Общие сведения о роде
РОСТОВСКИЕ –
Ростовское княжество выделено зимой 1207/08 владимирским кн. Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо своему старшему сыну Константину Всеволодовичу. Включало 6 городов (Ростов, Ярославль, Белоозеро, Углич, Мологу и Устюг). Ещё при жизни Константин Всеволодович выделил Ростов и Белоозеро своему старшему сыну Василько Константиновичу, а Ярославль и Мологу – второму сыну Всеволоду Константиновичу. После смерти Константина Всеволодовича (1218) из состава Р. к. выделилось Угличское княжество под властью его третьего сына Владимира Константиновича, а после гибели Василько Константиновича (1238) – Белозерское княжество под властью его второго сына Глеба Васильковича. Т. о., собственно Р. к. стало представлять собой две автономные территории (Ростов и его округа; Устюг и земли по рекам Сухона, Юг и пр.).
Князю Василько Константиновичу (правил в 1218–38) на ростовском столе наследовали сыновья Борис (1238–1277) и Глеб (1277–78) Васильковичи, а затем потомки Бориса Васильковича. В кон. 1‑й трети 14 в. (не позднее 1328–1331) ростовские князья, братья Фёдор и Константин Васильевичи, разделили между собой Ростов, при этом первый получил Стретенскую (Сретенскую) часть, а второй – Борисоглебскую часть города. В 1328 (по др. данным, ок. 1332) вел. кн. владимирский Иван I Данилович Калита приобрёл права на Стретенскую часть Ростова, которая вошла в состав Владимирского вел. кн-ва (в 1360–1363 временно находилась под властью ростовского кн. Константина Васильевича). На протяжении 14 в. в Р. к. шёл процесс феодального дробления, сформировался удел с центром в Устюге (ок. 1363–64), возникло удельное Бохтюжское кн-во (2‑я пол. 14 в.). Постепенно правители Р. к. и его уделов всё в большей мере утрачивали свои владетельные права (по мнению А. А. Горского, суверенные права в Борисоглебской части ростовский кн. Андрей Фёдорович утратил уже в 1363). В 1474 ростовский кн. Иван Иванович Долгий вместе со своими родственниками продал вел. кн. московскому Ивану III Васильевичу Борисоглебскую половину г. Ростов, что знаменовало собой окончат. утрату там отчинных владений ростовскими князьями.
Первый ростовский князь Борисоглебской ветви, бесспорно находящийся на московской службе — поминаемый согласно ранним синодикам как павший при взятии Казани в 1487 г. князь Юрий Дмитриевич, представитель младшей линии этой ветви, потомков Владимира Константиновича1. Для них так же, как и для множества их сородичей, представляющих уже обе ветви князей Ростовских, несомненная их служба Ивану Васильевичу определяется только лишь массовым испомещением этих князей с середины 1480‑х годов на конфискованных великим князем у новгородских вотчинников землях. Этапное в этом смысле значение 1485 г., когда после кончины великой княгини Марии вся территория бывшего Ростовского княжения окончательно вошла в состав великокняжеских земель, было отмечено еще А.А. Зиминым (Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV — первой трети XVI в. — С. 82)
Лит.: Экземплярский А. В. Ростовские владетельные князья. Ярославль, 1888; Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951; Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984; Стрельников С. В. Об особенностях политической истории Ростовской земли в XIV–XV вв. // История и культура Ростовской земли. 2002. Ростов, 2003; он же. Землевладение в Ростовском крае в XIV – первой трети XVII века. М.; СПб., 2009; Горский А. А. К вопросу о времени перехода Ростовского княжества под власть московских князей // Сословия, институты и государственная власть в России. М., 2010; Городилин С. В. К вопросу о статусе Ростовского княжества после 1363 г. // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2013. № 3(53).
Историческая география
Поколенная роспись рода
I колено
Рюрик I (?-879), кн. Новгородский с 862
II колено
Игорь I Старый (878–945), кн. Новгородский, кн. Киевский с 912
~ жена Ольга (Елена) (905?-11.07.969), княгиня Киевская с 945
III
Святослав I (942(927)-март 972), вел. кн. Киевский с 946 (969)
1‑я жена Предслава, моравская (?) княжна
2‑я жена (наложница) Малуша (ок. 940/44-ок. 1020), дочь Малка Любечанина
IV
(от 2) Владимир I Святой (Василий) (958–15.07.1015), кн. Новгородский (969–977), вел. кн. Киевский с 980
1‑я жена с 977 Олова
2‑я жена с 978 Рогнеда (ок. 960‑1000), доч. Рогволода, кн. Полоцкого
3‑я жена с 978 Юлия (?), гречанка, вдова Ярополка I
4‑я жена Малфрида (?-1000)
5‑я жена Аделья
6‑я жена «болгарыня»
7‑я жена с 989 Анна (963‑1011), дочь Романа II, императора Византии
8‑я жена (?) дочь Куно, графа Йонингенского
V
(от 2) Ярослав I Мудрый (Георгий) (983/86–20.02.1054),
кн. Ростовский (988‑1010), Новгородский (1010–1015), вел. кн. Киевский (1015–1018, 1019–1054)
1‑я жена Анна (?- после 1018), предположительно, норвежка. Была в 1018 году захвачена в Киеве в плен польским королем Болеславом Храбрым вместе с сёстрами Ярослава и навсегда увезена в Польшу.
2‑я жена с 1019 Ингигерда (Ирина) (1001–10.02.1050), дочь Олафа Шётконунга (980‑1022), короля Швеции с 995 г., и Эстрид Ободритской (979‑1035)
VI
(от 2) Всеволод I Ярославич (в крещении Андрей) (1030–13.04.1093), великий князь киевский (1076–1077)
1‑я жена (с 1046) Мария Мономахиня (ок. 1030-ум. 1067), дочь византийского императора Константина IX Мономаха (1000–1055) и его второй супруги Елены (Пульхерии) Склирены (1008–1030/1033); по др. версии его внебрачная дочь от связи с кузиной Елены-Пульхерии Марией Склиреной (1012–1045)
2‑я жена Анна Половецкая (ум. 7.10.1111), дочь половецкого хана
VII
(от 1) Владимир II Всеволодович Мономах (в крещении …) (1053–1125), князь киевский
1‑я жена (с 1074) Гита Уэссекская (ум. 10.03.109?), принцесса английская, внебрачная дочь последнего правившего англосаксонского короля Гарольда II (1022–1066) и Эдиты Лебединой Шеи (1025–1086); скончалась вероятно в начале 1090‑х гг.
2‑я жена (с ок. 1094/1099) Евфимия (ум. 7.05.1107), вероятно гречанка (все дети от неё были названы греческими именами, в отличие от имен детей, родившихся в браке с Гитой)
3‑я жена (с ок. 1108) … (ум. 11.07.1127), дочь половецкого хана
VIII
(от 2) Юрий Владимирович Долгорукий (1095?-15.05.1157),
великий князь киевский (1149–1151)
1‑я жена (с 1108) … (возможно в крещении Анна) Аеповна (ок. 1097–1130‑е/1140‑е?), дочь половецкого хана Аепы Осеневича (ум. 1117)
2‑я жена (с 11...) Ольга … (прибл. 1121?-1183)
IX
(от 2) Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (в крещении Дмитрий) (1154–15.04.1212),
великий князь владимирский (с 1176)
1‑я жена Мария Шварновна (1155–19.03.1206, Владимир), ясская княжна, по др. свед. дочь чешского князя Шварна
2‑я жена (с 1209) Любава Васильковна, дочь князя витебского Василька Брячиславича и княжны новгородской … Давыдовны
X генерація від Рюрика
(от 1) КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (18.05.1186–2.02.1218)
великий князь владимирский (с 1216)
Жена (с 15.10.1195) Мария Мстиславна (ум. 24.01.1221), в иночестве Агафья, дочь смоленского князя Мстислава Романовича (ум. 1223) и княжны витебской
XI генерація від Рюрика
1. ВАСИЛЬКО КОНСТАНТИНОВИЧ
(7.12.1208, Ростов — после 4.03.1238, Шернский лес на р. Шерне, левом притоке Клязьмы, восточнее Москвы),
мч. (пам. 4 марта, 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня — в Соборе Владимирских святых, в 1‑е воскресенье после 29 июня — в Соборе Тверских святых), кн. ростовский. Старший сын ростовского, впосл. владимирского, вел. кн. Константина Всеволодовича, внук владимирского вел. кн. Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Незадолго до своей смерти (2 февр. 1218) вел. кн. Константин выделил В. К. Ростов, к к‑рому, судя по более поздним данным, были приданы Белоозеро и Устюг. Как и младший брат — ярославский кн.Всеволод Константинович, В. К. действовал в русле политики своего дяди св. вел. кн. Георгия Всеволодовича. Зимой 1220/21 г. юный В. К. ходил перед вел. князем на Городец-Радилов против волжских булгар. В мае 1223 г. В. К. «с ростовци» был направлен на помощь южнорус. князьям против монголо-татар, но не успел к битве на Калке, дойдя лишь до Чернигова. Зимой 1224/25 г. он участвовал в организованном вел. кн. Георгием походе против Новгорода, а осенью 1228 и зимой 1228/29 г.- в походах против мордвы. Единственное столкновение с вел. кн. Георгием имело место в 1229 г., когда В. К. с братьями Всеволодом и Владимиром Константиновичем принял сторону др. своего дяди — переяславского кн. (впосл. вел. кн. владимирский) Ярослава Всеволодовича. Конфликт, причины к‑рого неясны, был быстро урегулирован на съезде в Суздале. По гипотезе М. Н. Тихомирова, мир 1229 г. отразился в иконографической программе созданных в 30‑х гг. XIII в. Златых врат суздальского собора Рождества Пресв. Богородицы, на зап. створках к‑рых имеются клейма с изображениями святых — небесных покровителей князей, участвовавших в съезде (в т. ч. и покровителя В. К.- свт. Василия Великого), а также свт. Митрофана, что указывает на роль Владимиро-Суздальского еп. Митрофана не только в строительстве Рождественского собора, но и в умиротворении потомков Всеволода Большое Гнездо.
Судя по отрывочным летописным сведениям, «христолюбец» В. К., как и его отец, не только отличался личным благочестием, но и покровительствовал развитию церковной книжности. Имя В. К. упоминается на выходных записях 2 кодексов, выполненных в 1219 (или 1222) и 1220 гг. по заказу Ростовского еп. Кирилла I (РГБ. Ф. 304/I. № 35 и ГИМ. Син. № 7). По инициативе В. К. в 1230 г. преемником Кирилла I на Ростовской кафедре стал еще один ученый монах и церковный писатель свт. Кирилл II, настоятель владимирского в честь Рождества Богородицы мон-ря. В правление В. К. произошло обновление собора Успения Богородицы в Ростове, к‑рое сопровождалось перенесением туда 25 февр. 1231 г. в присутствии В. К. и его братьев мощей свт. Леонтия Ростовского (из ц. св. Иоанна Предтечи на владычном дворе) и послужило причиной ее великого освящения 14 авг. 1231 г.
4 марта 1238 г. В. К. во главе ростовских отрядов вместе с братьями участвовал в несчастной для рус. войск битве с монголо-татарами на р. Сить, в к‑рой вел. кн. Георгий был убит, а В. К. пленен. Захватчики, покидая пределы Руси, увезли В. К. с собой и пытались принудить его к «обычаю поганьскому, быти в их воли и воевати с ними», но пленный князь был тверд, заявляя, что «никако же мене не отведете христьяньское веры» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 465), и был за это убит у Шернского леса. Тело князя, брошенное в лесу, было найдено женой некоего «поповича Андрияна» и по повелению Ростовского еп. Кирилла II и супруги В. К. кнг. Марии (дочери св. кн. мч. Михаила Всеволодовича Черниговского) доставлено в Ростов, где его погребли в Успенском соборе рядом с матерью, умершей в монашестве вдовой вел. кн. Константина Агафией (дочерью смоленского и киевского кн. Мстислава Романовича Старого). В Ростове существовало предание, записанное А. А. Титовым, что первоначально мощи святого почивали открыто.
В пространном (примерно совр. событиям) рассказе о битве на Сити в НПЛ В. К. не упоминается, зато в повествовании, вошедшем в Лаврентьевскую, Академическую, Софийскую I, Новгородскую IV и др. летописи, помимо описания убиения В. К. приведены предсмертная молитва В. К. и большая похвала. Мученическая кончина ростовского князя здесь сравнивается с кончиной блгв. вел. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского: «Сего бо блаженнаго князя Василка спричте Бог смерти подобно Андрееве, кровью мученичьскою омывъся прегрешении своих» (Там же. Стб. 467). О времени составления этого текста мнения исследователей расходятся: он возник то ли вскоре после событий — в 1239 г. (М. Д. Присёлков), то ли в 60‑х гг. XIII в. в окружении вдовы В. К. кнг. Марии (Д. С. Лихачёв), то ли ок. 1281 г. (А. Н. Насонов), то ли даже в ходе редакторской работы при создании Лаврентьевской летописи, т. е. в 1377 г. (Г. М. Прохоров); последнее представляется, однако, маловероятным. Несколько особняком в данном вопросе стоит т. зр. митр. Филарета (Гумилевского). На основании записи в Лаврентьевской летописи о посмертной судьбе В. К. и вел. кн. Георгия, что «се бо чудно бысть, и по смерти съвокупи Бог телеса ею, вместе положены», он сделал вывод, что текст был написан еще в 1238 г., когда тела обоих князей находились в Ростове.
Местное почитание В. К. могло начаться в Ростове сразу или вскоре после его мученической кончины. Однако более или менее определенные сведения о почитании имеются только с XVI-XVII вв.: «Страдание блаженнаго князя Василька Ростовского» помещено вСтепенной книге (1560–1563), память В. К. под 4 марта значится в Милютинской Минее сер. XVII в. (ГИМ. Син. № 797) и в МесяцесловеСимона (Азарьина) сер. 50‑х гг. XVII в., где сказано: «В тои же день убиение святаго благовернаго и многострадалнаго князя Василка Костянтиновича Ростовскаго, от Батыевых татар за Христову веру убиен бысть, исповедая Христа, душу свою предасть Господу Богу и погребен в Ростове» (РГБ. МДА. № 201. Л. 312 об.). Имя В. К. внесено также в списки «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) и ростовские святцы XVIII в. (Титов. Описание. Т. 1. Ч. 2. С. 139, 329–330). Житие святого помещено в печатном слав. Прологе (мартовская часть) 1662 г., что говорит о попытке общерус. канонизации В. К. в то время. Однако в кон. XVIII в. память мученика перестали праздновать даже в Ростове (в Успенском соборе города по В. К. служили панихиды), Е. Е. Голубинский связывал это с переводом архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль. 4 марта 1909 г. по просьбе клира ростовского Успенского собора архиеп. Ярославским и Ростовским св. Тихоном (Белавиным; впосл. Патриарх Московский) было возобновлено празднование святому (Архив ГМЗРК. А‑1527. Л. 45 об., 46, 48–49 об.). Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к‑рому было установлено 10 марта 1964 г. по инициативе Ярославского и Ростовского архиеп. Никодима (Ротова).
