1642, 20 апреля 20, не позднее. Духовная грамота кн. Д.М. Пожарского. 

(л. 427)1 Во имя Отца и Сына и Свя[та]го Духа. Се яз, раб Божий мно­го­греш­ный боярин князь Коз­ма [проз]вище князь Дмит­рей Михай­ло­вичь Пожар­ской, пишу [си]ю духов­ную сво­им целым умом и разу­мом, кому мне что дати и на ком мне что взяти. 

Дати мне в госу­да­ре­ву Купец­кую палату2 две­сте руб­лев; да на Казен­ной двор3 Ива­ну Матюшкину4 с това­ры­щи не упом­ню, бол­ши трит­ца­ти руб­лев, не упом­ню, мен­ши трит­ца­ти Руб­лев; да на Казен­ной же двор сорок восмь руб­лев; да в госу­да­ре­ву конюш­ню трит­цать руб­лев; да в Вели­кий Нов­го­род Ондре­еве жене Харламова5 сто дват­цать руб­лев, и тот ново­го­родц­кой долг запла­тить из рахин­ских дохо­дов. А взя­ти мне на кня­зе Алек­сее Ники­ти­че Трубецком6 пять[де]сят руб­лев; на Про­ко­фье Васи­лье­ве сыне Коробьине7 пять­де­сят же руб­лев, что занял отец ево у меня без­ка­баль­но; на Данил[е] Мои­се­е­ве сыне Глебове8 десять руб­лев; на Иване Жуко­ве сыне Язвецове9 десять рублев. 

Да отка­зы­ваю яз по бед­ной сво­ей горь­кой жене вот­чи­ну свою в Юрьев­ском уез­де дерев­ню Тюл­ко­во с пуст[ош]ми и с лошед­ми и с плу­га­ми, село Лучин­ское да дерев­ню Стар­ко­ву, да пустошь Пер­ши­ну, да пустошь Кур­дю­ко­ву, да пустошь Семей­ки­ну с хле­бом сто­я­чим и с моло­че­ным и со вся­кою живо­ти­ною и с людь­ми дела­вы­ми, оприч­но кабыл. Да в Мос­ков­ском уез­де куп­ле­ную ж свою вот­чи­ну сел­цо Высо­кое со кре­стья­ны, да в Дмит­ров­ском уез­де на реке на Ист­ре дерев­ню Белую со кре­стья­ны, отку­ды бы ей, бед­ной, дро­виш­ка имать. Да в Мос­ков­ском же уез­де по сю сто­ро­ну реки, а уез[да] от чюдов­ско­го рубе­жа не дохо­дя зим­ня­ка тре­тюю долю Олфе­ро­ва почин­ка, а Олфер кре­стья­нин ей же, а рубеж поло­жон от Яузы по самую госу­да­ре­ву зем­лю меж Олфе­ро­ва почин­ка и зим­ня­ка попо­лам от чюдов­ской зем­ли по госу­да­ре­ву ж зем­лю. Да в Мос­ков­ском же уез­де в деревне в Тол­сти­ках, а дерев­ню Тор­мо­со­ву со все­ми уго­дьи по ста­рым межам да мел­ни­цу в Тол­сти­ках же. Да при­да­ное ее и чтоя была пла­тья и саже­нья (л. 428), и сер­ги, и вся­кая кузнь, все ей. Да ей же давать детем моим кня­зю Петру10 да кня­зю Ивану11 на вся­кой год по пять­де­сят рубле[в] да по дват­ца­ти чети муки вся­кой кру­пи­че­той подру­кав­ной и водо­тол­че­ной и ржа­ной водо­тол­че­ной вся­кой дват­цать четей. Да двор ей свой куп­ле­ной при­ка­зы­ваю, что жил внук мой князь Иван Куракин12. Да жене ж сво[ей] людей отка­зы­ваю сво­их иско­ни веч­ных и купле[ных]: Оси­па Сал­та­но­ва з женою и з детьми, опричь Микиш­ки, а Микиш­ка сыну мое­му кня­зю Ива­ну; да Мои­сея Окатьев[а] з женою и со все­ми дет­ми; да Мок­ея Сте­па­но­ва, что женат на при­да­ной моей; да ино­зем­ца Микола[я] Пет­ро­ва; да даных татар — Орте­мья з женою да Данил[а]; да пова­ров Сень­ку Хари­на з женою да Вась­ка Буро[ва] с отцом с Ели­зар­ком; да хлеб­ни­ков ино­зем­ца Гришшкеля13 з женою да Ган­ку Вопи­ла з же- ною и з дет[ми]; да коню­хов Иса­ка з женою, да Баже­но­ву жену, да Смир­но­ве Мед­ве­дев­ско­во с сыном и з женою. А при[ка]зываю я жене сво­ей те люди по ее живот ил[и] замуж пой­дет, а Бог по душу ее сошлет или замуж пой­дет, и тем людям дать воля, а буде постри­жет­ца, и ее те[ми] люд­ми и вот­чи­на­ми по тому ж вла­деть по свой жи[вот]. А будет судом Божим ее не ста­нет, и детем моим ее пог[ре]сти чест­но, а вот­чи­на Юрьев­ская, Лучин­ская и Торм[осо]ва и Княз­щин­ка — детем моим, а за те вот­чи­ны да[ть] детем моим три­ста руб­лев, кому она прикаж[ет]. А будет жена моя вот­чи­ну Лучин­скую детем моим похо­чет кото­ро­го одно­го бла­го­сло­вить, и она в том воль­на, да[ти] за нее ту ж три­ста, кому она при­ка­жет дати. А вот­чи­на Высо­кая и на Ист­ре дерев­ня Белая, волен Бог, [за]хочет про­дать, хочет по душе отдать. Да ей же при­ка­зы­ваю |Мар] (л. 429)чюковские каба­ки все да судов сереб­ря­ных: два куб­ка, что боярин Федор Ива­но­вичь Шереметев14 пода­рил, да две бра­тин­ки ево ж без дон чекан­ные, да бра­тин­ка золоче[на] чекан­ная, ис чево ныне она пьет, да пять чарок чекан­ных немец­ких белых, да стоп­ка сереб­ря­ная и все с[у]ды, что ныне у ней ввер­ху. Да ей же четы­ре сан­ни­ка гне­дых, на чем ей ездить, да ей же восмь лоше­дей людц­ких выбрать изо всех ново­чи­стов да восмь коше­вых мери­нов. Да вся­ких судов белых оло­вя­ни­ков, и кру­жек, и блюд, и кот­лов, и про­тив­ней, и ско­во­ро­док чет­вер­тая доля. А как Бог по душу сошлет жену мою, и двор тот мо[й] зятю мое­му кня­зю Ива­ну Пет­ро­ви­чю Пронскому15 да доче­ре моей кня­ине Настасье16, а им дать за тот двор, кому она при­ка­жет, две­сте рублев. 

