Беспалов Р. А. О сыновьях князя Романа Семеновича Новосильского

Опуб­ли­ко­ва­но: Бес­па­лов Р. А. О сыно­вьях кня­зя Рома­на Семе­но­ви­ча Ново­силь­ско­го // Вопро­сы архео­ло­гии, исто­рии, куль­ту­ры и при­ро­ды Верх­не­го Поочья: Мате­ри­а­лы XII Все­рос­сий­ской науч­ной кон­фе­рен­ции 3–5 апре­ля 2007 г. Калу­га: Изд-во «Поли­граф-Информ», 2008. – С. 124–128. [0,55 а. л.]

Иссле­до­ва­ние древ­них источ­ни­ков, содер­жа­щих све­де­ния о потом­стве кня­зя Рома­на Семе­но­ви­ча Ново­силь­ско­го свя­за­но с дея­тель­но­стью мно­гих уче­ных XIX – нача­ла XX вв., глав­ным обра­зом: кня­зя П. В. Дол­го­ру­ко­ва, кня­зя А. Б. Лоба­но­ва-Ростов­ско­го, П. Н. Пет­ро­ва, М. К. Любав­ско­го, Г. А. Вла­сье­ва, Ю. Воль­фа, С. М. Кучинь­ско­го. Их тру­ды были допол­не­ны поз­же. Одна­ко ряд вопро­сов по этой теме заслу­жи­ва­ют даль­ней­ше­го уточнения.

Князь Роман Семе­но­вич Ново­силь­ский жил в кон­це XIV – нача­ле XV вв. К нача­лу 1370‑х гг. закре­пил за собой ново­силь­ский пре­стол. Целым рядом уче­ных отож­деств­ля­ет­ся с «вели­ким кня­зем Рома­ном», запи­сан­ным в мос­ков­ско-литов­ское докон­ча­ние 1372 г., как союз­ник вели­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го Дмит­рия Ива­но­ви­ча [19, с.155–157, 338; 7, с.22]. Досто­вер­но впер­вые упо­ми­на­ет­ся в лето­пи­сях под 1375 г. в мос­ков­ском похо­де на Тверь. В том же году в пер­вых чис­лах декаб­ря «перед Нико­ли­ным днем от Мамая при­и­да рать татарь­скаа, взял Ново­силь» [31, с.96–98]. Соглас­но родо­слов­ной леген­де князь Роман Семе­но­вич «из Ново­си­ли в Одо­ев при­шел жити от наси­лья от татар­ско­го» [30, с.112; 33, с.180]. Пола­га­ют, что имен­но разо­ре­ние Ново­си­ля в 1375 г. подвиг­ло его к это­му шагу, но об этом мож­но гово­рить толь­ко пред­по­ло­жи­тель­но. Исхо­дя из кон­тек­ста лето­пи­сей, Одо­ев уве­рен­но сле­ду­ет счи­тать сто­ли­цей Ново­силь­ско­го кня­же­ства в 1407 г., когда «Лит­ва пово­е­ва­ша зем­лю Ново­сил­скую и град Одо­евь огнем попа­ли­ша» [31, с.458]. В 1380 г. князь Роман Семе­но­вич посы­лал вой­ска для уча­стия в бит­ве с Мама­ем [24, с.134]. В 1385 г. {сле­ду­ет читать «1382 г.» — Р. Б.} участ­во­вал в похо­де войск мос­ков­ской коа­ли­ции на Рязань. В 1402 г. в каче­стве тре­тьей сто­ро­ны был участ­ни­ком мос­ков­ско-рязан­ско­го докон­ча­ния [7, №19, с.52–55]. В Любец­ком сино­ди­ке по спис­ку прео­св. Фила­ре­та Гуми­лев­ско­го (Ф) поми­на­ют «кн. Рома­на Ново­силь­ска­го, при­им­ша­го ангель­ский образ», что гово­рит о его мона­ше­ском постри­ге (оче­вид­но, перед смер­тью) [22, с.37]. Позд­няя леген­да при­пи­сы­ва­ет ему осно­ва­ние Лих­вин­ско­го Покров­ско­го Доб­ро­го мона­сты­ря [14, с.105]. В древ­ней­ших источ­ни­ках все­гда высту­па­ет с титу­лом кня­зя «Ново­силь­ско­го». Одна­ко в XVI в. в родо­слов­ной рос­пи­си кня­зей Одо­ев­ских был запи­сан с титу­лом кня­зя «Одо­ев­ско­го» [26, с.246]. Эта рос­пись ска­за­лась на неко­то­рых родо­слов­цах, напри­мер, Румян­цев­ском и Госу­да­ре­вом [30, с.112; 33, с.180]. Оче­вид­но, под­ме­на титу­ла была необ­хо­ди­ма одо­ев­ским кня­зьям для под­твер­жде­ния сво­е­го про­ис­хож­де­ния от кня­зя Рома­на Семе­но­ви­ча. Вме­сте с тем, в родо­слов­цах Лето­пис­ном, Пат­ри­ар­шей редак­ции и Редак­ции нача­ла XVII в., титул кня­зя Рома­на «Ново­силь­ско­го» был сохра­нен [30, с.43; 32, с.335, 407]. Это рас­хож­де­ние дало повод кня­зю П. В. Дол­го­ру­ко­ву для сме­ши­ва­ния: «князь Ново­силь­ский и Одо­ев­ский» [6, с.49]. Одна­ко сле­ду­ет заме­тить, что в древ­ней­ших источ­ни­ках такой титул у кня­зя Рома­на Семе­но­ви­ча нигде не встречается.

