1669 декабря 22. Духовное завещание князя Матвея Васильевича Прозоровского

РГИА. Ф. 1088, Оп. 1. № 848.

Пуб­ли­ка­ция: Лоба­чев С. В. Кни­го­пе­ча­та­ние и рас­кол. Ста­ро­пе­чат­ные изда­ния Мос­ков­ско­го печат­но­го дво­ра как исто­ри­че­ский источ­ник. Опыт иссле­до­ва­ния // Рус­ское про­шлое, Кни­га 8. СПб­ГУ. СПб. 1998. С. 327–334.

Спи­сок с духов­ной. Во имя Пре­свя­тыя и живо­на­чал­ные Тро­и­цы Отца и Сына и Свя­та­го Духа. Се аз мно­го­греш­ный Евсиг­ней 33, паме­туя на корот­кое житие чело­ве­че­ское и на неиз­беж­ны смер­ти долг, поне­же 34 невоз­мож­но есть сло­ве­сем нам, есте­ству, роди­вся на си пла­чев­ны юдоль 35, смер­ти не вку­си­ти, и о сем раз­смот­рев, доко­ле имею совер­шен даро­ва­ный мне от бога разум, умыс­лих напи­са­ти гра­мот­ное сви­де­тел­ство послед­нее воли моея в здра­вом раз­суж­де­ни. Да егда 36 слу­чит­ца скорбь, и от скор­би будет роспро­ше­ния ж супру­ги, еже есть раз­лу­че­ни души от тела, яко­же есть обы­чей сло­вес­ном есте­ству отда­ти общей долг, и аще 37 пре­жде­ре­чен­ная моя мысль и в дело достиг­нет, и то бла­го­сло­вен богу. И сего ради аз мно­го­гре­ше­ный Евсиг­ней в сем остал­нем моем изво­ле­нии и, моля­ся еди­но­род­но­му Сло­во Божию Гос­по­ду Богу мое­му Иису­су Хри­сту, да при­мет с миром душу мою, а тело мое греш­ное пре­даю зем­ле, поне­же срод­но есть ей, а что есть нуж­ней­ших мне душев­ных вещей, и что мое­во Евсиг­не­е­ва пожит­ку име­ния есть и о сем молю и мило­сти про­шу у избран­ных о Хри­сте Бозе моем и у душев­ных при­я­те­лей: отца сво­е­го духов­но­го про­то­по­па Алек­сандра Алек­се­е­ви­ча, да у стол­ни­ка и спал­ни­ка кня­зя Миха­и­ла Яко­вле­ви­ча Чер­кас­ко­во, да у пле­мян­ни­ков сво­их, бояри­на кня­зя Ива­на Семе­но­ви­ча, да кня­зя Миха­и­ла Семе­но­ви­ча, да кня­зя Пет­ра Семе­но­ви­ча мен­шо­ва, да вну­чат: стол­ни­ка и спал­ни­ка кня­зя Пет­ра Ива­но­ви­ча, да кня­зя Васи­лья Пет­ро­ви­ча, да кня­зя Алек­сея Пет­ро­ви­ча, да дум­но­го дво­ря­ни­на Офо­на­сья Оси­по­ви­ча, да дум­но­го дво­ря­ни­на Ива­на Офо­на­сье­ви­ча Прон­чи­ще­вых, а им пожа­ло­вать душу мою греш­ную стро­ить и поми­нать. А как Бог по душу мою сошлет и при­ка­щи­ком моим пожа­ло­вать, тело мое греш­ное погре­сти на Москве в Стре­тен­ском мона­сты­ре у Нико­лы чюдо­твор­ца под тра­пе­зою. И кому мне что дать и на ком что мне взять кабал­ных дол­гов и бес­ко­бал­ных: дати мне бес­ко­бал­но­ва дол­гу Пет­ру Селу­я­но­ву сыну Мол­вя­ни­но­ву денег десять руб­лев, да взя­та мне на Васи­лье Федо­ро­ве сыне Шиш­кине не по кобо­ле пять руб­лев и на нем, Васи­лье, тех денег не имать и выдать ему каба­ла; да мне же взять на Леон­тье Рома­но­ве сыне Неплю­е­ве по каба­лам сто пять руб­лев, а что мое моле­ние образ Спа­сов в кио­те обло­жен сереб­ром чекан­ной золо­чен, венец и цата с каме­нем на при­тво­рех 38, образ Пре­чи­стая Бого­ро­ди­цы да Ива­на Пре­до­те­чи, венец и цата с каме­нем сереб­ре­ные, золо­че­ны, и тот Спа­сов образ поста­вить в Стре­тен­ском мона­сты­ре в церкве Нико­лы чюдо­твор­ца про­тив пра­во­ва кры­ло­са на ана­лое. [328]

