1628 г. декабря 13–1629 г. марта 31. Дело о записи за князьями Юрием Фёдоровым сыном и Андреем Михайловым сыном — Волконскими по челобитной и данной душеприказчиков окольничего князя Григория Константиновича, князя Фёдора Иванова сына и князя Фёдора Фёдорова сына — Волконских выслуженной вотчины их брата и дяди князя Ивана Фёдорова сына Волконского половины сельца Чернцы с деревнями и пустошами в Опольском стане Суздальского уезда.

(Л. 574) 137-го декаб­ря в 13 день. В Помес­ном при­ка­зе бояри­ну кня­зю Ондрею Васи­лье­ви­чю Ситц­ко­му да Яко­ву Михай­ло­ви­чю Бобо­ры­ки­ну да дья­ком Неупо­кою Кокош­ки­ну да Вене­дик­ту Махо­ву, да Баже­ну Сте­па­но­ву князь Юрьи княж Федо­ров сын да князь Ондрей княж Михай­лов сын Вол­кон­ские пода­ли чело­бит­ную и в чело­бит­ной пишет. 

Царю госу­да­рю и вели­ко­му кня­зю Миха­и­лу Федо­ро­ви­чю всеа Русии бьют челом холо­пи твои Юшка княж Федо­ров сын да Ондрюш­ка княж Михай­лов сын Волконские. 

В про­шлом, госу­дарь, (Л. 574 об.) во 134‑м году судом божи­им бра­та мое­го Юшки­на род­но­во, а мое­го Ондрюш­ки­на дяди князь Ива­на князь Федо­ро­ва сына Вол­кон­ско­го не ста­ло, а твое цар­ское жало­ва­нье вот­чи­ны за ним было выслу­же­ные за царя Васи­лье­во мос­ков­ское осад­ное сиде­нье да за коро­ле­ви­че­во мос­ков­ское осад­ное сиде­нье в Суз­дал­ском уез­де в Опол­ском ста­ну поло­ви­на сел­ца Чер­не­ца з дерев­ня­ми и с пустош­ми две­сте шез­де­сят чети, и той, госу­дарь, сво­ей вот­чи­ны за коро­ле­ви­че­во сиде­нья отка­зал мне, холо­пу тво­е­му Юшке, (Л. 575) брат мой князь Иван дерев­ню Хмел­ни­ки сорок чети, а две­сте дват­цать чети вла­де­ла по заму­же­ство жена бра­та мое­во по свое заму­же­ство, и ныне, госу­дарь, невест­ка наша вышла замуж. Мило­сти­вый госу­дарь царь и вели­кий князь Михай­ло Федо­ро­вичь всеа Русии пожа­луй нас, холо­пей сво­их, теми бра­та мое­во род­но­го, а мое­во Ондрюш­ки­на дяди род­но­го вот­чи­на­ми дву­сот дват­ца­т­ми чет­ми по сво­е­му госу­дар­ско­му уло­же­нью, царь госу­дарь сми­луй­ся, пожалуй. 

(Л. 575 об.) А что за княж Юрье­вым бра­том, а княж Ондре­евым дядею за кня­зем Ива­ном Вол­кон­ским было из его ж поме­сья за мос­ков­ское осад­ное сиде­нье царя Васи­лья и коро­ле­ви­че­ва при­хо­ду и о чем госу­да­рю царю и вели­ко­му кня­зю Миха­и­лу Федо­ро­ви­чю всеа Русии бьют челом. 

И князь Юрьи да князь Ондрей Вол­кон­ские поло­жи­ли на те княж Ива­но­вы вот­чи­ны Вол­кон­ско­го две госу­да­ре­вы жало­вал­ные вот­чин­ные гра­мо­ты 130-го году за при­пи­сью дья­ка Ива­на (Л. 576) Гря­зе­ва и с тех гра­мот взя­ты у них спис­ки сло­во в сло­во за его князь Юрье­вою рукою, а под­лин­ные гра­мо­ты спра­вя отда­ны им назад и в спис­ках з гра­мот пишет. 

Божи­ею мило­стию мы вели­кий госу­дарь царь и вели­кий князь Михай­ло Федо­ро­вичь всеа Русии само­дер­жец сове­то­вав с отцем сво­им вели­ким госу­да­рем свя­тей­шим пат­ри­ар­хом Фила­ре­том Ники­ти­чем Мос­ков­ским и всеа Русии по сво­е­му цар­ско­му мило­сер­до­му осмот­ре­нью пожа­ло­ва­ли есмя кня­зя Ива­на Федо­ро­ви­ча Вол­кон­ско­го ево ж вот­чи­ною, что ему дано во 128‑м году за царя Васи­лье­во мос­ков­ское осад­ное сиде­нье в вот­чи­ну из ево ж ис ста­ро­во поме­стья и жало­вал­ная гра­мо­та на ту вот­чи­ну дана в про­шлом во 128‑м году, а в той жало­вал­ной гра­мо­те, како­ва ему дана в про­шлом во 128‑м году напи­са­но: пожа­ло­ва­ли есмя за ево служ­бы, что он при царе Васи­лье памя­туя Бога и Пре­чи­стую Бого­ро­ди­цу и мос­ков­ских чюдо­твор­цов, будучи в Мос­ков­ском госу­дар­стве в нуж­ное и при­скорб­ное (Л. 577) вре­мя за веру кре­стьян­скую и за свя­тыи божии церк­ви и за всех пра­во­слав­ных кре­стьян про­тив вра­гов наших пол­ских и литов­ских людей и рус­ких воров, кото­рые Мос­ков­ское госу­дар­ство до кон­ца хоте­ли разо­ри­ти и веру кре­стьян­скую попрать, а он, князь Иван, будучи на Москве в оса­де про­тив тех вра­гов наших сто­ял креп­ко и муже­ствен­но, и к царю Васи­лью и к Мос­ков­ско­му госу­дар­ству мно­гую служ­бу и дород­ство пока­зал, голод и во всем оску­де­нье и вся­кую осад­ную нужу тер­пел мно­гое вре­мя, а на воров­скую пре­лесть и сму­ту ту ни на кото­рую не пок­сил­ся, (Л. 577 об.) сто­ял в твер­до­сти разу­ма сво­е­во креп­ко и непо­ко­ле­би­мо безо вся­кие шато­сти, и от тое креп­кие служ­бы и от креп­ко­во осад­но­во сиде­нья пол­ские и литов­ские люди и рус­кие воры от Моск­вы ото­шли и напе­ред сево за те служ­бы за царя Васи­лье­во мос­ков­ское осад­ное сиде­нье дано ему с помес­но­го ево окла­ду с пяти­сот чети со ста чети по дват­ца­ти чети, ито­го сто чети, из ево же из ста­ро­во поме­сья в Суз­дал­ском уез­де в Опол­ском ста­ну поло­ви­ною села Чер­нец, дерев­нею Ломы, дерев­нею (Л. 578) Филип­ко­вою, дерев­нею Сос­нов­ки, в деревне в Вау­лин­ской в вот­чи­ну со все­ми уго­дьи, а в них по про­тив­ню с пис­цо­вых книг, каков про­ти­вень при­слан во 128‑м году ис При­ка­зу Бол­шо­го двор­ца за при­пи­сью дья­ка Семе­на Сам­со­но­ва с книг писма и меры Луки Ново­сил­цо­ва 92-го году в полу­се­ле Черн­цах и в дерев­нях напи­са­но паш­ни сто две чети в поль, а в дву по тому ж, и пере­шло у него в той вот­чине сверх наше­го ука­зу лиш­ка две чети, и тот пере­ход остав­лен за ним же в поме­сье да бол­ших пис­цов и мер­щи­ков, а как будут в Суз­да­ле (Л. 578 об.) бол­шие пис­цы и мер­щи­ки, и они тое ево вот­чи­ну от помес­ные зем­ли отме­жу­ют и учи­нят за ним вот­чин­ную зем­лю сря­ду с одно­во, а помес­ную по тому ж с ряду с одново. 