Боль­шой инте­рес пред­став­ля­ют собой иссле­до­ва­ния о его потом­стве. По древ­ней­шим Лето­пис­но­му, Румян­цев­ско­му и Госу­да­ре­ву родо­слов­цам князь Роман Семе­но­вич Ново­силь­ский имел трех сыно­вей: Васи­лия, Льва и Юрия [30, с.43, 112; 33, с.180].

Князь Васи­лий Рома­но­вич, стар­ший сын кня­зя Рома­на Семе­но­ви­ча Ново­силь­ско­го, родо­на­чаль­ник белёв­ской вет­ви ново­силь­ских кня­зей. В запи­си Любец­ко­го сино­ди­ка (Ф), веро­ят­но, вос­хо­дя­щей к про­то­гра­фам вто­рой чет­вер­ти XV в., после кня­зя «Рома­на Ново­силь­ска­го» поми­на­ют кня­зя «Васи­лия Рома­но­ви­ча Ново­силь­ска­го» [22, с.37]. В Румян­цев­ском и офи­ци­аль­ном Госу­да­ре­вом родо­слов­цах сере­ди­ны XVI в. князь Васи­лий был ука­зан без титу­ла как сын «Одо­ев­ско­го» кня­зя Рома­на Семе­но­ви­ча. Так же без титу­ла он был впи­сан в «Родо­слов­ную кня­зей Одо­ев­ских», кото­рая была одним из источ­ни­ков для Госу­да­ре­ва родо­слов­ца [30, с.112; 33, с.180; 26, с.246]. Исхо­дя из это­го, П. Н. Пет­ров был скло­нен назы­вать Васи­лия Рома­но­ви­ча кня­зем «Одо­ев­ским» [28, с.41]. Зна­чи­тель­ную пута­ни­цу в этот вопрос внес­ли редак­ции Лето­пис­но­го, Пат­ри­ар­ше­го родо­слов­цев сере­ди­ны XVI в. и Редак­ции нача­ла XVII в., в кото­рых Васи­лию Рома­но­ви­чу был при­пи­сан титул кня­зя «Белёв­ско­го» [30, с.43; 32, с.335, 407–408]. В XIX в. эти изве­стия бук­валь­но вос­при­ни­ма­ли князь П. В. Дол­го­ру­ков, князь А. Б. Лоба­нов-Ростов­ский и М. Д. Хмы­ров. Толь­ко Г. А. Вла­сьев заме­тил, что Бар­хат­ной кни­ге Васи­лий Рома­но­вич «Белёв­ским» не назван [6, с.49; 20, с.38; 39, с.58; 2, с.48]. А. В. Шеков и Л. Вой­то­вич выска­за­ли мне­ние, что князь Васи­лий Рома­но­вич кня­жил толь­ко в Белё­ве, умер рань­ше сво­е­го отца и не успел полу­чить стар­шин­ство для себя и сво­их потом­ков. Поэто­му те /С. 125/ и не пре­тен­до­ва­ли далее на стар­шин­ство в роду [40; 4, с.187]. Это пред­по­ло­же­ние спор­но из-за нахож­де­ния кня­зя Васи­лия Рома­но­ви­ча вме­сте с сыном кня­зем Миха­и­лом в родо­слов­ной рос­пи­си Одо­ев­ских кня­зей. На ее осно­ва­нии мож­но пола­гать, что еще князь Миха­ил Васи­лье­вич пре­тен­до­вал на стар­шин­ство в роду ново­силь­ских кня­зей [26, с.246]. В сино­ди­ке Белёв­ско­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го мона­сты­ря «Род(ъ) бл(а)гове́рныхъ кн(я)з(е)й беле́вских(ъ)» начи­на­ет­ся с «кн(я)зя Васи­лия», без титу­ла (не счи­тая кня­зей, оши­боч­но сме­шан­ных с Белёв­ски­ми в сере­дине XVII в.). Одна­ко спи­сок белёв­ских кня­гинь в нем начи­на­ет­ся толь­ко с кня­ги­ни Миха­и­ла Васи­лье­ви­ча [35, л.17 об., 18; 41, с.480–481; 10, л.28 об.; 9, с.45]. Сле­до­ва­тель­но, сыно­вья кня­зя Миха­и­ла Васи­лье­ви­ча, сде­лав­шие в сино­ди­ке запись о сво­их роди­те­лях, дей­стви­тель­но при­зна­ва­ли Васи­лия Ново­силь­ско­го сво­им родо­на­чаль­ни­ком, но сам Васи­лий, воз­мож­но, в Белё­ве не кня­жил. Наи­боль­шее дове­рие долж­на вызы­вать запись Любец­ко­го сино­ди­ка (Ф), где он ука­зан с родо­вым титу­лом кня­зя «Ново­силь­ско­го». В Спис­ке горо­дов даль­них и ближ­них (памят­ник кон­ца XIV в.) Белёв вовсе отсут­ству­ет [37, с.223–225]. Веро­ят­но, в каче­стве удель­но­го цен­тра он воз­ник толь­ко в пер­вой тре­ти XV в.

