1586/87 г. — Духовная кн. Федора Ивановича Кривоборского.

Ори­ги­нал неизвестен.

Копия: РГА­ДА. Ф. 1203, Спа­со-Евфи­мьев мона­стырь. Оп. 2. № 3. Л. 3–4. Спи­сок XVI в.

Пуб­ли­ка­ция: Акты рус­ских мона­сты­рей. Акты Суз­даль­ско­го Спа­со-Евфи­мье­ва мона­сты­ря, 1506–1608 гг. / Рос­сий­ский госу­дар­ствен­ный архив древ­них актов ; [сост. С. Н. Кисте­рев и др.]. — Москва : Памят­ни­ки ист. мыс­ли, 1998. — 638, [1] с.; 25 см. — (Акты рус­ских мона­сты­рей / Рос­сий­ский госу­дар­ствен­ный архив древ­них актов).; ISBN 5–88451-053–5 (В пер.). С. 431–433. № 228.

(л. 3) Спи­сок з духов­ные сло­во в слово. 

Во имя отца и сына, свя­то­го духа, се яз, раб божеи князь Федор Ива­но­вич Кри­во­бор­скои, пишю сию духов­ную гра­мо­ту целым умом и разу­мом, кому ми что дати и на ком ми что взяти. 

Дати ми в Суз­даль к Спа­су в Еуфи­мьев мона­стырь сто руб­лев денег. Да дати мне к Спа­су ж в[1] Еуфи­мьев мона­стырь бра­та сво­е­го дол­гу кня­зя Васи­лье­ва Кри­во­бор­ско­во Мень­шо­во трит­цать руб­лев денег по каба­ле, а у каба­лы княж Васи­лье­ва рука, а каба­ла писа­на вдвое, во шти­де­ся­ти рублех. 

Да взя­ти мне на Бори­се на Васи­лье­ви­че на Шеине два руб­ля денег. Да взя­ти мне на кня­зе Миха­и­ле на Лыко­ве три руб­ли денег. Да взя­ти мне на Мики­те на Ива­но­ви­че на Пле­ще­е­ве пол­ти­на денег. Да взя­ти мне на кня­зе Миха­и­ле на Федо­ро­ви­че на Гвоз­де два руб­ля денег. Да взя­ти мне на кня­зе на Гри­го­рье на Ромо­да­нов­ском з бра­том пол­ти­на денег, а им на мне взя­ти ржи, и яз на них тое пол­ти­ны денег не пытаю. Да взя­ти мне на Ники­фо­ре на Сущо­ве пол­ти­на денег. 

Да взял есми пле­мян­ни­цу свою княж Васи­лье­ву дочь Ива­но­ви­ча Кри­во­бор­ско­во Боль­шо­во после бра­та сво­е­го кня­зя Васи­лья Мень­шо­во, а жила та пле­мян­ни­ца моя[2] княж­на Наста­сья у бра­та у мое­го у кня­зя Васи­лья у Мень­шо­во с отца сво­е­го живо­том кня­зя Васи­лья Ива­но­ви­ча Боль­шо­во. И как бра­та мое­го кня­зя Васи­лья Мень­шо­во не ста­ло, и я пле­мян­ни­цу свою взял после бра­та сво­е­го у жены у его у кня­и­ни Офи­мьи. И что мне кня­и­ня Офи­мья отда­ла с нею отца ее рух­ля­диш­ка, и у меня, у кня­зя Федо­ра, тому рух­ля­диш­ку память, а у памя­ти моя рука. И яз, князь Федор, пле­мян­ни­цу свою княж­ну Наста­сью выдал замуж, а за нею дал при­да­но­во на две­сти руб­лев пла­тья и саже­нья сво­е­го отца, его рух­ля­ди, да за[3] нею ж есми дал отца ее вот­чи­ну за три­ста руб­лев в Бело­зер­ском уез­де село Анду­гу з дерев­ня­ми, да в Бело­зер­ском же уез­де дерев­ню Тыр­пич да дерев­ню Колод­ню, и все­го за нею при­да­но­во дал яз, князь Федор, на пять­сот руб­лев и с[4] вот­чи­ною. А в ряд­нои напи­са­но: не люба вот­чи­на зятю[5] мое­му, и мне было за нее дати три­ста руб­лев. И зять мои вот­чи­ну полю­бил и вла­де­ет тою вот­чи­ною три годы, а на ряд­нои вот­чи­на не под­пи­са­на. И зятю мое­му за ту вот­чи­ну денег на мне не про­си­ти, пото­му что тою вот­чи­ною вла­де­ет, и после мое­го живо­та на при­каз­щи­кех на моих и на жене на моеи зятю мое­му кня­зю Мики­те за ту вот­чи­ну денег не пытати. 