А сына сво­е­го кня­зя Пет­ра бла­го­слов­ляю: образ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы Казан­ской в сереб­ря­ном кио­те; да образ в кио­те их ангел, оклад чекан­ной; да образ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы мен­шая дека, что с ним хажи­ва­ла; да образ Зоси­мы и Сав­ва­тея чекан­ной в кио­те ж. А сына сво­е­го Ива­на бла­го­слов­ляю: образ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы Зна­ме­ние; да образ Нико­лы Чюдо­твор­ца в кио­тах; да Минеи месеч­ные; да Мака­рей Унеж­ской; да Паф­но­тей Боров­ской чюдо­тво­рец. А обра­зы, что в Кре­сто­вой, раз­де­лить детем моим попо­лам. А кото­рые обра­зы в постель­ной у кня­и­ни в хоро­мах, и теми обра­за­ми все­ми бла­го­слов­ляю кня­и­ню, нико­му до них дела нет, пото­му что теми обра­за­ми нас с нею на свад­бе бла­го­слов­ля­ли. Да туто ж немно­гие обра­зы князь Ива­но­вы, и про то кня­и­ня веда­ет, и те обра­зы князь Ивану. 

Да князь Пет­ра ж бла­го­слов­ляю кубок боль­шой, да бра­ти­на боль­шая чекан­ная, да сто­па (л. 430) боль­шая, да сто­па сереб­ря­ная ж мен­шая, да сто­па золо­че­ная мен­шая, да(...) золо­то по белой зем­ле кру­ги, да шуба наряд­ная кам­ча­тая черв­ча­тая на лисьих чере­вах. Да бла­го­слов­ляю вот­чи­ны в Суз­даль­ском уез­де селом с каба­ком и с там­гою и с пере­во­зом и с мель­ни­цею, что ему дано в вот­чи­ну из мое­во ж поме­стья, да и моя вот­чи­на, что ис тех же Мытц­ких дере­вень взя­то ему. А что оста­лось в поме­стье за вот­чи­ною, и то ему ж, а князь Ива­ну о том не бити челом. Да ему ж в Ниже­го­родц­ком уез­де у Бала­х­ны сел­цо Кубен­цо­во с каба­ком, и с там­гою, и с ухва­том да на Балахне вар­ни­ца соле­ная быстрена17. Да лоша­дей: арга­мак гнед, жере­бец гнед немец­кой, да конь чюбар, да жере­бец гнед Сопе­гин сын, да ино­хо­дец серой. 

Да сына сво­е­го кня­зя Ива­на бла­го­слов­ляю вот­чи­ны в Суз­даль­ском уез­де село Лан­дех Ниж­ней да село Холуй со всем, да на Балахне вар­ни­ца, да кубок боль­шой фряз­ской, да сто­па бол­шая самая, да бра­ти­на сереб­ря­ная чекан­ная золо­че­ная, да сто­па золо­че­ная боль­шен­кая, да сто­па сереб­ря­ная мен­шая, да суд­ки оре­хо­вые да малые суд­ки сереб­ря­ные; а досталь­ные суды все поде­лить им попо­лам. А вот­чи­ны мои Пурех, да Верх­ней Лан­дех, да Муг­ре­ево, да Могу­чее, да вот­чи­на в закла­де Гун­да­ро­вых детей кня­зя Гав­ри­ла Гундорова18, и ту вот­чи­ну, что князь Гав­ри­ло отка­зал жене сво­ей поло­ви­ну, и я посту­пил­ся ево кня­ине и детем без­де­неж­но, да что выку­пил их жевот у Роже­стве­но­го монастыря19, Чер­но­угол­ские дерев­ни, да мое ж вот­чи­ны выме­нил у зятя их у Евсе­вья Огаркова20, и та вот­чи­на детем моим попо­лам, Мед­ве­де­во и Княз­щин­ка, оприч­но тово, что дано из Княз­щин­ки жене — Купав­на, Мар­ч­ю­ки, Луке­рьи­но и Хоро­ше­во, Тол­сти­ки, По(л. 431)речье Новое. Да что оста­нет­ца у роз­да­чи на Ист­ре пусто­шей, то детем моим, кня­зю Пет­ру да кня­зю Ива­ну, вла­деть вме­сте. А что я дал вот­чи­ну жене сво­ей село Лучин­ское по ее живот, и в том им место вот­чи­на в Мещер­ском уез­де село Горо­де­ща з дерев­ня­ми, что меня госу­дарь пожа­ло­вал, велел мне про­да­ти из мое­во ж поме­стья. А будет не похо­тят вме­сте вла­де­ти, им раз­де­ли­ти попо­лам. А дерев­ня Луж­ная вну­ке моей княжне Анне21 в при­да­ное. Да сыну мое­му кня­зю Ива­ну лоша­дей: арга­мак, что купил з госу­да­ре­вой конюш­ни, да арга­мак карей домаш­ней, да конь солов, да мерин во- роной, да ино­хо­дец бур домаш­ней, да ино­хо­дец чюбар нагай­ской. Да кобы­ли­цы пурец­кие, и лучин­ские, и мед­ве­дев­ские, оприч­но тех, что отка­за­ны в Спас­кой мона­стырь, всем попо­лам. А слу­жи­вые лоше­ди и моло­дые жере­бя­та и ново­чи­стые все им же раз­де­лить пополам. 