Князь Лев Рома­но­вич, вто­рой сын кня­зя Рома­на Семе­но­ви­ча Ново­силь­ско­го, извест­ный из родо­слов­цев, родо­на­чаль­ник воро­тын­ской вет­ви ново­силь­ских кня­зей. Был впи­сан в «Родо­слов­ную кня­зей Одо­ев­ских» и пере­чис­лен­ные выше родо­слов­цы вооб­ще без титу­ла [30, с.43, 112; 33, с.180; 32, с.335, 407]. Князь П. В. Дол­го­ру­ков отнес его к кня­зьям «Одо­ев­ским», а Г. А. Вла­сьев – к «Воро­тын­ским» [6, с.49; 2, с.22, 61]. Одна­ко прео­св. Фила­рет обна­ру­жил, что Елец­ком сино­ди­ке поми­на­ет­ся князь «Лев Рома­но­вич Ново­силь­ский» [22, с.37]. Его наход­ка под­твер­жда­ет­ся Ростов­ским и Успен­ским все­лен­ски­ми сино­ди­ка­ми, где запи­са­но: «кн(я)зю Л(ь)ву Рома­но­ви­чю Ново­силь­ско­му… веч­ная памят(ь)» [34, л.51; 16, с.102; 25, с.447]. Оче­вид­но, после стар­ше­го бра­та Лев Рома­но­вич по стар­шин­ству рода пре­тен­до­вал на стар­шее Ново­силь­ское кня­же­ние в Одоеве.

Князь Юрий Рома­но­вич, тре­тий сын кня­зя Рома­на Семе­но­ви­ча Ново­силь­ско­го, извест­ный из родо­слов­цев, родо­на­чаль­ник одо­ев­ской вет­ви ново­силь­ских кня­зей. В Румян­цев­ском и Госу­да­ре­вом родо­слов­цах ука­зан без титу­ла [30, с.112; 33, с.180]. В родо­слов­цах Лето­пис­ном, Пат­ри­ар­шей редак­ции и Редак­ции нача­ла XVII в. запи­сан с титу­лом кня­зя «Ново­силь­ско­го» [30, с.43; 32, с.335, 407]. В лето­пи­сях под 1423 и 1424 гг. Юрий ука­зан с титу­лом кня­зя «Одо­ев­ско­го» по его столь­но­му горо­ду; в пись­ме Вито­вта от 1 янва­ря 1425 г.: «herczog von Odoiow» (нем.) [3, с.129; 42, с.688]. Одна­ко есть все осно­ва­ния пола­гать, что при заклю­че­нии докон­ча­ния с Лит­вой в авгу­сте 1427 г. имен­но он высту­пал с титу­лом «gross herczog von Nowossilesk» (нем.) [42, с.779].

Срав­ни­тель­но недав­но М. М. Кром повто­рил ста­рую точ­ку зре­ния С. М. Кучинь­ско­го о том, что после смер­ти Рома­на Семе­но­ви­ча Ново­силь­ско­го гово­рить о еди­ном Ново­силь­ско-Одо­ев­ском кня­же­стве не при­хо­дит­ся, и оно яко­бы рас­па­лось на уде­лы, будучи раз­де­лен­ным его сыно­вья­ми [18, с.40; 43, с.131]. Это мне­ние осно­ва­но на схе­ма­тич­ных све­де­ни­ях позд­них родо­слов­цев (XVI в.). Насто­я­щие заме­ча­ния о титу­лах сыно­вей кня­зя Рома­на Ново­силь­ско­го не поз­во­ля­ют сде­лать подоб­ный вывод. Напро­тив, еще в 1427 г. пред­ста­ви­те­ли раз­ных вет­вей ново­силь­ско­го кня­же­ско­го дома высту­па­ли сооб­ща [42, с.779]. Вопрос о при­ме­не­нии титу­лов ослож­нен тем, что в одном слу­чае кня­зей мог­ли вели­чать по их уде­лу (горо­ду, в кото­ром они кня­жи­ли), а в дру­гом слу­чае – по родо­вой при­над­леж­но­сти, что мы видим на при­ме­ре кня­зя Юрия Рома­но­ви­ча. В XV в. у кня­зей ново­силь­ско­го дома появ­ля­ют­ся слож­ные состав­ные титу­лы, с кото­ры­ми они высту­па­ют в офи­ци­аль­ных докон­ча­ни­ях с Лит­вой [1, №41, 63, 80, с.55, 77, 100; 7, №39, 60, с.117, 192], но во мно­гих древ­них источ­ни­ках они носят титу­лы крат­кие – «удель­ные».

Обна­ру­же­ние у кня­зя Рома­на Ново­силь­ско­го кро­ме Васи­лия, Льва и Юрия еще несколь­ких сыно­вей свя­за­но с дея­тель­но­стью мно­гих иссле­до­ва­те­лей. Тен­ден­ция в этом вопро­се направ­ле­на к уве­ли­че­нию потом­ства Рома­на Семе­но­ви­ча, хотя в боль­шин­стве слу­ча­ев доста­точ­ных осно­ва­ний для это­го не нахо­дит­ся. При­ме­ры же кри­ти­че­ско­го ана­ли­за исполь­зу­е­мых источ­ни­ков в исто­рио­гра­фии очень ред­ки. В насто­я­щее вре­мя извест­ны сле­ду­ю­щие «выяв­лен­ные» сыновья:

1. «Дани­ил Рома­но­вич Ново­силь­ский» — это­го кня­зя прео­св. Фила­рет уста­но­вил по Елец­ко­му сино­ди­ку [22, с.37]. Сле­ду­ет иметь в виду, что в его име­ни име­ют­ся раз­но­чте­ния. В 5 кни­ге Исто­ри­ко-ста­ти­сти­че­ско­го опи­са­ния Чер­ни­гов­ской епар­хии, так же состав­лен­ной прео­св. /С. 126/ Фила­ре­том, поме­ще­на таб­ли­ца родо­слов­ной чер­ни­гов­ских кня­зей, где вме­сто «Дани­и­ла» зна­чит­ся «Димит­рий». Впо­след­ствии ту же таб­ли­цу еще раз опуб­ли­ко­вал Р. В. Зотов [12, с.249]. На раз­но­чте­ние в име­нах обра­тил вни­ма­ние В. Ива­нов­ский и спра­вед­ли­во заме­тил, что под «Дани­и­лом» и «Димит­ри­ем» у прео­св. Фила­ре­та име­ет­ся в виду один и тот же князь [13, с.750–751]. Цита­та из Елец­ко­го сино­ди­ка не дает доста­точ­ных осно­ва­ний, что­бы сде­лать заклю­че­ние о суще­ство­ва­нии у Рома­на Семе­но­ви­ча еще одно­го сына. Дело в том, что Дани­ил замы­ка­ет запись, состо­я­щую из Рома­на, Васи­лия Рома­но­ви­ча, Льва Рома­но­ви­ча, Васи­лия Льво­ви­ча, Дани­и­ла Рома­но­ви­ча. В этом ряду отсут­ству­ет Юрий Рома­но­вич. В апре­ле 1432 г. к вели­ко­му кня­зю Литов­ско­му Свид­ри­гай­ло при­бы­ли «вели­кие кня­зья Одо­ев­ские, род­ные бра­тья» и заклю­чи­ли с ним союз. Это может ука­зы­вать на то, что кня­зя Юрия Рома­но­ви­ча к тому вре­ме­ни уже не было в живых [17, с.127]. Васи­лий Льво­вич погиб в кон­це того же года в бит­ве при Ошмя­нах [30, с.43]. Поэто­му было бы логич­но, если бы князь Юрий Рома­но­вич тоже ока­зал­ся в поми­наль­ном спис­ке Елец­ко­го сино­ди­ка. Не исклю­че­но, что Юрий, как и отец, при­нял мона­ше­ский постриг и упо­ко­ил­ся в чер­не­цах под име­нем Дани­ил. Поэто­му сде­лать одно­знач­ный вывод в этом вопро­се без допол­ни­тель­ных источ­ни­ков крайне сложно.

2. «Дани­ил Рома­но­вич» — Л. Вой­то­вич пред­ло­жил уста­нав­ли­вать кня­зя Дани­и­ла Рома­но­ви­ча по помян­ни­ку Кие­во-Печер­ской лав­ры [4, с.187]. Этот источ­ник содер­жит «Род княз(я) Воро­тынь­ско­го» и явля­ет­ся доста­точ­но слож­ным для ана­ли­за. В нем поми­на­ют «княз(я) Федо­ра, княг(иню) М(а)рию, княз(я) Васи­лиа», далее сле­ду­ют шест­на­дцать муж­ских и жен­ских имен без титу­ла, кото­рые не впи­сы­ва­ют­ся в родо­слов­ную воро­тын­ских кня­зей. Вслед за ними: «княз(я) Дани­ла, княз(я) Федо­ра», и еще десять муж­ских и жен­ских имен без титу­ла [5, с.31]. Пер­вые два кня­зя явно явля­ют­ся вну­ка­ми Рома­на Семе­но­ви­ча Ново­силь­ско­го, Мария (Кори­бу­тов­на) – кня­ги­ня Федо­ра Льво­ви­ча [1, с.364]. Далее кро­ме кня­зей здесь еще впи­са­на какая-то нети­ту­ло­ван­ная знать. Это либо при­бли­жен­ные воро­тын­ско­го кня­зя, либо отдель­ный спи­сок, кото­рый при пере­пи­сы­ва­нии сино­ди­ка из более древ­не­го источ­ни­ка «слил­ся» с родом кня­зей Воро­тын­ских. Иден­ти­фи­ка­ция послед­них кня­зей — Дани­ла и Федо­ра здесь вооб­ще затруд­не­на, посколь­ку имя Дани­и­ла в роду воро­тын­ских неиз­вест­но. Тем более, не сле­ду­ет в нем видеть сына кня­зя Рома­на Новосильского.