~ жена (с 10.02.1227) МАРИЯ МИХАЙЛОВНА (1212/1213–7.12.1271), дочь черниговского князя Михаила Всеволодовича (1179–1246) и княжны галицкой Марии (Елены) Романовны (ум. после 1241)
Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2–3. М., 1997. Стб. 434–435, 442, 444, 446–453, 455–459, 461, 465–467, 469, 472, 475, 516, 519–521; Т. 3. М., 2000. С. 64, 268; Т. 4. Ч. 1. С. 201–202, 212, 218–221, 631; Т. 6. Вып. 1. Стб. 290, 294–298; Т. 15. Вып. 1. Стб. 308, 327, 330–332, 339, 343, 353–354, 365, 370, 373; Т. 18. СПб., 1913. С. 24, 162, 165–178, 186–215, 225, 227, 229; Т. 21. Ч. 1. С. 338–340; Т. 23. СПб., 1910. С. 62, 67–76, 167; Т. 24. М., 2000. С. 91–93, 227; Т. 25. М.; Л., 1949. С. 108, 115–117, 121–129, 148; СКСРК, XI-XIII вв. № 174–175. С. 194–198; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 108–115. № 99–100; Описание о российских святых. С. 98.
Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1861. С. 38–45; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 63; Т. 3. С. 588; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 94; Леонид (Кавелин). Святая Русь. № 613. С. 158–159; Макарий. История РПЦ. Т. 3. С. 160; Описание славяно-рус. рукописей, находящихся в собрании чл.-кор. ИОЛДП А. А. Титова. СПб., 1901; Присёлков М. Д. История рус. летописания XI-XV вв. Л., 1940. С. 87–96; Лихачев Д. С. Рус. летописи и их культурно-ист. значение. М.; Л., 1947. С. 282–286; Тихомиров М. Н. Древнерус. города. М., 19562. С. 400–401; Насонов А. Н. История рус. летописания XI — нач. XVIII в. М., 1969. С. 191–198; Прохоров Г. М. Повесть о Батыевом нашествии в Лаврентьевской летописи // ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 77–98; Fennell J. L. I. The Tale of the Death of Vasil’ko Konstantinovič: A Study of the Sources // Osteuropa in Geschichte und Gegenwart: FS f. G. Stökl zum 60. Geburtstag. Köln, 1977. S. 34–46; СККДР. Вып. 1. С. 363–365; Голубинский. Канонизация святых. С. 141.
кн. Ростовский (1218–1238)
XII генерація від Рюрика
2. БОРИС ВАСИЛЬКОВИЧ (1231–1277)
кн. Ростовский (1238–1277)
сын св. князя Василька Константиновича (26), родился 24-го июля 1231 года в г. Ростове и под тем же годом упоминается в числе лиц, бывших 14-го августа на освящении церкви св. Богородицы в Ростове. По смерти отца в 1238 году, он с младшим братом своим Глебом поделил, по существовавшему тогда отчинному раздельному владению, между собой Ростовское княжество таким образом, что Ростов взял Борис, а Белоозеро — Глеб, хотя de facto оба они, по малолетству своему, жили в Ростове при матери, которая и управляла всем княжеством. В 1244 году Борис вместе с дядею своим Владимиром Константиновичем, князем Углицким, и другими князьями, ездил в Орду «про свою отчину», т. е. хлопотать перед ханом об утверждении себя и младшего брата Глеба в правах на наследственные уделы; Батый «рассудил им когождо в свою отчину, и приехаша (они) с честию на свою землю». В конце 1245 года Борис сопровождал своего деда Михаила Всеволодовича, князя Черниговского, в Орду и там уговаривал его исполнить «волю цареву» — поклониться «кусту, солнцу и идолам», — но безуспешно. После мученической кончины деда князь Борис был отправлен Батыем к его сыну Сартаку, который, «почтив, его отпусти восвояси». В 1248 г. князь Борис женился на Марии, дочери Муромского князя Ярослава Юрьевича. Зимой следующего года он с матерью, младшим братом и князем Александром Невским сопровождал в Ярославль из Владимира тело князя Ярославского Василия Всеволодовича. С 1250 года вновь начинаются поездки князя Бориса в Орду; в этом же году он был у хана Сартака, который принял его с честью. После 1252 года князь Борис побратался с бежавшим из Орды и жившим в Ростове татарским царевичем Даиром Кайдагулом (впоследствии св. Петром Ордынским), а в 1256 и предыдущем году подносил в Орде дары приближенному хана — Улавчию, которому хан Берка поручил ведать дела Руси. 1257 и 1258 годы изобилуют поездками князя Бориса с другими князьями в Орду к тому же Улавчию; наиболее правдоподобным объяснением этих, столь частых поездок надо считать догадку Карамзина о том, что князья Северо-Восточной Руси, «Сведав намерение татар обложить Северную Россию, подобно Киевскому и Черниговскому княжению, определенною данию по числу людей, желали отвратить сию тягость, но тщетно: вслед за ними приехали чиновники татарские в области Суздальскую, Рязанскую, Муромскую и изочли жителей. В 1259 году князь Борис вместе с братом Глебом и матерью своею принимали в Ростове в середу средокрестной недели князя Александра Невского, а в 1261 году они с Александром Невским назначили в помощники Ростовскому епископу Кириллу архимандрита Игнатия. В 1274 году князь Борис женил своего старшего сына Димитрия, и затем до 1277 года о нем летописи ничего не говорят, а в этом году князь Борис прибыл в Орду на помощь хану Менгу-Тимуру в его походе против Кавказских ясов (аланов), но, тотчас по прибытии в Орду, заболел и, ожидая кончины, хотел было принять иноческий сан, но жена его, в надежде на благополучный исход болезни, отговорила его от этого намерения. Князь Борис скончался в Орде 16-го сентября того же года; тело его было перевезено женою и сыном Димитрием в Ростов и 13-го ноября того же 1277 года погребено в Соборной Успенской церкви, по правой стороне.
Князь Борис был большим любителем книг, и несомненно он есть тот «княж летописец», который в так называемой Суздальской и Тверской летописях (исчезнувшая Ростовская летопись) описывает события, относящиеся преимущественно к Ростовской земле. Из фактов, бывших в его княжение в Ростове, летопись отмечает, кроме переписи 1257 года, также изгнание татар из Ростова в 1262 году. У князя Бориса были сыновья: Димитрий (39), Василий (17) и Константин (67), княжившие один за другим после отца.
Жена с 1248 МАРИЯ ЯРОСЛАВНА (?-1297), дочь Ярослава Юрьевича, кн. Муромского, и неизвестной.
Полн. собр. русск. летоп., т. I, стр. 195, 196, 199—204, 224—228, 252; т. IV, стр. 29, 32—34, 43; т. V, стр. 174, 184, 199; т. VII, стр. 187, 143, 152, 154—156, 159, 160, 162, 167, 173; т. ХV, стр. 373, 385, 395, 400, 401, 403—405; Никон. летоп., т. III, стр. 3, 4, 18—26, 32, 37—41, 46, 54, 61—63; Тверская летоп. (рукоп. Археограф. Ком.), стр. 14; Степенная книга, т. І, стр. 335, 339, 347—349, 393; Карамзин, История; Гр. М. Толстой, назв. соч., стр. 10, 12, 26, 29, 50—52, 81; Соловьев, История; Д. А. Корсаков, Меря и Ростовское княжество, Казань. 1872, стр. 164, 165, 229; А. А. Титов, Ростовский уезд, M. 1885, стр. 310, 311, 569; А. В. Экземплярский, назв. соч., т. І, стр. 23, 27, 28, 36, 38, 44, 46, 58; т. II, стр. 21—25, 31, 34, 35, 71—74, 78, 127, 154—156, 159, 210, 263, 450, 617, 634; В. С. Иконников, Опыт Русской историографии, Киев. 1908, т. II, кн. 1, стр. 863, 877, 906—909; А. Е. Пресняков, Княжое право, СПб. 1909, стр. 152.
3.ГЛЕБ ВАСИЛЬКОВИЧ (1237—1278)
первый князь Белозерский (1238—1278), удельный князь Ростовский (1277—1278).
кн. Белозерские
] (2.05.1237 (или 1236) — 13.12.1278, Ростов), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых), младший сын ростовского кн.-мч. Василия [Василько] Константиновича и кнг. Марии Михайловны († 1271), дочери черниговского кн.-мч. Михаила Всеволодовича, родоначальник белозерских князей.
