
Общие сведения о роде
Друцкие – княжеский род, ветвь князей Гольцовских Одинцевичей, при выезде в Великое княжество Московское принявших фамилию Друцких. Кн. Дмитрий Юрьевич Д. выехал из Литвы в Москву в 1508. Род князей Д. внесен в V ч. ДРК Московской и Тульской губерний.
Герб кн. Д. имеет следующее описание: «В червленом поле перпендикулярно поставлен серебряный меч с золотой рукояткой острием вниз. С обоих сторон меча по два золотых полумесяца, горизонтально рогами один к другому обращенные. Щит покрыт княжеской мантией и увенчан княжеской шапкой». 17.12.1817 полковник кн. Данила Андреевич Д. внесен в IV ч. ДРК Рязанской губ., как выехавший в свое время из Великого княжества Литовского.
В 1508 г. несколько князей Гольцовских Одинцевичей – братья Василий, Богдан и Андрей Дмитриевичи, и их племянник Дмитрий Юрьевич выехали в Москву. Еще в 1511 г. великий князь Василий III требовал от Сигизмунда отпустить “Озеретцкого княгиню и Друтцких князей матерь”. Их потомки, подавая в конце 17 в. свою родословную, своих настоящих предков уже не помнили, и проделали не совсем удачную реконструкцию по летописным и другим источникам. В их родовой памяти сохранилось лишь то, что они принадлежали к старшей ветви Друцких, а генеалоги 19 в. сделали эту ветвь потомками друцкого князя Василия Михайловича, и его сына Андрея, погибшего в 1399 г. на Ворскле. Данная версия встречается даже сейчас, несмотря на серьезное хронологическое несоответствие и сведения документа 1411 г., подтверждающие вымирание потомков Андрея Васильевича к этому времени.
Более вероятно, что род князей Друцких а ВКМ произошел от Одинцевичей. М. М. Кром писал о незначительном присутствии князей Друцких, несмотря на захват самого Друцка, в свите князя М. Л. Глинского. Из цитируемого этим историком дела князей Одинцевичей выясняется, однако, что с М. Л. Глинским «поехал» младший сын княгини Ульяны Гольцовской. Двое ее старших сыновей «перво того к Москве побегли» [Кром, М. М. Меж Русью и Литвой: Западнорусские земли в системе рус-ско-литовских отношений конца XV – первой трети XVI в. / М. М. Кром. – М.:
Археографический центр, 1994. – 304 с., с. 128; Lithuanian Metrica. Литовская Метрика. Lietuvos Metrica. – Kn. 8 (1499– 1514) / Parengė A. Baliulis ir kt. – Vilnius: Mokslo ir enciklopedijų liedybos institutes, 1994. – 649 p., p. 309–310]. Возможно, именно они в родословной пока-заны как основатели московской ветви Друцких. Из этого же рода вместе с М. Л. Глинским выехал также князь И. Озерецкий.
Литература: Бенцианов М. М. «Литвины» и «паны». Выходцы из Великого княжества Литовского на московской службе в XV–XVI столетиях.
Поколенная роспись с биограмами
I колено Рюрик, князь Новгородский
II колено Игорь Рюрикович, великий князь Киевский +945
III колено Святослав I Игоревич, великий Киевский 942-972
IV колено Владимир I, великий князь Киевский +1015
V колено ?
VI колено ?
VII колено ?
VIII колено ?
IX колено ?
X колено ?
XI колено ?
XII колено Данило
XIII колено Андрей, князь Друцкой
XIV колено , князь Друцкой
XV колено , князь Друцкой
XVI колено …… ……, князь Друцкой
XVII колено Федор Андреевич Одинцевич
XVIII генерація от Рюрика.