3. «Семен Рома­но­вич Ново­силь­ский» — запи­сан в тек­сте мос­ков­ско-рязан­ско­го докон­ча­ния 1402 г., кото­рое сохра­ни­лось в спис­ке кон­ца XV в.: «со кн(я)з(е)м с Семе­ном с Рома­но­ви­чем с Ново­сил­ским» (по Н. П. Лиха­че­ву водя­ной знак бума­ги сов­па­да­ет с водя­ным зна­ком дати­ро­ван­ной руко­пи­си 1491 г.) [7, с.53, 563]. М. К. Любав­ский счи­тал, что князь с таким име­нем дей­стви­тель­но суще­ство­вал [21, с.48]. Одна­ко в кон­це насто­я­щей гра­мо­ты запи­са­но: «А что ся будет учи­ни­ло­ся межи нас (вели­ких кня­зей Мос­ков­ско­го и Рязан­ско­го – Р. Б.) в пере­ми­рье оби­да, и межи кн(я)зя великог(о) Ива­на (Прон­ско­го – Р. Б.), и межи кн(я)зя Рома­на (Ново­силь­ско­го – Р. Б.), и межи кн(я)зеи торь­ских, то отпра­ви­ти» [7, с.55]. Ссыл­ка на «кня­зя Семе­на Рома­но­ви­ча» отсут­ству­ет, поэто­му мож­но думать, что гра­мо­та заклю­ча­лось при уча­стии кня­зя Рома­на, а не Семе­на. Пере­ста­нов­ка же места­ми име­ни и отче­ства «Рома­на Семе­но­ви­ча» в пер­вом слу­чае может ока­зать­ся делом рук позд­не­го пере­пис­чи­ка, подоб­ные слу­чаи в спис­ках дого­вор­ных гра­мо­тах не еди­нич­ны [см. 7, с.149]. Ю. Вольф в рос­пи­си белёв­ских кня­зей писал, что в докон­ча­нии оши­боч­но сто­ит «Семен Рома­но­вич» вме­сто «Роман Семе­но­вич». Одна­ко в рос­пи­си ново­силь­ских кня­зей он несколь­ко сме­нил тон и писал, что «сыном Рома­на навер­но был князь Семен Рома­но­вич Ново­силь­ский, упо­мя­ну­тый в 1402 г.» [44, с.2, 278]. Посколь­ку Ю. Вольф и здесь сомне­вал­ся, С. М. Кучинь­ский выра­зил недо­уме­ние: поче­му же тот сде­лал такое «стран­ное упу­ще­ние», ведь есть еще лето­пис­ные источ­ни­ки, ука­зы­ва­ю­щие на «Семе­на Ново­силь­ско­го», о кото­рых Ю. Вольф явно знал [43, с.129–130]. Дело ока­зы­ва­ет­ся в том, что лето­пис­ное упо­ми­на­ние «Семе­на Ново­силь­ско­го» сло­жи­лось из-за иска­же­ния, кото­рое, впро­чем, не име­ет ника­ко­го отно­ше­ния к насто­я­ще­му докон­ча­нию. В част­но­сти, в Ермо­лин­ской лето­пи­си под 6912 (1405) г. запи­са­но, что «Тое зимы князь Воло­ди­мер жени сына Семе­на Ново­силь­ско­го» [8, с.185]. Изу­чив текст, уви­дим, что из него выпал целый фраг­мент. По более ран­ним лето­пи­сям лег­ко уста­но­вить, что Вла­ди­мир Андре­евич Сер­пу­хов­ский: «жени сына сво­е­го кня­зя Семе­на у Ново­силь­ско­го кня­зя», при этом имя кня­зя Семе­на Боров­ско­го в исто­рии хоро­шо извест­но [23, с.317; 29, с.458]. Трак­тов­ки источ­ни­ков вза­и­мо­свя­за­ны – появ­ле­ние «Семе­на Ново­силь­ско­го» в лето­пи­сях под 6912 (1405) г. дало повод иссле­до­ва­те­лям уви­деть того же «Семе­на Рома­но­ви­ча» в мос­ков­ско-рязан­ском /С. 127/ докон­ча­нии 1402 г. Одна­ко по этим све­де­ни­ям нель­зя сде­лать уве­рен­ный вывод о его существовании.

4. «Симе­он Рома­но­вич» — у Л. Вой­то­ви­ча запи­са­но два кня­зя с таким име­нем и оба в сыно­вьях Рома­на Ново­силь­ско­го [4, с.187]. В дан­ном слу­чае он ссы­ла­ет­ся на Любец­кий сино­дик, а имен­но на запись: «вел(икаго) кн(я)зя Рома­на Михай­ло­ви­ча Чер(ниговскаго), оубы­ен­на­го от кн(я)зя Юрия Смо­лен­ска­го, и с(ы)на его кн(я)зя Симео­на Рома­но­ви­ча» [12, с.26–27; 22, с.36]. Здесь одно­знач­но чита­ет­ся, что этот «Симе­он Рома­но­вич» при­хо­дит­ся сыном Рома­ну Михай­ло­ви­чу Чер­ни­гов­ско­му (Брян­ско­му), поэто­му не может быть при­чис­лен к сыно­вьям Рома­на Новосильского.

5. «Сте­фан Ново­силь­ский» — упо­ми­на­ет­ся в тек­сте Ска­за­ния о Мама­е­вом побо­и­ще [27, с.182, 247]. С таким име­нем и титу­лом он попал еще в тру­ды В. Н. Тати­ще­ва и Н. М. Карам­зи­на [36, с.176; 15, т.V, прил.80]. С. М. Кучинь­ский не нахо­дил ему места сре­ди сыно­вей Рома­на и счи­тал его сыном кня­зя Сер­гея Алек­сан­дро­ви­ча Ново­силь­ско­го [43, с.127]. Л.Войтович же запи­сал «Сте­фа­на» имен­но в сыно­вья Рома­на Семе­но­ви­ча [4, с.187]. Одна­ко еще М. Н. Тихо­ми­ров пока­зал, что это имя сло­жи­лось в резуль­та­те позд­них иска­же­ний. Так в Нов­го­род­ском хро­но­гра­фе ска­за­но: «у кня­зя Юрья некто есть имя­нем Сте­пан Ново­сель­цев»; во вто­рой редак­ции Ска­за­ния: «Юрьев­ской же уно­ша некто Сте­пан Ново­сил­ской» (так у Н. М. Карам­зи­на); в тре­тьей редак­ции он уже ста­но­вит­ся «кня­зем Сте­фа­ном Ново­силь­ским» (так у В. Н. Тати­ще­ва) [38, с.169]. Пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным еще более про­яс­нить ситу­а­цию, посколь­ку род Ново­силь­це­вых изве­стен с 1374 г., когда вели­кий князь Вла­ди­мир Андре­евич зало­жил Сер­пу­хов, «намест­ничь­ство же при­ка­за в гра­де том Яко­ву Юрье­ви­чу Ново­сил­цу, окол­ни­че­му сво­е­му» [23, с.258; 11, с.253, 276; 27, с.219]. Таким обра­зом, «юно­ша Сте­пан Ново­сель­цев» ника­ко­го отно­ше­ния к роду ново­силь­ских кня­зей не имеет.

6. «Миха­ил Белёв­ский» — при­чис­лен Ю. Воль­фом в сыно­вья Рома­ну Ново­силь­ско­му из-за иска­же­ний в родо­слов­цах. Для сво­их изыс­ка­ний он исполь­зо­вал Бар­хат­ную кни­гу, опуб­ли­ко­ван­ную в 1787 г., родо­сло­вец Пат­ри­ар­шей редак­ции и Редак­ции нача­ла XVII в., опуб­ли­ко­ван­ные в 1851 г. Древ­ней­ший Румян­цев­ский родо­сло­вец еще не был вве­ден в науч­ный обо­рот. В нем после Васи­лия, Льва и Юрия запи­са­но: «А княж Васи­льев сын Рома­но­ви­ча Михай­ло», за ней же идет рос­пись детей Миха­и­ла [30, с.112–113]. Судя по все­му, в неко­ем про­ме­жу­точ­ном спис­ке про­изо­шло сокра­ще­ние типа: «сын Романович(а) Михай­ло», поэто­му в Редак­ции нача­ла XVII в. появ­ля­ет­ся некто «Миха­ил Рома­но­вич» и мы уже чита­ем: «А у кня­зя Рома­на дети: князь Васи­лей Белев­ской, да князь Лев, да князь Юрьи Ново­сил­ской, да князь Михай­ло Белев­ской» [32, с.335]. На осно­ва­нии послед­не­го источ­ни­ка Ю. Вольф и запи­сал Миха­и­ла в сыно­вья Рома­на Семе­но­ви­ча, сооб­щив, что о нем ниче­го не извест­но, умер без­дет­ным [44, с.2]. Одна­ко уже С. М. Кучинь­ский заме­тил, что Ю. Вольф «оши­боч­но поме­стил Миха­и­ла Васи­лье­ви­ча Белёв­ско­го два раза, один раз как сына Рома­на, а дру­гой – как сына Васи­лия» [43, с.130].

Таким обра­зом, при иссле­до­ва­нии гене­а­ло­гии кня­зей ново­силь­ско­го дома ока­зы­ва­ет­ся недо­ста­точ­ным иметь древ­ние источ­ни­ки. Сле­ду­ет так­же про­во­дить их кри­ти­че­ский ана­лиз, в том чис­ле, опи­ра­ясь на опыт предшественников.

Допол­не­ния авто­ра: В 2007 г. был опуб­ли­ко­ван сино­дик Вве­ден­ской церк­ви Кие­во-Печер­ской лав­ры (Помен­ник Вве­денсь­кої церк­ви в Ближ­них Пече­рах Кие­во-Печерсь­кої Лаври / Упо­ряд­ку­ван­ня та вступ­на стат­тя Олексiя Кузь­му­ка // Лаврь­ский аль­ма­нах. Вип. 18. Київ, 2007.). В нем содер­жит­ся осо­бая редак­ция помян­ни­ка чер­ни­гов­ских кня­зей, извест­но­го по двум опуб­ли­ко­ван­ным редак­ци­ям из Любец­ких сино­ди­ков. По всей види­мо­сти, к этой же груп­пе отно­си­лись помян­ни­ки чер­ни­гов­ских кня­зей из Елец­ко­го и Север­ско­го сино­ди­ков, кото­ры­ми поль­зо­вал­ся Фила­рет (Гуми­лев­ский).

В Вве­ден­ском Печер­ском сино­ди­ке поми­на­ют «кн(з): Дани­ла Рома­но­ви­ча Ново­сель­ско­го и сест­ру его Софию», что дей­стви­тель­но пред­по­ла­га­ет нали­чие у кня­зя Рома­на Семе­но­ви­ча Ново­силь­ско­го сына кня­зя Дани­и­ла. Одна­ко этот сино­дик содер­жит и деф­фект­ные све­де­ния. В нем кня­зя Рома­на Ново­силь­ско­го поми­на­ют два­жды. Вто­рой раз: «кн(з): Рома­на Новосе(л)ского и бра­та­ни­ча его кня­зя Миха(и)ла Васи­ли­е­ви­ча». Кро­ме того, что дуб­ли­ро­ва­ние само по себе явля­ет­ся ошиб­кой, у кня­зя Рома­на Семе­но­ви­ча Ново­силь­ско­го неиз­вест­но бра­та кня­зя Васи­лия и бра­та­ни­ча, то есть пле­мян­ни­ка, кня­зя Миха­и­ла Васи­лье­ви­ча. Воз­мож­но, здесь напу­тан вид род­ства. У кня­зя Рома­на Ново­силь­ско­го был внук князь Миха­ил Васи­лье­вич Белёвский.

К дан­ной ста­тье мож­но доба­вить пункт о кня­зе Дмит­рии Рома­но­ви­че. Его курьез­ное воз­ник­но­ве­ние свя­за­но с непро­фес­си­о­наль­ным отно­ше­ни­ем нумиз­ма­та Н. С. Аксё­но­ва к исто­ри­че­ской лите­ра­ту­ре. Иссле­до­ва­тель обра­тил вни­ма­ние на пере­чис­ле­ние участ­ни­ков Кули­ков­ской бит­вы в сочи­не­нии Н. М. Карам­зи­на: «Романъ Михай­ло­вичь Брян­ский, Васи­лий Михай­ло­вичь Кашин­ский и сынъ Рома­на Ново­силь­ска­го. Дмит­рий, стоя на высо­ком хол­ме...». Под «Дмит­ри­ем» здесь име­ет­ся в виду вели­кий князь Дмит­рий Ива­но­вич Мос­ков­ский. Одна­ко Н. С. Аксё­нов исполь­зо­вал неа­ка­де­ми­че­ское изда­ние кни­ги, не учел зна­ков пре­пи­на­ния и сооб­щил о суще­ство­ва­нии у кня­зя Рома­на Ново­силь­ско­го сына Дмит­рия (Аксё­нов Н. С. Чекан­ка монет кня­зем Ива­ном Вла­ди­ми­ро­ви­чем Прон­ским // Нумиз­ма­ти­ка. №4 (23). Ноябрь, 2009. С. 30).

Лите­ра­ту­ра и источники

1. Акты, отно­ся­щи­е­ся к исто­рии Запад­ной Рос­сии, собран­ные и издан­ные Архео­гра­фи­че­скою комис­си­ею, Т. 1. СПб., 1846.

2. Вла­сьев Г. А. Потом­ство Рюри­ка. Т. 1. Кня­зья Чер­ни­гов­ские, Ч. 1. СПб., 1906.

3. Вос­кре­сен­ская лето­пись. // Рус­ские лето­пи­си (далее — РЛ). Т. 3. Рязань, 1998. По изда­нию: ПСРЛ. Т. XVII-XVIII. СПб, 1856–1859.

4. Вой­то­вич Л. Князівсь­кі дина­стії схід­ної Євро­пи (кіне­ць IX – поча­ток XVI ст.). Львiв, 2000.

5. Голу­бев С. Т. Древ­ний помян­ник Кие­во-Печер­ской лав­ры (кон­ца XV и нача­ла XVI сто­ле­тия). // Чте­ния в Исто­ри­че­ском обще­стве Несто­ра лето­пис­ца. Киев, 1892, Кн. 6.

6. Дол­го­ру­ков П. В. Рос­сий­ская родо­слов­ная кни­га. Т. 1. СПб., 1854.

7. Духов­ные и дого­вор­ные гра­мо­ты вели­ких и удель­ных кня­зей XIV-XVI вв. М.-Л., 1950.

8. Ермо­лин­ская лето­пись. // РЛ. Т. 7. Рязань, 2000. По изда­нию: ПСРЛ. Т. XXIII, СПб., 1910.

9. Житие Кирил­ла Бело­зер­ско­го. (Под ред. А. С. Гер­да). СПб., 2000.

10. Житие и под­ви­зи пре­по­доб­на­го отца наше­го игу­ме­на Кири­ла, иже на Белом езе­ре пре­че­стен мона­стырь постав­ль­ша­го пре­чи­стыя Вла­ды­чи­ця нашея Бого­ро­ди­ца чест­на­го ея Успе­ниа, и в нем /С. 128/ обще­жи­тие състав­ль­ша­го. // РГБ, Ф. 304. I., Ед. хр. 764.

11. Зимин А. А. Фор­ми­ро­ва­ние бояр­ской ари­сто­кра­тии в Рос­сии во вто­рой поло­вине XV – пер­вой тре­ти XVI вв. М., 1988.

12. Зотов Р. В. О Чер­ни­гов­ских кня­зьях по Любец­ко­му сино­ди­ку и о Чер­ни­гов­ском кня­же­стве в татар­ское вре­мя. СПб., 1892.

13. Ива­нов­ский В. К исто­рии удель­ных кня­зей Туль­ска­го края (заме­ча­ния на родо­слов­ную кн. Ново­силь­ских, Одо­ев­ских и Белёв­ских). // Туль­ские епар­хи­аль­ные ведо­мо­сти. При­бав­ле­ния. 1898. №12 (15 июня); №17 (1 сент.); №18 (15 сент.).

14. Каве­лин Л. А. (А. Л. – Архи­манд­рит Лео­нид) Опи­са­ние Лих­вин­ска­го Покров­ска­го Добра­го муж­ска­го мона­сты­ря. // Чте­ния в импе­ра­тор­ском обще­стве исто­рии и древ­но­стей Рос­сий­ских. 1875, кн. 4.

15. Карам­зин Н. М. Исто­рия госу­дар­ства Рос­сий­ско­го. М., 1988. Репринт­ное вос­про­из­ве­де­ние изда­ния 1842–1844 гг.

16. Конев С. В. Сино­ди­ко­ло­гия. Часть 2. Ростов­ский собор­ный сино­дик. // Исто­ри­че­ская гене­а­ло­гия. 1995, № 6.

17. Коце­бу А. Свит­ри­гай­ло, вели­кий князь Литов­ский, или допол­не­ние к исто­ри­ям Литов­ской, Рос­сий­ской, Поль­ской и Прус­ской. СПб., 1835.

18. Кром М. М. Меж Русью и Лит­вой. М., 1995.

19. Куч­кин В. А. Дого­вор­ные гра­мо­ты мос­ков­ских кня­зей XIV века. Внеш­не­по­ли­ти­че­ские дого­во­ры. М., 2003.

20. Лоба­нов-Ростов­ский А. Б. Рус­ская родо­слов­ная кни­га. Т. 2. СПб., 1875.

21. Любав­ский М. К. Област­ное деле­ние и мест­ное управ­ле­ние Литов­ско-Рус­ско­го госу­дар­ства ко вре­ме­ни изда­ния пер­во­го литов­ско­го Ста­ту­та. М., 1892.

22. Мило­ра­до­вич Г. А. Любеч, Чер­ни­гов­ской губер­нии, Город­ниц­ка­го уез­да, роди­на пре­по­доб­на­го Анто­ния Печер­ска­го. // Чте­ния Импе­ра­тор­ска­го Обще­ства исто­рии и древ­но­стей Рос­сий­ских. 1871, кн. 2.

23. Мос­ков­ский лето­пис­ный свод кон­ца XV в. // РЛ, Т. 8. Рязань, 2000. По изда­нию: ПСРЛ. Т. 25. М‑Л, 1949.

24. Нов­го­род­ская лето­пись по спис­ку П. П. Дуб­ров­ско­го. // ПСРЛ. Т. XLIII. М., 2004.

25. Нови­ков Н. И. Древ­няя рос­сий­ская вив­лио­фи­ка. Ч. 6. М., 1788.

26. Нови­ков Н. И. Древ­няя рос­сий­ская вив­лио­фи­ка. Ч. 9. М., 1789.

27. Памят­ни­ки Кули­ков­ско­го цик­ла. СПб., 1998.

28. Пет­ров П. Н. Исто­рия родов рус­ско­го дво­рян­ства. / Пере­изд. с изд. 1886. Кн. 1. М., 1991

29. При­сел­ков М. Д. Тро­иц­кая лето­пись. Рекон­струк­ция тек­ста. 2‑е изда­ние. СПб., 2002.

30. Ред­кие источ­ни­ки по исто­рии Рос­сии. Вып. 2. (Подг. З. Н. Боч­ка­ре­ва, М. Е. Быч­ко­ва) М., 1977.

31. Рогож­ский лето­пи­сец. Твер­ская лето­пись. // РЛ. Т. 6. Рязань, 2000. По изда­нию: ПСРЛ. Т. XV. СПб., 1863.

32. Родо­слов­ная кни­га. // РЛ. Т. 7. Рязань, 2000. – По изда­нию: Вре­мен­ник Импе­ра­тор­ско­го обще­ства исто­рии и древ­но­стей Рос­сий­ских. Кни­га деся­тая. М., 1851.

33. Родо­слов­ная кни­га кня­зей и дво­рян рос­сий­ских и выез­жих. М., 1785.

34. Ростов­ский собор­ный сино­дик 1643 г. // РГБ, Ф. 344, №99.

35. Сино­дик Белёв­ско­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го мона­сты­ря. // РГБ. Ф. 178, Оп. том 4, №8297.

36. Тати­щев В. Н. Исто­рия Рос­сий­ская. Т. 3. М., 2003.

37. Тихо­ми­ров М. Н. Спи­сок рус­ских горо­дов даль­них и ближ­них. // Исто­ри­че­ские запис­ки. Т. 40. М., 1952.

38. Тихо­ми­ров М. Н. Сред­не­ве­ко­вая Москва в XIV-XV вв. М., 1957.

39. Хмы­ров М. Д. Алфа­вит­но-спра­воч­ный пере­чень удель­ных кня­зей рус­ских и чле­нов цар­ству­ю­ща­го дома Рома­но­вых. СПб., 1871.

40. Шеков А. В. О систе­ме насле­до­ва­ния кня­же­ских сто­лов сре­ди кня­зей Ново­силь­ских в XIV-XV веках. // Забе­лин­ские науч­ные чте­ния – Год 2005‑й. Исто­ри­че­ский музей – энцик­ло­пе­дия оте­че­ствен­ной исто­рии и куль­ту­ры. Тру­ды ГИМ. Вып. 158. М., 2006.

41. Шумов В. Н. Белёв­ский Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский тре­тье­класс­ный мона­стырь. // Туль­ские епар­хи­аль­ные ведо­мо­сти. При­бав­ле­ние. №22 (15 нояб.).

42. Codex epistołaris Vitoldi, Magni Ducis Lithuaniae, 1376–1430. / collectus opera Antonii Prochaska. Cracoviae, 1882.

43. Kuczyński S. M. Ziemie czernihowsko-siewerskie pod rządami Litwy. Warszawa, 1936.

44. Wolff J. Kniaziowie litewsko-ruscy od końca czternastego wieku. Warszawa, 1895.