1596/97 г. — Духовная (духовная память) Василия Михайловича Ржевского

ОПИ ГИМ. Ф. 65. Д. 34. Л. 6. Подлинник.

Пуб­ліка­ція: Комо­чев Н. А. Бог по мою душу сошлет, и вы поло­жи­те мое греш­ное тело в Оси­фо­ве мона­сты­ре». Духов­ные гра­мо­ты вклад­чи­ков Иоси­­фо-Воло­ко­ла­м­ско­­го мона­сты­ря. 2‑я поло­ви­на XVI в. // Исто­ри­че­ский архив, № 1. 2016. С. 175–177

Раз­ме­ры листа (в мм): по верх­не­му краю 312, по ниж­не­му 310, по лево­му — 412, по пра­во­му — 405. Раз­ме­ры полей: верх­не­го 18–20, ниж­не­го 50–60, лево­го 18–28, пра­вое поле отсут­ству­ет. Сле­дов печа­ти нет. Пра­вый край листа места­ми надо­рван. Водя­ной знак рас­по­ло­жен в ниж­ней части листа парал­лель­но тек­сту и пред­став­ля­ет собой герб в оваль­ном щите из косо­го кре­ста, пере­се­чен­но­го в цен­тре вер­ти­каль­ной чер­той. Раз­ме­ры водя­но­го зна­ка: 75х45 мм. В верх­ней части листа име­ет­ся запись чер­ны­ми чер­ни­ла­ми «Г‑37» — шифр Воло­ко­лам­ско­го музея. На обо­ро­те ввер­ху пря­мо­уголь­ная наклей­ка К. И. Невостру­е­ва с тек­стом: «Духов­ное заве­ща­ние Ржев­ско­го 23, со вкла­дом в м(онасты)рь денегъ на веч­ный пом­инъ 7105 г.».