Да пле­мян­ни­ка свое[го] кня­зя Ива­на Ники­ти­ча Хованского22 бла­го­слов­ляю образ Спа­сов, что сто­ит в Кре­сто­вой боль­шой, да отка­зы­ваю арга­мак гнед домаш­ней, жере­бец боль­шой с сед­лом з барх[ат]ным да узди­ца сереб­ря­ная, что ис турец­кой узды пере­де­ла­на, и с мор­ха­ми зеле­ны­ми и с ошей­ни­ком. Да зятя сво­е­го кня­зя Ива­на Пет­ро­ви­ча Прон­ско­го бла­го­слов­ляю образ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы, что сто­ит в Кре­сто­вой воз­ле Спа­со­ва обра­за, да на Ист­ре дерев­ню кото­рую-нибудь со кре­стья­ны, да мерин ворон литов­ской, да узде­ца сереб­ря­ная золо­че­на через грань по зеле­ной те[сме?]. Да зятю сво­е­му кня­зю Ива­ну Федо­ро­ви­чю Лыкову23 жере­бец гнед моло­дой с сед­лом да узди­ца крым­ская узень­кая. Да доче­ре сво­ей кня­ине Олене24 трит­цать (л. 432) руб­лев. Да сест­ре моей кня­гине Дарье Михайловне25 бла­го­слов­ляю образ Миха­и­ла Мале­и­на да Федо­ра, иже в Пер­гии. Да детем моим давать на вся­кой год по пять­де­сят руб­лев денег да по пять­де­сят чети муки, по трит­цать чети овса, по дват­цать чети соло­ду, по пять чети муки кру­пи­ча­той и по пять чети подру­кав­ной, по шти чети муки водо­тол­че­ной белой, по четы­ре чети круп греш­не­вых, по семи мехов соли, по десе­ти осет­ров и колу­жек. Да доче­ри сво­ей княжне Наста­сье со вну­кою пять­де­сят руб­лев, а будет судом Божи­им ею княж­ною Овдотьею26 зго­во­рят замуж, и дядьям ее, а моим детем дать за нею в при­да­ное две­сте руб­лев денег. Да сыну мое­му кня­зю Пет­ру бех­те­рец навод­ной, да шап­ка реза­ная, да саб­ля с каме­ньем, да саб­ля ж оправ­ная по зеле­но­му хозу, да саб­ля ж езжа­лая оправ­ная ж, да мушу­кан сереб­рян, да топо­рок турец­кой оправной. 

Да сыну мое­му кня­зю Ива­ну саб­ля с каме­ньем же, да саб­ля оправ­ная по бело­му хозу, да ево ж сабель­ка, а моя езжа­лая. Да27 зятю мое­му кня­зю Ива­ну Прон­ско­му да сыну мое­му кня­зю Ива­ну — була­ва сереб­ря­ная да чекан сереб­ря­ной, да брус, да что ни есть слу­жи­лой [рух]леди, да бах­те­рец, то все им з бра­том попо­лам разделить]. 

А что полат­ка над выхо­дом сто­ит — кня­и­ни покой­ной рух­лядь, и ту она рух­лядь всю отка­за­ла после сво­е­во живо­та сыну кня­зю Ива­ну, и до той рух­ля­ди нет дела нико­му, а вся та ево рух­лядь в коро­бье нов­го­родц­кой и за моею печа­тью. Да те суды сереб­ря­ные, что у мамы ево у Мар­фы, ему ж, кня­зю Ива­ну, а что бар­хат турец­кой куп­лен нынеш­ней зимой, и тот бар­хат куп­лен на княж Ива­но­вы ж день­ги с[ы]новни, и до того бар­ха­ту нико­му дела нет. Да ему ж, кня­зю Ива­ну, золотн[ой] (...) моей по черв­ча­той зем­ле да шуба рудо­жол­тая (л. 433) на чере­вах лисьих, а досталь­ные раз­де­ли­ти попо­лам. А что будет им не годит­ца, и то им роз­дать по душе моей. 

А живо­тов моих, оприч­но лоша­дей да судов сереб­ря­ных, денег лежа­чих нет ниче­во. А что живо­тов моих, тому кни­ги у [Мура­лея?], а рос­пись у Кири­ла за моею рукою. 

