1637, ноября 22. Духовное завещание князя Ивана Ивановича Шуйского

Под­лин­ник: Духовн. завещ. И.И. Шуй­ско­го. — Арх. гр. Шере­ме­те­выхъ, № 228.

Пууб­ли­ка­ция: Духов­ная Ива­на Ива­но­ви­ча Шуй­ско­го 7146, нояб­ря 22 // Ста­ри­на и Новиз­на. СПб., 1906. Кн. 11. С. 258–266;

Во имя Отца, и Сына, и Свя­та­го Духа.
Се азъ, рабъ Божий, князь Иванъ Шуй­ской, пишю сию духов­ную сво­имъ целымъ умомъ и раз­умомъ, а бью челомъ и при­ка­зы­ваю душу свою стро­и­ти и поми­нать, и кому что отда­ти: бояри­ну, кня­зю Ива­ну Чер­кас­ко­му, да пле­мян­ни­комъ сво­имъ, околь­ни­че­му кня­зю Семе­ну Васи­лье­ви­чу, да кня­зю Мат­вею Васи­лье­ви­чу Про­зо­ров­ским, да кня­зю Михай­лу Пет­ро­ви­чу Прон­ско­му. И какъ Богъ по душю мою сошлетъ и при­ка­щи­камъ моимъ пожа­ло­вать тело мое погреб­сти въ Суз­да­ле въ собор­ной церк­ви у Рож­де­ства Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы под­ле бра­та мое­го, кня­зя Алек­сандра Ива­но­ви­ча, поверхъ гро­бу кня­ги­ни Гор­ба­тые. А что мое­во моле­ния: образъ Спа­совъ, обло­женъ серебромъ, резью, съ каме­ньем и съ жемч­ю­ги; да образъ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы Оди­гит­рие, въ сереб­ре­номъ кио­те, обло­же­на золо­томъ, въ чеканъ, венецъ, и кару­на и цата золо­тые, съ каме­ньем, съ жемч­ю­ги, и те оба обра­за поста­ви­ти со всемъ при­кла­домъ въ Суз­да­ле, въ собор­ной церк­ви, у Рож­де­ства Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы на налое предъ архи­епи­скуп­лимъ местомъ, а надъ гро­бомъ моимъ поста­вить образъ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы Уми­ле­ние, обло­женъ серебромъ; да образъ Чюдо­твор­ца Олек­сея, обло­женъ серебромъ, въ чеканъ. Да при­ка­щи­комъ же моимъ велеть раз­дать по мне соро­ко­уста на шесть недель на четы­ре­де­сять хра­мовъ по три руб­ли на храмъ. А какъ тело мое погре­бутъ, и имъ дати по мне дру­гой соро­ко­устъ въ Суз­да­ле, на четы­ре­де­сять хра­мовъ, по три руб­ли на храмъ. Да по мне жъ раз­дать въ годъ соро­ко­уста на четы­ре­де­сять хра­мовъ по деся­ти руб­левъ на храмъ; а давать день­ги къ темъ церк­вамъ на соро­ко­устъ, где быва­ютъ служ­бы все­днев­ные. Да при­ка­щи­комъ же раз­дать по мне въ Суз­да­ле по мел­кимъ мона­сты­рямъ, въ кото­рые мона­сты­ри по мне вот­чи­ны не отка­за­ны, по пяти­де­ся­ти руб­левъ въ мона­стырь или смот­ря по ден­гамъ, что оста­нет­ца. Да что дано мне госу­да­ре­ва царе­ва и вели­ка­го кня­зя Михай­ла Федо­ро­ви­ча всея Pусии и отца ево госу­да­ре­ва, бла­жен­ные памя­ти, вели­ко­го госу­да­ря, свя­тей­ша­го пат­ри­ар­ха Фила­ре­та Ники­ти­ча Мос­ков­ска­го и всеа Русии жало­ва­нье, въ Ниже­го­род­ском уез­де волость Бело­го­родц­кая после цари­цы ино­ки Еле­ны, и въ той воло­сти воленъ Богъ да