Общие сведения о роде
ЗВЯГОЛЬСКИЕ — княжеский род, Рюриковичи, владевшие Звягольской волостью Киевской земли в XV веке. Вероятно, потомки Святослава-Николая Ольговича (†1164), князя новгород-северского, курского и путивльского.
Кроме собственно Киевского княжества Олельковичей во второй пол. 15 в. существовал один любопытный реликт, по-видимому, долитовских времен. Это Звягольская волость, занимавшая северо-западную часть Житомирского повета Киевского воеводства. Волостью владели князья Звягольские, один из княжеских родов, происхождение которых до настоящего времени продолжает оставаться предметом дискуссий. Ю.Вольф считал Звягольских потомками «княжат турово-пинских» наряду с Острожскими, Ружинскими, Четвертинскими и другими. Незадолго до Ю.Вольффа вопрос, связанный с владениями этого княжеского рода, разобрал Ф.Леонтович в своей классической работе «Очерки истории литовско-русского права». Не касаясь проблемы происхождения князей Звягольских, на основе актового материала он сделал вывод о принадлежности «Звягольской волости» в XV веке к Киевской земле, а также об обладании этими князьями удельно-отчинными правами. То есть, скорее всего, Звяголь с волостью составлял один из киевских уделов, сохранившихся еще с татарского времени.
Кроме версии Вольффа по поводу происхождения рода князей Звягольских существуют и другие гипотезы:
— потомки луцких Мономашичей, а именно Бориса Межибожского (Л.Войтович);
— Гедиминовичи-Корьятовичи (Я.Теньговский);
— Гедиминовичи-Ольгердовичи (Ю.Пузына, Н.Яковенко);
— Рюриковичи-Ольговичи от Владимира Игоревича Путивльского. (Аlexios)
– Рюриковичи-Ольговичи от брянско-вщижской ветви (Кузьмин А.В.)
Не исключено также возможность происхождения Звягольских от киевских князей 14 в. — путивльской ветви черниговских Ольговичей. Живший в начале — первой трети XV в. князь Борис Звягольский мог быть сыном Ивана Борисовича Киевского, погибшего в 1399 г. на Ворскле, и внуком Бориса Константиновича, подписавшего в 1372 году московско-литовскую перемирную грамоту в качестве посла Ольгерда. Борис Константинович, в свою очередь, вероятно, являлся сыном Константина Романовича, упомянутого в Любецком синодике и двоюродным братом Ивана Ивановича Путивльского (см.родословную схему выше). Косвенно это подтверждается тем, что свои права на Остер во время процесса с княгиней Трабской они считали «более древними и почтенными», чем пожалование Олелько отцу Марии Трабской (Клепатский, «Очерки...», с. 228). Да и сами претензии на Остер, лежащий в стороне от собственно Звягольской волости на черниговском пограничье, довольно показательны.
К слову, вполне возможно, что в 1385 года «сватать» королеву Ядвигу в Краков ездил в числе прочих не Борис Корьятович, о чем пишет Я. Теньговский, а именно Борис Константинович. Данное предположение можно сделать, анализируя запись об этом посольстве в польских источниках (цит. Monumenta Poloniae Historica, т.2, с.909):
Ист. http://istorja.ru/forums/topic/1544-kievskaya-zemlya-v-temnoe-vremya/
А.В.Кузьмин, скорее всего прав, относя время жизни путивльского князя Ивана Романовича и его вероятных братьев Михаила и Константина к 1‑й трети 14 в. (Отсюда). Соответственно поминание в Любецком Синодике:
[52] Кн(я)зя Иоа(н)на Романовича путимл(ь)ского,
[53] Кн(я)зя Ко(н)стантина Романовича,
[54] Кн(я)зя Михаила Романовича, убитого от литвы
Литература:
А. В. Кузьмин,
Бабенко Алексей. Сообщения на форумах.
Клепатский.