А тело мое мерз­ское поло­жить у Все­ми­ло­сти­ва­го Спа­са в Суз­да­ле, в голо­вах у све­та мое­во у кня­зя Федо­ра Дмитриевича29. А на отпе­ва­нье и на сто­лы пять­де­сят руб­лев. В Покров­ской монастырь30 вкла­ду дват­цать руб­лев, архи­епи­ско­пу трит­цать руб­лев, в Собор31 пять руб­лев, к Еуф­ро­си­нье благоверной32 три руб­ли, к Троице33 два руб­ли, в Олек­санд- ров­ской два рубли34, в Коров­ни­ке к Коз­ме-Домя­ну35 рубль. Все­ми­ло­сти­во­му Спа­су вклад: шуба госу­да­ре­ва жало­ван­ная на собо­лях золот­ная, да фере­зея моя тем­но-синяя с образ­ца­ми, да куб­ков третих36 на постав­це сто­ит, да чар­ка моя пут­ная новая, да лоша­дей: жере­бец гнед, что куп­лен у Мат­вея Сверчкова37, да конь рыж бело­го­родц­кой, да ино­хо­дец бур, что куп­лен в Пере­слав­ле, да сто руб­лев денег, да дват­цать кобы­лиц, ис пурец­ких десять, из лучин­ских десять же. Да в Дом Живо­на­чаль­ной Тро­и­цы в Сер­ги­ев мона­стырь сто руб­лев да кан­чер сереб­ря­ной. Да пять­де­сят руб­лев в Чюдов мона­стырь, дват­цать руб­лев на Симо­нов, пят­нат- цать руб­лев к Спа­су, пят­нат­цать же руб­лев в Бого­яв­лен­ской мона­стырь, десять руб­лев в Зна­мен­ской мона­стырь, где мате­ри моей мать лежит38, десять рублев39, к Златаусту40 пять руб­лев. В Вели­кой Нов­го­род на Хуты­ню дват­цать руб­лев, да в Онто­ньев мона­стырь трит­цать руб­лев, в Отню пусты­ню десять руб­лев, на Вежи­ца десять руб­лев, на Клопской41 десять руб­лев, в собор нов­го­родц­кой десять руб­лев (л. 434), к Зна­ме­нью пять руб­лев, к Нико­ле на Дво­ри­ща пять руб­лев, в Духо­ве пять руб­лев. Да госу­да­рю мое­му архи­епи­ско­пу Псков­ско­му и Избор­ско­му Левкею42 ино­хо­дец сер, да к Тро­и­це в собор43 пять руб­лев, да в мир­скую избу, где стро­ят церк­ви Божьи, дать пять­де­сят руб­лев. Да к Свир­ско­му чюдо­твор­цу пять­де­сят руб­лев да ино­хо­дец чюбар. Да на Солов­ки по вся­кой год давать вся­ко­во запа­су по их памя­ти по пять­де­сят чети, как я давал, а им пожа­ло­вать меня в сена­дик напи­са­ти. Да к Спа­су в Яро­славль пять­де­сят руб­лев. Да к Мака­рью Жел­то­вод­ско­му чюдо­твор­цу дват­цать руб­лев дати. А все давать к ста­рым моим вкла­дом, тому есть рос­пись моя рука, у Мура­лея лежит. А давать не все день­га­ми — пла­тьем и иною рух­ля­дью, кото­рая детям не при­го­дит­ся, и лошадь­ми. Да в Воло­ди­ме­ре в Роже­стве­ной мона­стырь дать пять кобыл, да к Мака­рью в Пурех пять руб­лев да две лоша­ди. Да во все села в вот­чи­нах и в поме­стьях дати по всем церк­вам по два руб­ли, где боле и дать, а руга им давать по- прежнему. 

А как Бог по мою душу сошлет, отпе­ти надо мною пат­ри­ар­ху и мит­ро­по­ли­ту, а в Суз­да­ле погре­сти архи­епи­ско­пу, а день­ги на отпе­ва­нье и на вынос сто руб­лев, а во всю четы­ре- десят­ни­цу дава­ти по мне нищим трем­стам чело­ве­ком на вся­кой день по день­ге чело­ве­ку. А кабац­ки­ми дохо­ды меня не поми­нать; хотя в то чис­ло зай­мо­вать, а опо­сле пла­тить не из кабац­ких же дохо­дов. А душа моя поми­нать и долг пла­тить имать оброк с Верх­не­во Лан­де­ха, а имать все ден­ги и пла­тить теми день­га­ми долг и душу мою поми­на­ти, а как долг запла­тят и душу мою устро­ят, и ту вот­чи­ну поде­лить пополам. 

Да сыну сво­е­му кня­зю Ива­ну прика(л. 435)зываю мушт­ук боль­шой сереб­ря­ной и с ошей­ни­ком, что с каме­ньем, да сед­ло новое кова­ное, да чепи гре­мя­чие, а кня­зю Пет­ру в то ж чис­ло тако­во ж. А что пять камок лежит с шел­ком вме­сте, и те пять камок мать отка­за­ла ему ж, кня­зю Ива­ну, поло­жить их в князь Ива­но­ву пола­ту. А вну­ку мою княж­ну Анну, буде Бог спо­до­бит закон­но­му бра­ку, и ей дать в при­да­ные вот­чи­на в Медын­ском уез­де с[ело] Луж­ное, а буде Бог по душу сошлет, и та вот­чи­на детем же моим. А кото­рые люди мои кабаль­ные и без­ка­баль­ные на мое имя и на сына мое­го кня­зя Федо­ра, и тем людям дать воля, ничем их не тро­нуть, совсем отпустить. 

А кото­рые люди поже­ни­лись на кре­пост­ных женах детей моих, и те люди детей моих до живо­та. А кото­рые люди кабаль­ные и без­ка­баль­ные у детей моих, и им костью моею не ворох­нуть, жало­вать их т[ак] же, как при мне было. А пова­ры, и хлеб­ни­ки, и [пор]тные масте­ры, и коню­хи кабаль­ные и без­ка­баль­ные, и ста­рин­ные люди, и тем слу­жить по кре­по­стям, а у кого кре­по­стей нет, и тем дать воля, хто х кото[рому] сыну хочет по их живот, а не в веко­веч- ные, оприч Ф[илата], да Юдки з бра­том, да Иваш­ка Бан­щи­ко­ва з бра[том], да Матюш­ки Мигу­на — тех малень­ких дала мать. 

Кня­зю Ивану44 да кня­зю Роману45 шубу виш­не­ву н[а со]болях, что з госу­да­рем в поход езжи­вал. Да кня­зю Ром[анову] сыну46 охо­бень зелен наряд­ной. Да архи­ю­пис­ко­пу Резан­ско­му и Муромскому47 ино­хо­дец мухорт. Да отцу сво­е­му духов­но­му резан­ско­му про­то­по­пу Симе[ону]4* пять рубл­св да охо­бень тем­но­зе­лен, что дее носил, да [фе]рези белый под цвет­ною кам­кою. Да пять руб­лев в собор (л. 436) да на соро­ко­уст сорок алтын. Да в Переславль49 в Спас­ской мона­стырь конь да мерин да соро­ко­усту сорок ал[тын], да по всем церк­вам в Пере­слав­ле соро­ко­усту дать по (...). Да три руб­ли к Пре­до­те­че на коло­кол на Коломне, [впе]ред о чем побью челом детям моим, и им их зде­лать. Да [Ни]коле Зарас­ко­му в собор десять руб­лев. Да на Моск­ву мое­во при­хо­ду к Веденью50 пять руб­лев на все пр[естолы].