Госу­дарь. А бояри­на кня­зя Ива­на Бори­со­ви­ча бла­го­слов­ляю образъ Спа­совъ, обло­женъ серебромъ, да ему жъ челомъ бью ста­рин­ную свою вот­чи­ну въ Суз­даль­ском уез­де село Пар­ское съ дерев­ня­ми, да саб­лю тур­скую ширин­ской долъ, опра­ва сереб­ре­ная, позо­ло­че­на по черв­че­то­му бар­ха­ту, и ему пожа­ло­вать темъ вла­деть и душю мою поми­нать, и у госу­да­ря обо мне мило­сти про­сить и бити челомъ, что­бы госу­дарь пожа­ло­валъ, велелъ по сей моей духов­ной душю мою греш­ную устро­ить и роди­те­лей моихъ и меня въ забве­нье и безъ памят­ныхъ не учи­нить. Да кня­ги­ню Евдо­кею Васи­льев­ну (Моро­зо­ву — Прим. С.Ш.) бла­го­слов­ляю образъ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы, обло­женъ сереб­ром, да челомъ бью пер­стень золотъ съ лазо­ре­вымъ яхон­томъ. Да кня­зя Яко­ва Куде­не­то­ви­ча бла­го­слов­ляю образъ Спа­совъ, обло­женъ серебромъ. Да въ Суз­даль­ском уез­де вот­чи­на моя, село Ива­но­ва, а Кох­ма тожъ, дать по мне въ Суз­даль, въ соборъ къ Рож­де­ству Пре­чи­стой Бого­ро­ди­цы въ домъ архи­епи­ску­пу, въ веш­ной поми­нокъ по мне и по роди­те­лей моихъ, и будетъ госу­дарь не пожа­лу­етъ, не велитъ дати тое вот­чи­ны архи­епи­ску­пу, а велитъ дать на выкупъ, и тое вот­чи­ну выку­пить кня­зю Яко­ву Куде­не­то­ви­чю, а ден­ги за нее дати съ чет­вер­тей по госу­да­ре­ву Уло­же­нию въ собор къ Пре­чи­стой Бого­ро­ди­це, архи­епи­ску­пу. Да ста­ри­цу Еле­ну Мики­фо­ров­ну Моро­зо­ву (теща его — Прим. С.Ш.) бла­го­слов­ляю образъ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы, обло­женъ серебромъ. Да сына ее бояри­на Ива­на Васи­лье­ви­ча бла­го­слов­ляю образ Спа­совъ, обло­женъ серебромъ. Да жену ево Сте­фа­ни­ду Семе­нов­ну бла­го­слов­ляю образъ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы, обло­женъ серебромъ. Да детей ихъ: сына Миха­и­ла Ива­но­ви­ча, да дочь Окси­нью Ива­нов­ну бла­го­слов­ляю по обра­зу оклад­но­му. Да что образъ Зна­ме­ние Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы не великъ, въ кио­те золо­томъ, обло­женъ золо­томъ, въ чеканъ, моле­ние жены моей, кня­ги­ни Мар­фы, и темъ обра­зомъ бла­го­слов­ляю сест­ру ее, ста­ри­цу Фео­до­сию Моро­зо­ву. Да бояри­на кня­зя Олек­сея Михай­ло­ви­ча Лво­ва бла­го­слов­ляю образъ Спа­совъ, обло­женъ серебромъ, да ему ж челомъ бью орга­макъ серъ, во всемъ поря­де, съ сед­ломъ и съ уздою, и съ чепь­ми гря­мя­чи­ми, а сед­ло озям­ское, кото­рое съ нимъ было въ посол (ьстве), а узда бояри­на кня­зя Бори­сов­ская Михай­ло­ви­ча Лыко­ва, и зъ нау­зомъ бол­шимъ. Да окол­ни­че­ва Васи­лия Ива­но­ви­ча Стреш­не­ва бла­го­слов­ляю образъ Спа­совъ обло­женъ серебромъ, да челомъ бью вот­чи­ну въ Суз­дал­скомъ уез­де село Семен­ко­во, а ему пожа­ло­вать дать