Карачевские — княжеский род, Рюриковичи, ветвь черниговских князей. Спорадически упоминаются в конце 13 — начале 15 веков. Возможно сведения Дионисия Звенигородского о происхождении карачевских и звенигородских князей от козельских сфальсифицированы, и карачевские и козельские имели разных родоначальников. Также интересна заметка, о том что после Мстислава Карачевского из ВВП, о карачевских мы имеем смутные сведения уже только в начале 15 века. Возможно в состав Карачевского княжества входили Хотетовский, Кромский, Звенигородский, Орльский и Волконский уделы.
К. возник в нач. 12 в. как центр княжеской власти в вол. «Лесная земля» Черниговского княжества. Располагался на важной сухопутной дороге Мценск – Карачев – Брянск, с юго-запада к К. шла дорога из Киева. Сохранилось городище 12–13 и 14–17 вв. мысового типа на правобережной террасе р. Снежеть (площадь ок. 6 га). С северной (напольной) стороны К. защищал ров (глубиной до 1,5 м, шириной до 18 м) и вал (высотой до 2,5 м и шириной до 30 м); с востока – глубокий овраг, усиленный валом. В сев.-зап. части детинца была сооружена ц. во имя Архангела Михаила. На городище обнаружены фрагменты др.-рус. керамики с волнистым и линейным орнаментом, стеклянные браслеты 12–13 вв., осколок прозрачного бесцветного сосуда с голубым эмалевым узором работы сир. мастеров (2‑я пол. 12 в.), а также фрагменты белоглиняных сосудов 14–15 вв., разл. посуда и оружие 14–17 вв.
Впервые упоминается в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях в 1146, в связи с бегством в К. из Новгорода-Северского кн. Святослава Ольговича. Входил в состав владений кн. Святослава Ольговича, киевского и черниговского кн. Святослава Всеволодовича. Во время монголо-татарского нашествия К., по-видимому, избежал разгрома. Не ранее 1250‑х гг. стал центром Карачевского кн-ва (см. в ст. Верховские княжества). Начиная с 1310, после поражения и гибели в борьбе за Брянское княжество кн. Святослава Мстиславича, значение К. стало падать. В результате походов литов. кн. Витовта (1395–1396, 1406-08) К. вошёл в состав Великого княжества Литовского, став адм. центром волости в составе Смоленской земли. По мнению А. В. Шекова, инкорпорация Карачева «с волостьми» в состав великого княжества Литовского могла произойти не ранее перехода Брянска «под руку» Ольгерда, то есть в период
1361–1368 гг.1.
Между 1408 и 1496 К. отдавался в кормление литов.-рус. боярам; местное население платило дань в Крымский улус Орды. 6.7.1496 К. и его волости были пожалованы вел. кн. литовским Александром в держание (26.3.1499 – в вечное владение) стародубскому кн. Семёну Ивановичу (ум. в 1503; сын можайского кн. Ивана Андреевича). В мае 1500 Семён Иванович выехал на службу к вел. кн. московскому Ивану III Васильевичу, его удел вошёл в состав Рус. гос-ва (признано литов. стороной по Московскому перемирию 1503). После смерти сына Семёна Ивановича – кн. Василия Семёновича (1518) его удел отошёл к вел. кн. московскому Василию III Ивановичу.
Титул карачевских князей добавляют известным по летописям и синодикам козельским и звенигородским князьям только родословия XVI века.
Согласно традиционной версии, в 1246 году, после гибели в Золотой Орде последнего черниговского князя Михаила Всеволодовича, все его владения были поделены между четырьмя сыновьями. Карачевское княжество с «тянувшими» к нему волостями досталось Мстиславу Михайловичу. В свете этой концепции границами Карачевского княжества были: на западе — Брянское, на юге — земли Великого княжества Литовского, на северо-востоке и востоке — Тарусское и Новосильское княжества, на северо-западе — Смоленское княжество. Кроме Карачева, в состав княжества входили ещё более десятка городов со своими волостями: Козельск, Болхов, Звенигород Северский, Мосальск, Серпейск, Лихвин, Хотимль, Кромы, а также Перемышль (также Елец по версии С. М. Кучиньского, подробнее см. Елецкое княжество). Внутри княжества шёл процесс образования удельных княжеств. Ещё в большей степени территория Карачевского княжества, располагавшегося в бассейне реки Десны, уменьшилась в XIV веке после выделения из его состава Звенигородского и Козельского княжеств.
