// Вопросы истории. — 1983. — № 8. — С. 164–169.
Примерно 20 лет назад было завершено капитальное издание древнейших русских документов1. Публикаторы — ведущие специалисты по истории средневековой Руси — тщательно выверили тексты источников, дали разносторонний палеографический, хронологический и географический комментарий к каждому акту, проделав колоссальную исследовательскую работу. Выявились при этом и весьма сложные нерешенные вопросы. Так, третий том издания содержит особый раздел, озаглавленный «Сомнительные акты того же Глушицкого м‑ря». В предисловии к нему И. А. Голубцов писал: «Выделяем далее в виде особого раздела ряд грамот Глушицкого м‑ря в разряд сомнительных или позднейших... Сомнение проистекает из того, что все они говорят как о бохтюжских князьях о кн. Юрии Ивановиче и об его сыне Семене Юрьевиче, из которых первый был якобы современником Дионисия Глушицкого, т. е. жил в первых десятилетиях и, м. б., середине XV в., а второй тогда приходился бы на середину и примерно вторую половину XV века. Между тем ни Экземплярский, ни кто-либо другой до сих пор не могли, сколько ни старались, найти для того времени князей с такими именами; поиски их приводили только к тому, что они признавали возможным искать этих князей среди Кубенских и родственных им Деевых... Поскольку эти акты напечатаны в разных изданиях и у многих нашли признание, здесь сочтено нужным все их воспроизвести с вопросом об их подлинности, о достоверности лиц и датировок«2, Всего в разряд сомнительных Голубцов отнес пять грамот3. Из них в подлиннике сохранилась только одна (третья из указанных в примечании 2), остальные же четыре в настоящее время утрачены, и Голубцову пришлось перепечатывать их текст с издания Амвросия.
Ректор Новгородской духовной семинарии архимандрит Амвросий (А. А. Орнатский) был первым исследователем, кто нашел и опубликовал грамоты Глушицкому монастырю. В 1811 г. в 3‑й части своей «Истории Российской иерархии» в статье, посвященной Глушицкому монастырю, Амвросий поместил в качестве приложения 11 грамот XV-XVII вв. из архива этого монастыря. «Хотя монастырь сей с прочими Вологодскими разоряем был при нашествии Поляков и Литвы, — писал Амвросий, — а также горел дважды в 1614 и 1625 годах, однако более других сохранил архиву старых своих дел. Здесь предлагаются замечательнейшие из грамот, найденных между ими«4.
Все опубликованные грамоты5 Амвросий скорее всего видел лично. Он описал печати на девяти грамотах и привел тексты на этих печатях, а если надписи не читались, то оговорил и это. В частности, по словам Амвросия, печати имели и две первые опубликованные им грамоты из числа вызвавших сомнение у позднейших исследователей. Лишь при публикации двух грамот6 Амвросий не указал, имелись ли у них печати, были ли следы их прикрепления и т. п., что заставляет думать или о ветхости оригиналов, или о том, что в распоряжении Амвросия оказались ранние копии этих актов.
Через два года в ч. 5‑й своего труда Амвросий напечатал продолжение статьи о Глушицком Покровском монастыре. «В дополнение к грамматам, под статьею о Глушицком монастыре помещенным, присовокупляются здесь, — писал он там, — еще списки с подлинников, недавно отысканных«7. Таких грамот оказалось шесть8.
Как и при публикации грамот Глушицкого монастыря в части 3 «Истории Российской иерархии», Амвросий отметил наличие печатей у двух грамот (4 и 5), но подлинники он, надо полагать, не видел или видел мельком. Во всяком случае текст каждой грамоты в части 5 «Истории...» сопровождался пометой «Список слово в слово», отсутствующей при публикации документов в части 3, что заставляет думать о наличии у Амвросия лишь копий последних 6 грамот Глушицкого монастыря. Вероятно, копии, которыми он располагал, были изготовлены довольно тщательно: пытались воспроизвести точно не только текст документов, но и составили описание печатей (на двух из них), внешнего вида грамот, почерка, каким они были написаны9. Характерно, что последних двух элементов описания не было в публикации 1811 года. Очевидно, имея перед глазами подлинники, Амвросий не счел тогда нужным описывать внешний вид и почерк грамот. Когда же в его распоряжении оказались только копии, он решил дать более полное представление о подлинниках, с которых они были сняты.
