1453–62 гг. — Правая грамота суда кн. Ивана Юрьевича (Патрикеева) великокняжескому бортнику Фоме Михайлову по тяжбе между ним и кн. Федором Давыдовичем (Пестрым) с сыном Федором о бортном лесе по р. Уводь («Уготь») в вол. Тальша Владимирского у.

В состав пра­вой гра­мо­ты вклю­чен текст сле­ду­ю­ще­го доку­мен­та: 1434–62 гг. — Жало­ван­ная дан­ная гра­мо­та в. кн. Васи­лия Васи­лье­ви­ча борт­ни­ку Миха­и­лу с детьми на пустт. Алек­сей­ко­во, Роди­он­ко­во и др. с уго­дья­ми в вол. Таль­ша Вла­ди­мир­ско­го у.

ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Кар­тон 3. № 337. Л.2. Под­лин­ник: 150×300. На бума­ге вид­ны сле­ды при­клад­ной вос­ко­вой печа­ти (Ø ≈ 20); печать утра­че­на. На обо­ро­те поме­та: 151-го, июля, подал слуш… (текст закле­ен бумагой).

Публ.: Ката­ев И.М., Каба­нов А.К. Опи­са­ние актов собра­ния гра­фа А.С. Ува­ро­ва. М.,1905. С.5–7. № 6; Акты соци­аль­но-эко­но­ми­че­ской исто­рии Севе­ро-Восточ­ной Руси. М., 1958. Т. 2. С.544, 545. № 496.; Акты Покров­ско­го суз­даль­ско­го деви­чье­го мона­сты­ря XVI – нача­ла XVII века / сост.
А.В. Анто­нов, А.В. Машта­фа­ров. – М.: Фонд «Связь Эпох», 2019. – 464 с. — (Акты Рос­сий­ско­го госу­дар­ства. Госу­дар­ствен­ные и кор­по­ра­тив­ные архи­вы Рос­сии XIII–XVII веков. Т. III). С. 17–18. № 1.

Уп.: Анто­нов А.В., Машта­фа­ров А.В. Об архи­ве Суз­даль­ско­го Покров­ско­го деви­чье­го мона­сты­ря XV– нача­ла XVII века // РД. М., 2004. Вып. 10. С.275, 276. № 1.

По вели­ко­го кня­зя сло­ву Васи­лья Васи­лье­ви­ча, сий суд судил князь Иван
Юрье­вич. Тягал­ся Фомъ­ка Миха­лов, тал­ша­нин борът­ник вели­ко­го кня­зя и в бра­та сво­е­го место в Семен­ко­во со кня­зем с Федо­ром с Федо­ро­ви­чем; а князь Федор отве­чи­вал во отца сво­е­го место во [кня­жо] Федо­ро­во Давыдовича.
Так рек Фом­ка и в бра­та сво­е­го место в Семен­ко­во: Жало­ба нам, гос­по­дине, на кня­жа Федо­ро­ва отца на кня­зя на Федо­ра на Давы­до­ви­ча. Отнял у нас, гос­по­дине, в Чаш­ни­чи пути талиц­кии пусто­ши вели­ко­го кня­зя и лесы борът­ныи на реце на Уго­ти по веш­ней воды полой по сухой берег да впус­кал, гос­по­дине, сво­их борът­ни­ков, и его, гос­по­дине, борът­ни­ки ста­рыи боръ­ти ходят, а новы[и] боръ­ти дела­ют. А те, гос­по­дине, зем­ли и лесы борът­ныи веш­ни воды полой по сухой берег изъ­ста­ри­ны вели­ко­го кня­зя, а ухо[ды], гос­по­дине, и вот­чи­на наша. И гра­мо­та, гос­по­дине, у нас1 вели­ко­го кня­зя жало­вал­ная на те пусто­ши и на лесы на борът­ныи, что в Чаш­ни­че пути. А се, гос­по­дине, гра­мо­та кня­зя вели­ко­го жаловалная.
И князь Иван Юрье­вич возрел в гра­мо­ту, и в гра­мо­те писано:
Се яз, князь вели­ки Васи­лей Васи­лье­вич, пожа­ло­вал есмь Михал­ка тал­ша­ни­на да его детей Семен[ка, д]а Фом­ку, да Онтроп­ка, что идут жити на тале­ць­скии пус[то]ши на мо[и, вел]икого кня­зя, в Чаш­нич путь на Олек­сей­ко­во да на Роди­вон­ко­во, [д]а н[а Он]тушково, да на Пар­фе­но­во, на свою отчи­ну на борът­ныи зем­ли. А веда­ют те зем­ли мои, вели­ко­го кня­зя, и дер­жат за собою по ста­рине. А иной ся в те мои зем­ли, вели­ко­го кня­зя, опричь их не въсту­па­ет них­то и в борът­ныи уходы.
И князь Иван Юрье­вич въс­про­сил кня­зя Федо­ра во отца его месъто кня­жо Федо­ро­во Давы­до­ви­ча: Отвечай.
И князь Федор во отца сво­е­го место во кня­жо Федо­ро­во Давы­до­ви­ча так рек: Отец, гос­по­дине, мой князь Федор Давы­до­вич да и яз тех земель вели­ко­го кня­зя и лесов борът­ных по реце по Уго­ти по веш­ней полой по сухой берег у Фом­ки и у его бра­та не оти­мы­ва­ли, ни борът­ни­ков сво­их, гос­по­дине, в те лесы борът­ныи не пус­ки­ва­ли и не въсту­па­ем­ся в них. То, гос­по­дине, зем­ли и лесы борът­ныи по реце по Уго­ти по веш­ней полой по сухой берег вели­ко­го князя.
И по тому князь Иван Юрье­вич и по гра­мо­те вели­ко­го кня­зя по жало­вал­ной Фомъ­ку и в бра­та его место в Се[ме]нково опра­вил, а кня­зя Федо­ра и в отца его место во княжо2 Федо­ро­во Давы­до­ви­ча обви­нил и при­су­дил те зем­ли вели­ко­го кня­зя и лесы борът­ныи по реце по Уго­ти по веш­ней полой по сухой берег Фом­ке и в бра­та его место в Семенъково.
А на суде были у кня­зя у Ива­на у Юрье­ви­ча князь Иван Алек­сан­дро­вич да князь Петр Ста­ро­дуб­ской, да Мики­та Костянтинов.
А под­пи­сал вели­ко­го кня­зя дьяк Василей.

При­ме­ча­ния: Дати­ру­ет­ся по И.А. Голуб­цо­ву; вклю­чен­ный акт дати­ру­ет­ся пред­по­ло­жи­тель­но вто­рым пери­о­дом кня­же­ния Васи­лия Темного.
1 В ркп.: на.
2 В ркп.: нжо (под титлом).