И ныне мы вели­кий госу­дарь царь и вели­кий князь Михай­ло Федо­ро­вич всеа Русии и отец наш вели­кий госу­дарь свя­тей­ший пат­ри­арх Фила­рет Ники­тич Мос­ков­ский и всеа Русии царя Васи­лье­вых жало­вал­ных гра­мот и тех, кото­рые за царя Васи­лье­во осад­ное сиде­нье по наше­му ука­зу дава­ны наши гра­мо­ты при нашей цар­ской дер­жа­ве слу­ша­ли и в тех преж­них (Л. 579) жало­вал­ных гра­мо­тах про те вот­чи­ны по царя Васи­лье­ву уло­же­нью напи­са­но не креп­ко, не про­тив наше­го цар­ско­го жало­ва­нья нынеш­ня­го ука­зу, что по наше­му цар­ско­му мило­сер­до­му при­зре­нью дава­ны вот­чи­ны бояром нашим и вся­ких чинов людем за осад­ное сиде­нье, кото­рые нам вели­ко­му госу­да­рю в оса­де слу­жи­ли, с нами на Москве в оса­де сиде­ли в при­ход пол­ско­го коро­ле­ви­ча Вла­ди­сла­ва, и того в тех жало­вал­ных гра­мо­тах за царя Васи­лье­ву оса­ду, что ему та вот­чи­на вол­но про­дать и зало­жить и в при­да­ные, и в мона­стырь по душе до выку­пу (Л. 579 об.) дать, не напи­са­но, а напи­са­но тол­ко, что тот, кому та вот­чи­на за служ­бу дана, и дети, и вну­ча­та ево вол­ны, а х кото­рой мере та воля напи­са­на и вол­но ль им та вот­чи­на про­дать и зало­жить, и в при­да­ные, и в мона­стырь по душе дать, и о том ни о чем в царя Васи­лье­вых гра­мо­тах имян­но не написано. 