Неизвестно, когда в составе обширного Ростовского княжества был выделен для Г. В. Белозерский удел: по завещанию отца, мученически погибшего от рук татар в 1238 г., либо позже — по инициативе матери (управлявшей княжеством в годы малолетства сыновей) или старшего брата Г. В.- Бориса Васильевича, к‑рый, повзрослев, начал княжить в Ростове. Самостоятельное правление Г. В. началось, видимо, в 1251 г., под к‑рым летописи сообщают, что он «поеха… на Белоозеро в свою отчину» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 473). Будучи белозерским князем, Г. В. сохранял тесную связь с Ростовом, часто бывал там и, по-видимому, играл важную роль в политической и церковной жизни Ростовской земли. Вместе с братом и матерью он выступил инициатором прославления кн.-мч. Михаила Черниговского и строительства посвященного ему храма в Ростове, в 1261 г. по благословению Киевского митр. Кирилла II вместе с братом и блгв. кн.Александром Ярославичем Невским принимал участие в определении св. Игнатия, архим. Авраамиева ростовского в честь Богоявления мон-ря, в помощники состарившемуся Ростовскому еп. Кириллу II.
Активными были контакты Г. В. с ордынскими властями. Один или вместе с др. князьями он неск. раз ездил ко двору монг. ханов и ок. 1257 г. первым из потомков Рюрика женился на знатной монголке (в Крещении Феодоре), за к‑рой ездил в Каракорум; в 1277 г. вместе с сородичами участвовал в походе ордынского хана Менгу-Тимура на алан (ясов), в 1278 г. отправил для участия в новой ханской войне сына Михаила. Однако (вопреки мнению А. Н. Насонова) нет оснований говорить о «протатарской» ориентации Г. В. В отношении монголо-татар он (как и Борис Васильевич) придерживался, как следует думать, той же политической линии, что и блгв. кн. Александр Невский, к‑рый в условиях непрекращающегося военного и конфессионального натиска католич. Запада видел в лояльности к Орде средство оградить Русь от новых набегов, сохранить правосл. веру и создать условия для накопления сил внутри страны. Ростовская лит-ра 3‑й четв. XIII в. пронизана идеей духовного противостояния чужеземному игу, а оформившееся в Ростове в это время почитание кн.-мч. Михаила Черниговского характеризовалось заметной антиордынской тенденцией.
После смерти брата в 1277 г. Г. В. занял ростовский стол. Недолгое его правление в Ростове было ознаменовано оживлением придворного княжеского летописания, почти угасшего в предыдущие годы. От брака с Феодорой († 1273) Г. В. имел сыновей, о числе к‑рых источники сохранили противоречивые сведения. До зрелых лет дожил по крайней мере один — Михаил († 1293), к‑рого в 1278 г. отец женил на дочери блгв. кн. Феодора Ростиславича Чёрного.
Г. В. был погребен в ростовском Успенском соборе, однако спустя 9 недель по распоряжению Ростовского еп. св. Игнатия останки князя были перезахоронены в основанном кнг. Марией Михайловной ростовском Спасском на Песках мон-ре. Можно предположить, что епископ сделал это под давлением нового ростовского кн. Дмитрия Борисовича, не признававшего прав покойного дяди на Ростов и не желавшего видеть его могилу в усыпальнице ростовских князей. Митр. Кирилл II расценил перезахоронение Г. В. как незаконное и повелел епископу каяться «за то дело» «до своея смерти» (ПСРЛ. Т. 18. С. 77). В наст. время местоположение могилы Г. В. неизвестно. В г. Белозерске сохранялось устойчивое предание, записанное впервые не позднее кон. XVI в., что останки Г. В. покоятся в покинутом жителями в кон. XIV в. г. Белоозеро, в часовне, построенной на месте городского собора во имя свт. Василия Великого (часовня и курган, на к‑ром она стояла, были разрушены в 50‑х гг. XX в.). В рукописи РГБ. Ф. 178. № 3445. Л. 183 об. сохранился рисунок сер. XVII в. с изображением часовни и припиской, что там «почивает благоверныи князь Глеб Василевич Белоозерьскии» и находится «гроб князя Глеба».
О храмоздательной деятельности
Г. В. сообщается в составленном вскоре после смерти летописном некрологе. Г. В., по словам летописи, «церкви многи създа и украси иконами и книгами» (ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18. С. 76). Более поздние источники, частично опирающиеся на местные предания и содержащие многочисленные противоречия и анахронизмы, рассказывают об основании князем 2 мон-рей. «Указ о кормах праздничных и задушных» Усть-Шехонского мон-ря (кон. XVI в.) и Повесть об Усть-Шехонском мон-ре (нач. XVII в.) сообщают, что, после того как ослепший сын Г. В. Михаил получил исцеление от чудотворного образа Св. Троицы, князь построил на одном из островов Белого оз. у истока р. Шексны деревянный Троицкий храм и создал вокруг него мон-рь, обеспечив его всем необходимым; Усть-Шехонский во имя Св. Троицы мон-рь стал первой иноческой обителью в белозерских землях (есть серьезные основания считать, что Усть-Шехонская обитель могла быть основана на рубеже XIV и XV вв.; см.: Макаров, Охотина-Линд. Сказание о Троицком Усть-Шехонском мон-ре). С еще большей осторожностью следует относиться к сведениям, приведенным Паисием (Ярославовым; † 1501) в Сказании о Спасо-Каменном мон-ре. Сказание повествует, как во время путешествия по Кубенскому оз. белозерский кн. «Глеб Борисович [так! — А. Л.], внук князя Константина Ростовскаго Всеволодича» был застигнут штормом и дал обет поставить церковь и основать мон-рь во имя того святого, на память к‑рого судно достигнет берега. В праздник Преображения Господня княжеский насад вынесло к Каменному о‑ву, где подвизалась небольшая община иноков, не имевшая своей церкви. Исполняя обет, князь повелел поставить на острове деревянный Преображенский храм, снабдил его иконами и книгами, а также дал богатую милостыню на устроение обители. Кроме того, источник сообщает о строительстве по приказу князя 2 каналов на реках Сухоне и Вологде, призванных облегчить судоходство и впосл. получивших наименование «Княже-Глебовых простей» (память о них сохр. в Вологодской губ. еще в XIX в.). Рассказ об основании Спасо-Каменного мон-ря в Сказании изобилует анахронизмами и ошибками: напр., плавание князя по Кубенскому оз. отнесено к 1341 (или 1342) г. с уточнением, что было это «при великом князе Иване Даниловиче» (1328–1340), в данный период эти земли входили в др. княжество — Ярославское,- и др.
В летописном некрологе о Г. В. сказано, что он был богобоязненным, смиренным и щедрым, выкупал попавших в плен к татарам русских, помогал обездоленным: «Многи христианы, обидимыа от них (татар.- А. Л.), избави и печалныа утешая, брашно свое и питие нещадно требующим подавая» (ПСРЛ. Т. 18. С. 76). Согласно «Указу о кормах» Усть-Шехонского мон-ря, в кон. XVI в. в обители выставлялся «корм болшеи по благоверномь по князе Глебе Васильевиче Ростовском» в день его именин — 24 июля. По свидетельству С. П. Шевырёва, побывавшего в Белозерске в 1847 г., Г. В. почитался в городе (Шевырёв С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь в 1847 г. М., 1850. Ч. 2. С. 87). В XIX в. на память святых Бориса и Глеба по Г. В. совершалась панихида в Васильевской часовне. О Г. В. писали агиографы на рубеже XIX и XX вв.: архим. Леонид (Кавелин) назвал его в числе святых с днем памяти 24 июля (Св. Русь. С. 158–159), архиеп. Димитрий (Самбикин) поместил жизнеописание Г. В. под 13 дек. (день кончины) и отнес к местночтимым святым (Месяцеслов. 1895. Вып. 4: Декабрь. С. 113–115, 227), архиеп. Сергий (Спасский) упомянул его в списке неканонизированных подвижников (Месяцеслов. Т. 3. С. 555). В 1964 г., при установлении празднования Собору Ростово-Ярославских святых, Г. В. был включен в состав Собора (Минея МП. Май. Ч. 3. С. 36).
Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 466, 469, 472–477; Вып. 2. Стб. 520–521, 523–525; Т. 4. Ч. 1. С. 219, 221, 232, 234, 243, 631–632; Ч. 2. С. 211, 213, 222, 224, 231; Т. 6. Вып. 1. С. 295, 298; Т. 7. С. 143, 159, 161, 163, 168, 173–174; Т. 10. С. 104, 113, 129, 137–139, 141–143, 147, 150, 152–158; Т. 15. С. 33–34 (1‑я паг.), 373, 395, 400, 403, 404 (2‑я паг.); Т. 18. С. 58, 60, 69–77; Т. 20. Ч. 1. С. 158, 163–165, 168–169; Т. 21. Ч. 1. С. 263, 266, 308; Т. 23. С. 76, 83, 85, 90–91; Т. 24. С. 93, 101–102; Т. 25. С. 129, 141, 143, 144, 148, 152; Т. 26. С. 74–75, 94; Т. 27. С. 52; Т. 28. С. 53, 57–58, 61, 211, 216–217, 220; Т. 30. С. 87, 90–93, 95–96; Т. 33. С. 67, 71–72, 74–75; Т. 34. С. 87, 97, 99–100; Т. 37. С. 30, 70; Т. 42. С. 114, 118, 120; «Никифора, патриарха Цесаряграда, летописець въскоре» // АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 239; Летописец русский // Мат-лы по истории СССР. М., 1955. Т. 2. С. 293–296; Макаров Н. А., Охотина-Линд Н. А. Сказание о Троицком Усть-Шехонском мон-ре и круг произведений по истории Белозерья // Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 201–202 [«Указ о кормах праздничных и задушных»], 204–205 [Повесть об Усть-Шехонском мон-ре]; Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре // Святые подвижники и обители Рус. Севера / Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 10–11 [Летописн. изв. за 6808 г.], 33–34 [Сказание о Спасо-Каменном мон-ре]; он же. Повесть об Усть-Шехонском Троицком мон-ре и рассказы о г. Белозерске // Там же. С. 317–320 [Повесть об Усть-Шехонском мон-ре].
Лит.: [Г. С.] Ист. описание соборных и приходских церквей, в Российской империи находящихся, с показанием времени построения оных. М., 1828. С. 18; Муромцов И. Глеб Василькович, кн. Белозерский // ЖМНП. Приб. 1846. Кн. 2. С. 30–36; Богословский Н. [Г.] Мат-лы для истории, статистики и этнографии Новгородской губ., собр. из описаний приходов и волостей // Новгородский сб. Новгород, 1865. Вып. 1. С. 5–6, 9, 47–50; Экземплярский А. В. Вел. и удельные князья Сев. Руси в татар. период с 1238 по 1505 г. СПб., 1891. Т. 2. С. 154–157;Копанев А. И. История землевладения Белозерского края XV-XVI вв. М.; Л., 1951. С. 16–20; Голубева Л. А. Весь и славяне на Белом озере, X‑XIII вв. М., 1973. С. 60, 62, 195; Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X‑XIV вв. М., 1984. С. 120; Макаров Н. А.,Захаров С. Д. Древности затопленного Белоозера // Белозерье: Ист.-лит. альм. Вологда, 1994. Вып. 1. С. 9, 10; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. М., 1998. С. 83, 350; Макаров Н. А., Захаров С. Д., Бужилова А. П. Средневековое расселение на Белом озере. М., 2001. С. 181–183; Лаушкин А. В. К истории возникновения ранних проложных сказаний о Михаиле Черниговском // ВМУ: Ист. 1999. № 6. С. 10–12; он же. Малоизученный эпизод ростовского летописания 2‑й пол. XIII в. // ИКРЗ, 2001. Ростов, 2002. С. 6–13; НасоновА. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерус. гос-ва. Монголы и Русь. СПб., 2002. С. 261–268.
XIII генерація від Рюрика
ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ (1253–1294),
кн. Ростовский (1278–1286, 1289–1294), Угличский (1286–1288)
родился 11-го сентября 1253 г.99 Отметив год его рождения, летописи, затем, умалчивают о нем в продолжение 23 лет, т. е. до 1276 г., под которым в летописях упоминается, что Димитрий Борисович женился зимою, но не известно, на ком100; в следующем же году, как мы уже говорили, он вместе с отцом, матерью и младшим братом Константином отправился в Орду, где 16-го сентября скончался Борис Василькович, тело которого привезено было в Ростов и похоронено 13-го ноября в Успенском соборе101.
По смерти Бориса, в Ростове сел младший брат его, Глеб белозерский. Неизвестно, были ли при нем чем-либо наделены Борисовичи, его племянники. Впрочем, Глеб занимал ростовский стол менее года, так как, заняв последний не ранее сентября 1277 г., он уже летом следующего 1278 г. скончался102. После Глеба Ростов заняли братья Борисовичи103.
Заняв в 1277 г. Ростов, Глеб Василькович отдал Белоозеро сыну своему Михаилу. Достоверных известий о том, какие волости получили братья Борисовичи, мы не имеем, но есть основание предполагать, что Глеб, по всему вероятию, обидел своих племянников относительно волостей, по крайней мере, на основании того факта, что между двоюродными братьями, внуками Василька, происходили какие-то раздоры: так, вскоре после смерти Глеба (в 1279 г.) Димитрий Борисович отнял у Михаила Глебовича волости его «со грехом и неправдою великою», как говорит летопись104. Впрочем, едва ли будет справедливо, на основании этого факта, выводить заключение, что Димитрий Борисович был обижен в чем-нибудь своим дядею Глебом, так как мы видим, что и с родным своим братом Константином Димитрий жил не в ладах: так, в 1281 г. братья сильно поссорились, но что было причиной ссоры, летописи не объясняют, говоря только, что «воздвиже дьявол вражду и крамолу межи братома», так что Константин уехал во Bладимир к великому князю, а Димитрий «нача рать съвокупляти в Ростове, блюдяся братьи, и город весь замяте». Принимая во внимание поступок Димитрия Борисовича с Михаилом Глебовичем, можно предположить, что причиною ссоры его и с родным братом были властолюбивые и корыстные стремления. Димитрий хорошо знал, что он шел в старшей линии потомков Всеволода Юрьевича и что великокняжеское достоинство зависело тогда не от родового старшинства, а от воли царя, ордынского хана, для приобретения благосклонности которого требовалось только обладать богатой казной. Не стремился ли, поэтому, и Димитрий сделаться побогаче на счет своих братьев, родного и двоюродного?.. Но возвратимся к прерванному рассказу. Константин уехал во Владимир к вел. кн. Димитрию Александровичу; владыка ростовский Игнатий также отправился во Владимир и упросил великого князя взяться за дело примирения братьев. Великий князь вместе с Игнатием и своими боярами прибыл в Ростов и уговорил братьев примириться105.
В 1285 г. скончался углицкий князь Роман Владимирович, не оставив потомства, и удел его был присоединен к Ростовскому княжеству. Потому-то, конечно, мы и встречаем в летописях под 1286, а в Никоновской — под 1287 г., известие о дележе между Борисовичами увеличившейся отчины их. О распределении городов между ними летописные известия показывают разноречиво, но более правдоподобны те летописные сведения, по которым Димитрию достался Углич, а Константину — Ростов106.
В 1288 г. великий князь Димитрий Александрович собрался в поход на тверского князя. Причина похода выставлена летописцем не совсем ясно: «не вьсхоте Михаил Тверскый поклонитися великому князю Дмитрию, и нача наряжати полки». Для этого похода великий князь созвал под свои стяги братьев своих, Андрея и Даниила, Димитрия Борисовича «и вся, я же суть под ним»; призвал и новгородцев, которые явились с посадником своим, Андреем. Враги встретились у Кашина: великий князь простоял под этим городом девять дней и, наконец, примирился с князем тверским107. Некоторые летописи, непосредственно за тверским походом, передают известие о том, что Димитрий Борисович в том же году сел в Ростове108. Надобно полагать, что Константин, в таком случае, сел в Угличе, и что эта мена уделами произошла добровольно, так как нет никаких летописных указаний на то, чтобы братья находились в это время в ccope. Под следующим 1289 г. в некоторых летописях (вслед за известием о том, что Борис сел в Ростове) говорится, что в этом городе в то время было чрезвычайно много татар и что граждане ростовские, по решению веча, ограбили и выгнали в этом году последних из Ростова. После этого известия в летописи занесен факт, что Константин ходил в том же году в Орду. Никоновская летопись последнее обстоятельство передает иначе, а именно, что в 1289 г. в Орду ходили оба брата и с женами своими, что царь держал их в чести и с честию же отпустил восвояси в том же году109.
Таким образом, на поездку в Орду — одного ли Константина, обоих ли братьев с их женами — надобно смотреть, кажется, как на попытку умилостивить хана за изгнание татар из Ростова110.
Конец своей жизни Димитрий Борисович омрачил участием своим в происках Андрея Александровича против старшего брата, великого князя Димитрия. В 1293 г. Димитрий вместе с Андреем Александровичем, братом своим Константином и Федором Ростиславичем ярославским, будучи в Орде, успели оклеветать Димитрия Александровича перед ханом; последний дал упомянутым князьям, когда они возвращались в свои отчины, отряд татар, под начальством Дуденя, для наказания великого князя111. В 1294 г. Димитрий Борисович скончался112.
От брака с неизвестной этот князь имел одного сына, Михаила113, и трех дочерей, из которых старшая, неизвестная нам по имени, в 1292 г. вышла за Ивана Димитриевича, кн. переяславского114; вторая, Анна, в 1294 г. вышла за Михаила Ярославича тверского и третья, Василиса, вышедшая в том же году за сына Александра Невского, Андрея115.
~ жен. с 1276
КН. КОНСТАНТИН БОРИСОВИЧ (1255-ок.1307),
кн. Ростовский (1286–1288, 1294–1307), Угличский (1289–1294)
По-видимому, князь женился после 1276 г., так как в этот год летописцы отмечают брак его старшего брата Дмитрия. По крайней мере, к 1285 г. Константин был уже женат точно. В 1286 г. у него родился сын Александр, а у Дмитрия — Михаил. В 1289 г. оба брата ездили «во Орду къ царю и з женами своими». В 1291 г. супруга подарила Константину еще одного сына — Василия. В 1299 г. она умерла. Вскоре князь снова женился. В 1302 г. его второй супругой стала дочь знатного ордынца «Кутлукорткы». Далее летописцы о ней молчат. Дата ее смерти неизвестна.
~ 1. ФОТИНЬЯ (?-1299);
~ 2. с 1302 ордынской княжне, дочери Кутлу Корки
(все дети от 1‑го брака).
ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ (1268-?)
сын князя Бориса Васильковича (15). По летописям известно только, что он родился 16-го апреля 1268 года. Можно предполагать с большой вероятностью, что он умер в младенчестве, так как после смерти его дяди — князя Глеба Васильковича (32) — сели на княжение только два сына Бориса Васильковича (15): Димитрий (39) и Константин (67).
Полн. собр. русск. летоп., т. VII, стр. 167; т. ХV, стр. 403, 404; Никон. летоп., т. III, стр. 46; Акты археогр. Эксп., т. I, стр. 340; Карамзин, История; Гр. М. Толстой, назв. соч., стр. 12, 81; А. А. Титов, Ростовский уезд, M. 1885, стр. 570; А. В. Экземплярский, назв. соч., т. І, стр. 56; т. II, стр. 28, 25, 34, 634; В. С. Иконников, Опыт русск. историогр., Киев. 1908, т. II, кн. 1, стр. 910.
XIV генерація від Рюрика
АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ (?-ок.1286)
в 1292 году с отцом и дядей ездил в Орду.
КНЯЖНА N ДМИТРИЕВНА
Летописцы не упоминают ни имя его жены, ни год ее смерти. Пожалуй, единственным штрихом к биографии можно считать дополнение о том, что венчание князя Ивана и дочери Дмитрия Борисовича Ростовского проходило «въ церкви святаго Спаса въ Переславли».
жена с 1292/4 ИВАН ДМИТРИЕВИЧ (ок.1268–1302), кн. Переяславского.
КНЯЖНА АННА ДМИТРИЕВНА КАШИНСКАЯ (1279–1338).
летописи упоминают Анну Дмитриевну довольно часто. После гибели мужа она постриглась в Тверском Софийском девичьем монастыре. Княгиня скончалась 2 октября 1338 г. в Кашине, где и была погребена в местном Успенском соборе [Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. СПб.,1862. С.23.
(София) (ок. 1280 — 2 окт. 1368, слобода под Кашином), св. блгв. кнг. (пам. 12 июня, 2 окт. и в 1‑ю неделю после 29 июня — в Соборе Тверских святых). Одна из 3 дочерей ростовского кн. Дмитрия Борисовича. 8 нояб. 1294 г. А. К. вышла замуж за тверского кн. св. Михаила Ярославича; в тверском Спасском соборе их венчал еп. Андрей. У княжеской четы родились четверо сыновей и дочь: Дмитрий Грозные (Звериные) Очи (15 сент. 1298), Феодора (11 окт. 1299), Александр (7 окт. 1300), Константин (1307) и Василий (между 1307 и 1318). Имя супруги кн. Михаила Ярославича — Анна — приводится в повести о мученической смерти князя в Орде. Летом 1318 г. А. К. с сыном Василием провожала мужа до р. Нерли Волжской в его последней поездке в Орду. 6 сент. 1319 г. княгиня вместе с сыновьями встречала в Твери тело Михаила, казненного 22 нояб. 1318 г. ханом Узбеком. Ей пришлось также хоронить казненных в Орде сына Дмитрия (1326), сына Александра и внука Федора (казнены вместе в 1339).
Время пострижения А. К. точно неизвестно, но в 1358 г. она упоминается уже как София, монахиня, а скорее всего даже настоятельница основанного в 1293 г. ее золовкой Софией близ Тверского кремля жен. мон-ря во имя св. Афанасия (Зверинский. Т. 3. С. 20), в обиходе по имени основательницы называвшегося Софьиным. А. К., по-видимому, глубоко чтила Тверского еп. свт. Феодора II. После того как свт. Феодор оставил кафедру и ушел на покой в Отрочь мон-рь, А. К. в 1361 г. пожертвовала мон-рю неск. своих сел; 21 марта 1367 г. А. К. хоронила святителя в Спасском соборе Твери. Летом того же года кашинский кн. Василий Михайлович, сын А. К., занял Тверь и начал расправу над людьми тверского кн. св. Михаила Александровича. В ответ последний привел литов. войска и начал преследование сторонников Василия. Тот покинул город и ушел в Кашин, по-видимому, с сыном ушла и А. К. Она скончалась 2 окт. 1368 г. в пригородной слободе Кашина под названием Вход в Иерусалим, принадлежавшей кашинским князьям и позднее отошедшей к кашинскому Сретенскому мон-рю.
В «Чуде о пономаре именем Герасиме» сообщается, что в 1611 г. в кашинской ц. во имя Успения Пресв. Богородицы было найдено погребение А. К. Успенская ц. в то время сильно обветшала, церковный помост обвалился и разрушился; гроб А. К., бывший под полом, оказался на поверхности.
М: (1294) МИХАИЛ II ЯРОСЛАВИЧ (1272–1319), вел. кн. Тверского.