Да при­ка­щи­ком моим пожа­ло­вать, велеть роз­дать по мне соро­ко­усты на шесть недель на сто хра­мов, где бы была повся­днев­ная служ­ба по пол­то­ра руб­ли. Да им же пожа­ло­вать, велеть нанять по мне в год на три хра­ма, чтоб была служ­ба повся­днев­ная ж по мне и по роди­те­лем моим, да яз, мно­го­греш­ный, бла­го­слов­ляю стол­ни­ка и спал­ни­ка кня­зя Миха­и­ла Яко­вле­ви­ча Чер­кас­ко­ва образ Спа­сов в кио­те обло­жен сереб­ром чекан­ной золо­чен; да пле­мян­ни­ка сво­е­го бояри­на кня­зя Ива­на Семе­но­ви­ча бла­го­слов­ляю крест золот с мощ­ми, да образ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы Казан­ские в кио­те обло­жен сереб­ром, оклад чекан­ной золо­чен, венец и цата с каме­нем и з зер­ны бур­миц­ким 39, а дру­гая цата золо­та, убрус и оже­ре­лья низо­ное 40 и рясы жемч­юж­ные. Да вну­ка сво­е­го кня­зя Пет­ра Ива­но­ви­ча бла­го­слов­ляю крест сереб­ре­ной золо­чен с мощ­ми, да образ рас­пя­тие гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста в кио­те обло­жен сереб­ром золо­чен; да пле­мян­ни­ку ж сво­е­му бояри­ну кня­зю Ива­ну Семе­но­ви­чю и сыну ево, а сво­е­му вну­ку кня­зю Пет­ру Ива­но­ви­чю даю поме­стья в Суз­дал­ском уез­де село Янко­во з дерев­ня­ми, да в Воло­ди­мер­ском уез­де село Желе­зо­во з дерев­ня­ми, а за то село Желе­зо­во взять на нем, боярине кня­зе Иване Семе­но­ви­че, денег две тысе­чи руб­лев, и при­ка­щи­ком моим пожа­ло­вать тех денег дать в Стре­тен­ской мона­стырь тысе­ча руб­лев по мне, по роди­те­лем моим дру­гую тысечю руб­лев, ото­слав в Посол­ской при­каз плен­ным на откуп. Да пле­мян­ни­ку мое­му, стол­ни­ку кня­зю Миха­и­лу Семе­но­ви­чю бла­го­слов­ляю крест сереб­рян золо­чен с мощ­ми, да образ Сер­гия Радо­неж­ско­го чюдо­твор­ца в кио­те, оклад сереб­ре­ной чекан­ной, золо­чен, да ему же даю поме­стья в Бежец­ком вер­ху село Кесо­во з дерев­ня­ми; да пле­мян­ни­ка сво­е­го стол­ни­ка кня­зя Пет­ра Семе­но­ви­ча мен­шо­ва бла­го­слов­ляю крест сереб­ре­ной золо­чен с мощ­ми, да образ деи­су­сы в кио­тех, оклад сереб­ре­ной золо­чен, да ему ж, кня­зю Пет­ру, дать поме­стья в Бежец­ком вер­ху село Кесо­во з дерев­ня­ми, а вла­деть им тем селом Кесо­вым з дерев­ня­ми з бра­том сво­им со кня­зем Миха­и­лом Семе­но­ви­чем попо­лам. Да пле­мян­ни­ку ж мое­му кня­зю Пет­ру Семе­но­ви­чю мен­шо­му двор мой мос­ков­ской: поло­ви­на дво­ра без­де­неж­но, а дру­гую поло­ви­ну