Согласно новым исследованиям, подобная конструкция возникла под влиянием родословных верховских князей XVI века, указавших своим предком Михаила Святого. Козельск стал княжеским центром примерно на век раньше Карачева, и местная династия сохранилась в Козельске после монгольского нашествия. Карачев как княжеский центр впервые упомянут лишь в 1310 в позднем источнике: Никоновская летопись рассказывает об убийстве Василием Александровичем брянским князя Святослава Мстиславича карачевского. Во Введенском синодике Мстислав Карачевский упомянут между Мстиславом и Константином Давыдовичем новгород-северскими. Мстислав Карачевский (как отец Тита Козельского, действовавшего в 1365 году) не мог быть сыном Михаила Святого по хронологическим соображениям, и мог быть сыном другого князя по имени Михаил[1] (если вообще был Михайловичем). В более надёжных источниках Карачев как княжеский центр упомянут лишь в 1383 году (княжение в Карачеве Святослава Титовича, сына козельского князя и зятя литовского князя). Однако вполне возможно князь Святослав Титович никогда не правил в Карачеве.
Звенигород, как княжеский центр, согласно разным вариантам, может быть локализирован в бассейне р. Оки либо в бассейне р. Сейма недалеко от Глухова, который считается уделом не Мстислава Карачевского, а Михаила Глуховского из синодика ВВП. В синодике бывшего рязанского Свято-Духова монастыря есть запись, где Андриян назван старшим братом Александра Семёновича новосильского (убитого в Золотой Орде в 1326 году). Этот Андриан мог быть предком князей звенигородских, и тогда звенигородские князья могли произойти не от козельских, а от новосильских.
1 августа 1146 года умирает киевский князь Всеволод Ольгович (время княжения 1139–1146гг.) и на смену ему приходит его брат, Игорь. Киевляне не хотели видеть князем у себя Игоря и послали в Переславль звать к себе Изяслава Мстиславича, внука Владимира Мономаха. Князь Игорь со своим братом князем Святославом Ольговичем (ему принадлежал и Карачев) выступили навстречу Изяславу, но из-за предательства киевских бояр, «не дошедшее его побегоша», т. е.бежали. Изяслав въехал в Киев 13 августа. Князя Игоря поймали и постригли в монахи. Несмотря на то, что князь Игорь отказался от борьбы за власть, мятежная толпа киевских горожан с ним жестоко расправилась. Затем, киево-черниговская коалиция князей, двоюродных братьев Игоря и Святослава — Владимира и Изяслава Давыдовичей и племянника Святослава Всеволодовича во главе с Изяславом Мстиславичем стали отнимать земли Святослава: города Путивль, Новгород Северский. Началась феодальная война. Союзником Святослава Ольговича в этой войне был младший сын Владимира Мономаха князь Суздальский, Юрий Долгорукий. Князь Святослав Ольгович бежит от противников «в Лесную землю» к Корачеву.
16 января 1146 года (так как в то время год начинался с 1 марта, следовательно, шел еще 1146 год) на расстоянии одного конного перехода от Карачева произошла битва, где Святослав Ольгович разгромил трехтысячный авангард противника во главе с Изяславом Давыдовичем. Но силы противоборствующих сторон были не равны, и князь Святослав Ольгович оставляет Карачев, а затем, оттуда — «бежа за лес у Вятичъ».
Победители разделили земли Святослава Ольговича. Держателем Карачева, а затем и его владельцем с небольшим перерывом в 50‑е годы XII века становится племянник Святослава Ольговича — Святослав Всеволодович.
В 1155 году по решению княжеского съезда в Радоще (ныне город Погар в Брянской области) Святослав Ольгович вернул себе «Сновеск и Корачев и Воротинеск». И владел Карачевом, видимо, до смерти в 1164 году.
Сын Святослава Ольговича Игорь прославился неудачным походом на Половцев в 1185 году и воспет в знаменитой «Песне о полку Игореве». А так же и брат Игоря — Всеволод Святославович «Буй-Тур Всеволод», князь Курский и Трубчевский. В дальнейшем обеими частями Черниговской земли распоряжается Святослав Всеволодович, во владении которого находится Карачев. «Святослав князь идее въ Вятичъ Корачеву» говоритьсяв Ипатиевской летописи под 1185 годом. Святослав Всеволодовичвеликий князь Киевский шел к Карачеву собирать воинов в верхних землях, чтобы идти на половцев к Дону на все лето. А также «иде Корачеву орудеи деля своих» — по своим личным делам (Полное Собрание Русских Летописей. СПб. 1908. Т. 2. С. 637).