Да я ж при­ка­зы­ваю жене сво­ей, чтоб она не поки[ну]ла сына мое­во кня­зя Ива­на, а ему ее име­ти, ч[то] мать свою. Да зде на Москве дать на сорок храмо[в по] соро­ку алтын. 

Да что вот­чи­на моя при­да­ная была за доче­рью моею, за кня­ги­нею Оксе­ньею в при­да­ные дерев­ня Бода­ло­ва, и тою вот­чи­ною владе[ти] детем моим. А что за доче­рью моею за княи- нею Ок[сенье]ю серь­ги яхон­ты боль­шие, да дру­гие серь­ги двой[чаты] лалы да изу­мру­ды, да что оже­ре­лье выку­пил п[...]и51 Морозова52, и тем всем душу ево поми­нал, истр[атил]. А что досталь­но­во мое­во при­да­но­во оже­ре­лья орефид53, да обниз, да запя­стья, да мони­сто, [да] пла­тья мое­во при­да­но­во, и то всей ей бед[ной княи]не Овдотье54. Да что у ней взя­то ожерель[я] серь­ги, а что серь­ги яхон­ты лазо­ре­вы в закла­де [же]ны Морозовы55 во шти­де­ся­ти руб­лях на мои ден­ги, и те серь­ги выку­пить мои­ми день­га­ми и отдать невест­ке моей кня­ине Марфе56. 

А что каба­ки и мостовщи[на] по селам, и то детем моим попо­лам. И что на Холу[е] вар­ни­ца, и тою вар­ни­цою вла­деть кня­зю Ива­ну [с] нею попо­лам, а сест­ре моей кня­ине Дарье соль давать. 

Да отцу сво­е­му духов­но­му чер­ни­гов­ско­му про­то­по­пу Михаилу57 при­ка­зы­ваю ино­хо­дец голуб ногай­ской, шуба моя зеле­ная кам­ча­тая на куни­цах да в соб[ор] (л. 437) к нему ж пять руб­лев денег. Да одно­ко­неч­но детем моим посп[...]5к мель­ни­ца на Копы­тов­ке, и с тою зем­лю, чем князь Пе[тр] вла­дел, по доро­гу зим­нюю и по Тро­ец­кую зем­лю и[...]ду59 Копы- тов­ско­го, что ездят в Крас­ное Село, а з де[...]60тою мел­ни­цу отдать в собор к Успе­нью Пре­чи­стые Богородицы61 [про]топопу з бра­тьею, а им пожа­ло­вать, душу мою помина[ть]. Да на Дол­гу зде­лать чашу трит­цать рублев. 

А что вот[чи]ны пожа­ло­вал я, бла­го­сло­вил детем сво­им име­нем, и им с тех вот­чин дохо­ды зби­рать по себе, а людей сво[их] жало­вать из опчих сво­их вот­чин и ис поме­стей. А кото­рые люди хлеб­ни­ки Иваш­ко Катя да Сень­ка Хны­ка, и те люди сыну мое­му. Да порт­ных [ма]стеров Фом­ка да Тимош­ка Кисель, и те люди ему ж [кня­зю] Пет­ру до ево ж живо­та, а не веко­веч­ные холоп[ы]. А кото­рые люди даны доче­ре моей кня­ине Наста­сье, [Микол]аева дочь, и до той дев­ки жене моей кня­ине Федо­ре де[ла] нет, а дру­гая Мико­ла­е­ва дочь — кня­зю Пет­ру, и до тех д[евок] дела нет же. А что малой мой Вась­ка про­зви­ще Ганя, ево при­ка­зы­ваю жене сво­ей кня­ине Федо­ре, а будет он ей не пона­до­бит­ца, и ево при­ка­зать в Спасск[ой] монастырь62 в слуш­ки, чтоб ево свер­стать с доб­ры­ми сл[ушками], и детем моим ево жаловать. 

А что писа­но в сей же [духо]вной вот­чи­на моя, что выкуп­ле­на у Огар­ко­ва, и [ту] вот­чи­ну отдать в Суз­даль, в Спас­ской Еуфи­мьев мона­стырь по [мо]ей душе. Да что я вот­чи­ну взял ис Спас­ско­го мона­сты­ря с[ело] Могу­чее дяди сво­е­го кня­зя Федо­ра Пожарского63, и з[а ту] вот­чи­ну дати детем моим в Спас­ской мона­стырь сто руб­лев [де]нег. Да что я дал из Ниж­не­во Лан­де­ха сель­цо Пест[о]во и з дерев­ня­ми, и те дерев­ни, кото­рые даны из Ланде[ха] дере­вень, сест­ре сво­ей кня­ине Дарье Михай­ловне да пле­мян­ни­ку сво­е­му кня­зю Ива­ну. Да в Ростов­ском уез­де (л. 438) сель­цо Ихин­ское, да в Суз­даль­ском уез­де село Яким[ово], да под Моск­вою дерев­ня Казее­ва, а что лиш­нее [Их]инской за кня­зем Ива­ном в поме­стье зем­ли, и до т[ого] детем моим дела нет. 

А что даны люди мои доче­ри м[оей] кня­ине Наста­сье, — Трень­ка Олек­се­ев, да куп­ле­ные [та]таровя Микиш­ка да Ондрюш­ка про­зви­ще Ело­баш, да Иваш­ка Пане­нок, да Миш­ка про­зви­ще Коч­ка з [же]ною, да дев­ка Дунь­ка, да Анют­ка, да дру­гая Анют[ка], да тре­тяя Анют­ка, да конюх Пет­руш­ка з женою сво­ею с Люб­кою, да порт­ной мастер Олеш­ка прозв[ище] Ширяй­ко, и тем людем слу­жить у зятя мое­во у кня­зя Ива­на и у доче­ри моей по их живот, а не веков[ые] холопи. 

А что купил вот­чи­ну сын мой князь Федор [в Нов]городцком уез­де в Дерев­ской пятине дерев­ня Рахин М[ост] з дерев­ня­ми, и та вот­чи­на сыну мое­му кня­зю Ивану. 

