1567/68 г. — Духовная Девятого (Леонтия) Дмитриевича Ржевского

ОПИ ГИМ. Ф. 65. Д. 34. Л. 5. Подлинник.

Пуб­ліка­ція: Комо­чев Н. А. Бог по мою душу сошлет, и вы поло­жи­те мое греш­ное тело в Оси­фо­ве мона­сты­ре». Духов­ные гра­мо­ты вклад­чи­ков Иоси­фо-Воло­ко­лам­ско­го мона­сты­ря. 2‑я поло­ви­на XVI в. // Исто­ри­че­ский архив, № 1. 2016

Раз­ме­ры листа (в мм): по верх­не­му краю 257, по ниж­не­му 286, по лево­му — 390, по пра­во­му — 291. Раз­ме­ры полей: верх­не­го 33–35, ниж­не­го 57–61, лево­го 48–50, пра­во­го 25. Верх­ний пра­вый край обо­рван, но текст сохра­нил­ся пол­но­стью. Печа­тей и сле­дов их при­креп­ле­ния нет. Ини­ци­ал «В» име­ет в высо­ту 55 и в шири­ну 11 мм. Водя­ной знак сохра­нил­ся не пол­но­стью, он рас­по­ло­жен в ниж­ней части листа парал­лель­но тек­сту и име­ет вид розет­ки (кув­шин­чи­ка) дли­ной 36 мм и шири­ной 10 мм. На верх­нем поле лице­вой части листа име­ет­ся запись чер­ны­ми чер­ни­ла­ми «Г‑35» — шифр Воло­ко­лам­ско­го музея. На обо­ро­те накле­ен пря­мо­уголь­ный ярлык с тек­стом почер­ком XIX в. (наклей­ка К. И. Невостру­е­ва): «Духов­ное заве­ща­ние г‑на Ржев­ско­го на дерев­ни и др. иму­ще­ство, дан­ное 20 м(онасты)рю 7076/1568 гг.». Ярлык накле­ен поверх тек­ста XVI в., начи­на­ю­ще­го­ся: «Никиѳо…».

