1617 г., сентября 4. Духовная грамота кнг. Антониды Хворостининой

Под­лин­ник: 1)РГАДА. Ф. 281. Ед. хр. 14932. Лл. 1–1об. 2) НИИ ОР РГБ. Ф. 303. Ед. хр. 970. Лл. 1–1 об. 

Публ.: Коше­ле­ва О.Е. Духов­ные гра­мо­ты кня­же­ской четы Хво­ро­сти­ни­ных, отно­ся­щи­е­ся к Смут­но­му вре­ме­ни // Поря­док и сму­та. Госу­дар­ство, обще­ство, чело­век на восто­ке и запа­де Евро­пы в Сред­ние века и ран­нее Новое вре­мя: К 85-летию Вла­ди­сла­ва Дмит­ри­е­ви­ча Наза­ро­ва / Под общей редак­ци­ей А.А. Фро­ло­ва. М.: Акви­лон, 2023. – 464 с. (Спе­ци­аль­ные исто­ри­че­ские дис­ци­пли­ны, вып. 3). 

Пуб­ли­ка­ция дела­ет­ся по спис­ку РГА­ДА, раз­но­чте­ния по спис­ку РГБ даны в снос­ках кур­си­вом. С руко­пи­сью РГБ воз­мож­но озна­ко­мить­ся на сай­те биб­лио­те­ки.

Во имя Пре­чи­стые Живо­на­чал­ные Тро­и­цы, Отца и сына и Свя­та­го Духа. Се аз, раба Божия, князь Федорова8 Ива­но­ви­ча Хво­ро­сти­ни­на кня­ги­ня Онто­ни­да, пишу сию изуст­ную память сво­им целым умом и разу­мом, кому мне что дати и на ком что взя­ты. А при­ка­зы­ваю мно­го­греш­ную свою душу устро­и­ти Живо­на­чаль­ныя Тро­и­цы и Вели­ких Чудо­твор­цов Сер­гия и Нико­на, архи­ма­ри­ту Део­ни­сию да кела­рю стар­цу Авра­мию Пали­ци­ну, да козна­чею стар­цу Иоси­фу Панину,9 да кня­зю Олек­сею Михай­ло­ви­чю Лво­ву, да Тро­ец­ко­му собор­но­му стар­цу Мака­рью Куров­ско­му, да отцу сво­е­му духов­но­му чер­но­му свя­щен­ни­ку Филипу.

Пожа­ло­ва­ти им греш­ная моя душа устро­и­ти, поло­жи­ти греш­ное мое тело у Живо­на­чал­ные Тро­и­цы в Сер­ге­е­ве мона­сты­ре воз­ле князь Федо­ра Ива­но­ви­ча Хворостина10 а во ино­цех — Феодосья11, а на погре­бе­ние дати на собор пять руб­лев, да сверх того архи­ма­ри­ту Део­ни­сию дати десять руб­лев, да козна­чею стар­цу Иоси­фу восмь руб­лев, отцу мое­му духов­но­му Фили­пу семь руб­лев, стар­цу Мака­рью Куров­ско­му семь руб­лев, уставщику12 стар­цу Фела­ре­ту четы­ре руб­ли, риз­ни­че­му стар­цу Мар­ке­лу четы­ре руб­ли, стар­цу Бого­ле­пу Ред­ри­ко­ву четы­ре руб­ли, да на пять кор­мов по моей греш­ной душе пять­де­сят руб­лев. А вкла­ду мое­го у Живо­на­чаль­ные Тро­и­цы и Чюдотворцу13 Сер­гею и Нико­ну поста­ви­ла в церкве образ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы Конев­ской в кио­те, обло­жен сереб­ром чекан­ной золо­чен з14 жем­чу­ги и с каме­ни­ем. Да яз15 же дала преж сево вкла­ду сто руб­лев денег да отчину16 свою в Бежец­ком и в Горо­дец­ком уез­де село Бас­ка­ки з дерев­ня­ми и с пустош­ми, а после собя по сво­ей душе и по сво­их роди­те­лех даю к Живо­на­чаль­ной Тро­и­це и к17 чудо­твор­цом Сер­гию и Нико­ну в насле­дие веч­ных благ и будущаго18 ради покоя вот­чи­ну свою в Пере­слав­ском уез­де село Бого­ро­диц­кое з дерев­ня­ми, да в Ростов­ском уез­де село Пав­ло­во с дерев­ням; да того же села отхо­жая дерев­ня Токо­вая, дати в мона­стырь к Бори­су и Гле­бу на Устье по моем зяте Бори­се Олек­се­е­ви­че Щекине, а тело ево ис Пав­лов­ско­го пере­ве­сти и поло­жи­ти в мона­сты­ре у Бори­са и Гле­ба на Устье. А кото­рые роди­те­ли мате­ри моеи к тем вот­чи­нам вот­чи­чи, а захо­тят их выку­пить, и им дати в дом Живо­на­чаль­ные Тро­и­цы и Вели­ким Чюдо­твор­цом Сер­гию и Нико­ну по мне и по моих роди­те­лех за Бого­ро­диц­кое з дерев­ня­ми пять­сот руб­лев, а за Пав­лов­ское з дерев­ня­ми четы­ре­ста пять­де­сят руб­лев, а за Бас­ка­ки четы­ре­ста руб­лев. А вот­чи­ну мою в Городище19 в Еро­слав­ском уез­де после собя благословляю20 пле­мян­ни­ков сво­их кня­зя Юрья Дмит­ре­ви­ча да кня­зя Ива­на Андре­еви­ча Хво­ро­сти­ни­ных, а в том де волен Бог да Госу­дарь, как их пожа­лу­ет. А будет Бог выне­сет из Лит­вы сына мое­го кня­зя Гри­го­рья Федо­ро­ви­ча, и те вот­чи­ны все сыну мое­му кня­зю Гри­го­рью. А хле­бом и живо­ти­ною того села Горо­ди­ща наде­ли­ти людей моих, смот­ря по людем, кому что дове­дет­ца, а ис Пав­лов­ско­го села да из Бого­ро­диц­ко­го хлеб и живо­ти­на вся про­да­ти. Да дол­гу мое­го взя­ти на кня­зе Иване Федо­ро­ви­че Вол­кон­ском денег восемь­де­сят пять руб­лев, да на кня­ине Марье Теля­тев­ской десять руб­лев, да тем душа моя устра­и­ва­ти, в Соло­вец­ком мона­сты­ре к Спа­су и Вели­ким Чюдо­твор­цом Зоси­му и Сава­тею дати трит­цать руб­лев, да к Москве Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы в Новой Деви­чей мона­стырь три­цать же руб­лев, и нищих кор­ми­ти и людей моих наде­ли­ти. А что моих живо­тов и рух­ля­ди вся­кие после меня оста­нет­ца, и то все по мне и по моих роди­те­лех в дом Живо­на­чаль­ные Тро­и­цы и Вели­ко­му Чюдо­твор­цу Сер­гею и Нико­ну, а покла­жея у меня ниче­во ника­ко­ва и дол­гу на мне нет.