того мое­во дво­ра взять на нем, кня­зе Пет­ре Семе­но­ви­че, при­ка­щи­ком моим пять­сот руб­лев денег, и теми ден­га­ми пожа­ло­вать при­ка­щи­ком моим душа моя стро­ить и поми­нать. Да вну­ка сво­е­го кня­зя Васи­лья Пет­ро­ви­ча бла­го­слав­ляю образ Спа­сов, оклад сереб­ре­ной золо­чен, да вну­ка сво­е­го кня­зя Алек­сея Пет­ро­ви­ча бла­го­слав­ляю образ Нико­лы чюдо­твор­ца, оклад сереб­ре­ной золо­чен, да им же, вну­че­том, кня­зю Васи­лью да кня­зю Алек­сею Пет­ро­ви­чю, в [329] Костром­ском уез­де село Кочае­во з дерев­ня­ми; да кня­зю Васи­лью, да кня­зю Алек­сею даю вот­чи­ну в Суз­даль­ском уез­де жере­бей в селе Хом­ни­ко­ве, а за ту вот­чи­ну жере­бей села Хом­ни­ко­ва взять при­ка­щи­ком моим на вну­ча­тах моих пять­сот руб­лев денег, а теми ден­га­ми пожа­ло­вать при­ка­щи­ком моим душа моя стро­ить и поми­нать и роди­те­лей моих. А под­мос­ков­ное поме­стье дерев­ня Сели­ва­ни­ха да дерев­ня Таты­ни­ха вну­ку мое­му кня­зю Васи­лью Пет­ро­ви­чю, а под­мос­ков­ная моя вот­чи­на село Никол­ское с пустош­ми пле­мя­ни­ком моим бояри­ну кня­зю Ива­ну Семе­но­ви­чю, да стол­ни­ку кня­зю Миха­и­лу Семе­но­ви­чю, да стол­ни­ку кня­зю Пет­ру Семе­но­ви­чю вла­деть воп­че; а вну­ку свою ино­ки­ну Доси­фею Яко­влев­ну бла­го­слав­ляю образ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы Тих­вин­ские, оклад сереб­ре­ной, золо­чен; а стол­ни­ка Миха­и­ла Ива­но­ви­ча Моро­зо­ва бла­го­слав­ляю образ Вар­ла­а­ма Хутын­ско­го чюдо­твор­ца оклад сереб­ре­ной золо­чен, да Миха­и­ла Ива­но­ви­ча Моро­зо­ва жену ево, а свою пле­мян­ни­цу Дом­ни­ку Семе­нов­ну бла­го­слов­ляю крест сереб­ре­ной золо­чен с мощ­ми, да образ живо­на­чал­ные Тро­и­цы, оклад сереб­ре­ной, золо­чен, чекан­ной; бояри­на кня­зя Ива­на Семе­но­ви­ча жену ево бояро­ню, а свою пле­мян­ни­цу кня­ги­ню Парак­со­вв­гию (sic!) Федо­ров­ну бла­го­слов­ляю образ Нико­лы чюдо­твор­ца да твор­ца Можай­с­ко­ва в кио­те, оклад сереб­ре­ной золо­чен, рез­ной, да у того ж обра­за два золо­тых. Да стол­ни­ка кня­зя Пет­ра Семе­но­ви­ча бол­шо­во Про­зо­ров­ско­го жену ево, кня­ги­ню Евдо­кею Мак­си­мов­ну, бла­го­слов­ляю образ Бла­го­ве­ще­ния Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы в кио­те оклад сереб­ре­ной золо­чен; стол­ни­ка кня­зя Миха­и­ла Семе­но­ви­ча жену ево, кня­ги­ню Татья­ну Федо­ров­ну, бла­го­слов­ляю образ царя Костян­ти­на и мате­ри ево Еле­ны, оклад сереб­ре­ной золо­чен в кио­те; стол­ни­ка кня­зя Пет­ра Семе­но­ви­ча мен­шо­ва Про­зо­ров­ско­го жену ево кня­ги­ню Евдо­кею Саве­льев­ну, бла­го­слов­ляю образ Вос­кре­се­ния Хри­сто­во, оклад сереб­рен золо­чен; бояри­на кня­зя Ива­на Семе­но­ви­ча дочь ево, а свою вну­ку княж­ну Агре­пе­ну Ива­нов­ну бла­го­слов­ляю образ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы Успе­ния; вну­ку свою княж­ну Мар­фу Ива­нов­ну бла­го­слов­ляю образ свя­та­го муче­ни­ка Евсиг­нея в кио­те, оклад сереб­ре­ной, золо­чен, глад­кой; да стол­ни­ка кня­зя Пет­ра Ива­но­ви­ча жену ево, кня­ги­ню Анну Федо­ров­ну, бла­го­слов­ляю образ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы Тих­вин­ские, оклад сереб­ре­ной, золо­чен; вну­ка сво­е­го кня­зя Бори­са Ива­но­ви­ча бол­ша­го бла­го­слов­ляю образ Ростов­ских чюдо­твор­цов оклад сереб­ре­ной, золо­чен; вну­ка сво­е­го кня­зя Бори­са Ива­но­ви­ча мен­ша­го бла­го­слов­ляю образ Бла­го­ве­ще­ния Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы, оклад сереб­ре­ной, золо­чен; стол­ни­ка кня­зя Пет­ра Семе­но­ви­ча бол­ша­го дочь, а свою вну­ку, княж­ну [330] Евдо­кею Пет­ров­ну, бла­го­слов­ляю образ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы Оди­гит­рея оклад сереб­ре­ной, золо­чен; дру­гой княжне, а сво­ей вну­ке, княжне Софье Пет­ровне, бла­го­слов­ляю образ живо­нал­ные Тро­и­цы, оклад сереб­ре­ной, золо­чен; княж­ну Мар­фу Пет­ров­ну бла­го­слов­ляю образ Нико­лы чюдо­твор­ца оклад сереб­ре­ной, золо­чен; кня­зя Костян­ти­на Оси­по­ви­ча Щер­ба­то­ва бла­го­слов­ляю образ Ростов­ских чюдо­твор­цов оклад сереб­ре­ной, золо­чен; кня­зя Костян­ти­на Оси­по­ви­ча Щер­ба­то­ва жену ево, а свою пле­мян­ни­цу, кня­ги­ню Евдо­кею Пет­ров­ну, бла­го­слов­ляю образ живо­на­чал­ные Тро­и­цы, оклад сереб­ре­ной, золо­чен; стол­ни­ка кня­зя Пет­ра Семе­но­ви­ча мен­шо­ва детей: вну­ка сво­е­го Андрея Пет­ро­ви­ча бла­го­слов­ляю образ Нико­лы чюдо­твор­ца оклад сереб­ре­ной, золо­чен; вну­ка сво­е­го кня­зя Ники­ту Пет­ро­ви­ча бла­го­слов­ляю образ Соло­вец­ких чюдо­твор­цов, оклад сереб­ре­ной, золо­чен; стол­ни­ка кня­зя Пет­ра Семе­но­ви­ча мен­шо­во дочь, а свою вну­ку, княж­ну Мав­ру Пет­ров­ну, бла­го­слов­ляю образ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы Оди­гит­рея, оклад сереб­ре­ной, золо­чен; княж­ну Еле­ну Пет­ров­ну бла­го­слов­ляю образ Сер­ги­е­во веде­ния 41, оклад сереб­ре­ной, золо­чен; кня­зя Васи­лья Пет­ро­ви­ча жену ево, а свою вну­ку кня­ги­ню Ека­те­ри­ну Гри­го­рев­ну бла­го­слов­ляю образ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы Успе­ния, оклад сереб­ре­ной, золо­чен; кня­зя Алек­сея Пет­ро­ви­ча жену ево, а свою вну­ку, кня­ги­ню Марью Васи­лев­ну бла­го­слов­ляю образ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы Рож­де­ство, оклад сереб­ре­ной, золо­чен; стол­ни­ка кня­зя Пет­ра Ива­но­ви­ча доче­рей, а сво­их пра­внук: княж­ну Парас­ко­вью Пет­ров­ну бла­го­слов­ляю образ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы Вла­ди­мир­ские, оклад сереб­ре­ной, золо­чен, в кио­те; княж­ну Наста­сью Пет­ров­ну бла­го­слов­ляю образ Леон­тия Ростов­ско­го чюдо­твор­ца, оклад сереб­ре­ной, золо­чен; дум­но­го дво­ря­ни­на Офо­на­сья Оси­по­ви­ча Про­чи­ше­ва бла­го­слов­ляю образ Вос­кре­се­ния Хри­сто­во в кио­те, оклад сереб­рян, золо­чен; дум­но­го дво­ря­ни­на Ива­на Афо­на­сье­ви­ча Прон­чи­ще­ва бла­го­слов­ляю образ Ива­на Пред­те­чи в кио­те оклад сереб­рян, золо­чен; дум­но­го дво­ря­ни­на Семе­на Ива­но­ви­ча Забо­ров­ско­го бла­го­слов­ляю образ Филип­па мит­ро­по­ли­та да Сер­гия чюдо­твор­ца в кио­тех, оклад сереб­рен, золо­чен. Да бояри­ну кня­зю Ива­ну Семе­но­ви­чю Про­зо­ров­ско­го даю мушт­ук сереб­ре­ной золо­чен, да сед­ло бар­ха­том кры­тое оправ­ное, да ино­хо­дец тем­но­бур; пле­мян­ни­ку кня­зю Миха­и­лу Семе­но­ви­чю мушт­ук жиро­кой ашю­ча­той (sic!) 42, золо­чен, да сед­ло кры­то бар­ха­том золо­тым, гвоз­ди сереб­ре­ные; пле­мян­ни­ку кня­зю Пет­ру Семе­но­ви­чю мен­шо­му даю узду сереб­ре­ную золо­че­ную, что куп­ле­на у Ники­ты Зуз­и­на на тесме на черв­ча­той с ошей­ком и с лыси­ною, и с мор­ха­ми, да сед­ло под серым сук­ном оправ­ное; вну­ку [331] сво­е­му кня­зю Пет­ру Ива­но­ви­чю даю узду сереб­ре­ную на тесме с ошей­ком и с лысе­ною и с мор­ха­ми, да сед­ло сафья­ное гвоз­ди сереб­ре­ные, с вой­ло­ки; вну­ку сво­е­му кня­зю Васи­лью Пет­ро­ви­чю даю узду сереб­ре­ную и с лыси­ною, и с мор­ха­ми, и с ошей­ком 43, да сед­ло сафья­ное зеле­ное; да вну­ку сво­е­му кня­зю Алек­сею Пет­ро­ви­чю – узда сереб­ре­ная да сед­ло сафья­ное с костьми и с вой­ло­ки; вну­ку сво­е­му кня­зю Бори­су Ива­но­ви­чю бол­шо­му даю узду сереб­ре­ную золо­че­ну на черв­че­той тесме с лыси­ною и с ошей­ком; вну­ку кня­зю Бори­су Ива­но­ви­чу мен­шо­му даю узду сереб­ре­ную на лазо­ре­вой тесме. А что в моем дому есть книг Еван­ге­лия, Апо­стол, Охтай, псал­ти­ри, миней и Про­ло­ги 44 и Вся­кие цер­ков­ные кни­ги отдать в Стре­тен­ской мона­стырь в цер­ковь Нико­лы чюдо­твор­ца Опас­но­го собо­ру, что у вели­ко­го госу­да­ря на Сенях. Отцу мое­му духов­но­му Алек­сан­дру про­то­по­пу дать сто руб­лев денег да конь наро­чи­той. А людем моим дво­ро­вым и слу­жи­вым вся­ких чинов и ино­зем­цом и дело­вым людем, кото­рые дело­вые люди взя­тый во кре­стья­ня после мое­во живо­та дать воля всем, а жало­ва­нье им дать вдвое, кто что имал, про­тив книг, а кото­рым людем было при­ка­за­но во дво­ре и в казне, и те мои люди в моей казне счи­та­ны и нико­му до них дела нет ни в чем. Да пле­мян­ни­ком же моим и вну­ча­том взять ис коней моих по коню да при­ка­щи­ком моим взять по коню [далее зачерк­ну­то: да при­ка­щи­ком]. А что есть моей слу­жи­лой рух­ле­ди 45 сабель, и писто­лей, и пища­лей, и кара­би­нов, и что есть мое­во