А [что] чело­век мой кабаль­ной Мура­лей Крав­цов женат на моей старин[ной] дев­ке на Гав­ри­ло­ве вну­ке Тихо­но­вой доче­ри, и он кре­пок мне и детем моим, и я ево отпу­щаю к жене сво­ей кня­ине Федо­ре по ее живот, а по[сле] ее живо­та дать ему воля. А будет не похоч[ет] к жене моей, и он кре­пок детем моим. 

А жену свою кня­и­ню Федо­ру и детей сво­их кня­зя Пет­ра да кня­зя Ив[а]на при­ка­зы­ваю бояри­ну Федо­ру Ива­но­ви­чи) Ше[ре]метеву, а душу свою поми­нать сест­ре сво­ей кня­ине Дарье Михай­ловне да жене сво­ей кня­ине Федо­ре да детем сво­им кня­зю Пет­ру да кня­зю Ива­ну, да отцу сво­е­му духов­но­му чер­ни­гов­ско­му про­то­по­пу Михайлу. 

А двор мой мос­ков­ской детем моим раз­де­лить попо­лам по ста­рую пола­ту, а новые пола­ты, что зде­ла­ны, те кня­зю Пет­ру — и повар­ня, и хлеб­ня, и басм[ан](л. 439)ная изба, и жит­ни­ца. А сыну мое­му кня­зю Ива­ну пола­ты, где я жил, и кня­и­ни­ны пола­ты, и ста­рые пола­ты, и кои у ворот пола­ты, и лед­ни­ки. А кня­зю Пет­ру делать себе лед­ни­ки тако­вы ж соп­ча. А погреб, что под ста­рою пола­тою, ему ж, кня­зю Петру. 

А хто будет мимо сей моей духов­ной ста­нет делать неправ­ду, мимо мое­во при­ка­зу, и тово Бог судит со мною в буду­щем веку. А у сей моей духов­ной сидел отец мой духов­ной чер­ни­гов­ской про­то­поп Михай­ло, а духов­ную [пи]сал Мос­ков­ско­го Суд­но­го при­ка­зу подья- чей Исай­ко Нефедов64. 

Далее в столб­це сле­ду­ет: «А у под­лин­ной духов­ной наза­ди при­пи­са­но по сста­вом: рука бояри­на кня­зя Дмит­рея Михай­ло­ви­ча Пожар­с­ко­ва да Чер­ни­гов­ско­во собо­ру про­то­по­па Михай­ла. Да сви­де­тель­ство велико[го] гос­по­ди­на свя­тей­ше­го Иоси­фа, пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Русии: «Сми­рен­ный Иосиф, Божи­ею мило­стию пат­ри­арх Мос­ков­ский и всеа Русии»».

Ори­гі­нал: РГА­ДА, ф. 1209, столб­цы по Н. Нов­го­ро­ду, стб. 604/20965, ч. Ill, л. 427–439.

Пуб­ліка­ція: Пуб­ли­ка­ции под­го­тов­ле­на Ю.М. Эскиным.