И мы вели­кий госу­дарь царь и вели­кий *князь*1 Михай­ло Федо­ро­вич всеа Русии само­дер­жец и отец наш вели­кий госу­дарь свя­тей­ший пат­ри­арх Фила­рет Ники­тичь Мос­ков­ский и всеа Русии, ока­зуя свою госу­дар­скую ко всем (Л. 580) людем совер­ше­ную милость, пожа­ло­ва­ли ево кня­зя Ива­на за ту царя Васи­лье­ву мос­ков­скую оса­ду, ука­за­ли ту вот­чи­ну, что ему дана из ево ж поме­сья при царе Васи­лье и при нас вели­ком госу­да­ре, попол­нить и под­кре­пить новою нашею цар­скою жало­вал­ною гра­мо­тою, и по нашей цар­ской мило­сти вла­де­ти ему тою вот­чи­ною по тому ж, как напи­са­но в нынеш­них жало­вал­ных гра­мо­тах, кото­рые по наше­му ука­зу на вот­чи­ны дава­ны бояром нашим и вся­ких чинов людем за их к нам служ­бы и за мос­ков­ское осад­ное сиде­нье коро­ле­ви­че­ва при­хо­ду, и в сей нашей нынеш­ней цар­ской (Л. 580 об.) жало­вал­ной гра­мо­те ука­за­ли есмя нашу госу­дар­скую милость объ­яви­ти имян­но в той вот­чине. что дана ему кня­зю Ива­ну за царя Васи­лье­ву оса­ду ис ста­ро­го ево поме­сья, он князь Иван и ево дети и вну­ча­та, и пра­вну­ча­та вол­ны, и вол­но ему и ево детем, и вну­ча­там, и пра­вну­ча­там та вот­чи­на про­да­вать и зало­жить, и в при­да­ные, и в мона­стырь по душе до выку­пу дать, а хто будет роду ево тое вот­чи­ну из мона­сты­ря похо­чет выку­пить, и ему та вот­чи­на выку­пать ценою по наше­му госу­дар­ско­му ука­зу про­тив дач, скол­ко в ней, даче, чет­верт­ные паш­ни (Л. 581) напи­са­но будет, а дать за четь по пол­тине, а будет про­дасть в чюжой род, а хто будет роду ево захо­чет тое вот­чи­ну выку­пить, и ему выку­пать по преж­не­му уло­же­нью как родо­вые и куп­ле­ные вот­чи­ны выку­па­ют, а будет у него роду не оста­нет­ца или оста­нет­ца, а выку­пать не похо­тят, и та вот­чи­на из мона­сты­ря взя­ти на нас, а ден­ги в мона­стырь дати за нее из нашие каз­ны по той же цене по пол­тине за четь, а в мона­стырь та вот­чи­на по преж­не­му наше­му уло­же­нью не креп­ка, а будет у него детей и роду не оста­нет­ца, а оста­нет­ца одна жена, и жене тою вот­чи­ною вла­деть (Л. 581 об.) без него по свой живот и после сво­е­во живо­та та вот­чи­на для мяжня2 и сво­е­го помин­ка отдать в мона­стырь до выку­пу, а из мона­сты­ря та вот­чи­на выку­пить на нас, а дать за нее из нашие каз­ны ден­ги по пол­тине за четь, а будет после ево жена ево учнет сидеть во вдо­вах или постри­жет­ца, и та вот­чи­на вол­но про­дать и зало­жить, а будет жена ево оста­нет­ца без­дет­на, а вдов­ством сидеть или пост­рит­ца не похо­чет, а пой­дет замуж, и та вот­чи­на взя­ти на нас в помес­ные зем­ли, а мужа ее по душе на поми­нок за ту вот­чи­ну дать из нашие (Л. 582) каз­ны ден­ги про­тив того, как из мона­сты­ря ука­за­но выку­пать, а жени­ха ее пожа­лу­ем мы вели­кий госу­дарь ис тое вот­чи­ны в поме­стье по сво­е­му цар­ско­му раз­смот­ре­нью, что дове­дет­ца. Писан наше­го госу­дар­ства в царь­ству­ю­щем гра­де Москве лета 7130-го октяб­ря в 27 день. Под­пись на гра­мо­те дья­ка Ива­на Гря­зе­ва. Справ­ка подья­че­го Миха­и­ла Кле­мен­тье­ва. (Л. 582 об.) Божи­ею мило­стию мы вели­кий госу­дарь царь и вели­кий князь Михай­ло Федо­ро­вичь всеа Русии само­дер­жец пожа­ло­ва­ли есмя кня­зя Ива­на Федо­ро­ви­ча Вол­кон­ско­го за ево к нам и ко все­му Мос­ков­ско­му госу­дар­ству пря­мую служ­бу, как в про­шлом во 126‑м году при­шол под наше госу­дар­ство под цар­ству­ю­щей град Моск­ву литов­ско­го коро­ля Жиги­ман­тов сын Вла­ди­слав, и во 127‑м году сто­ял он под Моск­вою со мно­ги­ми пол­ски­ми и с литов­ски­ми, и с неметц­ки­ми люд­ми и с чер­ка­сы, и Мос­ков­ско­го госу­дарь­ства вся­ки­ми умыс­лы и пре­ле­стию пре­л­щал, и жесто­ки­ми при­сту­пы (Л. 583) досту­пал и хотел Мос­ков­ское госу­дар­ство взять и разо­рить до осно­ва­нья и церк­ви божии осквер­нить и свя­тую нашу истин­ную непо­роч­ную пра­во­слав­ную кре­стьян­скую веру попрать, а учи­нить свою про­кля­тую ере­ти­че­скую латын­скую веру, а он, князь Иван, памя­туя Бога и Пре­чи­стую Бого­ро­ди­цу и пра­во­слав­ную кре­стьян­скую веру и наше крест­ное цело­ва­нье, с нами вели­ким госу­да­рем царем и вели­ким кня­зем Миха­и­лом Федо­ро­ви­чем всеа Русии на Москве в оса­де сидел и за пра­во­слав­ную кре­стьян­скую веру и за свя­тые божии церк­ви, и за нас вели­ко­го госу­да­ря про­тив коро­ле­ви­че­ва (Л. 583 об.) Вла­ди­сла­ва и пол­ских и литов­ских, и неметц­ких людей, и чер­кас сто­ял креп­ко и муже­ствен­но и на боех, и на при­сту­пех бил­ся неще­дя голо­вы сво­ей и ни на какие коро­ле­ви­че­вы пре­ле­сти не прел­стил­ся, и мно­гую свою служ­бу и прав­ду к нам и ко все­му Мос­ков­ско­му госу­дар­ству пока­зал, и будучи в оса­де во всем оску­де­нье и нужу тер­пел, и коро­ле­вич Вла­ди­слав и гет­ман Хот­ке­ев, и все паны рада пол­ские и литов­ские, и неметц­кие люди, и чер­ка­сы слы­ша наших людей и вое­вод, кото­рые были на Москве и кото­рые (Л. 584) с Моск­вы из оса­ды посла­ны были по горо­дом, видя над собою про­мысл и креп­ко­сто­я­тел­ство, учи­ни­ли з бояры наши­ми и со всею зем­лею Мос­ков­ско­го госу­дар­ства пере­ми­рья из госу­дар­ства наше­го из зем­ли коро­ле­вичь и гет­ман со все­ми пол­ски­ми и с литов­ски­ми, и с неметц­ки­ми люд­ми, и с чер­ка­сы вышел в Лит­ву и в Пол­шу, и горо­ды, кото­рые было поимал, нам вели­ко­му госу­да­рю отдал, и то сде­ла­лось Божи­ею мило­стию и Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы помо­щию и заступ­ле­ни­ем вели­ких мос­ков­ских чюдо­твор­цов и отца наше­го вели­ко­го госу­да­ря свя­тей­ша­го пат­ри­ар­ха Фила­ре­та Ники­ти­ча (Л. 584 об.) Мос­ков­ско­го и всеа Русии, и мате­ри нашие вели­кие ста­ри­цы Мар­фы Ива­нов­ны молит­ва­ми и нашим цар­ским сча­стьем, а бояр наших и вое­вод и вся­ких чинов людей к нам пря­мою служ­бою и раде­ни­ем, и твердостию. 

