Князья Судские — небольшая ветвь русского княжеского рода Прозоровских, одна из множества ветвей князей Ярославских. Происходят от князя Юрия Ивановича (XVIII колено от Рюрика), старшему сыну удельного Прозоровского князя Ивана Фёдоровича, получившему прозвище по владению – селу Судке и одноименной реке (современное написание Сутка). Род был немногочисленным и пресекся в третьем поколении.В литературе высказано мнение, что пределы Моложского княжества достигали р. Суды, правого притока р. Шексны. Мнение это основывается на прозвище старшего внука Ивана Федоровича Прозоровского князя Федора Юрьевича Судского. Считалось, что его прозвище происходит от волости Суда., которая в свою очередь получила название от р. Суды. Сохранилась, однако, духовная грамота 1545/46 г. одного из сыновей Федора Судского, князя Ивана Федоровича, также прозванного Судским. В духовной упоминается целый ряд церквей, стоявших на р. Судке, в которые Иван Федорович давал вклады, а также с. Судка «на рекѣ на Себле на усть реки Судки». Речь идет о р. Судке, впадающей слева в р. Себлю — правый приток Мологи. Близ Судки, помимо одноименного села, находились и другие владения князя Ивана. Все они были расположены по соседству с селом Прозоровым — центром всего Прозоровского удела. Становится очевидным, что старший внук первого Прозоровского князя князь Федор Юрьевич и сын Федора князь Иван получили свои прозвища не от р. Суды, как считалось ранее, а от р. Судки. Следовательно, границы Моложского княжества на северо-западе не захватывали течения р. Суды Шекснинской.
Сохранилась 5е55 грамота 1545/46 г. последнего князя Судского Ивана Федоровича Большого1. В ней перечислены его земли в Ярославском и Юрьев-Польском уезде. Большая часть владений располагалась в Верховском стане Заволжья. Он разделил их между двумя дочерьми, супругой, два завещал Троице-Сергиеву (ТСМ) и Кирилло- Белозерскому монастырям. В писцовых книгах 1620‑х гг. некоторые из отмеченных в духовной селений числились в поместьях за разными лицами2. Завещанные в монастыри вотчины также не указаны в составе ярославских владений ТСМ и Кирилло-Белозерского монастыря. Возможно, они были «взяты на государя», а в обители дана денежная компенсация в обеспечение поминания князя Ивана и его близких. Вероятно, после смерти дочерей И. Ф. Судского и его княгини доставшиеся им земли оказались выморочными, были взяты «на государя», затем розданы в поместья. Поминание Судских отмечено в синодике ТМ3.
Литература.
Копанев А.И. История землевладения Белозерского края XV—XVI вв. М.; Л., 1951, с. 40, 169. Петров П.Н. История родов русского дворянства. СПб., 1886, т. 1, с. 69.Лихачев Н.П. Сборник актов, собранных в архивах и библиотеках. СПб., 1895, вып. 1, № 5, с.15,с. 17. Сергеев А.В. Князья Ярославские во второй трети XVI в.: историко-генеалогическое исследование. Сергеев А. В. Эволюция землевладения Ярославских Рюриковичей в Московском государстве во второй половине XVI — начале XVII в. // История и культура Ростовской земли. – 2019. – с.52–77.
❋ Рюрик, князь Новгородский
⇨ Игорь Рюрикович, великий князь Киевский † 945
⇨ Святослав I Игоревич, великий Киевский 942–972
⇨ Владимир I, великий князь Киевский †1015
⇨ Ярослав I Мудрый, великий князь Киевский 978‑1054
⇨ Всеволод I, великий князь Киевский 1030–1093
⇨ Владимир II Мономах, князь Киевский 1053–1125
⇨ Мстислав I, великий князь Киевский 1075–1132
⇨ Ростислав, великий князь Киевский †1168
⇨ Давид, князь Смоленский 1120–1197
⇨ Мстислав, князь Смоленский †1230
⇨ Ростислав, князь Смоленский
⇨ Федор Чермный, князь Ярославский †1298
⇨ Давид, князь Ярославский †1321
⇨ Михаил Давыдович Моложский и Ярославский
⇨ Федор Михайлович Моложский († 6.04.1408)
⇨ Иван Федорович Моложский
⇨
XVIII колено
1. КН. ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
XIX колено
2/1. КН. ФЁДОР ЮРЬЕВИЧ СУДСКИЙ (1492, † 1512)
князь, воевода на службе у московских князей Ивана III и Василия III.Рюрикович в XIX колене, небольшой ветви удельных князей Судских, отрасли князей Прозоровских из рода князей Ярославских. Сын Юрия Ивановича Прозоровского. Имел двоих сыновей оба по имени Иван: Иван Хромой и Иван Меньшой.