Перечни опубликованных Амвросием грамот показывают, что «сомнительные» грамоты были изданы в два приема: три в 1811 г. и две в 1813 г. Другие 12 грамот, напечатанные в «Истории Российской иерархии», никаких сомнений в своей подлинности не вызывают. Современные исследователи учитывают их в своих работах10, хотя в подлиннике сохранилась лишь одна грамота из 11 изданных в 3 части «Истории Российской иерархии«11 и две из 6, опубликованных в 5 части12. Остальных грамот сейчас нет не только в подлинниках, но и в списках, и издание Амвросия превратилось в единственный источник, содержащий их тексты, во многом напоминая судьбу печатного «Слова о Полку Игореве».
Достоверность большинства обнаруженных Амвросием грамот Глушицкого монастыря, составленные им описания печатей, внешнего вида и почерков «сомнительных» грамот, сохранность оригинала одной из них заставляет отвергнуть мысль о поздней фальсификации этих документов. С точки зрения формуляра и оформления (наличие печатей, упоминаний дослухов, писцов и т. п.) «сомнительные» грамоты ничем не отличаются от подлинных актов XV-XVI веков. Поэтому Голубцов и писал осторожно о том, что они «обработаны так же, как если бы они были признаны в той или иной части подлинными...». Такая осторожность в отношении формы рассматриваемых документов представляется излишней: можно утверждать, что форма не имеет каких-либо анахронизмов.
Сомнения возникали относительно содержания грамот. Русская дипломатика знает случаи, когда, например, в XV в. фальсифицировались купчие грамоты: снимали копию с более ранней подлинной грамоты, вписывая отсутствовавшие в подлиннике данные, такую копию заверяло ответственное лицо, и фальсификат приобретал юридическую силу13. Не была ли подобная операция проведена и с «сомнительными» грамотами? Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо подробнее остановиться на конкретных сведениях грамот.
Во всех пяти актах речь идет о владениях Дионисиева Покровского Глушицкого монастыря. Сказанному не противоречит и то обстоятельство, что одна из «данных» грамот князя Семена Юрьевича адресована Иоанно-Предтеченскому Сосновецкому монастырю14: это приписной, «дочерний» монастырь Покровского. Оба они были основаны Дионисием Глушицким и находились на расстоянии 7 верст друг от друга15. Владения Сосновецкого монастыря были и владениями Покровского.
Крестьянское население сел, деревень и починков Покровского монастыря в случае душегубства, разбоя и татьбы с поличным согласно царской жалованной грамоте 1621 г. было подсудно вологодскому наместнику и подчинявшемуся ему бохтюжскому волостелю16. Так было не только в XVII в., но и в XVI и XV веках17. Бохтюжский волостель являлся тем административным агентом правительства, которому в известных случаях должно было подчиняться население вотчин Покровского Дионисиева Глушицкого монастыря. Такое положение свидетельствует о том, что вотчины этого монастыря находились исключительно в Бохтюжской волости.
Впервые в источниках эта волость как владение московского великого князя Василия Темного упоминается в 1448 году18. По завещанию, составленному между 3 мая 1461 и 27 марта 1462 г., Василий отдавал Бохтюгу своему пятому сыну Андрею Меньшому. Тот, в свою очередь, по духовной грамоте 1481 г. передал Бохтюгу великому князю Ивану III19. Таким образом, по меньшей мере во второй половине XV в. Бохтюга была уже московской великокняжеской волостью. Свое название она получила по р. Бохтюгелевому, как и Глушица, притоку Сухоны, но впадающему в Сухону выше Глушицы, сравнительно недалеко от истока Сухоны из Кубенского озера20. Территория Бохтюжской волости охватывала не только бассейн Бохтюги, но и бассейн Глушицы, а также земли по верхнему течению Сухоны21.