(Рос­сий­ский госу­дар­ствен­ный архив древ­них актов)
Примечания
1 Духов­ная пред­ва­ря­ет­ся запи­сью (на л. 426) о ее предъ­яв­ле­нии в Помест­ном при­ка­зе: «Да столь­ник князь Петр да князь Иван Пожар­ские поло­жи­ли отца сво­е­го князь Дмит­рея Михай­ло­ви­ча Пожар­ско­во духов­ную, а та духов­ная сви­де­тель­ство­ва­на вели­ким гос­по­ди­ном свя­тей­шим пат­ри­ар­хом Иоси­фом Мос- ков­ским и всея Русии. И с тое у них духов­ные взят спи­сок сло­во в сло­во, а под­лин­ная духов­ная, спра­ва со спис­ком, отда­на им, кня­зю Пет­ру да кня­зю Ива­ну. И в спис­ке духов­ной пишет».
2 Купец­кая пала­та до 1640‑х гг., веро­ят­но, — отде­ле­ние При­ка­за Боль­шой каз­ны. Слу­жив­шие в ней по выбо­ру куп­цы зани­ма­лись реа­ли­за­ци­ей «указ­ных това­ров» (пуш­ни­на и т.д.) и закуп­кой за рубе­жом золо­та и сереб­ра. Позд­нее, види­мо, нахо­ди­лась в соста­ве Сибир­ско­го при­ка­за (РГА­ДА, ф. 141, 1634 г.. № 79, л. 81- 82; П о п о в Н.А. Вопрос о При­ка­зе купец­ких дел // ЖМНП. 1889. № 2).
3 Здесь — При­каз Боль­шой казны.
4 Матюш­кин Иван Пав­ло­вич — дум­ный дво­ря­нин, муж сест­ры цари­цы Евдо­кии — Федо­сьи Лукья­нов­ны Стреш­не­вой. В 1634/35–1661/62 гг. воз­глав­лял При­каз Боль­шой каз­ны (Бого­яв­лен­ский С.К. При­каз­ные судьи XVII века. М.; Л., 1946).
5 Хар­ла­мов Андрей Ива­но­вич — нов­го­род­ский купец, с 1622 гг. гость, умер в 1638 г. (Г о л и к о — в а Н.Б. При­ви­ле­ги­ро­ван­ные купе­че­ские кор­по­ра­ции Рос­сии XVI — пер­вой чет­вер­ти XVIII в. Т. 1. М„ 1998. С. 88, 95).
6 Тру­бец­кой Алек­сей Ники­тич, кн. — боярин. Упом. в 1618–1662 гг. (Двор­цо­вые раз­ря­ды... Т. I—IV. СПб., 1850–1855. Далее: ДР).
7 Коро­бьин Про­ко­фий Васи­лье­вич — столь­ник. Упом. в ДР в 1624–1643 гг.
8 Гле­бов Дани­ла Мои­се­ев — дво­ря­нин. Упом. в ДР в 1638–1639 гг. С его отцом, Мои­се­ем Федо­ро­ви­чем Гле­бо­вым Д.М. Пожар­ский слу­жил в При­ка­зе сбо­ра пятой день­ги ( Акты Архео­гра­фи­че­ской экс­пе­ди­ции. Т. III. СПб., 1836. С. 310–312).
9 Язве­цов Иван Жуков (Ива­нов) — пат­ри­ар­ший чаш­ник. Упом. в ДР в 1628–1631 гг.
10 Пожар­ский Петр Дмит­ри­е­вич, кн. — столь­ник, стар­ший сын Д.М. Пожар­ско­го. Упом. с 1621 г. Умер в 1647 г. (С а в е л о в Л.М. Кня­зья Пожар­ские // Лето­пись Исто­ри­ко-родо­слов­но­го обще­ства. Вып. I. М., 1906).
11 Пожар­ский Иван Дмит­ри­е­вич, кн. — столь­ник. Млад­ший сын Д.М. Пожар­ско­го. В служ­бе с 1644 г., умер 15 фев­ра­ля 1668 г. (С а в е л о в Л.М. Указ, соч.; К урга­но­ва Н.М. Над­гроб­ные пли­ты из усы­паль­ни­цы кня­зей Пожар­ских и Хован­ских в Спа­со-Евфи­мье­вом Суз­даль­ском мона­сты­ре // Памят­ни­ки куль­ту­ры. Новые откры­тия. 1993. М„ 1994. С. 397–403).
12 Кура­кин Иван Васи­лье­вич, кн. — столь­ник. Сын стар­шей доче­ри Д.М. Пожар­ско­го Ксе­нии и кн. Васи­лия Семе­но­ви­ча Кура­ки­на. Упом. в ДР в 1633/34–1639/40 гг., к 1642 г., види­мо, уже умер (Са в е л о в Л.М. Указ, соч.; Архив кня­зя Ф.А. Кура­ки­на. СПб., 1890. С. 358–359).
13 Так в тек­сте. Воз­мож­но, сле­ду­ет: Гриш[у] Шкеля.
14 Шере­ме­тев Федор Ива­но­вич — боярин, фак­ти­че­ский гла­ва пра­ви­тель­ства на рубе­же 1630–1640‑х гг.
15 Прон­ский Иван Пет­ро­вич, кн. — столь­ник, чаш­ник, боярин. Упом. в ДР в 1624/25–1675/76 гг.
16 Прон­ская Ана­ста­сия Дмит­ри­ев­на — сред­няя дочь Д.М. Пожарского.
17 Смысл сло­ва неясен; воз­мож­ны дру­гие про­чте­ния: «Быст­ри­на» или «выстро­е­на».
18 Гун­до­ров Гав­ри­ла Ива­но­вич (Бог­да­но­вич), кн. — стряп­чий с пла­тьем. Упом. в бояр­ских кни­гах в 1627— 1631 гг. (И в а н о в П.И. Алфа­вит­ный ука­за­тель фами­лий и лиц, упо­ми­на­е­мых в бояр­ских кни­гах... М., 1853).
19 Веро­ят­но, вла­ди­мир­ский Рож­де­ствен­ский монастырь.
20 Огар­ков Евсе­вий Гри­го­рье­вич — стряп­чий. Упом. в ДР в 1638/39 г., зять кн. Г.И. Гундорова.
21 Пожар­ская Анна Пет­ров­на, кнж. — дочь кн. П.Д Пожар­ско­го. В пер­вом бра­ке (1653 г.) — кня­ги­ня Реп­ни­на, во вто­ром (1655 г.) — Мило­слав­ская. Умер­ла до 1669 (?) г. (С а в е л о в Л.М. Указ. соч.).
22 Хован­ский Иван Ники­тич, кн. — боярин, сын сест­ры Д.М. Пожар­ско­го Дарьи и кн. Ники­ты Андрее- вича Хован­ско­го. Упом. в ДР в 1623–1656 гг. (С а в е л о в Л.М. Указ, соч.; Кур­га­но­ва Н.М. Указ. соч.).
23 Лыков Иван Федо­ро­вич, кн. — столь­ник, муж млад­шей доче­ри Д.М. Пожар­ско­го Еле­ны, тро­ю­род­ный брат недру­га Д.М. Пожар­ско­го кн. Б.М. Лыко­ва. Упом. в ДР в 1625–1658 гг. (С а в е л о в Л.М. Указ, соч.; Л оба­нов-Ростов­ский А.Б. Рус­ская родо­слов­ная кни­га. Т. 1. СПб., 1895. С. 8).
24 Лыко­ва Еле­на Дмитриевна.
25 Хован­ская Дарья Михай­лов­на умер­ла после 1642 г. (С а в е л о в Л.М. Указ, соч.; Кур­га­но­ва Н.М. Указ. соч.).