В марте 1492 г. второй воевода передового полка в рати на Смоленск. В январе 1495 г. в свите великой княгини Елены Ивановны сопровождал ее в Литву. В ноябре 1501 г. второй воевода полка левой руки в рати из Новгорода в Ливонию. В декабре 1502 г. командовал полком левой руки из Новгорода в Литовскую землю. В 1502—1505 был наместником в Дорогобуже. В 1503–1505 гг. наместник в Стародубе. В мае 1508 г. воевода в передовом полку, ходил к Смоленску против тогда литовского воеводы Михаила Глинского 4. В январе 1510 г. участвовал в походе на Псков 5.
Умер до 3 марта 1512 г., когда по князе Федоре Судском дано вкладом в Троице-Сергиев монастырь 50 руб. (Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 43). Его сын князь Иван Федорович Судский 7 июня 1543 г. дал вкладом в Троице-Сергиев монастырь по матери своей княгине Евпраксее 50 руб., в 1545/1546 г. по родителям вотчину в Ярославском уезде село Ивановское с деревнями и починками 6.
Ж., ЕВПРАКСИЯ
XX колено
3/2. КН. ИВАН (ИН.ИОНА) ФЕДОРОВИЧ ХРОМОЙ СУДСКИЙ (†1545/1570)
В источниках чаще других упоминался князь Иван Федорович Судский, у него был брат-тезка по прозвищу Меньшой, которое обычно опускалось, а поскольку их современником был также князь Иван Федорович Сицкий, для путаницы созданы дополнительные предпосылки. Фамилия князей Судских угасла в середине XVI в. после смерти двух братьев Иванов Федоровичей, не оставивших мужского потомства, но после них остались дочери. По Бархатной книге две дочери князя И. Ф. Судского-старшего (по прозвищу Хромой) были замужем «за Княземъ Михайломъ Княжь Ивановымъ сыномъ Стригинымъ Ряполовскимъ», а другая «за Княземъ Семеномъ Княжь Дмитреевымъ сыномъ Палецкимъ» (княгиня Феодора). Поскольку после Судских не оставалось прямых наследников по мужской линии, они активно раздавали вотчины и имущество монастырям для спасения души. Оба князя Ивана Федоровича Судских в конце жизни постриглись. Младший — под именем Иов, а старший — Иона. Местом пострижения первого (умершего около 1537 г.) был, видимо, Кирилло-Белозерский монастырь, а второго — ТСМ. Возможно, оба были иноками в последнем, поскольку больше всего вкладов передано туда. Их вотчины находились в Ярославском, Юрьево-Польском и Радонежском уездах. Представители этой княжеской фамилии, если верить данным ВКТСМ и Кормовой книги, были «рекордсменами» по объему вкладов. В денежном выражении их вклады за период с 1512 по 1570 г. составили 9224 руб. Кроме того, в ТСМ они передали шубу, иконы, церковную утварь. Размер единовременного вклада 9024 руб. по «Ионе Суцком» без даты вызывает сомнения. По данным В. Н. Татищева, за половину Ростовского княжества Иван III в 1474 г. уплатил 5000 руб.233 Получается, что одна из младших фамилий князей Ярославских располагала средствами, достаточными для покупки крупного удельного княжества. Конечно, данный вопрос еще требует выяснения.