Выяснение того, что Дионисиев Глушицкий монастырь имел вотчины только в Бохтюжской волости, и определение примерных границ ее облегчают анализ тех мест в «сомнительных» грамотах, где речь идет о географических пунктах — владениях монастыря. Не противоречат ли в этом отношении «сомнительные» грамоты той картине, которая вырисовывается из вполне достоверных источников?
В первой «сомнительной» грамоте упомянуты пустоши Васильева и Кондратова в Угле, а также пустошь Кузьминская на нижней Глушице22. Как установил Голубцов, Углом называлась первоначально, видимо, местность на р. Вытеке (левый приток Глушицы)23. Следовательно, речь в грамоте идет о пустошах в бассейне Глушицы, т. е. в пределах Бохтюжской волости. Стоит также отметить, что земля Васильевская и пустошь Кондратовская упомянуты и в подлинной духовной грамоте Дионисия Глушицкогс24. Вторая «сомнительная» грамота не указывает конкретных владений Глушицкого монастыря. В третьей названа р. Варжа, целиком передаваемая монастырской братии. Голубцов отождествил эту Варжу с притоком р. Юга, протекавшим в нескольких сотнях километров от Глушицы25. Это ошибка. В описании 1615 — 1616 гг. владений Глушицкого Покровского монастыря в Бохтюжской волости значится «деревня Веретея... на реке на Пахталке», крестьяне которой косили сено «по Варже реке вверх на пожне пять копен«26. Следовательно, Варжа протекала близ Бохтюги, учитывая местоположение пустоши Пахталовской — в бохтюжском правобережье. В четвертой «сомнительной» грамоте упоминаются пустоши Шобыкин и Устьянцев. Название первой из них созвучно с названием двух стожьев Шобуниньчьских, расположенных на р. Пучкасе и упоминаемых в подлинной духовной Дионисия Глушицкого27. Пятая «сомнительная» грамота называет пустошь Пахталовскую, которая была расположена близ устья Бохтюги28. Таким образом, упоминаемые в «сомнительных» грамотах географические объекты вписываются в контуры Бохтюжской волости, очерченные выше по другим данным. Иными словами, географическое содержание «сомнительных» грамот оказывается вполне доброкачественным.
Основной повод для сомнений создавало неясное происхождение князей, фигурирующих в «сомнительных» грамотах. Две первые грамоты называют имя кн. Юрия Ивановича (первая — в неполной и косвенной форме: «Доложа волостеля княжа Юрьева»), а три последние — еще и его жену княгиню Елену и сына князя Семена. Судя по «сомнительным» грамотам, и Юрий и его сын Семен были суверенными князьями. Относительно Юрия об этом прямо свидетельствует упоминание его волостей в меновной грамоте Дионисия Глушицкого с Беднем и в жалованной грамоте кн. Юрия Покровскому монастырю, показывающее, что у кн. Юрия был собственный чиновный аппарат на подвластной ему территории; Юрий определял и объем судебного и податного иммунитетов Дионисиеву Глушицкому монастырю29. Такие прерогативы характерны для суверенного князя. От Семена Юрьевича сохранились только «данные» грамоты, в которых нет упоминаний ни об административном аппарате этого князя, ни о его суверенных правах. Но эти грамоты Семен выдавал от своего имени, что также может служить признаком его независимости. В том случае, если бы на владения Семена распространялась верховная власть другого князя, например, великого князя московского, такие «данные» должны были содержать оговорку: «доложа великого князя«30. В рассматриваемых данных подобная оговорка отсутствует, поэтому надо полагать, что Семен, как и его отец, оставался суверенным правителем.