Поколенная роспись рода
генерація від Рюрика
РОМАН
генерація від Рюрика
ИВАН РОМАНОВИЧ
КОНСТАНТИН РОМАНОВИЧ
МИХАИЛ РОМАНОВИЧ
генерація від Рюрика
ИОАНН († 2‑я четв. XIV в.?), блгв. кн. путивльский, мч. (пам. в Неделю 2‑ю по Пятидесятнице — в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших). В большинстве списков Любецкого синодика, содержащего как самостоятельный отдел поминание черниговских князей (текст, известный в списках 2‑й пол. XVII-XVIII в., восходит к 1‑й четв. XV в.), есть память «князя Ивана Путивльского, страстотерпца и чудотворца, убитого от татар за христианы» (НКПИКЗ. № 907. Л. 14–14 об., 2‑я пол. XVII в.; см. также: Зотов. 1892. С. 27–28; Синодик. 1902. Л. 9 об.). В наиболее раннем списке Любецкого синодика, сохранившемся в составе синодика ц. Введения во храм Пресв. Богородицы Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ. № 907), И. назван после путивльского кн. Ивана Романовича († 1‑я четв. XIV в.; о датировке жизни Ивана Романовича см.: Кузьмин. 2005), ранее киевского кн. Владимира Ивановича. Введение в научный оборот указанного списка Любецкого помянника позволяет отказаться от предложенного ранее отождествления И. с кн. Владимиром Ивановичем (см.: Кузьмин А. В. Владимир (Иоанн) Иоаннович, кн. киевский и путивльский // ПЭ. Т. 8. М., 2004. С. 725–726; в данной статье автор опирался на известные тогда списки Любецкого синодика, к‑рые содержат неполный текст).
Прежде введения в научный оборот списка НКПИКЗ. № 907 время жизни И. на основе свидетельств дефектных списков Любецкого синодика ошибочно относили к XIII в. или к рубежу XIII и XIV вв. В ряде случаев И. отождествляли с его возможным отцом — путивльским кн. Иваном Романовичем, в к‑ром ошибочно видели сына северского кн. Романа Игоревича (см.: Филарет (Гумилевский). РСв. С. 101. Примеч. 193; Зотов. 1892. С. 115–116, 120, 164, 206–207, 241–242 и др.; правильнее считать, что Иван Романович принадлежал к старшей (брянской) линии черниговских Ольговичей и был потомком св. кн. Святослава (Николая) Ярославича). Учитывая время жизни предполагаемого отца И., можно думать, что И. жил в 1‑й пол. XIV в.
Правление И. в Путивльском княжестве пришлось на период усиления власти над землями Руси Золотой Орды, которой управлял хан Узбек (1313–1341). Это время характеризуется нек-рой стабилизацией экономической жизни на юге Руси, возрождением ряда городов (опустевших в XIII в. в результате установления монг. ига). Активная деятельность древнерус. населения в Путивле в XIV-XV вв. подтверждается находками здесь предметов материальной культуры этого времени (Тупик С. В. К вопросу о музеефикации детинца древнерус. Путивля // Средневековый город Юго-Вост. Руси: предпосылки возникновения, эволюция, материальная культура: Мат-лы междунар. науч. конф. Курск, 2009. С. 133). Желая вовремя получать «выход» и «царевы запросы», Узбек неоднократно прибегал к репрессиям в отношении правителей подчиненных народов вплоть до казней. Запись о кончине И. в Любецком синодике помещена рядом с записью о казни в Орде по приказу Узбека в 1327 г. рязанского кн. Ивана Ярославича. Возможно, И. также был убит в Орде или во время одного из походов монголов через путивльские земли на Литовское великое княжество.
Почитание
Упоминание И. в Любецком синодике как страстотерпца, убитого «за христианы», и чудотворца свидетельствует о местном почитании князя, сложившемся к 1‑й четв. XV в. Старший сохранившийся список синодика (НКПИКЗ. № 907) является частью помянника Введенской ц. Киево-Печерской лавры. Между тем в ранней редакции синодика Киево-Печерского мон-ря, известной по списку кон. XV в., нет поминаний черниговских князей XII — нач. XV в. Любецкий синодик мог быть прислан в Киево-Печерский мон-рь в сер. XVII в. тесно связанным с обителью черниговским и Новгород-Северским еп. Зосимой (Прокоповичем; 1649–1656), по повелению которого в Елецком черниговском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре был написан Елецкий синодик, который содержит поминания правосл. архиереев, князей, бояр, шляхты и нек-рых мирян Киевской и Чернигово-Северской земель X — нач. XVII в. (елецкий синодик не сохр., известен по его анализу в лит-ре). Т. о., в сер. XVII в. И. начали поминать не только в пределах Черниговской епархии, но и в Киеве. В XVIII-XIX вв. память о святом почти не прослеживается. Н. Д. Квашнин-Самарин писал во 2‑й пол. XIX в. об И., что это было «лицо, видно очень известное в свое время, ныне же об нем, кажется, исчезла всякая память» (Квашнин-Самарин. 1873. С. 222).
Канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к‑рого был определен в сер. 70‑х гг. XX в., в ходе подготовки к изданию Русской Церковью богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 362). 25 марта 2009 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение об установлении отдельной памяти И.- под 20 сент. 27 июня 2009 г. в Спасо-Преображенском храме Путивля митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в сослужении мн. архиереев и священнослужителей совершил литургию, после к‑рой было объявлено о решении Синода УПЦ и прочитано Житие И., составленное путивльским прот. Александром Чурочкиным. После окончания литургии в центр храма была вынесена икона св. князя, к‑рой митр. Владимир благословил молящихся.
Ист.: Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 27–28, 115–116, 120, 206–207, 231, 242, 288, 295, 296; Синодик Любецкого Антониевского мон-ря: Факс. изд. / Публ.: Г. А. Милорадович. Чернигов, 1902. Л. 9.
Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1865. С. 100–104; Милорадович Г. А. Любеч Черниговской губ. Городницкого у.- родина прп. Антония Печерского // ЧОИДР. 1871. Кн. 2. С. 1–156; Квашнин-Самарин Н. Д. По поводу Любецкого синодика // Там же. 1873. Кн. 4. Отд. 5. С. 221–222; Русина О. [В.] Сiверська земля у складi Великого князiвства Литовського. К., 1998. С. 108–111; она же. Украïна пiд татарами и Литвою. К., 1998. С. 32–34; Кузьмин А. В. Источники XVI-XVII вв. о происхождении киевского и путивльского кн. Владимира Ивановича // Вост. Европа в древности и средневековье: Пробл. источниковедения: XVII чт. памяти чл.-кор. АН СССР В. Т. Пашуто и IV чт. памяти А. А. Зимина: Тез. докл. М., 2005. Ч. 2. С. 220–223; Шеков А. В. О помяннике черниговских князей в составе Любецкого помянника // Тр. ГИМ. М., 2007. Вып. 169. С. 281–300.
БОРИС КОНСТАНТИНОВИЧ (1372)
один из послов Ольгерда, подписавших московско-литовский договор 1372 г. Печать этого князя со стрелообразной тамгой, привешенная к документу, долгое время считалась печатью самого Ольгерда. О владениях князя Бориса Константиновича, к сожалению, ничего не известно. Как и о владениях его сына, Ивана.
генерація від Рюрика
ИВАН БОРИСОВИЧ КИЕВСКИЙ (†1399)
генерація від Рюрика
КНЯЗЬ БОРИС ИВАНОВИЧ ЗВЯГОЛЬСКИЙ (початок XV ст.)
Личность этого князя источникам совсем неизвестна и только отчество его сына, писавшегося «Борисовичем» подтверждает его существование. Оставил двух сыновей, Ивана и Семена.
Згадується на початку XV ст. Н.Яковенко відносить родину князів Звягольських, які володіли невеликим уділом з центром у Звяголі на краю Болохівської землі, до нащадків Ольгерда Гедиміновича (1700, с.296). Це не виключено, як прихильники Любарта або Свидригайла вони могли отримати там якийсь уділ. Але, скоріше, більш природньо бачити в них нащадків давніх болохівських князів, які утримали свій уділ. Може саме тому після вигаснення родини Звягольських їх уділ було передано Острозьким, як найближчій родині (201,1.1, s. 118). Ім’я Борис також характерне для цієї гілки Волинських Мономаховичів.
генерація від Рюрика
3/1. ИВАН БОРИСОВИЧ ЗВЯГОЛЬСКИЙ († після 1461)
Помер після 1461 р. (1700, с.296) .