В 1194 году Святослав Всеволодович «еха за Днепр в Корачев», отсюда он поехал на съезд князей в город Рогов (ныне село в Почепском районе Брянской области). После съезда великий князь вернулся в Карачев, где и заболел. Князь Святослав умер в Киеве 27 июля 1194г.
В 1174 году Святослав Всеволодович заложил на княжьем дворе в городе Чернигове каменную церковь Михаила, посвящение которой, наверное, надлежит связывать с именем ктитора. Исходя из данной гипотезы, если считать инициатором строительства каменной Михайловской церкви в Карачеве князя Святослава, можно предполагать ее появление до 1194 года – времени смерти князя ». 2. По словам директора музея, Карачевский храм, уничтоженный поляками в 1615 году, был точной копией храма в городе Вщиж, разрушенного Батыем.
Поколенная роспись рода
Внимание! Козельская и Карачевская ветвь намеренно разъединены.
Рюрик, князь Новгородский
Игорь Рюрикович, великий князь Киевский +945
Святослав I Игоревич, великий Киевский 942–972
Владимир I, великий князь Киевский +1015
Ярослав I Мудрый, великий князь Киевский 978‑1054
Святослав II, великий князь Киевский 1027–1076
Олег Святославич, князь Черниговский +1115
Святослав Ольгович
IX генерация от Рюрика
КН. ..... .....
X генерация от Рюрика
КН. ...... .....
XI генерация от Рюрика
КН. ...... ......
XIO генерация от Рюрика
КН. МСТИСЛАВ N. КАРАЧЕВСКИЙ (*1240‑е, † конец XIII в.)
князь карачевский, протопласта карачевских князей XIV ‑XV вв.
В ВПП назван карачевским князем под позицией № 65. Начиная с татарского периода самые ранние свидетельства об этой области сохранились в составе летописного свода начала XV в. В начале XIV в. старшим правителем здесь был князь Мстислав. В ранних летописях он не упоминается, но известно о его ближайших потомках.
XIII генерация от Рюрика
12/11. СВЯТОСЛАВ N. КАРАЧЕВСКИЙ (1290, † 1310)
князь Карачевский.
Информация о карачевских князьях, отсутствующая весь XIII в., появляется только под (6818) 1310 г. В Никоновской летописи сохранилась уникальная запись о походе князя Василия с татарами к Карачеву: «Того же лета князь Василей Брянский ходи с Татары к Карачеву, и уби князя Святослава Мстиславичя Карачевскаго» 3. В целом она схожа с записью о походе князя Василия на Брянск, и убийстве там «князя Святослава Глебовичя Брянскаго» 4. В более ранних летописях, в том числе, в источниках Никоновской летописи, отчество и титул убитого князя Святослава не указаны. Они были «уточнены» только при составлении Никоновской летописи в конце 20‑х – начале 30‑х годов XVI в. 5. Поэтому для выяснения судьбы Карачева в начале XIV в. Никоновская летопись является источником ненадежным.
XIV генерация от Рюрика
КН. МСТИСЛАВ СВЯТОСЛАВИЧ КАРАЧЕВСКИЙ
XV генерация от Рюрика
КН. ..... МСТИСЛАВИЧ КАРАЧЕВСКИЙ
Отец кн. Ивана Карачевского, мужа княжны Юлианны Ивановны Гольшанской.
По мнению А. В. Шекова, инкорпорация Карачева «с волостьми» в состав великого княжества Литовского могла произойти не ранее перехода Брянска «под руку» Ольгерда, то есть в период 1361–1368 гг.6.
КНЖ. МАРИЯ ...... КАРАЧЕВСКАЯ
∞, КН. РОМАН МИХАЙЛОВИЧ БРЯНСКИЙ И ЧЕРНИГОВСКИЙ.