Так как перечисленные в «сомнительных» грамотах географические объекты не выходили за пределы позднейшей Бохтюжской волости, Юрия и Семена надо признать князьями Бохтюжского княжества. Косвенно о существовании его свидетельствуют не только «сомнительные» грамоты, но и завещание Дионисия Глушицкого, где сказано, что Покровскому монастырю принадлежит «Повостишьской наволокъ, опроче княжие«31. Принадлежность пожни князю, причем князю настолько известному, что не названо даже его имя, может говорить о том, что здесь было какое-то княжество. Прямым подтверждением этого является свидетельство Жития Дионисия Глушицкого, составленного не позднее конца XV века32. В нем рассказывается, как кн. Юрий Бохтюжский предлагал материальную помощь Дионисию, на что тот несколько уклончиво отвечал: «яко же въсхощеть твое дръжавство«33. И прозвище Юрия — Бохтюжский, и обращение к нему «твое державство» (намек, что Юрий обладал самостоятельной «державой») ясно указывают на существование Бохтюжского княжества во главе с кн. Юрием.
Князя Юрия Ивановича в грамотах Дионисиева Глушицкого монастыря с Юрием Бохтюжским из Жития Дионисия Глушицкого отождествил еще Амвросий. Но и он и позднейшие исследователи полагали, что бохтюжские князья представляли ветвь князей ярославских34. Такое мнение основывалось на том, что рядом с владениями бохтюжских князей в восточной части Кубенского оз., из которого вытекает р. Сухона, и в бассейне р. Кубены были расположены владения князей заозерско-кубенских, принадлежавших к ярославскому княжескому дому. Казалось, что если речь идет о географически соседних территориях, то и управлять ими должны князья одного рода. Однако данные о бохтюжских князьях решительно противоречат сведени ям о современных им князьях ярославских.
Действительно, из «сомнительных» и других грамот Глушицкого монастыря следует, что к началу 1448 г. Бохтюжское княжество утратило свою самостоятельность, превратившись в волость московского великого князя35. Следовательно, последний бохтюжский кн. Семен Юрьевич несомненно жил во второй четверти XV века. Его отец Юрий, как уже говорилось, был современником Дионисия Глушицкого, который умер летом 1437 года36. Несколько уточняет время правления и жизни кн. Юрия Бохтюжского Житие Дионисия Глушицкого. Там об этом князе рассказывается после описания событий 1422 г. и до описания событий 1427 года37. Отсюда можно заключить, что кн. Юрий жил в 20‑х годах XV века. К тому времени у Юрия, по Житию Дионисия, было уже несколько сыновей38. Значит, Юрий родился в конце XIV или самом начале XV века. Отец же Юрия Иван (в «сомнительных» грамотах приводится отчество Юрия — Иванович39) должен был жить во второй половине XIV века.
Таким образом, показания «сомнительных» грамот и достоверных источников позволяют выстроить следующую генеалогическую цепочку бохтюжских князей: Иван (вторая половина XIV в.) — Юрий Иванович (20‑е годы XV в.) — Семен Юрьевич (вторая четверть XV в. и, возможно, вторая половина XV в.). Амвросий принимал Ивана за князя Ивана Дея, который владел Кубеной40. Но последний имел сыновей Михаила и Федора, а не Юрия. К тому же он жил не во второй половине XIV в., а в первой половине XV века41. А. В. Экземплярский, по-видимому, вслед за Д. И. Языковым, считал, что бохтюжский кн. Юрий — это кн. Юрий Иванович Деев, по прозвищу Мартын, у которого был и сын Семен42. Это мнение разделял и Голубцов. Но он же показал, что князья Ю. И. и С. Ю. Деевы жили в середине XVI в.43, а не в первой половине XV в., как получается по «сомнительным» грамотам. Таким образом, отождествление бохтюжских князей с ярославскими оказывается невозможным.