В собрании грамот Коллегии Экономии Ярославского уезда под № 14760–12 сохранилась духовная грамота князя Ивана Федоровича Судцкого 1545 – 1546 г. 778 В грамоте князь указывает своими душеприказчиками митрополита «всея Руси» Иоасафа, жизнь и деятельность которого была тесно связана с Троице–Сергиевым монастырем779 и игумена монастыря Иону. Князь просит, чтобы они жену его и детей «устроили»780.
Ж., АГРАФЕНА ИН.АЛЕКСАНДРА († ок.1572). Село Кубаево 3 июня 1570 г. было куплено у Троице-Сергиева монастыря княгиней старицей Александрой Судской в Залоцком стане Юрьев Польского уезда в пожизненное владение за 400 руб., и после ее смерти должно было перейти монастырю по душе мужа, инока князя Ионы Федоровича Судского, по ее душе и по душе князя Василия Михайловича Глинского и по ее дочерям княгиням Ирине и Феодоре (Архив СПб ИИРАН. Ф. 29. Оп. 1. Д. 8. № 1359. Л. 1834). Лета 7079 октября в 22 день (1571) дала княж Иванова Феодоровича Сутцкого княгиня старица Александра Сутцкая в дом Живоначальныя Троицы и Пречистой Богородицы и великим чудотворцам Сергию и Никону и архимариту Феодосию с братиею при своем животе или кто по нем иный архимарит будет, свою вотчину куплю село Кинобал, да село Кубаево в Ярославском уезде, 2 сохи, да деревню Неронову у Пречистые Богородицы под Сосною, да деревню Юрьево Копнина в Радонежском уезде, на поминок по себе и по своих родителех; кормити два корма больших с году на год; корм большой на ее преставление на память Преподобнаго отца нашего Илариона великаго, а другой корм меньшой на ее память святыя мученицы Агрипены: по княгине иноке старице Александре, по князе иноке Ионе, по княгине Ирине, по княгине Феодоре, по князе иноке Иеве, по княгине иноке Еупраксии, покаместа сия святая обитель стоит. Кормовая книга XVI века, Библиотеки Троицкой Сергиевой Лавры № 812 л. 92.
Рафинированностью исполнения и замечательным ювелирным окладом, с камнями и жемчужной обнизью, обращает на себя внимание икона Богоматери Ярославской, вложенная в 1546 г. княгиней Аграфеной Суцкой, в иночестве Александрой, вместе с селами Кинобал и Кубаево в Ярославском уезде и двумя деревнями в Радонежском уезде, а также драгоценными предметами и большой суммой денег [Олсуфьев Ю. А. Олсуфьев Ю. А. Опись икон Троице-Сергиевой лавры до XVIII века и наиболее типичных XVIII и XIX веков. — Сергиев, 1920. — С. 113–114. — № 88/5; Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. — С. 79–81. — № 196. Об одном из вкладов см.: Пуцко В. Г. Каменная иконка ярославской княгини Аграфены Суцкой // Сообщения Ростовского музея. — Ростов, 2006. — Вып. XVI. — С. 22–35.] Икона, по-видимому, выполнена около 1500 г., а ее драгоценный оклад относится ко второй четверти XVI в. Княгиня Агриппина, жена Ивана Федоровича Судского, дала по зяте князе Василии Михайловиче Глинском Кирилло-Белозерскому монастырю 200 руб. и по дочери княгине Ирине 50 руб. (ОР РНБ Кир.-Бел. собр. № 87/1325. Л. 65; Сахаров И.П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря // Записки Отделения русской и славянской филологии Императорского археологического общества. 1851. Т. 1. Отд. 3. С. 80).