КН. ИВАН МСТИСЛАВИЧ КАРАЧЕВСКИЙ И ХОТЕТОВСКИЙ
XVI генерация от Рюрика
КН. ИВАН ....... КАРАЧЕВСКИЙ (†до 1415)
Kniażna JuIianna córka kniazia Iwana Olgwiuntinmcza HolszańskieAo była żoną Witowda w. ks. Litwy **), Według Długosza była ona cioteczną siostrą (właściwie sio- strzenicą) Anny pierwszej żony Witowda, i wychodząc za niego, już wdową po kn. Iwa-nie Koraczewskim ») Lindenhlatt zanotował szczegół, że Julianna porwaną, została z rozkazu Witowda, małżonkowi swemu jakiemuś księciu Ruskiemu, który zastawianie przy tein oporu został ścięty»). ślubjej z Wltowdem odbył się w Grodnie l Listopada 14151 »). W. ks. Witowd aktem z d. l Kwietnia 1428 zapisał malionce swej księbnie Juliannie Nowogródek z okręgiem jako wiano *), a umierając 1430 r. poruczył ją opiece króla Władysława III). Podczas wojny w. ks. Zygmunta i Szwitrigajły, była więzioną przez ostatniego i morzoną głodem fi). Podobno umarła w Dąbrowicy 1448 r. mając lat 70, pogrzebana w Wilnie w kościele Św. Anny»).
Карачев и Хотимль перешли под власть великого князя литовского. В середине XV в. Карачев был пожалован боярам Григоревичам, а карачевская волость Бояновичи – в вотчину Заньку Соколову7. О Звенигороде никаких сведений не сохранилось.
∞, 1390‑е, КНЖ. УЛЬЯНА ИВАНОВНА ГОЛЬШАНСКАЯ.
КН. МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ХОТЕТОВСКИЙ (1408)
В 1408 году Михаил Хотетовский перешёл на сторону Великого княжества Московского. «И в лето 6916 (1408) князь Михайло, сын Карачевского князя Хотета, Ивана Мстиславича, выехал из Литвы к Москве, на службу к великому князю Василию Дмитриевичу всея Руссии. И от того князя Михаилы повели своё поколение князья Хотетовские.» В дальнейшем князья Хотетовские снова служили Литве, и окончательно приняли сторону великого князя Московского в 1490 году.
Род князей Хотетовских угас в 1711 году.
В начале XV в. в западной части Верхнего Поочья и прилегающей к ней части Верхнего Подесенья кроме потомков князя Святослава Титовича, было много и других князей-родичей. В 1406–1407 гг. многие из них сплотились в политический союз вокруг своего родственника – брянского наместника князя Свидригайла Ольгердовича144. В 1408 г. последний изменил Витовту, оставил Брянск и с большой коалицией местных князей и бояр выехал в Великое княжество Московское. Среди «беглецов» были /С. 50/ князья: Патрекей Звенигородский (Карачевский и Хотимльский), Александр Звенигородский (Карачевский и Звенигородский) с сыном Феодором, а также Михаил Хотетовский и Семен Перемышльский. В историографии существует мнение, что указанные здесь звенигородские князья относятся к роду литовского князя Патрикея Наримунтовича. Однако Дионисий Звенигородский считал их своими родственниками. В его росписи некоторые их титулы были «уточнены» (в тексте даны в скобках) 8. В его пользу свидетельствует компактное расположение центров родовых вотчин, от которых образованы титулы князей: Карачева, Хотимля, Звенигорода и Хотетова (См.: Темушев В. Н. Представления о территории Верхнеокских княжеств… С. 262). Не исключено, что после заключения мира между Василием I и Витовтом осенью 1408 г. кто-то из звенигородских князей возвращался на родовую вотчину, поскольку князь Александр и его сын Федор были внесены в черниговские синодики146. Однако далее их семейство прочно обосновалось на московской службе, где упоминается в источниках начиная с 1451 г. Карачев и Хотимль перешли под власть великого князя литовского. В середине XV в. Карачев был пожалован боярам Григоревичам, а карачевская волость Бояновичи – в вотчину Заньку Соколову148. О Звенигороде никаких сведений не сохранилось. Также неизвестно /С. 51/ что стало с князем Семеном Перемышльским149. Перемышль вошел в состав Великого княжества Литовского и в 1455 г. был пожалован князю Федору Воротынскому. Очевидно, что под термином «верховъстии князи» в московско-литовском докончании 1449 г. не могли подразумеваться те князья, которые давно выехали на московскую службу и к этому времени потеряли свои родовые вотчины в регионе. Хотетовский князь вернулся на свою вотчину, и до конца XV в. его потомки служили Литве.