И за те служ­бы мы вели­кий госу­дарь царь и вели­кий князь Михай­ло Федо­ро­вичь всеа Русии само­дер­жец пожа­ло­ва­ли есмя ево кня­зя Ива­на с помес­но­во ево окла­ду с осми­сот чети со ста чети по дват­ца­ти чети, ито­го сто шез­де­сят чети, ево ж вот­чи­ною, что ему дано во 128м году из ево ж поме­сья в Суз­дал­ском уез­де (Л. 585) в Опол­ском ста­ну дерев­нею Хмел­ни­ки Малые, дерев­нею Сабел­цо­вою, дерев­нею Забо­лот­ною Бол­шою, пусто­шью, что была дерев­ня Фетей­цо­ва, а по про­тив­ню с пис­цо­вых книг, каков при­слан во 128‑м году ис При­ка­зу Бол­шо­го двор­ца за при­пи­сью дья­ка Семе­на Сам­со­но­ва с книг писма и меры Луки Ново­сил­цо­ва 92-го году, в тех дерев­нях и в пусто­ши напи­са­но паш­ни сто шез­де­сят четы­ре чети в поль, а в дву по тому ж, и пере­шло у него в той вот­чине сверх наше­го ука­зу лиш­ка четы­ре чети, и тот пере­ход в пусто­ши, что была дерев­ня Фетей­цо­ва, остав­лен (Л. 585 об.) за ним же в поме­сье. а на ту вот­чи­ну веле­ли есмя ему дать сю нашу царь­скую жало­вал­ную гра­мо­ту за нашею госу­дар­скою крас­ною печа­тью. И по наше­му цар­ско­му жало­ва­нью в той вот­чине он, князь Иван, и ево дети, и вну­ча­та, и пра­вну­ча­та вол­ны и вол­но ему и ево детем, и вну­ча­там, и пра­вну­ча­там та вот­чи­на про­дать и зало­жить, и в при­да­ные, и в мона­стырь по душе до выку­пу дать, а хто будет роду ево тое вот­чи­ну из мона­сты­ря похо­чет выку­пить и им та вот­чи­на выку­пать ценою по наше­му госу­дар­ско­му ука­зу про­тив (Л. 586) дач, скол­ко в ней в даче чет­верт­ные паш­ни напи­са­но, а дать за четь по пол­тине, а будет про­дасть в чюжой род, а хто будет его роду захо­чет тое вот­чи­ну выку­пить, и ему выку­пать по преж­не­му наше­му уло­же­нью, как их родо­вые и куп­ле­ные вот­чи­ны выку­па­ют, а будет у него роду не оста­нет­ца или оста­нет­ца, а выку­пать не похо­тят, и та вот­чи­на из мона­сты­ря взять на нас, а ден­ги в мона­стырь дать за нее из нашие госу­дар­ские каз­ны по той же цене по пол­тине за четь, а в мона­стырь та вот­чи­на по преж­не­му наше­му уло­же­нью не креп­ка, а тол­ко у него детей и роду не оста­нет­ца, а оста­нет­ца одна жена, (Л. 586 об.) и жене тою вот­чи­ною вла­деть по свой живот и после сво­е­во живо­та та вот­чи­на для мужа сво­е­во и сво­е­во помин­ка отдать в мона­стырь до выку­пу, а из мона­сты­ря та вот­чи­на выку­пить на нас и дать за нее из нашие госу­дар­ские каз­ны ден­ги по пол­тине ж за четь, а будет после ево жена ево учнет сидеть во вдо­вах или постри­жет­ца, и ей та вот­чи­на вол­но про­дать и зало­жить, а будет жена ево оста­нет­ца без­дет­на, а вдов­ством сидеть и пост­рит­ца не похо­чет, а пой­дет замуж, и та вот­чи­на взять на нас в помес­ные зем­ли, а мужа ее по душе за ту вот­чи­ну дать из нашие цар­ские (Л. 587) каз­ны ден­ги про­тив того, как из мона­сты­ря ука­за­но выку­пать, а жени­ха ее пожа­лу­ем ис тое вот­чи­ны в поме­сье по сво­е­му цар­ско­му росмот­ре­нью, что доведетца. 

Писан наше­го госу­дар­ства в царь­ству­ю­щем гра­де Москве лета 7130-го октяб­ря в 27 день. 

Под­пись на гра­мо­те дья­ка Ива­на Грязева. 

Справ­ка подья­че­го Миха­и­ла Клементьева. 

И по госу­да­ре­ве жало­вал­ной вот­чин­ной гра­мо­те 130-го году за кня­зем Ива­ном княж Федо­ро­вым сыном Вол­кон­ским вот­чи­ны, что ему дано из ево ж (Л. 587 об.) поме­сья за мос­ков­ское осад­ное сиде­нье царя Васи­лья с помес­но­го ево окла­ду с пяти­сот чети в Суз­дал­ском уез­де в Опол­ском ста­ну поло­ви­на села Чер­нец, дерев­ня Ломы, дерев­ня Филип­ко­во, дерев­ня Сос­нов­ки, в деревне в Ваулинской. 

А по про­тив­ню с пис­цо­вых книг, каков про­ти­вень при­слан во 128‑м году из При­ка­зу Бол­шо­го двор­ца за при­пи­сью дья­ка Семе­на Сам­со­но­ва с книг писма и меры Луки Ново­сил­цо­ва 92-го году, в полу­сел­це Черн­цах з дерев­ня­ми напи­са­но паш­ни сто две чети в поль, а в дву по тому ж. 

(Л. 588) И пере­шло у него в той вот­чине сверх госу­да­ре­ва ука­зу лиш­ка две чети, и тот пере­ход остав­лен за ним же в поме­сье до бол­ших пис­цов и мер­щи­ков, а как будут в Суз­да­ле бол­шие пис­цы и мер­щи­ки, и они тое его вот­чи­ну от помес­ные зем­ли отме­жу­ют и учи­нят за ним вот­чин­ную зем­лю с ряду с одно­во, а помес­ную по тому же с ряду с одново. 