В Лаврской ризнице от ее имени есть вклад, датируемый 1546 г. (Оп. Ризн. № 830). Сама княгиня скончалась около 1572 г. Родовая вотчина князей Суцких княгини Аграфены Слуцкой в Ярославле село Сутки, село Щулепово, село Болонино, село Мартемьяново, село Борниское, село Новое, село Кривцово, и с деревнями, и с починки было завещано царем Иваном Грозным своей жене Анне [Духовная грамота царя Ивана Васильевича 1572] [ОР РНБ. Ф. 351 (Библиотека Кирилло-Белозерского монастыря). № 87/1325 (Вкладная книга). Л. 65). ВКТСМ. С. 43—44. Сергеев А. В. Опыт изучения текста Дворовой тетради на примере списка князей Ярославских // Архивы и история Российской государственности. СПб., 2013. Вып. 4. С. 36—40. Писцовые книги города Казани 1565—68 гг. и 1646 г. // Материалы по истории народов СССР. Л. : Изд-во Академии наук, 1932. Вып. 2 : Материалы по истории Татарской АССР. С. 29 ; Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб. : Наука, 1992. С. 247. ]
778Лихачев Н. П. Сборник актов, собранных в архивах и библиотеках. СПб., 1895. С. 13–18.
779Макарий (Веретенников), архим. Иоасаф // ПЭ. М., 2011. Т. 25. С. 148.
780Лихачев Н. П. Сборник актов … С. 17–18.
4/2. КН. ИВАН (ИН.ИОВ)ФЕДОРОВИЧ МЕНЬШОЙ СУДСКИЙ(† ок.1537)
По другим данным, дочь князя Ивана Федоровича Судцкого (не указанно младшего или старшего) была замужем за князем Василием Михайловичем Глинским. Поскольку имя ее матери было Агрипина, а по жене князя С. Д. Палецкого — княгине Феодоре в ТСМ в 1562 г. делала вклад ее мать — «княгиня Огрофена князь Ивана Федоровича Суцкого», есть основание полагать, что за князем В. М. Глинским была замужем дочь И. Ф. Судского Меньшого — княгиня Ирина. Около 7068 (1559/60) г. жена князя Ивана Федоровича Судского — княгиня Агрипина по зяте своем князя Василии Михайловиче Глинском дала в Кирилло-Белозерский монастырь 200 руб. Он был женат на Анне — дочери Данилы Григорьевича Фомина (Квашнина). От этого брака осталась дочь — княжна Марья. Поскольку после Судских не оставалось прямых наследников по мужской линии, они активно раздавали вотчины и имущество монастырям для спасения души. Оба князя Ивана Федоровича Судских в конце жизни постриглись. Младший — под именем Иов, а старший — Иона. Местом пострижения первого (умершего около 1537 г.) был, видимо, Кирилло-Белозерский монастырь, а второго — ТСМ. Возможно, оба были иноками в последнем, поскольку больше всего вкладов передано туда. Их вотчины находились в Ярославском, Юрьево-Польском и Радонежском уездах. Представители этой княжеской фамилии, если верить данным ВКТСМ и Кормовой книги, были «рекордсменами» по объему вкладов. В денежном выражении их вклады за период с 1512 по 1570 г. составили 9224 руб. Кроме того, в ТСМ они передали шубу, иконы, церковную утварь. Размер единовременного вклада 9024 руб. по «Ионе Суцком» без даты вызывает сомнения. По данным В. Н. Татищева, за половину Ростовского княжества Иван III в 1474 г. уплатил 5000 руб. Получается, что одна из младших фамилий князей Ярославских располагала средствами, достаточными для покупки крупного удельного княжества. Конечно, данный вопрос еще требует выяснения.
Поминальная запись князей Судских в Ярославский Толгский монастырь указывает на сделанный ими денежный или вещевой вклад, который можно датировать в широком
диапазоне начала 1540‑х – 1570‑х гг. (по времени их вкладов в ТСМ)7. Поскольку в поминании записаны князь Федор, князь Иев инок, княгиня Евпраксия инока8, то, скорее всего, он был сделан около 1543 г. последним представителем мужской линии этой фамилии князем Иваном Федоровичем Судским Хромым одновременно с вкладом в ТСМ. В поминании указаны отец князя Ивана, брат-тезка Иван Меньшой, скончавшийся около 1537 г., и мать княгиня Ульяна (инока Евпраксия). Все эти сведения устанавливаются из вкладных записей Судских в ТСМ.