1. КН. ДМИТРИЙ ФЕДОРОВИЧ ГОЛЬЦОВСКИЙ ОДИНЦЕВИЧ
В 1508 г. несколько князей Друцких – братья Василий, Богдан и Андрей Дмитриевичи, и их племянник Дмитрий Юрьевич выехали в Москву. Еще в 1511 г. великий князь Василий III требовал от Сигизмунда отпустить “Озеретцкого княгиню и Друтцких князей матерь”. Их потомки, подавая в конце 17 в. свою родословную, своих настоящих предков уже не помнили, и проделали не совсем удачную реконструкцию по летописным и другим источникам. В их родовой памяти сохранилось лишь то, что они принадлежали к старшей ветви Друцких, а генеалоги 19 в. сделали эту ветвь потомками друцкого князя Василия Михайловича, и его сына Андрея, погибшего в 1399 г. на Ворскле. Данная версия встречается даже сейчас, несмотря на серьезное хронологическое несоответствие и сведения документа 1411 г., подтверждающие вымирание потомков Андрея Васильевича к этому времени.
XX генерація от Рюрика.
5/1. КН. ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ДРУЦКИЙ ОДИНЦЕВИЧ ГОЛЬЦОВСКИЙ (?-до 1508)
Вероятно, старший сын Дмитрия Федоровича Гольцовского. Его сын сбежал вместе с дядьями в Москву. В родословце Одинцевичей вместо Юрия показан Иван Дмитриевич.
2/1. КН. ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ДРУЦКИЙ ОДИНЦЕВИЧ ГОЛЬЦОВСКИЙ (1508, † 1508/1519)
Судовая справа адносна спадчыны Дзмітрыя Федоровича Гольцовского паведамляе, што з чатырох сыноў малодшы яго сын ад Ульяны (роднай сястры Сямёна Іванавіча Бельскага) далучыўся да М. Глінскага, а двое старэйшых яшчэ перад гэтым збеглі ў Маскву. Матывацыя Адзінцэвічаў, як здаецца, была той самай — матэрыяльная зацікаўленасць, бо бацька пакідаў у спадчыну толькі тры вёскі ў наваколлях Друцка і двор у самім замку.
3/1. КН. БОГДАН ДМИТРИЕВИЧ ДРУЦКИЙ ОДИНЦЕВИЧ ГОЛЬЦОВСКИЙ (1508, 1510)
Судовая справа адносна спадчыны Дзмітрыя Федоровича Гольцовского паведамляе, што з чатырох сыноў малодшы яго сын ад Ульяны (роднай сястры Сямёна Іванавіча Бельскага) далучыўся да М. Глінскага, а двое старэйшых яшчэ перад гэтым збеглі ў Маскву. Матывацыя Адзінцэвічаў, як здаецца, была той самай — матэрыяльная зацікаўленасць, бо бацька пакідаў у спадчыну толькі тры вёскі ў наваколлях Друцка і двор у самім замку.
4/1. КН. АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ ДРУЦКИЙ ОДИНЦЕВИЧ ГОЛЬЦОВСКИЙ (1537,1557)
Младший сын Дмитрия Федоровича Гольцойвского. В 1508 г. Друцк оказался в центре военных событий во время мятежа Глинских. По сообщениям московских летописных источников, когда Михаил Глинский и Василий Шемячич, воевода великого князя московского Василия III, шли из-под Минска на северо-восток, «князи Дрютцкие здалися и з городом и крест целовали, что им служити великому князю и с вотчинами» 1. Тот факт, что местные князья сдали Друцк объединенной армии Михаила Глинского и московских воевод находит также документальное подтверждение в актах Метрики ВКЛ [LМ-8, 1995, р. 309]. Причем из обоих источников следует, что князья Друцкие, похоже, не оказали сколько-нибудь заметного сопротивления противнику. Сложно сказать, что стало причиной такого их поведения. Однако вряд ли князья Друцкие так уж сильно симпатизировали Глинским, ведь цели последних были неясными, а все поднятое ими движение смахивало на авантюру. Вероятнее всего, причиной сдачи города стало желание Друцких сохранить в неприкосновенности свой единственный замок и уберечь от грабежа и разорения свои не слишком многочисленные владения.