А по дру­гой госу­да­ре­ве гра­мо­те 130-го ж году за кня­зем Ива­ном княж Федо­ро­вым сыном Вол­кон­ским вот­чи­ны, что ему дано из ево ж поме­сья за мос­ков­ское осад­ное сиде­нье коро­ле­ви­че­ва (Л. 588 об.) при­хо­ду с помес­но­го ево окла­ду с вос­ми­сот чети в Суз­дал­ском же уез­де в Опол­ском ста­ну (дрв) Хмел­ни­ки Малые, (дрв) Сабел­цо­во, (дрв) Забо­лот­ное Бол­шое, пустошь, что была дерев­ня Фетейцово. 

А по про­тив­ню с пис­цо­вых книг, каков при­слан во 128‑м году ис При­ка­зу Бол­шо­го двор­ца за при­пи­сью дья­ка Семе­на Сам­со­но­ва с книг писма и меры Луки Ново­сил­цо­ва 92-го году, в тех дерев­нях и в пусто­ши напи­са­но паш­ни сто шез­де­сят четы­ре чети в поле, (Л. 589) а в дву по тому ж. 

И пере­шло у него в той вот­чине сверх госу­да­ре­ва ука­зу лиш­ка четы­ре чети, и тот пере­ход в пусто­ши, что была дерев­ня Фетей­цо­ва, остав­лен за ним же в поместье. 

А что в тех вот­чи­нах в полу­сел­це и в дерев­нях, и в пусто­ши чет­верт­ные паш­ни порознь. 

И князь Юрьи Вол­кон­ской поло­жил на те вот­чи­ны выпись с пис­цо­вых книг Суз­дал­ско­го уез­да писма и меры Луки Ново­сил­цо­ва с това­ры­щи (Л. 589 об.) 92-го году за при­пи­сью дья­ка Гара­си­ма Мар­те­мья­но­ва, и с тое выпи­си взят у него спи­сок сло­во в сло­во за его княж Юрье­вою рукою, а под­лин­ная выпись спра­вя отда­на ему, кня­зю Юрью, назад, и в спис­ку с выпи­си пишет. 

Спи­сок с выпи­си сло­во в слово. 

Выпись с пис­цо­вых книг Суз­дал­ско­го уез­да писма и меры Луки Заха­рье­ви­ча Ново­сил­цо­ва с това­ры­щи лета 7092-го напи­са­но: село Черн­цы на реке на Ухто­ме, а в нем цер­ковь Архи­стра­тиг Миха­ил да при­дел Свя­тых Апо­стол (Л. 590) Ста­хия, паш­ни попо­вы семь деся­тин в поль, а в дву по тому ж, зем­ля худа, сена дват­цать копен, паш­ни кре­стьян­ские девет­нат­цать деся­тин в поль, а в дву по тому ж, зем­ля худа, сена сорок копен, лесу пашен­но­го две деся­ти­ны да ис поверст­но­го три деся­ти­ны, да у села ж крас­но­го лесу трит­цать деся­тин с полу­де­ся­ти­ною, да под селом же мел­ни­ца на реке на Ухтоме. 

(Дрв) Вау­лин­ская, паш­ни дват­цать одна деся­ти­на в поль, а в дву по тому ж, зем­ля худа, сена трит­цать копен, лесу им дано ис поверс­но­го пол­тре­тьи деся­ти­ны и полчети. 

(Дрв) (Л. 590 об.) Ломы, паш­ни восмь деся­тин в поль, а в дву по тому ж, зем­ля худа, сена пят­де­сят копен, лесу им дано ис поверст­но­го две деся­ти­ны с четью. 

(Дрв) Пест­ре­цо­во, паш­ни осм­нат­цать деся­тин с полу­де­ся­ти­ною в поль, а в дву по тому ж, зем­ля худа, сена дват­цать три коп­ны, лесу им дано ис поверст­но­во две деся­ти­ны с четью. 

(Дрв) Селыш­ка, паш­ни две­нат­цать деся­тин в поль, а в дву по тому ж, зем­ля худа, сена десять копен, лесу им дано ис поверст­но­го две десятины. 

(Дрв) Синеб­рю­хо­во, паш­ни две­нат­цать (Л. 591) деся­тин в поль, а в дву по тому ж, зем­ля худа, сена дват­цать копен, лесу им дано ис поверст­но­го пол­то­ры деся­ти­ны. (Дрв) Ячное, паш­ни осм­нат­цать деся­тин в поль, а в дву по тому ж, зем­ля худа, сена дват­цать копен, лесу им дано ис поверст­но­во две деся­ти­ны с четью. 

(Дрв) Пещур­ко­во, паш­ни дват­цать две деся­ти­ны в поль, а в дву по тому ж, зем­ля худа, сена дват­цать копен, лесу дро­вя­но­го десятина. 

(Дрв) Хмел­ни­ки Малые, паш­ни дват­цать деся­тин в поль, а в дву по тому ж, зем­ля худа. сена сорок копен, лесу по боло­ту десятина. 

(Дрв) Сабел­цо­вы, горе­ла, паш­ни (Л. 591 об.) осм­нат­цать деся­тин в поль, а в дву по тому ж, зем­ля худа, сена дват­цать копен, лесу по боло­ту с леж­нев­ским з Горен­цо­вым вме­сте восмь десятин. 

(Дрв) Забо­лот­ное Малое, паш­ни восмь деся­тин в поль, а в дву по тому ж, зем­ля худа, сена трит­цать копен, лесу им дано ис поверс­но­во две деся­ти­ны с четью. 

(Дрв) Забо­лот­ное Бол­шое, паш­ни дват­цать деся­тин в поль, а в дву по тому ж, зем­ля худа, сена трит­цать копен, лесу им дано ис поверс­но­во четы­ре десятины. 

(Дрв) Филип­ко­во, паш­ни один­нат­цать деся­тин в поль, а в дву (Л. 592) по тому ж, зем­ля худа, сена пять копен, лесу им дано ис поверст­но­во пол­то­ры деся­ти­ны бес полу­че­ти деся­ти­ны да лесу круп­но­во за рекою Филип­ко­вою один­нат­цать десятин. 

(Дрв) Сас­нов­ка, паш­ни две­нат­цать деся­тин в поль, а в дву по тому ж, зем­ля худа, сена десять копен, лесу им дано ис поверст­но­го две деся­ти­ны с четью. 