Ж., АННА ДАНИЛОВНА ФОМИНА, дочь Данилы Григорьевича Фомина (Квашнина).
[ОР РНБ. Ф. 351 (Библиотека Кирилло-Белозерского монастыря). № 87/1325 (Вкладная книга). Л. 65). ВКТСМ. С. 43—44. Сергеев А. В. Опыт изучения текста Дворовой тетради на примере списка князей Ярославских // Архивы и история Российской государственности. СПб., 2013. Вып. 4. С. 36—40. Писцовые книги города Казани 1565—68 гг. и 1646 г. // Материалы по истории народов СССР. Л. : Изд-во Академии наук, 1932. Вып. 2 : Материалы по истории Татарской АССР. С. 29 ; Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб. : Наука, 1992. С. 247. ]
XXI колено
5/3. КЖ. ИРИНА ИВАНОВНА БОЛЬШОГО СУДСКАЯ (1544)
Д:Ив.Фед. /Ин.Иов/ СИЦКИЙ.
М., КН. ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ ГЛИНСКИЙ
6/3. КЖ. ФЕОДОРА ИВАНОВНА ХРОМОГО СУДСКАЯ
В 1565/1566 г. князья Василий, Андрей, Борис Дмитриевичи Палецкие дали Кирилло-Белозерскому монастырю по братьям князьям Семене и Федоре 175 руб. и золотую чарку за 75 руб. Князь Семен дал по жене княгине Феодоре 100 руб. (ОР РНБ. Кир.-Бел. собр. № 87/1325. Л. 70 об., 71; № 78/1317. Л. 43).
М., КН. СЕМЕН ДМИТРИЕВИЧ ПАЛЕЦКИЙ
7/3. КЖ. NN ИВАНОВНА ХРОМОГО СУДСКАЯ
М., КН. МИХАИЛ ИВАНОВИЧ СТРИГИН РЯПОЛОВСКИЙ
8/4. КЖ. МАРИЯ ИВАНОВНА МЕНЬШОГО
ПЕЧАТКИ
Печаток не знайдено
ПУБЛІКАЦІЇ ДОКУМЕНТІВ
АЛЬБОМИ З МЕДІА
Медіа не знайдено
РЕЛЯЦІЙНІ СТАТТІ
- Сергеев А. В. Эволюция землевладения Ярославских Рюриковичей в Московском государстве во второй половине XVI—начале XVII в.
- Сергеев А. В. Князья Ярославские во второй трети XVI В. : историко-генеалогическое исследование
- Сергеев А. В. Письменные памятники Ярославского Толгского монастыря как источник биографических сведений о представителях княжеских фамилий Московского государства XVI–XVII вв.
- Лихачев Н. П. Сборник актов, собранных в архивах и библиотеках. СПб., 1895. Вып. 1. Духовные и сговорные грамоты. Вып. 2. Грамоты правые. С. 13–18.[↩]
- ОР РНБ. Ф. 550. F.IV.529. Л. 1230 об. –1233 об.; 1266–1269; 1309–1310 об.; 1199–1999 об.; 1351 об. –1353 об.; 1190об. – 1195 об.; 1181–1186 об.; 1337–1338; 1311 об. –1313; 1608а об., 1609.[↩]
- Сергеев А. В. Письменные памятники Ярославского Толгского монастыря… С. 48.[↩]
- Разрядная книга 1475–1605 гг. Т. 1. Ч. 1. М., 1977. С. 31; Разрядная книга 1475–1598 гг. М., 1966. С. 33, 35, 39; Сборник Русского исторического общества. Т. 35. СПб., 1882. С. 164, 448, 449, 450, 471, 474, 477, 478[↩]
- Масленникова Н.Н. Присоединение Пскова к Русскому централизованному государству. Л, 1955. С. 192[↩]
- Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 43[↩]
- ВКТСМ. С. 43–44.[↩]
- «Род Судского. Князя Феодора, князя Иева инока, княгиню Еупраксию иноку»
(ОР РГБ. Ф. 205. Общество истории и древностей Российских. № 234. Сборник
(Синодик Толгского монастыря). Л. 62).[↩]