Во имя с(вя)тыя и живо­тво­ря­щия еди­на­сущ­ные и нераз­де­ли­мыя Тро(и)цы Отца и С(ы)на и С(вя)т(о)го Духа. |
Се яз, мно­го­греш­ныи раб Б(о)жи(и) Девя­тои Дмит­ре­евич Ржев­скои пишю сию д(у)х(о)вную сво­им целым умом | и разу­мом, каму мне что дат(ь) и на ком мне что взяти.
Дати мне с(ы)ну сво­е­му Елизар(ь)ю сто руб­лев, да три|(т)цат(ь), и за те ден­ги дал есми с(ы)ну сво­е­му Елизар(ь)ю вот­чи­ну свою село Пет­ров­ское в Руз­ском уез­де в Се|стринском ста­ну со все­ми угод(ь)и, а в нем храм: вверхъ вер­хов­ных апу­стол Пет­ра и Пав­ла за долгъ за его за сто | за тритцат(ь) руб­лев. Да с тое ж вот­чи­ны взя­ти ему с(ы)на моег(о) и своег(о) бра­та Миха­и­ла кор[…] 17 всемъ | до смер­ти до его и с людиш­ка­ми, кото­рая ему за нужю надо­бет. А вот­чи­на моя село Пет­ров­скоя Елизар(ь)|ю все при живо­те при Миха­и­ло­ве и после живо­та Миха­и­ло­ва. А пошлет Бог по д(у)шу по Миха­и­ло­ву, ино | ему поменут(ь) д(у)ша ег(о), как Бог поло­жит по сер(д)цу, а себе ему прожит(ь) не моч­на для рад(и) немо­щи. И будет Бог | пошлет по д(у)шу по Елизар(ь)еву и Елизар(ь)ю пожаловат(ь), будет Миха­и­ло жив, дат(ь) поло­ви­на села Петровског(о).
Да | дат(и) было мне за вну­кою за сво­ею, за Мар­фаю, за Сте­па­но­вою дочер(ь) ю Нава­сил­цо­ва, зятю сво­е­му Сови­ну | Бори­со­ву с(ы)ну Сту­пи­ши­на трет(ь) д(е)р(е)вни Сви­ни­но в Зуб­цов­ском уез­де по отца ее при­ка­зу Сте­па­на Нава|силцова, и ту д(е)р(е)вню взял ц(а)рь и г(о)с(у)д(а)рь на собя в оприш­ни­ну. Да взя­ти мне на зяте на сво­ем на Савине на Бо|рисове с(ы)не Сту­пи­ши­на по памят(и) по ег(о) руке двенатцат(ь) руб­лев. Да взял у меня зят(ь) мои Савин же Бори­сов | с(ы)нъ Сту­пи­ши­на два коня в цену: кон(ь) сер, да кон(ь) соврас, а цена им пятнатцат(ь) рублев.
Да что моя вот­чи­на | село Сив­цо­ва в Руз­ском уез­де, в Сест­рин­ском ста­ну и яз, Девя­тои, село Сив­цо­ва отдал в дом Пр(е)ч(и)стые | Б(огоро)д(и)цы в Оси­фов монастыр(ь) игу­ме­ну Лав­рентью з бра­тею в насле­дие веч­ных благ впрок без выку­па со все­ми | уго­ди, с лесы и с луги и з боло­ты и з зам[л]ею с пашен­ною и не с пашен­ною. А детем моим Елизар(ь)ю, да Ми|хаилу, да того села дела нет. А то есми село дал в монастыр(ь) по отце по сво­ем по ино­ке Демьяне, да | по себе по Левон­тье, да по с(ы)не по сво­ем по Михаиле.
А игу­ме­ну и стар­цам пожаловат(ь), веле­ти нас на|писат(ь) въ все­днев­наи спи­сак и сена­ник, да по всех по нас по трех кормъ учи­ни­ти на мою памя(ть) Левон­тье­ву | по вся годы, доку­ле­ва и монастыр(ь) Пр(е)ч(и)стые Б(ого)род(и)цы сто­ит. А что моег(о) хле­ба в зем­ле, ржи и овса в селе | в Пет­ров­ском, и тот хлеб вес(ь) с(ы)ну мое­му Михаилу.
Да что мое­го живо­та домачнег(о) лоша­деи и коров и овец | и сви­неи, и тот живот вес(ь) с(ы)ну мое­му Михаилу.
Да что моеи рух­ле­ди вся­кои погреб­ных судов оло­ве­ных | и меде­ных и повар­ных судов, кот­лов и ско­во­род и иная вся­коя под­во­рен­ная рухлед(ь) — все с(ы)ну мое­му Михаи|лу.
А людеи моих ста­рин­ных с(ы)ну мое­му Миха­и­лу — Иван­кя повор з женою и з дет­ми, да Фрол, да Бовы­ка прида|ные з жена­ми и з дет­ми, да Вас­ка поло­не­ник, что взят в Полотц­ке, да дела­ваи ч(е)л(о)в(е)къ Сер­геи з женою и з детми. |
Да что людеи моих дво­ро­вых и дело­вых, пол­ных и докладны(х) и поло­не­ни­ков немец­ких и козан­ских и литов|ских, и те люди все на 18 сло­бо­ду, оприч(ь) тех, кото­рые даны с(ы)ну мое­му Михаилу.
А при­ка­зы­ваю д(у)шу | свою поме­ну­ти с(ы)ну сво­е­му Елизар(ь)ю, да стар­цу Арсен(ь)ю Ржев­ско­му, да стар­цу Тиха­ну Хворостини|ну.
А у духов­нои сидел от(е)цъ мои д(у)х(о)внои Оси­фо­ва мона­сты­ря чер­наи све­щен­ник Игна­теи, да ц(а)ря | и великог(о) кн(я)зя дети бояр­ские Левон­теи Ива­но­вич Тол­бу­зин, да Ники­фор Васи­ле­вич Мижюевъ. |
А д(у)х(о)вную писал Трет(ь)якъ Мослов с(ы)нъ Кле­мен­тьев лета 7070 шест(о)го. ||
На обороте:
О(те)цъ 19 д(у)х(о)внои Игна­теи у сеи д(у)х(о)внои | сидел и руку приложилъ. |
Чер­нец Тихан за при­каз изы­мал­ся и руку приложил. |
Послух Мик(и)фор рук(у) прил(о)жил. |
Послух Левон­теи рук(у) приложилъ. ||

17. Вырван кусок листа с текстом.
18. Пред­лог «на» напи­сан два раза.
19. В тек­сте под тит­лом сто­ит: «Оцрь».
20. Сло­во зачеркнуто.

Інформації про печатки немає

Релятівні категорії документів

Релятівні генеалогії

Всі кате­горії документів