за ней ден­ги съ чет­вер­тей по Уло­же­нью въ Суз­даль, къ Рож­де­ству Пре­чи­стой Бого­ро­ди­це, архи­епи­ску­пу, и пожа­ло­ва­ти бити челом госу­да­рю, что­бы госу­дарь пожа­ло­валъ, велелъ по моей духов­ной душю мою греш­ную устро­ить и роди­те­лей моихъ и меня ему пожа­ло­вать поми­нать, въ забве­нье без­па­мят­ныхъ не учи­нить. Да кня­зя Олек­сея Ива­но­ви­ча Воро­тын­с­ко­во бла­го­слов­ляю образъ Спа­совъ, обло­женъ серебромъ. Да князь Пет­ра Ива­но­ви­ча Прон­ско­во бла­го­слов­ляю образъ Спа­совъ, обло­женъ сереб­ром; да жену ево кня­ги­ню Марью Михай­лов­ну бла­го­слов­ляю образъ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы, обло­женъ серебромъ. Да пле­мян­ни­ка сво­е­го, окол­ни­че­ва князь Семе­на Васи­лье­ви­ча Празо­ров­ско­го бла­го­слов­ляю образъ Спа­совъ, обло­женъ серебромъ. Да ему жъ вот­чи­на моя, въ Мос­ков­скомъ уез­де, сел­цо Сем­чи­на, да пустошъ Остро­но­го­ва съ пустош­ми, да пустошъ Семе­нов­ская, а Чер­ни­цы­на тожъ съ пустош­ми, да поло­ви­на сло­бод­ки, кото­рая отъ Сем­чи­на на бол­шой Дмит­ров­ской доро­ге; а дру­гая поло­ви­на тое сло­бод­ки, кото­рая отъ Велья­ми­но­ва, та отда­ти къ Велья­ми­но­ву. А что о той вот­чине о Семе­нов­скомъ, а о Чер­ни­цыне тожъ, била челомъ госу­да­рю игу­ме­нья Олек­се­ев­ска­го мона­сты­ря и назы­ва­ла тое вот­чи­ну мона­стыр­скою, и за тое вот­чи­ну въ Олек­се­ев­ской мона­стырь далъ братъ мой князь Олек­сан­дръ бла­жен­ная памя­ти при царе Федо­ре Ива­но­ви­че на сменъ вот­чи­ну свою, въ Боров­скомъ уез­де сел­цо Загряс­кое съ пустош­ми. Да пле­мян­ни­ку жъ мое­му кня­зю Семе­ну Васи­лье­ви­чу съ дет­ми дворъ мой мос­ков­ской со всемъ. Да жену ево кня­ги­ню Марью Семе­нов­ну и детей ево бла­го­слов­ляю по обра­зу оклад­но­му. Да пле­мян­ни­ка сво­е­во, князь Мат­вея Васи­лье­ви­ча Про­зо­ров­ска­го бла­го­слов­ляю образ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы Казан­ские, обло­женъ серебромъ; да ему жъ вот­чи­на моя въ Зве­ни­го­родц­скомъ уез­де, сел­цо Рае­во, да пустошъ Покров­ское съ пустош­ми, и со все­ми уго­дьи. Да жену ево кня­ги­ню Наста­сью Федо­ров­ну, да дочь ихъ княж­ну Луке­рью бла­го­слов­ляю по обра­зу оклад­но­му. Да князь Миха­и­ла Пет­ро­ви­ча Прон­с­ко­ва бла­го­слов­ляю образъ Спа­совъ въ кио­те, обло­женъ серебромъ резью, при­кла­ду, цата витая, а дру­гая чекан­ная, да два золо­тых. Да жену ево, а свою пле­мян­ни­цу, кня­ги­ню Овдо­тью Васи­льев­ну, бла­го­слов­ляю образъ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы, обло­женъ серебромъ; да ей же даю вот­чи­ну свою въ Воло­ди­мер­скомъ уез­де сел­цо Кали­те­е­во со все­ми уго­дьи. Да князь Ива­на Ники­ти­ча Хован­с­ко­ва бла­го­слов­ляю образъ Спа­совъ, обло­женъ сереб­ром, да ему жъ арга­макъ воронъ, да було­ва сереб­ре­на. Да князь Ива­на Пет­ро­ви­ча Прон­с­ко­ва бла­го­слов­ляю образ Спа­совъ, обло­женъ серебромъ. Да жену ево, кня­ги­ню Наста­сью Дмит­ре­ев­ну бла­го­слов­ляю образъ Пре­чи­стые Бого­ро­ди­цы, обло­женъ сереб­ром. Да пле­мян­ни­цу свою кня­ги­ню Улья­ну Васи­льев­ну Тро­е­ку­ро­ву, да кня­ги­ню Анну Гри­го­рьев­ну Уру­со­ву бла­го­слов­ляю по обра­зу оклад­но­му; да имъ же даю попа­ламъ вот­чи­ну свою въ Мос­ков­скомъ уез­де сел­цо Наво­сил­цо­ва съ пустош­ми и со все­ми уго­дьи, а имъ пожа­ло­вать поми­нать кня­зя Миха­и­ла Васи­лье­ви­ча Ско­пи­на и отца ево кня­зя Васи­лья и свя­щен­ни­ку, что слу­жит у Архан­ге­ла въ пре­де­ле у Пред­те­чи, где лежитъ тело кня­зя Михай­ло­ва, и имъ дава­ти тожъ, какъ я давалъ. Да отца сво­е­го духов­на­го, Стре­тен­ска­го про­то­по­па Ива­на бла­го­слов­ляю образ Спа­совъ, обло­женъ серебромъ, да ему жъ сто руб­левъ денегъ. Да князь Дани­лу Несвитц­ко­ва, да Лари­о­на Суми­на, да Костен­ти­на Сыти­на бла­го­слов­ляю по обра­зу оклад­но­му; да имъ же дати изъ мое­го пла­тья по плат­ну. А достал­ные мои вот­чи­ны: сел­цо Вос­кре­сен­ское съ дерев­ня­ми дать поло­ви­ну тое вот­чи­ны, что за рекою Вяз­мою, къ тутош­ной церкве къ Вос­кре­се­нию Хри­сто­ву, да къ Пре­чи­стой Бого­ро­ди­це, что постав­ле­но надъ Кипре­я­ном, да къ Нико­ле Чюдо­твор­цу; а дру­гую поло­ви­ну тое вот­чи­ну, что по сю сто­ро­ну реки Вяз­мы и отъ Суз­да­ля, дать въ Суз­даль въ девичь въ Покров­ской моно­стырь, по мне и по роди­те­лехъ моихъ; а будетъ госу­дарь не пожа­лу­етъ, не велитъ дати въ мона­стырь тое поло­ви­ны вот­чи­ны, и та поло­ви­на вот­чи­ны выку­пить пле­мян­ни­комъ моимъ князь Семе­ну, да князь Мат­вею Празо­ров­скимъ. А о дру­гой поло­вине тое вот­чи­ны, что за рекою Вяз­мою, бити челомъ госу­да­рю, что­бы госу­дарь пожа­ло­валъ, тое поло­ви­ну отъ церк­ви не велелъ отнять, и имъ от церк­ви не выку­пать. А вот­чи­ну мою сел­цо Ива­нов­ское дать въ Суз­даль въ соборъ къ Рож­де­ству Пре­чи­стой Бого­ро­ди­це, про­то­по­пу с бра­тьею, а не архи­епи­ску­пу. А имъ, про­то­по­пу съ бра­тьею, за то меня и роди­те­лей моихъ поми­нать веч­нымъ помин­камъ; а на выкупъ роди­те­лемъ моимъ и нико­му тое вот­чи­ны изъ собо­ру не выку­пать. Да вот­чи­на жъ моя, въ Юрьев­скомъ уез­де, сел­цо Желе­зо­ва, дать къ Спа­су, въ Еуфи­мьев мона­стырь, что въ Суз­да­ле. А будетъ госу­дарь не пожа­лу­ет, не велитъ дать въ мона­стырь, и та вот­чи­на выку­пить пле­мян­ни­комъ же моимъ. Да вот­чи­на жъ моя, въ Мос­ков­скомъ уез­де сел­цо Веля­ми­но­во съ дво­ромъ моимъ и съ мел­ни­цею, и съ хле­бомъ, и со кре­стья­ны, что есть въ Велья­ми­но­ве, и съ дерев­нею Мар­фи­ною, и поло­ви­на сло­бод­ки на боль­шой Дмит­ров­ской