Да даю яз, князь Федор, после живо­та по душе по сво­ей и по бра­тье по сво­ей, по кня­зе Васи­лье по Ива­но­ви­че по Боль­шом да по кня­зе по Васи­лье по Ива­но­ви­че по Мень­шом по Кри­во­бор­ских, и по всех роди­те­лех сво­их вот­чин­ку свою в Ста­ро­ду­бе Ряпо­ловь­ском сел­цо Несте­ров­ское и з дерев­ня­ми да сел­цо Игум­но­во з дерев­ня­ми ж в Суз­даль к всемилостивому[6] в Спа­су в Еуфи­мьев мона­стырь со все­ми уго­дьи, что к тем сель­цам и х дерев­ням изста­ри потяг­ло, куды ходи­ла коса и соха и топор. И будут у меня, у кня­зя Федо­ра, дети, и та (л. 4) вот­чи­на после мое­го живо­та детям моим, а детям моим дати с тое вот­чи­ны пять­де­сят руб­лев в Суз­даль к Спа­су в Еуфи­мьев мона­стырь по моей душе. А не 6удет после меня детей, кто ся учнет в те вот­чинь­ки всту­па­ти ближ­ние мое род­ство, бра­тья или пле­мян­ни­ки, и им дати за те вот­чин­ки в мона­стырь к Спа­су пол­чет­вер­та­ста руб­лев денег архи­ма­ри­ту Лев­кее з бра­тьею, или по нем будет в том мона­сты­ре иные архи­ма­ри­ты з бра­тьею. Архи­манд­ри­ту з бра­тьею после мое­го живо­та меня поми­на­ти и мою бра­тью, и все мои роди­те­ли с тех вотчин. 

Да яз же, князь Федор, дал по бра­те по сво­ем по кня­зе по Васи­лье по Мень­шом конь сер дват­ца­ти руб­лев да по пле­мян­ни­ке по сво­ем по кня­зе по Иване дал конь рыж пят­нат­ца­ти руб­лев за то, что не доста­ло соро­ко­усту, как давал по нем[7] князь Васи­леи Мень­шой в мона­стырь к Спа­су, а давал есми при архи­ма­ри­те при Иеве. А по кня­зе Васи­лье по Боль­шом дал князь Васи­леи Мень­шои пять­де­сят руб­лев вкла­ду при архи­ма­ри­те при Иеве ж. 

Да взял есми за женою за сво­ею за кня­и­нею за Марьею при­да­но­во три­ста руб­лев денег и пла­тья, и саже­нья, и яз, князь Федор, то при­да­ное жены сво­еи при­слу­жил все. И яз, князь Федор, за тое за при­да­ное дал свою вот­чин­ку в Ста­ро­ду­бе Ряпо­лов­ском сель­цо Овся­ни­ко­во з дерев­ня­ми со все­ми уго­дьи, куды ходи­ла соха и коса и топор, иста­ри по тяглу. 

А что мое­го живота[8] после меня, кня­зя Федо­ра, оста­нет­ца, лоша­деи и пла­тья, и хлеб­ца, и вся­ко­во дво­ро­во­во житья, и тот мои живот весь после меня жене моеи кня­ине Марье, и ее и меня тем поми­на­ти, как ее бог вьз­ра­зу­мит. А нет до тое вот­чи­ны до сель­ца до Овся­ни­ко­ва з дерев­ня­ми дела нико­му роду мое­му пле­мя­ни, ни бра­тьям и пле­мян­ни­ком, и пле­мян­ни­цам после мое­го живо­та, что яз отка­зал ту вот­чи­ну жене сво­еи за ее при­да­ное. И до мое­го живот­ца после меня дела нету ж нико­му, до пла­тья и до лоша­деи, и до хле­ба, и до вся­ко­го живо­та. А будет роду мое­му ближ­не­му до вот­чи­ны дело, и им дати за ту вот­чи­ну жене моеи кня­ине Марье ее при­да­ное три­ста рублев. 

Да напи­сал на меня брат мои князь Васи­леи Мень­шои в при­каз­щи­ки к себе душю свою поми­на­ти и долг пла­тить. А живо­ты бра­та мое­го взял князь Иван Лоба­нов Ростов­скои з доче­рью сво­ею, а со княж Васи­лье­вою женою, бра­та моего. 

А кото­рые у меня люд­цы слу­жи­вые, и те все люди после меня отпу­стить на волю, куды хотят. 

А меня, кня­зя Федо­ра, поло­жи­ти в Суз­да­ле у все­ми­ло­сти­ва­го Спа­са в Еуфи­мье­ве монастыре. 

А при­ка­зы­ваю душю свою вели­ко­му гос­по­ди­ну суз­даль­ско­му архи­епи­ско­пу Иеву. 

А у духов­ные гра­мо­ты сидел отец мои душев­нои Пре­чи­стые грид­нев­ские поп Карп. 

А на то послу­си: князь Ондреи Ива­но­вич Гун­до­ров да князь Миха­и­ло Федо­ро­вич Пожарскои. 

А духов­ную гра­мо­ту писал Миха­и­лец Ива­нов сын Мака­ров лета 7000 девя­но­сто пятого. 

На обо­ро­те почер­ком ХVIII в.: Духов­ная кня­зя Кривоборскаго. 

При­ме­ча­ние:

1 В ркл. нет.
2 Далее вркп.: на.
3 «З» исправ­ле­но из «н».
4 Вркп.: зс.
5 В ркп.: затю.
6 Вркп.: семилостивому.
7 В ркп.: ном.
8 В ркп. далее: ца. 

Інформації про печатки немає

Релятівні категорії документів

Релятівні генеалогії

Всі кате­горії документів