Лит.: Костомаров Н. И. Церковно-историческая критика в XVII в. // ВЕ. 1870. Кн. 4. С. 479–506; Ключевский. Древнерусские жития. С. 340–341; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 41–43; Колосов В. И. Благоверная княгиня Анна Кашинская: (Из трудов Тверского обл. археол. съезда). Тверь, 1905; [В. П. К.] Св. благоверная и преподобная княгиня Анна Кашинская: (Церк.-ист. справка в предупреждение новой смуты в Церкви). Ярославль, 1908; ЗавьяловИ. Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности: (С кратким житием блгв. кнг. Анны). СПб., 1909; Никольский Н. К. Сочинения соловецкого инока Герасима Фирсова по неизд. текстам: (К истории сев.-рус. лит. в XVII в.). СПб., 1916. С. XXVIII-XXX. (ПДПИ; Вып. 188); Манухина Т. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская. П., 1954; Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974. С. 188–192; Паченков О. В. «Обретение и перенесение честных мощей новоявленныя великия княгини инокини Анны» как исторический источник // Опыты по источниковедению: Древнерусская книжность. СПб., 1997. С. 43–49; Семячко С. А. Круг агиографических памятников, посвященных Анне Кашинской // ТОДРЛ. 1996 [1997]. Т. 50. С. 531–536; 1999. Т. 51. С. 221–231; она же. Почитание св. блгв. кнг. Анны Кашинской и агиографические памятники, ей посвященные // Рус. лит. 1998. № 3. С. 147–154; Кучкин В. А. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском // Средневековая Русь. М., 1999. Вып. 2. С. 116–163.
ВАСИЛИСА ДМИТРИЕВНA
еще раз молодую княгиню летописец упоминает в 1295 г., в связи с поездкой Василисы вместе с мужем в Орду к хану Тохте [ПСРЛ. Т.I. Вып.3. М.,1997. Стб.527. Л.250.].
жена с 1294 Андрея III Александровича (1255–1304), вел. кн. Владимирского.
ИВАН ДМИТРИЕВИЧ (ок.1290-?)
АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ (1286–1302/7),
кн. Угличский (1294-?). Записан в Ростовском соборном синодике 2.
∞, 1302 на ордынской княжне .
МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ (ок.1286-?).
ВАСИЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1291–1316/20)
кн. Ростовский»(1307–1316/20)
Родился в 1291 году; в 1316 г. пришел из Орды с татарскими послами Казанчием и Сабанчием, с которыми «много зла сотвориша в Ростове». Причиной появления татар, составлявших передовой отряд, можно считать участие князя Василия в борьбе племянника своего Юрия Даниловича Московского с Михаилом Ярославичем князем Тверским. Князь В. был женат на неизвестной, от брака с которой у него были сыновья: Федор (101) и Константин (68), при которых Ростовское княжество разделилось на два удела.
Записан в Ростовском соборном синодике 3.
∞, ФЕОДОРА. Записана в Ростовском соборном синодике, скончалась во мнишеском чине 4.
Полн. собр. русск. летоп., т. І, стр. 229; т. IV, стр. 47, 48; т. V, стр. 205, 206; т. VII, стр. 185, 187; Никон. летоп., т. III, стр. 89, 105; Карамзин, История; Гр. М. Толстой, назв. соч., стр. 62, 81; Д. А. Корсаков, Меря и Ростовское княжество, Казан. 1872, стр. 168; А. А. Титов, Ростовский уезд, M. 1885, стр. 529; А. В. Экземплярский, назв. соч., т. II, стр. 29, 34—38, 40, 45, 47, 56, 210, 211.
КЖ. ...... КОНСТАНТИНОВНА (?-до 1317)
∞, 1297 В.КН. ЮРИЙ III ДАНИЛОВИЧ МОСКОВСКИЙ (ок.1281–1325)
XV генерація від Рюрика
КН. ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ УГЛИЧСКИЙ И РОСТОВСКИЙ (ок.1303–1320)
единственный сын Александра Константиновича Угличского; кн. Угличский (1316–1320), Ростовский (1316–1320). Записан в Ростовском соборном синодике 5.
О Юрии Александровиче до нас дошло весьма мало известий. В 1318 г. было при ero приемнике. Бедствие это состояло в том, что в этом году, неизвестно с какой целью, приходил на Русь из Opды «посол лют», именем Кочка. Около Костромы он убил 120 человек русских; потом пограбил Ростов, разграбил Успенскую церковь, пожег монастыри и окрестные села и ушел
обратно в орду.6
Умер в 1320 г., 30 мая, не оставив потомства7. Юрий Александрович умер еще в очень молодых летах; едва ли он был даже женат; если он родился даже и в первый год брака его отца, то в 1320 году ему было только лет 17—18.
ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ РОСТОВСКИЙ (?-1331)
кн. Ростовский-Усретинский (1320–1331).
Въ 1322
г.,во время борьбы Московскаго и Тверскаго князей за великокняжеское достоипство, Иванъ Даниловичъ пришелъ изъ орды
съ ханским посломъ Ахмыломъ, и вел себя какъ разбойник: истреблял лю-
дей, взялъ Ярославль и, вообще, «много покости чини по Низовской земли». Исполнивъ таким странным образом ханское порученіе, Ахыылъ ушел въ орду, чтобы дать отчетъ въ
своем посольств » б). Такъ первдается это событие в летопилетописях. Ho по другим источникам нелетописного характера, этотъ эпизод несколько расширяется.
Взяв и предав огню Ярославль, Ахмыл, по помянутым
источникам, хотелъ поступить точно так же и с Ростовом:
Ростовскій владыка Прохор и Ростонскіе князья бежали изъ
города, и только благодаря находчивссти Игнатия, правнука св.
Петра, царевича ордынского
100 (,Ростовъ не испыталъ на себя гнева ханского посла. По совету Игиатія, епископъ Прохоръ возвратился въ Ростовъ и встр тилъ Ахмыла съ крестным ходом, а Игнатій, сопровождаемый гражданами, поднесъ
послу «тешь царскую: кречетовъ, соколовъ, шубы и пр.» и
предложил угощение. Ахмылъ укротился; въ Это же время до
него дошла весть, что оставшійся въ Ярославл сынъ его заболел глазами; узнав об этом, посол приказал привезти
сына в Ростов, где епископъ Прохоръ всц лилъ его. Ах-
лылъ прославилъ Бога и блаженнаго святителя; хвалилъ и
благодарилъ Игнатія—«цареву кость, татарское плеыя», одарилъ
владыку и клиръ его и съ торжествоімъ отправился въ орду
101 ).
100) Прологъ и Ч.—Мияеи іюня 29.
101) Разсказано въ н которыхъ редакціяхъ житія св. Пстра,
ордынскаго даревича См. «0 избаиленіи Ростова огь разграбле-
нія татарскаго хана (?) Ахмыла» С. С. (г.ъ Яросл. Г б. В д.
1843 № 34); «Л топионый обзоііъ достопр. событій Ростовской огі-
ласти> (пъ Яросл. Епарх. В д. 1868 г. Л» 25), гд указынпетсл,
между прочимъ, па р коп. житіе Петра, царевича ордынскаго
сБлаженный Иетръ, Орлынскій цареішчъ, Ростовскій ч.уд()тнорец7,)>
(Ibid. 1875 г. №№ 39—40); «Церковь ис хъ святыхъ въ Ростон
(Яросл. губ.) и попъ Георпй («крыницаи (Ibid. 1883 № 19. Въ
этой стать указан род сн. Петра).
Летописные же известия о нём весьма скудны и ограничиваются передачей двух фактов из его жизни: в 1326 году он женился, неизвестно на ком, и 28 марта 1331 года скончался, оставив единственного сына, князя Андрея. Княжение Константина не было безраздельным. По крайней мере, часть Ростова до 1326 г. принадлежала его родственникам Федору и Константину Васильевичам. Князья Федор и Константин Васильевичи «город Ростов поделили себе на двое. Князь Федору досталось Устретенская сторона, а Князю Константину Борисоглебская сторона» [Родословная книга князей и дворян российских и выезжих..., которая известна под названием Бархатной книги. М., 1787. Ч. 1. С. 75); Румянцевская и Летописная редакции родословных книг // Редкие источники по истории России. Вып. 2. М., 1977. С. 97]. Первый из них — «князь Ростовьскыи» женился еще в 1326 г. Имя жены князя Федора летописец прямо не называет. Однако его можно установить из следующего сообщения. 21 ноября 1355 г. сначала источник сообщает о смерти суздальского князя Константина Васильевича, а потом добавляет: «В тои же день пострижеся княгини Мария Федорова». Это имя совпадает с тем, которое было записано в РСС для поминания. Здесь же есть ремарка, что княгиня вместе с мужем умерла «во мнишеском чину».