26 Прон­ская Авдо­тья Ива­нов­на — дочь кня­ги­ни Ана­ста­сии Дмит­ри­ев­ны Прон­ской (С а в е л о в Л.М. Указ. соч.).
27 В тек­сте оши­боч­но: Ля.
28 По-види­мо­му, Мура­лей Крав­цов, кабаль­ный чело­век Д.М. Пожар­ско­го, ско­рее все­го его ключ­ник (л. 436, 438).
29 Пожар­ский Федор Дмит­ри­е­вич, кн. — столь­ник, сред­ний сын Д.М. Пожар­ско­го. Упом. в ДР в 1626- 1631 гг.
30 Суз­даль­ский Покров­ский жен­ский монастырь.
31 Суз­даль­ским архи­епи­ско­пом в 1634–1653 гг. был Сера­пи­он, ранее, в 1618–1634 гг., игу­мен Толг­ско­го мона­сты­ря (Стро­ев П.М. Спис­ки иерар­хов и насто­я­те­лей мона­сты­рей Рос­сий­ской церк­ви. СПб., 1877. С. 344, 656); Собор — суз­даль­ский Рождественский.
32 Суз­даль­ский Ризо­по­ло­жен­ский Евфро­си­ньев­ский жен­ский монастырь.
33 Суз­даль­ский Тро­иц­кий жен­ский мона­стырь (Стро­ев П.М. Указ. соч. С. 702).
34 Суз­даль­ский Алек­сан­дров­ский Воз­не­сен­ский жен­ский мона­стырь. (Там же. С. 702).
35 Цер­ковь Кос­мы и Дами­а­на в Суз­да­ле, в с. Коров­ни­ки Спа­со-Евфи­мье­ва мона­сты­ря. Извест­на с 1550 г. (Акты Спа­со-Евфи­мье­ва мона­сты­ря 1506–1608 гг. М., 1998. С. 198; Вла­ди­мир­ский сбор­ник / Сост. К. Тихо­нра­вов. М., 1857. С. 128).
36 Смысл не вполне ясен.
37 Сверч­ков Мат­вей Ива­но­вич — купец мос­ков­ской гости­ной сот­ни. Упом. в 1633–1647 гг. (Голи­ко­ва Н.Б. Указ. соч. С. 131, 285).
38 Мос­ков­ский Зна­мен­ский мона­стырь. Судя по ука­за­нию на захо­ро­не­ние там баб­ки Д.М. Пожар­ско­го, цер­ковь суще­ство­ва­ла мно­го рань­ше осно­ван­но­го толь­ко после Сму­ты монастыря.
39 В тек­сте либо повтор слов, либо про­пуск назва­ния еще одно­го монастыря.
40 Види­мо, мос­ков­ский Зла­то­устов­ский монастырь.
41 Вкла­ды Д.М. Пожар­ско­го в нов­го­род­ский Клоп­ский мона­стырь отме­че­ны в его опи­си (Мака­рий, архим. Архео­ло­ги­че­ское опи­са­ние древ­но­стей в Нов­го­ро­де. М., 1860. С. 477).
42 Лев­кий — архи­епи­скоп Псков­ский и Избор­ский (1634–1649), ранее архи­манд­рит мос­ков­ско­го Симо­но­ва мона­сты­ря (1620–1634). В 1632 г. ведал вме­сте с Д.М. Пожар­ским При­ка­зом сбо­ра пятой день­ги (С т р о е в П.М. Указ. соч. С. 151, 380; ААЭ. Т. III. С. 310–312; Рус­ский био­гра­фи­че­ский сло­варь. Т. «Лаб­зи­на- Ляшен­ко». СПб., 1914).
43 Псков­ский Тро­иц­кий кафед­раль­ный собор.
44 Неяс­но, кто это. Вряд ли речь идет о сыне Д.М. Пожар­ско­го Иване, так как его наслед­ствен­ное иму­ще­ство подроб­но рас­пи­са­но выше.
45 Воз­мож­но, кн. Роман Пет­ро­вич Пере­лы­га Пожар­ский, чет­ве­ро­ю­род­ный брат Д.М. Пожар­ско­го. Изве­стен в 1613–1636 гг. (С а в е л о в Л.М. Указ. соч.).
46 Воз­мож­но, кн. Семен Рома­но­вич Пожар­ский, околь­ни­чий, изве­стен в 1634 г., погиб в 1659 г. (Там же).
47 Мои­сей — архи­епи­скоп Рязан­ский и Муром­ский в 1638–1651 гг., ранее — про­то­поп мос­ков­ско­го Бла­го­ве­щен­ско­го собо­ра (Стро­ев П.М. Указ. соч. С. 415).
48 Веро­ят­но, Симе­он Михай­лов, про­то­поп рязан­ско­го Успен­ско­го собо­ра, извест­ный с 1634 г. В 1642 г. там уже дру­гой про­то­поп (Мака­рий, архим. Сбор­ник цер­ков­но-исто­ри­че­ских и ста­ти­сти­че­ских све­де­ний о Рязан­ской епар­хии. М., 1883. С. 199).
49 Здесь — Рязань (Пере­славль-Рязан­ский). 50 Цер­ковь Вве­де­ния на Сре­тен­ке (Лубян­ке) в Москве.
51 Утра­та 3–5 знаков.
52 Воз­мож­но, боярин Васи­лий Пет­ро­вич Моро­зов, дед вто­рой жены Д.М. Пожар­ско­го (Вклад­ная кни­га Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мона­сты­ря. М., 1987. Л. 517 об.). 53 Зна­че­ние сло­ва неясно.
54 Веро­ят­но, сле­ду­ет: «Оксе­нье».
55 Воз­мож­но, жена В.П. Моро­зо­ва, баб­ка вто­рой жены Д.М. Пожарского.
56 Невест­ка Д.М. Пожар­ско­го, кня­ги­ня Мар­фа Семе­нов­на Пожар­ская, вто­рая жена кн. П.Д. Пожар­ско­го Гаве­лов Л.М. Указ. соч.).
57 Види­мо, про­то­поп собо­ра св. Миха­и­ла Чер­ни­гов­ско­го и его бояри­на Федо­ра, рас­по­ла­гав­ше­го­ся в 1578— 1774 гг. в Тай­ниц­кой башне Мос­ков­ско­го Крем­ля (С квор­цов Н.А. Мате­ри­а­лы по Москве и Мос­ков­ской епар­хии за XVIII в. М., 1911. Вып. 1. С. 15–17). 5Х-60 у тра­ты 3–5 знаков.
61 Мос­ков­ский Успен­ский собор.
62 Види­мо, Спа­со-Евфи­мьев монастырь.
63 Види­мо, кн. Федор Ива­но­вич Пожар­ский, тро­ю­род­ный дядя Д.М. Пожар­ско­го. Упом. в 1568/69—1575 гг. (С а в е л о в Л.М. Указ. соч.).
64 Исай­ко (Исач­ко) Нефе­дов (Дуби­нин) — подья­чий Мос­ков­ско­го суд­но­го при­ка­за, в даль­ней­шем дьяк. Упом. в 1632/33–1667/68 гг. (Весе­лов­ский С.Б. Дья­ки и подья­чие XV-XVII вв. М., 1975). Д.М. Пожар­ский ведал Мос­ков­ским суд­ным при­ка­зом в 1636–1637 и в 1640 гг., и И. Нефе­дов был ему, види­мо, изве­стен лично. 

Інформації про печатки немає

Релятівні категорії документів

Релятівні генеалогії

Всі кате­горії документів