Подавление скоротечного мятежа войсками Сигизмунда I вернуло все на свои прежние места: Друцк и прилегающие к нему земли рода верну-лись под власть ВКЛ. Однако несколько представителей рода Друцких все же выехали с Глинскими в Москву. Это были, в частности, Иван Озерецкий и Андрей Друцкий 2.
Цяжка сказаць нешта больш дакладнае аб удзеле ў мяцяжы князёў Адзінцэвічаў, што мелі цесныя сувязі з Друцкімі, апрача таго, што трое з сыноў Дзмітрыя Фёдаравіча Адзінцэвіча перайшлі на бок Масквы. Аб гэтым паведамляе судовая справа адносна спадчыны Дзмітрыя. 3 яе вынікае, што з чатырох сыноў малодшы яго сын ад Ульяны (роднай сястры Сямёна Іванавіча Бельскага) далучыўся да М. Глінскага, а двое старэйшых яшчэ перад гэтым збеглі ў Маскву. Матывацыя Адзінцэвічаў, як здаецца, была той самай — матэрыяльная зацікаўленасць, бо бацька пакідаў у спадчыну толькі тры вёскі ў наваколлях Друцка і двор у самім замку.
В 1537 г. воевода в Костроме за городом, затем воевода на Плесе. Воевода в передовом полку во Владимире в ноябре 1542 г. Воевода на Плесе из Костромы летом 1543 г. (Разрядная книга 1475–1598 гг. М., 1966. С. 92, 93, 104, 106).
5/1. КН. ИВАН ДМИТРИЕВИЧ ДРУЦКИЙ ОДИНЦЕВИЧ ГОЛЬЦОВСКИЙ (?-до 1508)
В родословце Одинцевичей вместо Юрия показан Иван Дмитриевич. Возможно он и вправду существовал, а возможно автор родословца ошибся
Беззубово – старинное русское село. Расположено в 16 км. от райцентра и в 9 км. от центра сельского округа.
По преданию, первоначальное название села – Дубовое, так как оно располагалось среди массивов дубового леса. Со временем окружающие село дубравы стали быстро исчезать, жителям стало неуютно. В народе так и говорили: «Без дубов, что без зубов». Поэтому жители стали называть село Бездубовом, затем название села трансформировалось и превратилось в Беззубово. В народе также существует поверье, что ранее хозяева села были очень деспотичными, занимались рукоприкладством, часто выбивали крестьянам зубы.
Село разделено оврагом на две части, имеются два пруда, один из них и сегодня называют барским.
Согласно писцовой книге1578-1579 гг., в конце 16 в. Беззубово было селом или сельцом и в нем уже была церковь. Оно входило тогда в Растовский стан Каширского уезда:
«За Воином да за Семеном за Григорьевыми детми Коршакова в слц. Беззубове, а в нем двор помещиков да двор крестьянской <…> За Пименом Васильевым сыном Барыкова в слц. Беззубове, а в нем 2 двора крестьянских<…>
В том же с. Беззубове церк. Рождество Пресвятой Богородицы, стоит на царя и великого князя земле<…>
За Федором Борисовым сыном Вечеславлева половина слц. Беззубова, и с тем, что ему дано вдовино поместье Дарьи Ивановой жены Вечеславлева, а в нем двор помещиков, да три двора крестьянских, да 9 мест дворовых пустых»*1.
В первой половине 18 в. Селение Беззубово вступило во владение князя Даниила Андреевича Друцкого (1770-1835), полковника лейб-гвардии Измайловского полка. «Князь огорчался, не имея детей в мужском поколении, и усердно молился, чтобы Бог дал ему сына. Во сне ему было сказано, чтобы он пошел в конюшню, где найдет икону Божией Матери Троеручницы. Перед этой иконой князь должен был каждый месяц служить молебен с водоосвящением, и желание его исполнится. Действительно, князь получил желаемое. В благодарность за это в 1742 г. построил в с. Беззубове храм во имя Божией Матери Троеручницы, образовал приход»*2.