вся­ко­ва пла­тья и лоша­дей, и ино­ход­цов, и коней, и мери­нов во всех вот­чи­нах и то все про­дать, а пожа­ло­вать при­каз­чи­ком моим те ден­ги ото­слать в Посол­ской при­каз плен­ным на откуп, что ни будет денег, а что оста­ло­ся пла­тья жены моей кня­ги­ни Наста­сьи Федо­ров­ны и вся­кие рух­ле­ди и то пла­тье про­дать, а теми ден­га­ми пожа­ло­вать при­ка­щи­ком моим стро­ить душу жены моей кня­ги­ни Наста­сьи Федо­ров­ны и роз­дать на мило­сти­ну. Да в Стре­тен­ской же мона­стырь дать по мне сереб­ре­ная круш­ка да блю­до сереб­ре­ное, да лош­ка сереб­ре­ная, а кото­рые люди сиде­ли у лар­ца и заде­лы ходи­ли, и до них ни в чем дела нет и не счи­тать; да что есть моей вся­кия мях­кия рух­ле­ди и слу­жи­лые и то все про­дать и теми ден­га­ми стро­ить и поми­нать душу мою, а что после меня оста­нет­ца моих сереб­ре­ных судов, и оло­вя­ных, и мед­ных, и пова­рен­ных вся­ких судов, и кот­лов, и про­тив­ней, и ско­во­ро­док, и то все отдать пле­мян­ни­ком моим и вну­ча­том. Да про­шу мило­сти у вас, гос­под сво­их у при­ка­щи­ков, а у душев­ных при­я­те­лей, чтоб пожа­ло­вать про­тив сей моей духов­ной все испол­нить, а будет не пожа­лу­ют, не испол­нят все­го про­тив сей моей [332] духов­ной, они вос­при­и­мут суд от бога; да живо­там моим, и рух­ле­ди вся­кой, и судом сереб­ре­ным, и вся­ким, и лоша­дям взять кни­ги и рос­пись у людей моих, кому при­ка­за­но было за рукою быть у мое­во духов­но­го. Да двор мой заго­род­ной вну­ку мое­му за Смо­лен­ски­ми воро­ты у вет­ре­ных мел­ниц со вся­ким стро­е­ни­ем кня­зю Алек­сею Пет­ро­ви­чю, да в Зве­ни­го­роц­ком уез­де вот­чи­на село Покров­ское дерев­ня Рае­во со кре­стья­ны и с пустош­ми и со все­ми уго­дьи дум­ным дво­ря­ном Афо­на­сью Оси­по­ви­чю да сыну ево Ива­ну Афо­на­сье­ви­чю Прон­чи­ще­вым, а взять за ту вот­чи­ну на них тысе­ча пять­сот руб­лев; да за вот­чи­ну взять Арза­мас­ко­го уез­ду за село Айрат у кня­зя Миха­и­ла Яко­вле­ви­ча Чер­кас­ко­ва семь тысеч руб­лев денег, и теми ден­га­ми поми­нать душу мою, и на ту вот­чи­ну дана куп­чая вос­ми тысе­чах руб­лев. Да Васи­лью Все­во­лож­ско­му сто руб­лев, кре­сто­во­му попу Юрью пять­де­сят руб­лев, людем моим: Ива­ну Сер­ге­е­ву – трит­цать руб­лев, Ива­ну Пано­ву дват­цать руб­лев да три кре­ста золо­тые кня­зя Пет­ра Семе­но­ви­ча бол­шо­ва; да доче­рям бояри­на кня­зя Ива­на Семе­но­ви­ча доче­рям: княжне Агре­пене Ива­новне сер­ги золо­тые запа­ны, княжне Мар­фе Ива­новне оже­ре­лья обни­за­ны, а что достал­но­го есть низо­нья и жемч­ю­гу, и каме­нья, и то все отдать вну­ча­там моим; да вот­чи­ну ж свою в Саран­ском уез­де в деревне Жда­ми­ро­ве со кре­стья­ны и со все­ми уго­дьи взять на кня­зе Миха­и­ле Яко­вле­ви­че Чер­кас­ко­го тысечю рублев.