Во имя Отца и С(ы)на и С(вя)т(о)го Д(у)ха и С(вя)тую Тро­и­цу. Се яз, раб Б(о)жии Васи­леи Миха­и­ло­вич Ржев­скои, пяшу сию д(у)х(о)вную памят(ь) сво­им целым | умом и разу­мом, кому мн(е) што дат(ь) и на ком што взят(ь).
Отдат(ь) мне Рома­ну Миха­и­ло­ви­чю восмъ чет­вер­теи овса, взят(ь) мне на Ро|мане 21 Миха­и­ло­ви­ча сед­ло соф(ь)янна с под­зо­ром романовског(о) дела.
Бог по мою д(у)шу сошлет, и вы поло­жи­те мое гре|шное тело в Оси­фо­ве м(о)н(а)ст(ы)ре. А дано по д(у)ше по моеи в Оси­фов м(о)н(а)ст(ы)рь жере­бецъ за тритцат(ь) руб­лев, да денег дватцат(ь) руб­лев. | И всег(о) ста­ла пят­де­сят руб­лев, и в том у нас м(о)н(а)ст(ы)рская отпис(ь) есть. И как при­ве­зут в Оси­фов м(о)н(а)стыр(ь) мое тело, погре­сти и надат(ь) | бол­шои кормъ — десят(ь) руб­лев. А ден­ги в кора­бе. Дат(ь) нищим в Оси­фо­ве по дене­ш­ке — ито­во раз­да­ти три рубли.
Дат(ь) к Покро­ву С(вя)т(ы)и Б(огороди)цы ко|былка гне­да, лыса, бело­но­га, кау­ра, кабыл­ки бол­шои вну­ка; дат(ь) к Нико­ле Чюдо­твор­цу кобыл­ка сав­ра­са, лыса, бело­но­га | чере­мис­ская; дат(ь) Вас(ь)яну стар­цу кабыл­ка сав­ра­са коура, бол­шои доч(ь); дат(ь) отцу мое­му д(у)х(о)вн(о)му попу Васил(ь)ю Пяшкавско|му кабыл­ка мур­хо­та, сера, моло­дои бол­шои доч(ь); дат(ь) к Пр(е)ч(ис)то(и) Б(огородиц)и к Успен(ь)ю — како­ву Васи­леи с(ы)нъ ога­да­ет или шуба | мед­ве­жя. А кото­рые люди жены моеи Мар­фы при­да­ные, и мне да них дела нет. А кото­рые люди с(ы)на моег(о) Васи­ля при­да­ные, и | мне да них дела нет, да и да тех людеи, кото­рые при мне, при Васи­ле, с(ы)ну мое­му Васи­лью каба­лы пода­ва­ли на себя, кото­рые | у меня слу­жи­ли: Гриш­ка Иваш­кин с(ы)нъ Шеб­лы­кин, да Вас­ка Иван­чин с(ы)нъ Шуле­пов з две­ма с(ы)ны, да Пятак Товру­ев с(ы)нъ, да | Лаш­ка Шепе­лев с(ы)нъ Меш­ков, да Фом­ка Ондре­ев с(ы)нъ Меш­ков. Да што у меня была дев­ка Фен­ка латыш­ка немецког(о) пола|ну, как ходил княз(ь) Офо­на­сеи Шен­дя­ков, воявал с Мики­тою с Рома­но­ви­чем в Бол­шом пол­ку, а я, Васи­леи, тогды был | в пере­до­вом пол­ку со кня­зем Семе­нам Орда­са­ви­чам, да со кн(я)зем Миха­и­лам Юре­ви­чам Лыко­ва, и яз тое дев­ку Фен­ку дал | с(ы)ну сво­е­му Васи­лю, а Васи­леи с(ы)нъ тое дев­ку Фен­ку дал за Фед­ку за Шеб­ля­ки­на, и мне да них дела нет, то веда­ет | Васи­леи с ними. Посы­лал де меня, Васи­ля, г(о)с(у)д(а)рь на Рома­нов к мур­зам и к тата­рам лета 7091-(го) и 92-(го) году, | и яз тогды купил на Рома­но­ве дев­ку Пяр­ку латыш­ку у романовског(о) тата­ри­на выборског(о) поло­ну и куп­чея есть | на ту дев­ку, и в томож­ные кни­ги на Рома­но­ве запи­са­на. И тое дев­ку Пяр­ку дал с(ы)ну сво­е­му Васи­лю, а мне да не(е) | дела нет.
А кото­рые люди мои пол­ные и даклад­ные и кабал­ные и некабал­ные после живо­та моег(о) все на слобо|ду, оприч(ь) тех моих людеи, кото­рые от меня бега­ют: Фет­ка Оси­пов с(ы)нъ про­зви­ща Боров з женою и з дет­ми, Вас­ка да | Федос­ка Ива­но­вы дети Шмы­ре­ва, Замят­нин­ския люди Миха­и­ло­ви­ча Ржевског(о) брат­ни, да Кост­ка Оста­шов с(ы)нъ Каза|ков, да Макар­ка Тре­тя­ков с(ы)нъ Коню­хов, да што были бабы­ли мои Иван­ка, да Бори­с­ка Некра­со­вы дети, и те бабы­ли Иван­ка, да | Бори­с­ка Некра­со­вы при мне при Васи­ле били челом с(ы)ну мое­му Васи­лю. И Васи­лю, с(ы)ну мое­му, тех людеи бег­лых сыс­ки­ва­ти | и бити челом г(о)с(у)д(а)рю о тех людех к собе в холопи.
А при­ка­зы­ваю д(у)шу свою помя­ну­ти и тело свое погре­сти и | жену свою Мар­фу, мат(ь) его, устроят(ь) с(ы)ну сво­е­му Васи­лю Васи­ле­ви­чю как ево мои изы­ма­ет. А да живо|та моег(о), да хле­ба и до лоша­деи и да даспе­хов дела нет нико­му, оприч одна(го) с(ы)на моег(о) Васи­ля Василев[и]|ча 22.
А у памя­ти д(у)х(о)вные рука отца моег(о) д(у)х(о)вног(о) попа Васи­ля Пышковског(о) и моя.
А памят(ь) д(у)х(о)вную | писал Тро­и­цы Живо­на­чал­ны Дне­про­ва мона­сты­ря чор­нои с(вя)щ(е)нник Вас(ь)ян лета 7105‑г(о).
На обороте:
К сеи д(у)х(о)внои памя­ти от(е)цъ д(у)х(о)вн(ы)и поп Васи­леи Воси­лья Миха­и­ло­ви­ча ис Пыш­ко­ва | руку приложил.
К сеи духов­наи паме­ти яз, Васи­леи Ржевска(и), руку свою прилажил.

21. Выра­же­ние «на Романе» оши­боч­но повто­ре­но два раза.
22. Край стро­ки обо­рван, одна бук­ва из-за это­го отсутствует.
23. Перед сло­вом име­ет­ся инди­ви­ду­аль­ное сокра­ще­ние, име­ю­щее вид «Ủ», озна­ча­ю­щее, по-види­мо­му, «гос­по­ди­на».

Інформації про печатки немає

Релятівні категорії документів

Релятівні генеалогії

Всі кате­горії документів