Иван Николаевич носил также чин коллежского советника (VI класс в Табели о рангах, соответствовал военному полковнику) и был причислен к Главному управлению землеустройства и земледелия. Разумеется, в этой области он знал толк, так как был трудолюбивым помещиком, то есть организатором хозяйства в своих имениях: в селе Лобаново Ефремовского уезда Тульской губернии и в селе Троицкое-Лобаново Бронницкого уезда Московской губернии. Его винокуренный завод в селе Лобаново давал 100 тысяч рублей годового дохода. Крестьяне были зажиточными и уважали хозяина.
Князь владел узкоколейной железной дорогой для перевоза зерна в город Аккерман в Бессарабии. Видимо, в благополучные годы избытки урожая зерна из своих имений князь Иван Николаевич переправлял за границу по этой железной дороге.
Часто князь Иван танцевал на придворных балах с императрицей Александрой Федоровной. А супруга князя, княгиня Вера Лобанова-Ростовская, урожденная Калиновская, литературно и художественно одаренная женщина, участвовала в развитии школы искусств, созданной императрицей. Так, Вера Лобанова-Ростовская вспоминала:
«Государыня… восхищается русским искусством, стараясь повсюду разыскать его проявления. Она основала для этого школу в Петербурге. Там шаг за шагом по затерянным лоскуткам и образчикам восстанавливалась целая отрасль старинного русского производства, которая иначе могла совершенно исчезнуть… Я была в этой школе лично, приносила туда образчики старинных узоров и производства, которые перешли ко мне от матери и бабушки, и могу судить о прекрасной и серьезной постановке ее, проводимой все тою же императрицею, которую упрекают в недостатке любви к России»1.
Старшая сестра князя Ивана, Ольга Николаевна (в замужестве леди Эджертон), была одной из любимых подруг королевы эллинов – великой княгини Ольги Константиновны, внучки императора Николая I. Позже, в эмиграции, в Лондоне и Париже она откроет модный дом «Поль Каре», важнейшей ее целью станет – дать работу обнищавшим русским. Но и художественное значение дома неоспоримо: Ольге Николаевне удалось познакомить Европу с русской культурой и даже внедрить в повседневный обиход русские элементы одежды: высокий воротник, шлейф, а также русскую вышивку и разные виды орнаментов.
Младшая сестра князя Ивана Николаевича, княжна Любовь Николаевна (позже Лэндфилд, жена профессора Калифорнийского университета), была фрейлиной императрицы Александры Федоровны, а также великой княгини Марии Георгиевны, младшей дочери королевы эллинов.
Следует отметить особую близость семьи к великой княгине Елизавете Федоровне. Фрейлиной ее была двоюродная сестра князя Ивана, Людмила Лобанова-Ростовская, позже жена Константина Балясного, который, в свою очередь, являлся адъютантом великого князя Сергея Александровича, супруга Елизаветы Федоровны. Родная сестра князя Ивана, Александра Николаевна (или Фафка, как звали ее близкие, – «Сашка» в детском произношении), тоже состояла в свите великой княгини.
- Лобанова-Ростовская Вера Дмитриевна. О российской трагедии XX века. До и после 1917 года: воспоминания матери. М.:Минувшее, 2020.[↩]