед­ней — в про­ме­жут­ке меж­ду декабрем 1584 — мар­том 1585 гг. он умирает.

~ Дом­на Бог­да­нов­на Сабурова

б/д

5 коле­но

149.125 КН. ПОЛО­НИЯ МИХАЙ­ЛОВ­НА НОГОТКОВА

~ кн. Давид Белый

150.125 КН. АННА МИХАЙ­ЛОВ­НА НОГОТКОВА

~ Семен Крейзинг

151.126 КН. ФЕДОР ФЕДО­РО­ВИЧ НОГОТ­КОВ (ум. до 1604)

152.126 КН. ИРИ­НА ФЕДО­РОВ­НА НОГОТ­КО­ВА (1580-е — ?)

В ин. Ира­и­да. Похо­ро­не­на в мос­ков­ском Зла­то­устов­ском монастыре.

~ (брак с до 1604) кн. Андрей Кучу­мо­вич Сибирский

153.126 КН. ФЕДО­СЬЯ ФЕДО­РОВ­НА НОГОТКОВА,

в 1604 девица

154.126 КН. ЕВДО­КИЯ ФЕДО­РОВ­НА НОГОТКОВА,

в 1604 девица

ПЕЧАТКИ

Печаток не знайдено

ПУЦБЛІКАЦІЇ ДОКУМЕНТІВ

Документів не знайдено

АЛЬБОМИ З МЕДІА

Медіа не знайдено

РЕЛЯЦІЙНІ СТАТТІ

Статтєй не знайдено

НОТАТКИ
  1. Тысяч­ная кни­га 1550 г. и Дво­ро­вая тет­радь 50-х годов XVI в. М.; Л., 1950. С. 57, 118[]
  2. Раз­ряд­ная кни­га 1475–1598 гг. М., 1966. С. 157, 176) 13 мар­та 1565 г. был назна­чен вое­во­дой в Василь­го­род, но был каз­нен в фев­ра­ле 1565 г. вско­ре после вве­де­ния оприч­ни­ны в свя­зи с бег­ством в Лит­ву его стар­ше­го сына Михаила.((Акты Рос­сий­ско­го госу­дар­ства. Архи­вы мос­ков­ских мона­сты­рей и собо­ров. XV–начало XVII в. М., 1998. С. 426-427.[]
  3. Архив СПб ИИРАН. Ф. 29. Оп. 1. Д. 8. № 924. Л. 927; Шума­ков С.А. Обзор гра­мот кол­ле­гии эко­но­мии. Вып. 4. М., 1917. С. 345.[]
  4. Акты фео­даль­но­го зем­ле­вла­де­ния и хозяй­ства XIV–XVI веков. Ч. 2. М., 1956. № 207.[]
  5. Тысяч­ная кни­га 1550 г. и Дво­ро­вая тет­радь 50-х годов XVI в. М.; Л., 1950. С. 57.[]
  6. Цар­ские пра­ро­ди­те­ли погре­бен­ные в оби­те­ли Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са на Новом. М., 1912. С. 39.[]

0 комментариев

Добавить комментарий

Заполнитель аватара

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *