Ок. 1327–1339 гг. Жалованная грамота князя Александра Михайловича села Остромерского Борисоглебскому монастырю

ЛОИИ, руко­пис­ный отдел, кол­лек­ция Д. Воз­дви­жен­ско­го, дело № 1, лист 1–2.

Пуб­ли­ка­ция: Кузь­мин А. Г. Древ­ней­шая рязан­ская гра­мо­та XIV сто­ле­тия // Совет­ские архи­вы, № 1. 1967

Ком­мен­та­рий пуб­ли­ка­то­ра: Текст явля­ет­ся извле­че­ни­ем из пра­вой гра­мо­ты, дати­ро­ван­ной авгу­стом 1535 года. Спи­сок этой гра­мо­ты хра­нит­ся в кол­лек­ции актов Д. Воз­дви­жен­ско­го, нахо­дя­щей­ся в архи­ве Ленин­град­ско­го отде­ле­ния инсти­ту­та исто­рии АН СССР.[ЛОИИ, руко­пис­ный отдел, кол­лек­ция Д. Воз­дви­жен­ско­го, дело № 1, лл. 1—2.] Гра­мо­та, спи­сок кото­рой не име­ет нача­ла, была дана в свя­зи с тяж­бой поме­щи­ков Гри­ди и Ники­ты Кобя­ко­вых со слу­га­ми рязан­ско­го епи­ско­па о спор­ной зем­ле села Остро­мер­ско­го. Перед пис­ца­ми Ива­ном Дмит­ри­е­ви­чем Боб­ро­вым и Ярцом Нор­мац­ким была поло­же­на гра­мо­та, текст кото­рой и при­во­дит­ся. Спор был решен в поль­зу епископа.
Пуб­ли­ку­е­мая гра­мо­та может отно­сить­ся ко вре­ме­ни до 1340 года, когда был убит князь Алек­сандр Михай­ло­вич Прон­ский. Оче­вид­но, крат­кое извле­че­ние из гра­мо­ты было вклю­че­но ранее в «Рязан­ские Достопамятности».[Рязанские Досто­па­мят­но­сти, Рязань, 1899, стр. 22.] В лите­ра­ту­ре в свое вре­мя отме­ча­лось важ­ное зна­че­ние это­го извле­че­ния для выяс­не­ния запу­тан­ной гене­а­ло­гии рязан­ских кня­зей. Текст гра­мо­ты содер­жит так­же инте­рес­ный мате­ри­ал для лока­ли­за­ции неко­то­рых рязан­ских горо­дов. Гра­мо­та поз­во­ля­ет раз­ре­шить спор­ный вопрос о горо­де Оль­го­ве, лока­ли­зо­вав его имен­но в рай­оне Льгов­ско­го монастыря.[А. Г. Кузь­мин. Рязан­ское лето­пи­са­ние, М., 1965, стр. 134—135.] В тек­сте гра­мо­ты име­ет­ся так­же уни­каль­ное сви­де­тель­ство об Опа­ко­ве — посе­ле­нии на левом бере­гу Оки про­тив Оль­го­ва, упо­ми­на­е­мом в лето­пи­сях под 1187 годом. Это сви­де­тель­ство поз­во­ля­ет понять содер­жа­ние лето­пис­но­го изве­стия, а так­же может слу­жить убе­ди­тель­ным аргу­мен­том в поль­зу того, что В.Н. Тати­щев рас­по­ла­гал ори­ги­наль­ны­ми лето­пис­ны­ми тек­ста­ми и дал пра­виль­ное напи­са­ние — «Опаков».[Там же, стр. 119—120.]
Гра­мо­та явля­ет­ся древ­ней­шей из извест­ных рязан­ских гра­мот и пуб­ли­ку­ет­ся впервые.

Яз, князь Алек­сан­дръ Миха­и­ло­вич дал есми село Остро­мер­ское свя­тымъ муче­ни­ком Бори­су и Гле­бу и отцу сво­е­му вла­ды­це Геор­гию куп­лю деда сво­е­го кня­зя вели­ко­го Яро­сла­ва Прон­ска­го и бабы сво­ей кня­ги­ни Фео­до­ры в память и мате­ри сво­ей кня­ги­ни Овдо­тьи с реза­нъ­ком и шесть­де­сят, с виною, и с полич­ны­ми и со все­ми пошли­на­ми, как от меня воло­сте­ли веда­ли, з зем­лею борт­ною, с поли и с пожня­ми про­тив Oль­го­вя, и на Пере­во­ло­це, и на Ост­ро­ве и с пере­ве­си­щи, и со вспу­ды, и со озе­ры, в Казар­скомъ озе­ре, и в ысто­це части, и с люд­ми. А людей име­на: Аре­стъ Конан­ко, Онис­ко Фили­мон борт­никъ з бра­тьею, Ели­зар, Васи­лей, Вес­ко, Пере­по­тей Данил­цо — боб­ров­ни­цы, Васи­лей, Ceли­вер­стов брат, под­ключ­ник Нездя Она­нья куз­нецъ, Ларь­ка, Вла­сей. А зем­ле борт­ной и селу уездъ от горо­да по Госто­шин­ской пере­дел к Губо­ши­ну, а от Олго­ва, от пере­вер­тов по Гряз­кой вниз до Оки, а зем­ля борт­ная и за Оку зна­ме­на, а от Гле­бо­ва и по Пере­де­лец вверхъ, а от вер­ху Пере­дел­ца по пути к Шевер­ди­ну, за Шевер­дин по Бере­зо­во вниз по дебрь, око­ло Костищъ по межу, око­ло Сели­вер­сто­ва дво­ра мимо Опа­ко­ва — село к Фра­лу Лав­ру, мимо Пон­кра­то­во сели­ще за Губо­шин по путь по Гряз­кой. A уезд­никъ от вели­ко­го кня­зя Алек­сандра от Прон­ска­го от Миха­и­ло­ви­ча даден.

Інформації про печатки немає

Релятівні категорії документів

Релятівні генеалогії

Всі кате­горії документів