Да людем же моим дати опрично21, кото­рые у меня в ызбе жили, Усти­нье Тулопове22 пять руб­лев, Пиминове23 жене Гостене пять руб­лев, дев­ке Марье пять руб­лев, да Марьи­ной тет­ке Окси­ние пять руб­лев. А у сее моеи духов­ные сиде­ли Тро­ец­кие Сер­ги­е­ва мона­сты­ря архи­ма­рит Део­ни­сеи, да келарь ста­рец Авра­мей, да козна­чей ста­рец Иосиф, да собор­ной ста­рец Мака­рей, да отец мой духов­ной свя­щен­ник Филип, а на тое послу­си Васи­лей да Гав­ри­ло Ива­но­вы дети Ско­бель­цы­ны, да Борис Лукин сын Шапи­лов, а духов­ную писал госу­да­ре­ва двор­цо­во­го села Здвиженского24 зем­ской дья­чек Сте­пан­ко Левон­ти­ев, лета 7126 го году сен­тяб­ря в 4 день.

Л. 1 об.:
К сей духов­ной Живо­на­чаль­ные Тро­и­цы Сер­ги­е­ва мона­сты­ря архи­ма­рит Дио­ни­сей руку приложил.
К сей духов­ной Живо­на­чаль­ные Тро­и­цы Сер­ги­е­ва мона­сты­ря келарь Авра­меи руку приложил25.
К сей духов­ной Живо­на­чаль­ные Тро­и­цы Сер­ги­е­ва мона­сты­ря каз­на­чеи Иосиф руку приложил26.
К сей духов­ной князь Алек­сей Лвов руку приложил27.
Чер­нец Мака­рий Куров­ской руку при­ло­жил 28.
К сей изуст­ной Тро­ец­кои чер­ной поп отец духов­ной Филип
руку приложил29.
Послух Васи­леи руку приложил.
Послух Гав­ри­ло Скобе[л]цын руку приложил.
Послух Борис Шапи­лов руку приложил30.

При­ме­ча­ния:
8 Федора.
9 да окол­ни­че­му кня­зю Гри­го­рию Кон­стан­ти­но­ви­чу Вол­кон­ско­му (вме­сто «да кня­зю Олек­сею Михай­ло­ви­чю Лвову».
10 Хворостинина.
11 Сло­ва «во ино­цех – Фео­до­сья» впи­са­ны поверх строки.
12 уставцику.
13 Чюдотворцом.
14 Бук­ва «з» напи­са­на два­жды: одна строч­ная, дру­гая выносная.
15 аз.
16 вотчину.
17 В ркп РГБ «к» отсутствует.
18 будущево.
19 А в вот­чине в моей в Горо­ди­ще з дерев­ня­ми волен Бог да Госу­дарь царь и вели­кий князь Миха­ил Федо­ро­вич всея Русии. Далее тест, начи­ная со слов «в Еро­слав­ском уез­де…» до слов «А хле­бом…» в ркп. РГБ отсутствует.
20 В ркп «бла­го­сло­вяю».
21 опришно.
22 Тулупове.
23 Пиминове.
24 Вздвиженского.
25 Сло­ва «К сей духов­ной» и «руку при­ло­жил» в ркп. РГБ очеь пло­хой сохранности.
26 Сло­ва «К сей духов­ной» в ркп. РГБ отсут­ству­ют, добав­ле­но «чер­нец» Иосиф.
27 Руко­при­клад­ство кн. Льво­ва отсут­ству­ет в ркп РГБ отсутствует.
28 Руко­при­клад­ство Мака­рия Куров­ско­го в ркп РГБ идет после
руко­при­клад­ства Гав­ри­лы Скобелцына.
29 В ркп. РГБ это руко­при­клад­ство отсутствует.
30 В ркп. РГБ руко­при­клад­ство Бори­са Шапи­ло­ва идет после каз­на­чея Иоси­фа, оно очень пло­хой сохран­но­сти: Послух….руку приложил.

Інформації про печатки немає

Релятівні категорії документів

Релятівні генеалогії

Всі кате­горії документів