Князь Иван Звягольский и брат его Семен» подписали в качестве свидетелей привилей, выданный в 1446 году в Несвиже князю Ивану Дмитриевичу на Острожец.
Записаний як свідок при продажі князю С. В. Несвицькому села Рівне (нині — місто) у 1461 році.
4/1. КНЯЗЬ СЕМЕН БОРИСОВИЧ ЗВЯГОЛЬСКИЙ († після 1446)
Помер після 1446 р. (1700, с.296). Записаний у Києво-Печерському пом’янику (поз.285).
Князь Иван Звягольский и брат его Семен» подписали в качестве свидетелей привилей, выданный в 1446 году в Несвиже князю Ивану Дмитриевичу на Острожец;
разом з сином Василем — судився за Остер з Марією Трабською, дочкою Дмитра Сокири (колишнього державця Остра). Але суд «за спадщину Олелькову» вони програли.
О том, что в Киевской земле существовала особая Остерская волость, с тянувшими к Остру селами, становится известно из описания судебной тяжбы ок. 1482 г. князей Василия и Андрея Семеновичей Звягольских с княгиней Марией Семеновой Трабской (урожденной княжной Секира-Друцкой) в Литовской метрике. Княгиня Трабская ссылалась на отчинное право, говоря о том, что волость Остер «с селы» держал ее отец, князь Дмитрий Секира-Друцкий, по пожалованиям великих князей Витовта и Сигизмунда Кейстутьевичей. Однако, после смерти Секиры киевские князья Александр Владимирович и его сын Семен раздали остерские земли «архимандриту печерскому, и боярам, и слугам, и сокольникам, и татарам киевским». Сам же Остер князь Олелько передал отцу братьев-князей Звягольских, как полагал П.Клепатский, на основании его старинных княжеских прав.
генерація від Рюрика
6/4. КНЯЗЬ АНДРЕЙ СЕМЕНОВИЧ ЗВЯГОЛЬСКИЙ († до 1499)
Помер до 1499 р. (1700, с.296).
Ок. 1482 г. король Казимир разбирал тяжбу княгини Марии Семеновой Трабской с князьями Василием и Андреем Семеновичами Звягольскими за Остер, который король присудил княгине. Эти два князя потомства, по-видимому, не оставили. В 1499 году король жалует князя Константина Острожского имением Звяголь в повете Киевском, которое до него держали князья Андрей и Василий Семеновичи Звягольские.
У 1488 році Казимир ІV Ягеллончик надав в оренду на три роки трьом луцьким євреям — «мито і корчму Звягольську за 15 коп (900 литовських грошей або 33,5 злотих польських — автор)», про що сповістив уже великокнязівського намісника Звягольського пана Онушка Калениковича (сина Каленика Мишковича). У цьому привілеї заборонялось наміснику і мешканцям «места…и по селам» самостійно «варити корчму» (варити пиво і гнати горілку), крім двох-трьох разів на рік, й «чинити кривди» митникам.
Уже наступного 1489 року Казимир Ягеллончик видає привілей про надання брацлавському наміснику Андрію Сангушку «десять коп (600 литовських грошей — автор) із «Звягольское дани».
У 1494 році по господарчий справі великий князь литовський (1492–1506) Олександр присудив наміснику Звягольському Яцку Мєзинцю острів Конячий.
У 1494–96 роках Звягольський уділ, як і вся Волинь, дуже постраждав та обезлюднів від нападів татар. Спустошення було таким, що у 1496 році великий князь Олександр пожалував одного (!) чоловіка з сім’єю аж у Вруцькому повіті наміснику Звягольському тому ж Якову Мєзю (Мєзинцю).
7/4. КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ СЕМЕНОВИЧ ЗВЯГОЛЬСКИЙ († до 1499)
Помердо 1499 р. (1700, с.296).
Ок. 1482 г. король Казимир разбирал тяжбу княгини Марии Семеновой Трабской с князьями Василием и Андреем Семеновичами Звягольскими за Остер, который король присудил княгине. Эти два князя потомства, по-видимому, не оставили. В 1499 году король жалует князя Константина Острожского имением Звяголь в повете Киевском, которое до него держали князья Андрей и Василий Семеновичи Звягольские.