Впрочем, сомнительна сама исходная мысль исследователей, искавших правителей Бохтюжского княжества только среди княживших по соседству заозерско-кубенских князей. Поиск должен быть значительно расширен. Поскольку землями на русском Севере из всех князей — потомков Всеволода Большое Гнездо владели только наследники его старшего сына Константина, то среди последних и нужно искать бохтюжских князей. И действительно, в родословной росписи ростовских князей встречаются три князя, которые носили те же имена, что и князья бохтюжские, находились между собой в тех же степенях родства и жили во второй половине XIV — первой половине XV века. Речь идет о старшем сыне ростовского князя Андрея Федоровича Иване, старшем сыне Ивана Юрии Немом и единственном сыне последнего Семене44. Андрей Федорович женился в 1350 г.45, следовательно, Иван Андреевич должен был жить во второй половине XIV в., а его сын и внук могли жить в первой половине XV века. Во всяком случае, младший племянник Юрия Немого кн. А. Ф. Голенин жил в начале 80‑х годов XV века46.
Полное совпадение генеалогической росписи бохтюжских князей с родословной князей ростовского дома47 устраняет неясности в отношении корреспондентов «сомнительных» грамот Дионисиева Глушицкого монастыря.
Характерны некоторые лексические особенности этих грамот. В третьей из них упоминаются «пристрады» — дополнительные полосы пашни, в пятой — «божа», крестная мать. Оба термина по «Толковому словарю» В. И. Даля были распространены на русском Севере. Во второй грамоте отразились весьма архаичные нормы, в частности, обязанность давать корм самому князю48. Географическая точность «сомнительных» грамот, реальность упоминаемых в них князей, терминология, архаика юридических норм убеждают в том, что эти грамоты подлинные. Это доказывает существование по меньшей мере в первой половине XV в. самостоятельного Бохтюжского княжества, выделившегося из Ростовского. Следует напомнить, что р. Сухона, у истоков которой лежало это княжество, издавна осваивалась ростовцами. Ростовским князьям принадлежал стоявший при слиянии Сухоны и Юга Устюг49. Можно думать, что Бохтюжское княжество впервые было выделено как удел ростовскому кн. Андрею Федоровичу во второй четверти XIV века. Когда Андрей в 1363 г. стал ростовским князем50, он еще при жизни передал Бохтюгу своему первенцу Ивану, и это княжество закрепилось за старшей линией Андрея Федоровича. К началу 1448 г. самостоятельность Бохтюжского княжества была ликвидирована, и оно превратилось в волость московского великого князя. Присоединение к Москве произошло скорее всего между 1435 и 1448 гг., поскольку в духовной Дионисия Глушицкого еще упоминается владение местного князя («княжая пожня»).
Акты времени независимости Бохтюжского княжества и более поздних лет позволяют наметить лишь географические границы этого государственного образования и назвать его правителей. История же княжества известна совсем мало. Однако она может несколько проясниться благодаря археологии. Дело в том, что картографические материалы XVIII в. в районе верхней Сухоны, бассейнов Бохтюги и Глушицы как на самое крупное поселение указывают на село Архангельское в нижнем течении р. Бохтюги51. Свое название это село получило по церкви, а наличие ее свидетельствует об административном значении поселения. Не было ли это село столицей бохтюжских князей? Археологические разведки и раскопки, возможно, дали бы ответ на этот вопрос, пролив дополнительный свет на историю Бохтюжского княжества.
Примечания
1. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV — начала XVI в. (АСЭИ). Тт. 1 — 3. М. 1952 — 1964.
2. АСЭИ. Т. 3. М. 1964, с. 278.
3. Эти пять грамот следующие: 1. Меновная грамота игумена Дионисия Глушицкого с неким Бедном, променявшим свои пустоши Васильевскую и Кондратову на монастырскую пустошь Кузьминскую в нижнем течении р. Глушицы, причем мена была произведена «доложа волостеля княжа Юрьева Василия»; 2. Жалованная грамота князя Юрия Ивановича Глушицкому монастырю на монастырские земли и на монастырских людей; 3. Данная грамота князя Семена Юрьевича Глушицкому монастырю на р. Баржу с поженками и с лесом; 4. Данная грамота того же князя на пустоши Шобыкин и Устьянцев «великому свят Ивану Предтече во доме на Сосновец»; 5. Данная грамота того же князя Глушицкому монастырю на пустошь Пахталовскую (АСЭИ. Т. 3, NN 258 — 262, с. 278 — 280).