Пустошь, что была дерев­ня Мих­ни­но, паш­ни пере­ло­гу и порос­ли дват­цать одна деся­ти­на в поль, а в дву по тому ж, зем­ля худа, сена сорок копен, лесу пашен­но­го деся­ти­на да по боло­ту десятина. 

(Пус) (Л. 592 об.) что была дерев­ня Оси­нов­ская, паш­ни пере­ло­гу и порос­ли трит­цать семь деся­тин в поль, а в дву по тому ж, зем­ля худа, сена трит­цать пять копен, лесу пашен­но­го пол­то­ры десятины. 

(Пус) что была дерев­ня Фатей­цо­во, паш­ни паха­ные две деся­ти­ны да пере­ло­гу и с тем, что лесом порос­ло, дват­цать две деся­ти­ны в поль, а в дву по тому ж, зем­ля худа, сена пят­нат­цать копен, лесу пашен­но­го две десятины. 

А межа селу Черн­цам от реки от Ухто­мы вверх по реч­ке по Оксе­нов­ке да попе­рег Чер­но­во озер­ка (Л. 593) и до сос­ны, а на ней грань, а от сос­ны меж­ни­ком под­ле изго­ро­ду на доро­гу к бере­зе, а на ней грань, у нее ямы на четы­ре угла, да доро­гою руб­скою по гра­нем и по ямом, да меж госу­да­ре­ва ост­ро­ва Исто­ми­на лесу Фили­мо­но­ва, да по руб­ской же доро­ге по гра­нем и по ямом к реке к Ухто­ме, да через реку Ухто­му по гра­нем и по ямом тутож руб­скою доро­гою, да через реч­ку через Иев­ку же тою же доро­гою по ямом и по гра­нем ста­рою воло­вою межею до реки Искора­хи, да рекою Иска­ра­хою на низ в реч­ку в Сабил­ку, да Сабил­кою до Ухто­мы Ива­но­вою межою по ямом (Л. 593 об.) и по гра­нем, с кото­ро­го места межа нача­та писать. 

А у под­лин­ной выпи­си при­пись дья­ка Гара­си­ма Мар­те­мья­но­ва. Справ­ка подья­че­го Васи­лья Гав­ри­ло­ва. К сему спис­ку князь Юрьи Вол­кон­ской руку приложил. 

И по сей выпи­си село Черн­цы на реч­ке на Ухто­ме, (дрв) Вау­лин­ская, (дрв) Ломы, (дрв) Пест­ре­цо­во, (дрв) Селыш­ко, (дрв) Синеб­рю­хо­во, (дрв) (Л. 594) Ячное, (дрв) Пещур­ко­во, (дрв) Хмел­ни­ки Малые, (дрв) Сабел­цо­вы горе­ла, (дрв) Забо­лот­ное Малое, (дрв) Забо­лот­ное Бол­шое, (дрв) Филип­ко­во, (дрв) Сос­нов­ка, (пус) что была дерев­ня Оси­нов­ская, (пус) что была дерев­ня Фетейцово. 

И все­го село да 13 дере­вень да 3 пусто­ши, а в них пащ­ни худые зем­ли 301 деся­ти­на с полу­де­ся­ти­ною, а чет­ми име­ет­ца про­тив деся­тин шесть­сот три чети, да цер­ков­ные паш­ни 7 десятин. 

(Л. 594 об.) А по скас­ке кня­зя Юрья Вол­кон­ско­го то де село, дерев­ни и пусто­ши были в вот­чине и в поме­сье за бра­тья­ми ево за кня­зем Ива­ном да за князь Михай­лом княж Федо­ро­вы­ми дет­ми Волконского. 

И госу­да­рю царю и вели­ко­му кня­зю Миха­и­лу Федо­ро­ви­чю всеа Русии князь Миха­и­лу Федо­ро­ви­чю всеа Русии князь Юрьи да князь Ондрей Вол­кон­ские бьют челом. 

В про­шлом де во 134‑м году ево князь Юрье­ва бра­та род­но­го, а кня­зя Ондре­ева дяди род­но­го, кня­зя Ива­на не ста­ло, а госу­да­ре­ва де жало­ва­нья вот­чи­ны (Л, 595) за ним было выслу­же­ные, что ему дано было из его же поме­стья за мос­ков­ское осад­ное сиде­нье царя Васи­лья и за мос­ков­ское осад­ное сиде­нье коро­ле­ви­че­ва при­хо­ду в Суз­дал­ском уез­де в Опол­ском ста­ну поло­ви­на сел­ца Чер­нец з дерев­ня­ми и с пустош­ми две­сте шез­де­сят чети, и ис тое де вот­чи­ны, что ему дано было за мос­ков­ское осад­ное сиде­нье коро­ле­ви­че­ва при­хо­ду, дерев­ню Хмел­ни­ки, а в ней паш­ни сорок чети, его княж Юрьев брат князь Иван отка­зал ему, кня­зю Юрью, а достол­ною де вот­чи­ною на две­сте дват­цать чети вла­де­ла ево князь Юрье­ва бра­та, (Л. 595 об.) а княж Ондре­ева дяди кня­зя Ива­но­ва жена, а ево кня­зя Юрье­ва сно­ха Ондре­ева тет­ка вдо­ва кня­ги­ня Онто­ни­да по заму­же­ство. И ныне де ево князь Юрье­ва сно­ха, а княж Ондре­ева тет­ка вдо­ва кня­ги­ня Онто­ни­да вышла замуж за Мики­ту Сама­ри­на, и госу­дарь б их пожа­ло­вал тое кня­зя Юрье­ва бра­та род­но­го, а князь Ондре­ева дяди род­но­го княж Ива­но­ву вот­чи­ну две­сте дват­цать чети, велел дать им кня­зю Юрью да кня­зю Ондрею в вотчину. 

А по выпи­си с пис­цо­вых книг Луки Ново­сил­цо­ва с това­ры­щи 92-го году (Л. 596) в поло­вине села Чер­нец, в деревне Ломех, в деревне Филип­ко­ве, в деревне Сос­нов­ке, в деревне Вау­лин­ской, кото­рые по госу­да­ре­ве жало­вал­ной вот­чин­ной гра­мо­те 130-го году напи­са­ны в вот­чине за кня­зем Ива­ном Вол­кон­ским за мос­ков­ское осад­ное сиде­нье царя Васи­лья, напи­са­но паш­ни худые зем­ли шез­де­сят одна деся­ти­на с полу­де­ся­ти­ною, а чет­верт­ми сто дват­цать три чети. 

А в деревне Хмел­ни­ках Малых да в деревне Сабел­цо­ве, да в деревне Забо­лот­ной Бол­шой, да в пусто­ши, что была дерев­ня Фетей­цо­ва, кото­рые по госу­да­ре­ве (Л. 596 об.) жало­вал­ной вот­чин­ной гра­мо­те 130-го году напи­са­ны в вот­чине за кня­зем Ива­ном Вол­кон­ским за мос­ков­ское осад­ное сиде­нье коро­ле­ви­че­ва при­хо­ду, напи­са­но паш­ни худые зем­ли восм­де­сят две деся­ти­ны, а чет­ми сто шез­де­сят четы­ре чети в поль, а в дву по тому ж. 

И пере­шло у него в той вот­чине сверх госу­да­ре­ва ука­зу лиш­ка в пусто­ши. что была дерев­ня Фетей­цо­во, четы­ре чети, и тот пере­ход остав­лен за ним же в поме­стье. (Л. 597) 

А по скас­ке кня­зя Юрья Вол­кон­ско­го в госу­да­ре­ве де жало­ван­ной вот­чин­ной гра­мо­те 130-го году напи­са­но за бра­том его за кня­зем Ива­ном в вот­чине за мос­ков­ское осад­ное сиде­нье царя Васи­лья в деревне Вау­лин­ской, и той де дерев­ни Вау­лин­ской за бра­том ево за кня­зем Ива­ном была в вот­чине поло­ви­на, а в ней паш­ни дват­цать одна четь, а дру­гая де поло­ви­на тое дерев­ни Вау­лин­ской была в поме­сье за бра­том ево за кня­зем Миха­и­лом, и в той де полу­де­ревне Вау­лин­ской было за бра­том ево за кня­зем Ива­ном пере­хо­жие паш­ни две чети в поме­стье. (Л. 597 об.) 

Царю госу­да­рю и вели­ко­му кня­зю Миха­и­лу Федо­ро­ви­чю всеа Русии бьет челом холоп твой Юшка Волконской. 

В про­шлом, госу­дарь, во 134‑м году *брата*3 мое­го род­но­го князь Ива­на князь Федо­ро­ва сына Вол­кон­ско­го не ста­ло, а твое госу­да­ре­во жало­ва­нья вот­чи­ны было за ним за мос­ков­ское осад­ное сиде­нье коро­ле­ви­че­ва при­хо­ду в Суз­дал­ском уез­де сто шез­де­сят чети, и той сво­ей вот­чи­ны отка­зал мне, холо­пу тво­е­му, дерев­ню Хмел­ни­ки сорок чети со кре­стья­ны и со вся­ки­ми уго­дьи, и на ту, госу­дарь, дерев­ню по при­ка­зу бра­та мое­го князь (Л. 598) Ива­на при­ка­щи­ки души ево дядья наши окол­ни­чей князь Гри­го­рей Костян­ти­но­вич да князь Федор Ива­но­вич Вол­кон­ские да сын князь Федо­ров князь Федор Вол­кон­ской даную дали за руками. 

Мило­сти­вый госу­дарь царь и вели­кий князь Михай­ло Федо­ро­вичь всеа Русии, пожа­луй меня, холо­па сво­е­го, вели, госу­дарь, тое вот­чин­ную дерев­ню, что отка­зал мне брат мой род­ной князь Иван по даной при­каз­щи­ков, за мною, холо­пом сво­им, запи­сать, царь госу­дарь смилуйся. 

А что за бра­том ево за кня­зем Ива­ном было вот­чи­ны и о чем госу­да­рю царю (Л. 598 об.) и вели­ко­му кня­зю Миха­и­лу Федо­ро­ви­чю всеа Русии бьет челом, и то писа­но выше сего. 

Да поло­жил князь Юрьи Вол­кон­ской на ту вот­чи­ну даную и с тое даные взят у него спи­сок сло­во в сло­во за его рукою, а под­лин­ная даная, спра­вя, отда­на ему назад и в спис­ку з даные пишет. 

Лета 7135-го фев­ра­ля в 28 день окол­ни­чей князь Гри­го­рей Костян­ти­но­вич Вол­кон­ской да князь Федор Ива­но­вич Вол­кон­ской, да князь Федор Федо­ро­вич Вол­кон­ской дали по при­ка­зу и по изуст­ной памя­ти князь Ива­на (Л. 599) Федо­ро­ви­ча Вол­кон­ско­го мы, при­каз­щи­ки души ево, бра­ту ево род­но­му кня­зю Юрью Федо­ро­ви­чю Вол­кон­ско­му госу­да­ре­во царе­во и вели­ко­го Миха­и­ла Федо­ро­ви­ча всеа Русии жало­ва­нье выслу­же­ные ево вот­чи­ны, что ему кня­зю Ива­ну дано за мос­ков­ское осад­ное сиде­нье коро­ле­ви­че­ва при­хо­ду в Суз­дал­ском уез­де в Опол­ском ста­ну села Чер­нец дерев­ню Хмел­ни­ки, в ней паш­ни сорок чети в поль, а в дву по тому ж, со кре­стья­ны и с паш­нею, и с сен­ны­ми поко­сы, и со вся­ки­ми уго­дьи, как к той деревне исста­ри по тяг­лу ходил плуг и соха, и коса, и топор, и ему, кня­зю Юрью и ево жене, и детем тою вот­чи­ною дерев­нею Хмел­ни­ка­ми (Л. 599 об.) со вся­ки­ми уго­дьи вла­де­ти по сей нашей даной. 

А на то послу­си Тихон Михай­лов сын Олфе­ров да Иван Федо­ров, а даную писал Богдаш Сте­па­нов сын Кострикин. 