∞, 1326, МАРИЯ ......, постриглась 21 ноября 1354 г. Записана в Ростовском соборном синодике, скончалась в монашестве 8.
КН. КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ (?-1365),
кн. Ростовский-Борисоглебский (1320–1365), вел. кн. Ростовский (1360–1363), кн. Устюжский (1364–1365). Родоначальник Борисоглебской линии Ростовский князей. Из Повести о Борисоглебском монастыре известно: он основан «въ дни благочестиваго великого князя Дмитрея Ивановича всеа Руси, в четвертое лето государства его, при священном митрополите Алексие всеа Руси, при Ростовском князе Константине и при епископе Игнатии Ростовском». 9 Монастырская традиция сохранила имя князя Константина Васильевича, действительно княжившего в Ростове до этого самого 1363 г.
Очевидно, разрешение на устройство Борисоглебского монастыря дал родоначальник Борисоглебской линии.
Князь Константин Васильевич женился в 1328 г. Летописец отмечает, что свадьба происходила в Москве. Тестем ростовского князя стал великий князь владимирский Иван Данилович Добрый Калита33. Однако имя супруги Константина он не назвал. Поскольку о политическом значении данного брака писалось достаточно много, то на этом вопросе останавливаться не будем. По летописям имя жены ростовского князя выясняется только в год ее смерти. Под 1365 г. кратко отмечено: «Преставися князь Андреи Новогородъскыи июня 2. В тои же день преставися княгиня Марья Костянтинова Ростовъского«34. Это же имя приводят РСС и родословцы35. после распада отчины князя Константина Всеволодовича Устюг вошел в собственно Ростовское княжество и оставался в его составе, как показано было в главе II, до начала XIV в. Так продолжалось и позднее. Справедливость сказанного в известной степени подкрепляется уже приводившимся летописным известием 1364 г. о поездке «на Устюгъ» князя Константина Васильевича, до 1363 г. княжившего в Ростове. Комментируя известие об отъезде в 1364 г. на Устюг князя Константина Васильевича.
А.В. Экземплярский писал, что ростовский князь отъехал туда затем, чтобы «не быть на виду у своих врагов, чтобы не накликать на свою голову еще горших неприятностей»74. Однако такое объяснение, чисто психологического характера, возбуждает сомнения. И порождает их документ, относящийся ко времени более чем на сотню лет позднее упомянутого события. Речь идет об известном Списке Двинских земель, составленном в 70‑е годы XV в. В этом документе упоминаются некоторые бывшие владения ростовских князей: В целом, по данным 70‑х годов XV в., владения ростовских князей в Двинской земле образовывали два крупных территориальных комплекса: один по верхнему и среднему течению Ваги, включая бассейны ее левых и отчасти правых притоков; другой — по нижнему течению Ваги и среднему течению Северной Двины. Составляли ли оба комплекса в свое время единое целое, сказать трудно, но очевидно, что само существование таких комплексов свидетельствует о том, что ранее каждый из них не был раздроблен и принадлежал какому-то одному князю. Чтобы выяснить личности этих князей (или личность одного князя — предка), необходимо определить родословие упоминаемых в Списке Двинских земель ростовских князей. Происхождение всех четырех ростовских князей, владевших землями по Ваге и Северной Двине, от одного родоначальника, соседство их владений дают основание считать, что прежде эти владения принадлежали одному лицу — именно Константину Васильевичу Ростовскому, тому самому, который в 1364 году отъехал в Устюг. Среди ростовских владений на русском Севере XIV—XV вв. Устюг оставался единственным крупным центром. Ему и должны были административно подчиняться ростовские волости по Ваге и Северной Двине.
В своей работе о князьях Северо-Восточной Руси А.В. Экземплярский указывал, что князь Константин Васильевич Ростовский умер в 1365 г. и был погребен в ростовском Успенском соборе (Экземплярский А.В. Указ. соч., т. 2, с. 50). При этом исследователь сослался на начатое А.-Л. Шлецером издание Никоновской летописи (Там же, примем. 173). Однако известия о месте погребения в Никоновской летописи нет (Руская летопись по Никонову списку. СПб., 1788, ч. 4, с. 8; ПСРЛ. СПб., 1885, т. 10, с. 4: оригинал Никоновской летописи — список Оболенского). Отсутствует оно и в значительно более древнем тексте Рогожского летописца (ПСРЛ, т. 15, вып. 1, стб. 79). И это косвенно подтверждает заключение о княжении Константина на Устюге.
Записан в Ростовском соборном синодике, скончался во мнишеском чину 10.
∞, 1328, МАРИЯ (ФЕТИНЬЯ) ИВАНОВНА (ум. 2.06.1365), дочь московского князя Ивана Даниловича Калиты (1288–1340) и его первой супруги Елены (ум. 1331). Записана в Ростовском соборном синодике 11.
КН. БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ
Записан в Ростовском соборном синодике 12.
КН. АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
Записан в Ростовском соборном синодике 13.
ПЕЧАТКИ
Печаток не знайдено
ПУБЛІКАЦІЇ ДОКУМЕНТІВ
Документів не знайдено
АЛЬБОМИ З МЕДІА
Медіа не знайдено
РЕЛЯЦІЙНІ СТАТТІ
- Памятники истории русского служилого сословия. — М., 2011. — С. 174, 189.[↩]
- РГБ, Отдел рукописей, ф.344 (Шибанов), д. 99. Публ. Конев С.В. Синодикология. Часть II. Ростовский соборный Синодик.[↩]
- РГБ, Отдел рукописей, ф.344 (Шибанов), д. 99. Публ. Конев С.В. Синодикология. Часть II. Ростовский соборный Синодик.[↩]
- РГБ, Отдел рукописей, ф.344 (Шибанов), д. 99. Публ. Конев С.В. Синодикология. Часть II. Ростовский соборный Синодик.[↩]
- РГБ, Отдел рукописей, ф.344 (Шибанов), д. 99. Публ. Конев С.В. Синодикология. Часть II. Ростовский соборный Синодик.[↩]
- ПСРЛ. I, 229; V, 207; VII, 188; Ник. III, 115 (назван Конча); продолж. Нест. 62.[↩]
- П. С. Р. Л. I, 229; ІV, 49; У, 216: VII, 198; Ник. III, 125.[↩]
- РГБ, Отдел рукописей, ф.344 (Шибанов), д. 99. Публ. Конев С.В. Синодикология. Часть II. Ростовский соборный Синодик.[↩]
- Повесть о Борисоглебском монастыре [около Ростова] XVI века. Сообщение Х. Лопарева // ПДПИ. СПб., 1892. Вып. 86. С. 6.[↩]
- РГБ, Отдел рукописей, ф.344 (Шибанов), д. 99. Публ. Конев С.В. Синодикология. Часть II. Ростовский соборный Синодик.[↩]
- РГБ, Отдел рукописей, ф.344 (Шибанов), д. 99. Публ. Конев С.В. Синодикология. Часть II. Ростовский соборный Синодик.[↩]
- РГБ, Отдел рукописей, ф.344 (Шибанов), д. 99. Публ. Конев С.В. Синодикология. Часть II. Ростовский соборный Синодик.[↩]
- РГБ, Отдел рукописей, ф.344 (Шибанов), д. 99. Публ. Конев С.В. Синодикология. Часть II. Ростовский соборный Синодик.[↩]