4. Амвросий. История Российской иерархии. Ч. 3. М. 1811, с. 704.
5. В их числе Амвросий напечатал: жалованную грамоту князя Юрия Ивановича, данную грамоту князя Семена Юрьевича на пустоши Шобыкин и Устьянцев и данную грамоту князя Семена Юрьевича на пустошь Пахталовскую (вторая, четвертая и пятая из «сомнительных», по определению Голубцова, грамот). Амвросий. Ук. соч. Ч. 3, с. 704 — 706 (ср. АСЭИ. Т. 3, N 259, с. 279); с. 706 — 707 (ср. АСЭИ. Т. 3, N 261, с. 280); с. 707 (ср. АСЭИ. Т. 3, N 262, с. 280).
6. Это данная грамота князя Семена Юрьевича на пустошь Пахталовскую (пятая из «сомнительных») и жалованная грамота Ивана III игумену Дионисиева Глушицкого монастыря Макарию.
7. Амвросий. Ук. соч. Ч. 5. М. 1813, с. 565.
8. Там же, с. 566 — 576 (ср. АСЭИ. Т. 3. NN 252 — 254, 256, 258, 260). В их числе первая и третья из «сомнительных».
9. Амвросий. Ук. соч. Ч. 5, с. 569, 570, 573 — 576.
10. Смирнов И. И. Очерки политической истории Русского государства 30 — 50‑х годов XVI века. М.-Л. 1958, с. 45 — 46; Каштанов С. М. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI века. Вып. I. В кн.: Археографический ежегодник за 1957 год. М. 1958, с. 347, N 342; с. 374 — 375, N 583; АСЭИ. Т. 3, NN 252 — 257.
11. Каштанов С. М. Ук. соч., N 583.
12. АСЭИ. Т. 3, NN 252, 260.
13. Там же. Т. 2. М. 1958, N 343, с. 340 и N 387, с. 389.
14. Там же. Т. 3, N 261, с. 280.
15. Покровский монастырь был построен в 1403 г. в среднем течении левого притока р. Сухоны-Глушицы, а в 1420 г. на той же р. Глушице ниже Покровского монастыря был основан Иоанно-Предтеченский монастырь (см. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Вып. 2. СПб. 1892, N 766, с. 117; N767, с. 118).
16. Амвросий. Ук. соч. Ч. 3, с. 727.
17. Там же, с. 715; АСЭИ. Т. 3, N 253, с. 274, 275.
18. АСЭИ. Т. 3, N 253, с. 274 (упоминание бохтюжских волостелей).
19. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. (ДДГ). М. ‑Л. 1950, N 61. с. 195; N 74, с. 276.
20. ЦГАДА, ф. 1356, N 312.
21. Согласно данной князя Семена Юрьевича, Покровский монастырь получил пустошь Пахталовскую, которая была расположена на правом берегу Бохтюги близ ее устья. В духовной Дионисия Глушицкого упомянуты пустоши Межениньевская, Рыловьская, Онтуфьевская и Труфаньская, расположенные на левом берегу Глушицы. В той же духовной упомянуты владения монастыря на Пучкасе — правом притоке Сухоны, впадающем в нее выше бохтюжского устья (ЦГАДА, ф. 1356, N 310; АСЭИ. Т. 3. N 262, с. 280; N 252, с. 273, 274).
22. АСЭИ. Т. 3, N 258, с. 278,
23. Там же, пояснительное примечание.
24. Там же. Т. 3, N 253, с. 272, 273.
25. Там же. N 260, с. 279, 587.
26. ЦГАДА. ф. 1209, кн. 56, лл. 369 об, 370.
27. АСЭИ. Т. 3, N 261, с. 280; N 252, с. 273.
28. Там же, N 262, с. 280; см. также сноску 21.
29. Там же, N 258, с. 278; N 259, с. 279.