А у сей духов­ной сидел князь Михай­ло Яко­вле­вич Чер­кас­кой, князь Петр Ива­но­вич Про­зо­ров­ской, князь Васи­лей да князь Алек­сей Пет­ро­ви­чи Про­зо­ров­ские, да дум­ные дво­ря­на Офо­на­сей Оси­по­вич да Иван Афо­на­сье­вич Прон­чи­ще­вы, да отец духов­ной Спас­ко­го собо­ру про­то­поп Алек­сандр, а на то послу­си Аггей Пет­ров, Зот Сека­чев, Арте­мей Ива­нов, Васи­лей Черен­ков, Иван Про­клю­ев, Сте­пан Кол­паш­ни­ков, Карп Зяб­ло­во, Яков Кобы­лин, Юрья Ива­нов, а духов­ную писал Ива­нов­ские пло­ща­ди подья­чей Иваш­ко Сте­фа­нов лета 7178 году, декаб­ря в 22 день.

А у под­ли­ной духов­ной наза­ду пишет: К сей духов­ной Спас­кой, что у вели­ко­го госу­да­ря на Сенех, про­то­поп Алек­сандр вме­сто сына сво­е­го духов­но­го кня­зя Мат­вея Васи­лье­ви­ча Про­зо­ров­ско­го [свер­ху стро­ки: что он вел­ми соста­рих­ся и рука­ми дряхл] по ево веле­нью руку при­ло­жил. К сей духов­ной князь Петр Про­зо­ров­ской руку при­ло­жил, Иван Прон­чи­щев руку при­ло­жил, князь Васи­лей Про­зо­ров­ской руку при­ло­жил, [свер­ху стро­ки: Афо­на­сей Прон­чи­щев руку при­ло­жил] князь Алек­сей Про­зо­ров­ской руку при­ло­жил. Да послу­хо­вы руки: послух Аггей руку при­ло­жил, послух Зот­ка руку при­ло­жил, послух [333] Артюш­ка руку при­ло­жил, послух Вась­ка Черен­ков руку при­ло­жил, послух Иваш­ко Про­клю­ев руку при­ло­жил, послух Кар­пуш­ка Зяб­лой руку при­ло­жил, послух Стень­ка Кол­паш­ни­ков руку при­ло­жил, послух Юрка Ива­нов руку при­ло­жил, послух Якуш­ка Кобы­лин руку приложил.

Ком­мен­та­рии:
34. Пое­не­же – так как, пото­му что.
35. Юдоль – зем­ля, мир поднебесный.
36. Егда – здесь в зна­че­нии когда.
37. Аще – если, если же.
38. При­твор – двер­ки, ставень.
39. Бур­миц­кое зер­но – круп­ная пра­виль­ной фор­мы жем­чу­жи­на выс­ше­го качества.
40. Низо­ное – низа­ное, то есть укра­шен­ное жем­чу­гом. Низа­нье – укра­ше­ние из жем­чу­га, нани­зан­но­го на нити и наши­то­го на поверх­ность предмета.
41. Образ Сер­ги­е­во веде­ния – Веде­ние – здесь: про­ви­де­ние, про­мы­сел, чудо дей­ствен­ная сила.
42. Мушт­ук жиро­кой ашю­ча­той – (sic!) смысл выра­же­ния пере­ве­сти не удалось.
43. Оше­ек – нашей­ный ремень в кон­ской сбруе.
44. Еван­ге­лие – кни­га, содер­жа­щая четы­ре Еван­ге­лия, посла­ния апо­сто­лов и Апо­ка­лип­сис; Апо­стол – кни­га, содер­жа­щая дея­ния и посла­ния апо­сто­лов; Охтай (Окто­их) – вось­ми­глас­ник, кни­га для цер­ков­но­го пения на восемь голо­сов; Минея – бого­слу­жеб­ная кни­га, раз­де­лен­ная поме­сяч­но, содер­жит жития свя­тых, псал­мы, гим­ны, молит­вы, кано­ны на каж­дый день на весь год; Про­лог – кни­га, содер­жа­щая крат­кие сло­ва на годич­ные празд­ни­ки, жития свя­тых и отрыв­ки из писа­ний свя­тых отцов.
45. Рух­ледь – дви­жи­мое иму­ще­ство, мяг­кая рух­ледь – меха.

Інформації про печатки немає

Релятівні категорії документів

Релятівні генеалогії

Всі кате­горії документів