доро­ге, кото­рая къ Велья­ми­нов­ской сто­роне, отда­ти въ Бого­яв­лен­ской мона­стырь, что за Ветош­нымъ рядомъ; а роди­те­лемъ моимъ и нико­му тое вот­чи­ны Велья­ми­но­ва и Тапор­ко­ва, что дана имъ въ мона­стырь при бра­те моемъ кня­зе Дмит­рее Шуй­скомъ не выку­пать, быть имъ обе­ма за Бого­яв­лен­скимъ мона­сты­ремъ. А дру­гая поло­ви­на сло­бод­ки, на той же боль­шой Дмит­ров­ской доро­ге, на Сем­чин­ской сто­роне, и та поло­ви­на къ Сем­чи­ну. Да вот­чи­на жъ моя въ Пере­слав­скомъ уез­де Залес­ко­ва сел­цо Семе­нов­ское, дать къ Трой­це, въ Сер­ги­евъ мона­стырь, по Малю­те Ску­ра­то­ве и по ево жене, и по бра­те моемъ, по кня­зе Дмит­рее Ива­но­ви­че Шуй­скомъ и по жене ево, кня­гине Кате­рине Григоревне1. Да вот­чи­на жъ моя въ Дмит­ров­скомъ уез­де, сел­цо Дани­лов­ское съ дерев­ня­ми отда­ти въ Чюдовъ мона­стырь по роди­те­лех моихъ по Шуй­скихъ и по кня­гине Агра­фене Празо­ров­ской, а будет тое вот­чи­ны въ Чюдов мона­стырь госу­дарь не пожа­лу­етъ, и та вот­чи­на выку­пить из мона­сты­ря, по госу­да­ре­ву Уло­же­нию, пле­мян­ни­комъ же моимъ. А что есть мое­го пла­тья муже­ска, и то пла­тья пле­мян­ни­комъ моимъ кня­зю Семе­ну съ дет­ми, да кня­зю Мат­вею Празо­ров­скимъ, да кня­зю Михай­лу Прон­ско­му. А что пла­тья жены моей, кня­ги­ни Мар­фы, лет­ни­ки и тело­греи, и шуб­ки наклад­ные, и опо­шень бол­шой, и снуръ, что делалъ я, и то пла­тья дати князь Семе­но­вымъ, да князь Мат­ве­е­вымъ детемъ, княж­нямъ, да кня­гине Ульяне Тро­е­ку­ро­ве, да князь Михай­ло­ве жене Прон­ско­во, кня­гине Овдо­тье; да изъ товожъ пла­тья дать кня­гине Анне Уру­со­ве, что даве­дет­ца. А что было при­да­но­ва пла­тья и соже­нья жены моей кня­гине Мар­фы, и то все отда­но мате­ри ее, ста­ри­це Елене Мики­фо­ровне Моро­зо­ве. Да что есть мое­во наря­ду кон­ска­го — седелъ и уздъ, и вся­ко­го наря­ду, и то все пле­мян­ни­комъ моимъ кня­зю Семе­ну съ дет­ми, да князь Мат­вею, да кня­зю Михай­лу. А достал­ные мои сто­я­лые лоша­ди и саб­ли оправ­ные, съ каме­ньем, и поло­сы сабел­ные, и пища­ли, и суды сереб­ре­ные пра­дать, а ден­ги раз­дать по убо­гимъ мона­сты­рямъ. А пова­рен­ные суды, мед­ные кат­лы, и ско­во­рот­ки, и про­тив­ни, и блю­да оло­ве­ные, и оло­ве­ни­ки и круш­ки, и ско­во­род­ки белые раз­дать въ убо­гие жъ мона­сты­ри. Да бояри­ну кня­зю Ондрею Васи­лье­ви­чу Хил­ко­ву отда­ти бра­ти­на сереб­ря­ная, да кам­ка куф­теръ жол­тая, да шка­тул­ка, что съ пря­нымъ зельемъ, да пять­де­сятъ руб­левъ денегъ. Да Васи­лье­ве жене Арга­ма­ко­ва отдать чар­ка сереб­ре­ная, тол­ста. А что у меня на ково были заем­ные памя­ти, въ дол­гехъ, и те памя­ти при­ка­щи­комъ моимъ выдать безъ­де­неж­но, и денегъ на техъ людехъ по темъ памя­тямъ не имать. А на самом на мне дол­гу