КН. ДМИТРИЙ [......] ОРЛСКИЙ
ближайший родственник князей Звенигородских и Хотетовских, судя по расположению Орла. У розділі «князей Черниговских» пом’янника Введенської церкви Києво-Печерської лаври серед осіб межі XIV – XV ст. перед Патрикієм у пом’яннику записаний кн. Дмитро Орлський, столицею якого, за нашим переконанням, було сучасне м. Орел (обласний центр Росії). Щоправда, у якості фортеці Орел був заснований лише у 1566 р., але, за археологічними даними, існував ще у домонгольські часи68; отже, мова йшла не про заснування, а про відновлення запустілого міста на прикордонні з «полем» (аналогічно сусіднім Болхову та Кромам). Орел знаходився всього у 15–20 км на південь від давнього Звенигорода на р. Неполоді, а отже, Дмитро Орлський вірогідніше за все був молодшим представником роду Звенигородських; у будь-якому випадку він належав до Карачевської лінії Ольговичів. Після ж Патрикія у пом’яннику записаний якийсь кн. Іван Сеньський, а потім – кн. Олександр Федорович Звенигородський 9.
XVII генерация от Рюрика
КН. ..... ......
XVII генерация от Рюрика
КН. ИВАН ...... КРОМСКИЙ
XVII генерация от Рюрика
КН. МИХАИЛ [......] ХОТЕТОВСКИЙ
Еще в середине 1480‑х гг. хотетовский князь находился на литовской службе. За злословие на великого князя литовского он попал в немилость, потом был помилован. Однако к 1490 г. перешел на службу Ивану III (LM. Kn. 4. №52. P. 105; СИРИО. Т. 35. С. 49). Согласно посольским книгам, в апреле 1500 г. великий князь литовский Александр упрекал Ивана III: «слугъ нашихъ къ собе поприималъ, князя Хотетовского и иныхъ бояръ нашихъ мценскихъ» 10; в Литовской метрике: «кн(я)зя Хотетовъского и иных бояр нашыхъ мценъских» 11. В ответе же Ивана III говорится: «есмя приняли Хотетовского и бояръ мченскихъ»; и далее: «Хотетовской и Мосалские князи и съ своими отчинами, и мченские бояре со Мченскомъ, и серпеане съ Серпейскомъ» 12.
До конца апреля 1490 г. произошел приход московских людей во главе с Хотетовским под город Опаков (принадлежал Сапежиным детям), грабеж города, вывод плена. Это нападение на Опаков (на правом береге р. Угры), как и на Дмитров, свидетельствует о стремлении ослабить оборону восточной границы ВКЛ.
КН. АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ КРОМСКИЙ
ПЕЧАТКИ
Печаток не знайдено
ПУБЛІКАЦІЇ ДОКУМЕНТІВ
Документів не знайдено
АЛЬБОМИ З МЕДІА
Медіа не знайдено
РЕЛЯЦІЙНІ СТАТТІ
Статтєй не знайдено
- Шеков А. В. Верховские княжества. Середина XIII – середина XVI в. С. 67[↩]
- Миненко В. В. Отчет о проведении охранно-спасательных археологических исследований на территории памятника археологии – «Карачевская крепость XII-XVII вв.» в городе Карачеве Брянской области в 2012 году. Москва 2012. C 13–14[↩]
- ПСРЛ. Т. 10. М., 2000., с.178.[↩]
- ПСРЛ. Т. 10. М., 2000. С. 177.[↩]
- См.: Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI.XVII веков. М., 1980. С. 177–181.[↩]
- Шеков А. В. Верховские княжества. Середина XIII – середина XVI в. С. 67[↩]
- LM. Kn. 3. P. 42, 44.[↩]
- Бычкова М. Е. Состав класса феодалов… С. 41, 74.[↩]
- Поменник Введенської церкви в Ближніх печерах Києво-Печерської лаври // Лаврський альманах. – К., 2007. – Спецвипуск 7. – С. 19.[↩]
- СИРИО. Т. 35. СПб., 1892. С. 297[↩]
- Lietuvos metrika. Kniga Nr. 5 (1427–1506). Vilnius, 1993. Р. 151.[↩]
- СИРИО. Т. 35. 1892. С. 299–300.[↩]