К сей даной Ондрей Пле­ще­ев в князь Гри­го­рье­во место Костян­ти­но­ви­ча Вол­кон­ско­го руку приложил. 

К сей даной вме­сто отца сво­е­во кня­зя Федо­ра Ива­но­ви­ча Вол­кон­ско­го сын ево князь Петр руку приложил. 

К сей даной князь Федор княж Федо­ров сын Вол­кон­ской руку при­ло­жил. Послух Тихон­ко и руку при­ло­жил. (Л. 600) 

Послух Иваш и руку приложил. 

А наза­ди спис­ка написано. 

К сему спис­ку князь Юрьи Вол­кон­ской руку приложил. 

А по госу­да­ре­ве жало­вал­ной вот­чин­ной гра­мо­те 130-го году (дрв) Хмел­ни­ки Малые напи­са­на за княж Юрье­вым бра­том за кня­зем Ива­ном Вол­кон­ским в вот­чине за мос­ков­ское осад­ное сиде­нье коро­ле­ви­че­ва приходу. 

А по выпи­си с пис­цо­вых книг Луки Ново­сил­цо­ва с това­ры­щи 92го году (Л. 600 об.) в той деревне Хмел­ни­ках Малых напи­са­но паш­ни худые зем­ли дват­цать деся­тин, а чет­верт­ми сорок чети в поле, а в дву по тому ж. 

И госу­да­рю царю и вели­ко­му кня­зю Миха­и­лу Федо­ро­ви­чю всеа Русии князь Юрьи Вол­кон­ской бьет челом. Бра­та де ево кня­зя Ива­на в про­шлом во 134‑м году не ста­ло, а госу­да­ре­ва де жало­ва­нья вот­чи­ны за ним было, что ему дано было из его же поме­сья за мос­ков­ское осад­ное сиде­нье коро­ле­ви­че­ва при­хо­ду сто шез­де­сят чети, и ис тое де вот­чи­ны брат ево князь Иван (Л. 601) отка­зал ему, кня­зю Юрью, дерев­ню Хмел­ни­ки Малые4, а в ней паш­ни сорок чети со кре­стья­ны и со все­ми уго­дьи, и на ту дерев­ню по при­ка­зу бра­та его кня­зя Ива­на при­каз­щи­ки ево дядья ево окол­ни­чей князь Гри­го­рей Костян­ти­но­вич да князь Федор княж Ива­нов сын, да сын ево князь Федор Вол­кон­ские даную ему дали за рука­ми, и госу­дарь б ево пожа­ло­вал тое вот­чин­ную дерев­ню по даной велел в Помесном5 при­ка­зе в запис­ные в вот­чин­ные кни­ги запи­сать за ним за кня­зем Юрьем. 

А на деле поме­та дья­ка Вене­дик­та Махо­ва 137-го ген­ва­ря (Л. 601 об.) в 31 день запи­са­ти та *вотчина*6 в запис­ные в вот­чин­ные кни­ги две­сте дват­цать чети за кня­зем Юрьем да за кня­зем Ондре­ем за Вол­кон­ски­ми, а сорок чети запи­сать за кня­зем Юрьем, и пошли­ны з дву­сот со шти­де­сят чети взять по госу­да­ре­ву указу. 

Царю госу­да­рю и вели­ко­му кня­зю Миха­и­лу Федо­ро­ви­чю всеа Русии бьют челом холо­пи твои Юшка княж Федо­ров сын да Ондрюш­ка князь Михай­лов сын Вол­кон­ские. Пожа­ло­вал ты, госу­дарь, нас, холо­пей сво­их, мое­го Юшки­на бра­та род­но­во, а мое­во Ондрюш­ки­на дяди род­но­во (Л. 602) выслуж­ны­ми вот­чи­на­ми дву­сот дват­ца­т­ми чети, да меня ж, Юшку, сорок­мя чети по отка­зу бра­та мое­во, и с тех, госу­дарь, вот­чин на нас, холо­пей тво­их, в Помес­ном при­ка­зе запис­ных пошлин пять руб­лев, а мы, холо­пи твои, бед­ные, тех пошлин запла­тить нечим. Мило­сти­вый госу­дарь царь и вели­кий князь Михай­ло Федо­ро­вич всеа Русии, пожа­луй нас, холо­пей сво­их, для все­мир­ные радо­сти сына сво­е­во ево госу­да­ря наше­го царе­ви­ча вели­ко­го кня­зя Олек­сея Михай­ло­ви­ча всеа Русии, не вели, госу­дарь, на нас тех пошлин имать, царь госу­дарь смилуйся. 

(Л. 602 об.) А на чело­бит­ной ево за при­пи­сью дья­ка Ива­на Дед­ко­ва написано. 

137-го мар­та в 31 день. Бояри­ну кня­зю Ондрею Васи­лье­ви­чю Ситц­ко­му да Яко­ву Михай­ло­ви­чю Бобо­ры­ки­ну, да дья­ком Неупо­кою Кокош­ки­ну, да Вене­дик­ту Махо­ву, да Васи­лью Клю­ча­ре­ву госу­дарь царь и вели­кий князь Михай­ло Федо­ро­вичь всеа Русии пожа­ло­вал, тех на них пошлин пяти руб­лев има­ти не велел. 

1. В руко­пи­си повтор дважды.
2. Так в рукописи.
3. В руко­пи­си сло­во повто­ря­ет­ся дважды.
4. В руко­пи­си: Хмел­ни­ки Мылые.
5. В руко­пи­си: Промесном.
6. В руко­пи­си сло­во «вот­чи­на» напи­са­но над строкой.

РГА­ДА. Ф. 1209. Оп. 4. Д. 5973. Л. 574–602 об.

Пуб­ліка­ція: Каба­нов А., Сирот­кин С. Новые доку­мен­ты пер­вой тре­ти ХVII в. по исто­рии Ива­нов­ско­го края. // Буры­лин­ский аль­ма­нах № 2 (6) 2016

Інформації про печатки немає

Релятівні категорії документів

Релятівні генеалогії

Всі кате­горії документів