30. Ср. там же, Т. 2, N 444, с. 485; т. 3, N 122,с. 157.
31. Там же. Т. 3, N 252, с. 273,
32. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М. 1871, с. 193 — 195.
33. ГБЛ, ф. 304, N 603, л. 31 (список конца 40‑х гг. XVI в. с текста, написанного в 1495 г.); ф. 310, N 1214, л. 353об. (список 1541 г.).
34. Амвросий. Ук. соч. Ч. 3, с. 701 и прим. на с. 704; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. Т. 2. СПб. 1891, с. 113 — 118.
35. АСЭИ. Т. 3, N 253, с. 276 — 277. Отсюда следует, что данные князя Семена Юрьевича, отнесенные Голубцовым к 60 — 70‑м годам XV в., должны датироваться временем до 1448 года.
36. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. В кн.: Общество любителей древнерусской письменности. Вып. 81. СПб. 1882, стб. 163.
37. ГБЛ, ф. 304, N 604, лл. 28, 35об.; ф. 310, N 1214, лл. 350, 356об.
38. Князь Юрий «запов да сыновом своим не преобид ти, еже суть монастырю потребна» (ГБЛ, ф. 304, N 604, л. 31; ф. 310, N 1214, л. 354).
39. АСЭИ. Т. 3, N 259 — 261, с. 279 — 280.
40. Амвросий. Ук. соч., Ч. 3, с. 704, прим.
41. Редкие источники по истории России (РИИР). Ч. 2. М. 1977 (ротапринт), с. 108. Дед Ивана Дея кн. Роман Васильевич упоминается в 1375 г. (ПСРЛ. Т. XV, вып. I. Пг. 1922, стб. 111). Старший сын Ивана кн. Михаил Деев фигурирует в источнике начала 60‑х годов XV в. (ДДГ, N 61, с. 195).
42. Экземплярский А. В. Ук. соч. Т. 2, с. 116, прим. 343.
43. АСЭИ. Т. 3, с. 278.
44. РИИР. Ч. 2, с. 14, 97.
45. ПСРЛ. Т. XV, вып. 1, стб. 60.
46. Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч. 2. М. 1956, N 15, с. 18 — 20.
47. Родословные упоминают только одного сына Юрия Немого — Семена. Между тем, согласно Житию Дионисия Глушицкого, у Юрия Бохтюжского было не менее двух сыновей: «сыновом своимъ», что согласуется с данными жалованной грамоты кн. Юрия Ивановича Глушицкому монастырю: «ни мои дети не отъимают у них тое грамоты» (АСЭИ. Т. 3, N 259, с. 279). Получается, что у Юрия Ивановича Бохтюжского было несколько сыновей, и это, казалось бы, препятствует отождествлению с ним Юрия Немого, отца единственного сына. Однако такое противоречие представляется мнимым. Кажется не случайным, что Юрий Бохтюжский упоминается в Житии Дионисия до 1427 года. Во второй половине 20‑х годов XV в. в русских землях свирепствовало моровое поветрие (ПСРЛ. Т. XVIII. СПб. 1913, с. 168, 169). В жалованной грамоте Василия Темного Глушицкому монастырю от 4 марта 1448 г. сказано, что многие монастырские владения «лежат... пусты за дватцать лет, и дворов на них нет ни кола» (АСЭИ. Т. 3, N 253, с. 274). Очевидно, они запустели во время эпидемии 1428 года. Вероятно, около этого времени скончался и кн. Юрий Бохтюжский, а также многие из его семьи. Кн. Семен, как можно судить по его «данным» Глушицкому монастырю, стал единственным преемником отца и душеприказчиком своих родителей. Поэтому работавшие в конце XV-XVI в. составители родословцев только его одного и внесли в родословные росписи.
48. Перечисленные особенности текстов грамот автору любезно указал В. Д. Назаров.
49. Экземплярский А. В. Ук. соч. Т. 2,с. 26, прим. 106.
50. См. Куликовская битва. М. 1980, с. 63.
51. ЦГАДА, ф. 1356, N 316.