ничье­во ника­ко­во нетъ. А будет хто моимъ без­па­мед­ствомъ после на меня долгъ свой ска­жет, и при­ка­щи­комъ моимъ, сыс­кавъ про то въ прав­ду, и тотъ долг за меня пла­тить. Да что у меня сто­итъ рух­лядь бояри­на князь Воло­ди­мер­ская Дол­го­ру­ко­ва и жены его, и тое рух­лядь по рос­пи­семъ, и ден­ги, что тое ж рух­ля­ди упра­да­но, при­ка­щи­комъ моимъ отда­ти бояри­ну Бори­су Михай­ло­ви­чю, до околь­ни­че­му Миха­и­лу Михай­ло­ви­чю Сал­ты­ко­вым, да отцу мое­му духов­но­му Стре­тен­ско­му про­то­по­пу Ива­ну. А людемъ моимъ дво­ро­вымъ и слу­жи­лымъ, и вся­кихъ чиновъ, после мое­во живо­та дати воля; а жало­ва­нье имъ давать вдвое, хто что ималъ пра­тивъ книгъ. Да слу­жи­вым же доб­рымъ людем дать по каню, а мел­кимъ дать по мери­ну; а робя­томъ, кото­рые жили в ком­но­те, двумъ, Любим­ку, да Янке дати по два­дца­ти руб­левъ, да по каню; а мало­му Пет­рун­ке дати десять руб­левъ, да мери­ва, а мало­му Богдаш­ке Мишев­ско­му дать пять руб­лев; да пово­ру Лит­ви­ну Хра­хов­ско­му дать два­дцать руб­лев; да вдо­вам и муж­нимъ женамъ служ­нимъ дати жало­ва­нье вдво­ежъ, кото­рая что има­ла, а кото­рые денеж­во­ва жало­ва­нья не има­ли, и темъ давать по пяти руб­левъ, а повар­скимъ женамъ, и коню­хо­вымъ, и вся­кимъ работ­нымъ дати по три руб­ли; да девоч­ке литов­ке, Кат­ке, дати надел­ку трид­цать руб­левъ, а наде­локъ людемъ моимъ: ден­ги и лоша­ди давать после соро­ч­инъ. Да кото­рые кре­стьяне при­ве­зе­ны въ подъ Мос­ков­ную мою вот­чи­ну из дал­нихъ моихъ дере­вень, и темъ кре­стья­немъ дати воля, тут ли ста­нутъ жити, или на сто­ро­ну пой­дутъ. А у сей духов­ной были при­ка­щи­ки мои: бояринъ князь Иванъ Бори­со­вичъ Чер­кас­кой, да окол­ни­чей князь Семенъ Васи­лье­вичъ Празо­ров­ской, да князь Михай­ла Пет­ро­вичъ Прон­ской, да отецъ мой духов­ной Стре­тен­ской про­то­попъ Иванъ Михай­ловъ. А на позлу­хи Иванъ Сафо­новъ, да Евти­фей Ари­стовъ, да Иванъ Орте­мовъ. А духов­ную писалъ Ива­нов­ские пло­ща­ди подья­чей Бори­ско Ива­новъ, лета семь тысячь сто четы­ре­де­сять шеста­го году, наяб­ря въ два­де­сять во вто­рый день». На обо­ро­те заве­ща­ния под­пи­си: «Къ сей духов­ной князь Иванъ
Шуй­ской руку при­ло­жил. К сей духов­ной князь Иванъ Чер­кас­кой руку при­ло­жил. К сей духов­ной князь Семенъ Про­зо­ров­ской руку при­ло­жил. К сей духов­ной князь Михай­ло Прон­ский руку при­ло­жил. К сей духов­ной Стре­тин­ский про­то­попъ Иван, по веле­нию сына сво­е­го духов­на­го, бояри­на кня­зя Ива­на Ива­но­ви­ча Шуй­ска­го, руку при­ло­жил. Послухъ Иваш­ка руку при­ло­жил. Послухъ Евтиш­ка руку при­ло­жилъ. Послухъ Иваш­ка руку приложилъ»

Інформації про печатки немає

Релятівні категорії документів

Релятівні генеалогії

Всі кате­горії документів