Во второй половине 18 в. с. Богородицкое, Беззубово тож, принадлежало секунд-майору Андрею Даниловичу Друцкому. По 3-й ревизии, в 1763 г. за ним числилось 297 душ (165 мужского, 132 женского пола), по 4-й ревизии, в 1782 г. – 338 душ (180 мужского, 158 женского пола), по 5-й ревизии, в 1795 г. – 401 душа (191 мужского, 210 женского пола). По 6-й ревизии, 1811 г. с. Беззубово, Богородское тож, числилось за его сыном – бригадиром князем Сергеем Андреевичем Друцким . По данным «Экономических примечаний», в начале 19 в. в с. (№341) было несколько владельцев. Поручику Александру Прокофьевичу Барыкову и коллежскому регистратору Ивану Ивановичу Барыкову принадлежала только земля, а во владении бригадира князя Сергея Андреевича Друцкого помимо земли – 38 дворов, 465 душ (241 мужского, 224 женского пола). Всего земли у владельцев было 839 десятин 977 саженей, из них под селом 19 десятин 62 сажени, пашни 768 десятин 2265 саженей, сенокосов 26 десятин 800 саженей. Земля сероглинистая, лес строевой и дровяной – дуб, осина, липа, орех. Село располагалось на левой стороне р. Завала и по обе стороны р. Лашетовки, земельная дача – на правой стороне оврагов Репинского и Плоского, на левой стороне оврага Кудрявцева и по обе стороны р. Лашетовки, Завала, Язвилки. В селе стоял деревянный господский дом и деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1742 г. В 1853 г. он был возобновлен штабс-капитаном князем Иваном Сергеевичем Друцким (1809-1884); в 1880 г. сгорел до основания. В 1882-1884 г. старанием князя Александра Дмитриевича Друцкого, частью на его средства, частью на пожертвования прихожан был построен каменный храм во имя той же иконы Богоматери. Церковь была разрушена в 1940-е гг. Местные жители вспоминают, что взрывать ее пришлось дважды.
По 10-й ревизии 1858 г., в селе числилось 57 дворов, 585 душ (296 мужского, 289 женского пола), в 1880 г. – 81 двор 529 жителей. Село входило в Косяевскую волость Веневского уезда. В 1871 г. к с. Беззубову временно был присоединен приход с. Клемово. В 1892 г. в приход с. Беззубово входило только само село – 453 жителя (232 мужского, 221 женского пола); благочинный – священник И.Н. Остроумов. В 1903-1914 гг. в церкви служил священник Николай Новгородов.
В 1862 г. местный священник и дьячок обучали 9 мальчиков. В 1887 г. в селе открыта церковно-приходская школа. Располагалась она в доме попечителя князя Друцкого. Законоучителем в 1888-1889 г. был священник Иоанн Остроумов, учителем – заштатный псаломщик Мефодий Рождественский. В школе обучались 22 мальчика. С 1895 г. учительницей работала Наталья Архангельская, окончившая епархиальное женское училище, законоучителем был в то время священник Иоанн Никольский. В 1898-1899 г. школу посещали 14 мальчиков и 14 девочек , а в 1912 -1913 гг. 27 мальчиков и 30 девочек. В 1905 г. в школе преподавала дочь помещика Татьяна Георгиевна Леонтьева, а в 1908 г. сын священника Константин Николаевич Новгородов. Долгие годы детей учила Варвара Дмитриевна Глаголева, очень образованная , умная женщина, владевшая четырьмя языками. Она была репрессирована в 1932 г.
В 1903 г. земля (295 десятин) принадлежала князю Александру Дмитриевичу Друцкому (1837-?), статскому советнику, с 1898 г. земскому начальнику Веневского уезда. В Беззубове у князя был большой сад – 1100 плодовых деревьев – яблони, сливы, вишни. В народе говорили: когда везде яблоки есть в Беззубове их нет, а когда они в округе не родятся, в селе их много. В 1907 г. из-за неуплаты долга в Дворянский земельный банк имение было назначено к торгам.