Общие сведения
ЧЕРНЯТИНСКИЕ — княжеский род из клинской ветви тверских Рюриковичей,
Первым князем Чернятинским можно считать Ивана, сына Дмитрия Еремеевича Дорогобужского, получившего в удел г. Чернятин. Князья Чернятинские после присоединения Твери к Москве служили, главным образом, князьям Старицким. Они были боярами Андрея Ивановича, а затем Владимира Андреевича Старицких. Князья Чернятинские редко участвовали в походах в качестве великокняжеских воевод. Они находились в войске князя Андрея Ивановича Старицкого, когда последний принимал участие в походах Василия III в 1512–14, 1517, 1521–22 гг. Чернятинские князья при старицком дворе составляли наряду с князьями Хованскими, Палецкими, Пронскими, Пенинскими элиту этого двора, играли ведущую роль в политической жизни удела.
Происхождение князей Чернятинских хорошо известно: по родословным они считаются отраслью тверских князей Дорогобужских (РИИР, т.2, с.85). Им даже был «найден» соответствующий «удел» — деревенька Чернятино в Клинском уезде, хотя никто не исследовал насчет того, существовало ли на этом месте поселение в 15 в.
Происхождение Чертенских от чернятинских (версия Алексея Бабенка).1
Князья Чертенские (Чертинские): Семен Иванович, его сыновья Дмитрий и Иванец, внуки — «Петруша 13 лет, да Васька 11 лет» Ивановичи, упоминаются как «литва дворовая» по Медыни. Поскольку князья Чертенские числились среди «литвы дворовой» их появление на Москве могло произойти лишь в период 1503–1521 гг., т.к. более ранние «выезжанцы» «литвой дворовой» не писались. Но почему-то в указателе как Чертинские записаны и князья Чернятинские: Иван Шах и Никита Васильевичи, дворовые дети боярские по Торжку, служившие князю Андрею Ивановичу Старицкому. Чертенских принято считать тм князьями точно неустановленного происхождения. Например, Ю.Вольфф считал их смоленскими Ростиславичами, Л.Войтович допускает и черниговские корни. Впервые Чертенские упоминаются в реестре смоленских «князей, бояр и слуг» 1492 г. из 4‑й книги ЛМ: «Чертенъскии князи: князь Анъдреи а князь Иванъ; а князя Анъдреевых два сыны». Причем записаны они после «мащинских слуг», но перед «мащинскими боярами» (т.е. служившими с Мощинской волости в Поугорье), вместе с князьями Крошинскими (отметим этот факт). Конечно, вряд ли князья Крошинские и Чертенские принадлежали к категории «щитных слуг» — служилых людей незнатного происхождения, похоже при записи в Метрику переписчик попросту ошибся.
Чем же владели Чертенские? В 1502 г. великий князь Александр Казимирович дал подтверждение князьям Ивану и Тимофею Филипповичам Крошинским на «именья их отчинные», в числе которых мы видим «Чернятичи, что князи Одоевские держали» и «куплю на имя Чертину, а Озарово, а Пловучее». С князьями Чернятинскими, похоже, «приключилась» та же самая история, что и с их сородичами Дорогобужскими. Историки довольно долго искали «город Дорогобуж в Тверской земле» (ничего, кроме сельца Дорожаево не нашли), пока не выяснилось, что Дорогобужскими они стали называться по держанию в Литве князем Андреем Дмитриевичем смоленского города Дорогобужа от Свидригайло. А его родной племянник, Семен Иванович, по всей видимости, там же держал городеченскую волость Чернятичи, по которой именовался Чернятинским. Позднее эта волость отошла к Одоевским, а сыновья Семена Ивановича получили в компенсацию Чертину, Азарово и Плавучее. Это именно они названы в реестре 1492 г. князьями Чертенскими. Сын Андрея Семеновича, Василий, в период 1492–1500 гг. отъехал на Москву, где писался Чернятинским, а Иван Семенович до 1500 г. продал свою вотчину соседям — князьям Крошинским: его сыновья Андрей и Семен в 1526 г. подписали «фундуш» Бальской церкви в Городненском повете (в родословии Чернятинских Иван Семенович показан бездетным). Князь Семен Иванович позднее отъехал на Москву, где вместе с сыновьями и внуками служил среди медынской «литвы дворовой». Князья Чертенские/Чертинские «пережили» своих однородцев Чернятинских, чей род прервался на бездетном внуке Василия Андреевича, Дмитрии. В конце 16 в. упомянут еще один внук Семена Ивановича Чертенского: Василий Дмитриевич, а в нач. 17 в. два его правнука — Богдан Васильевич и Федор Петрович. Род Чертенских существовал еще в конце 17 в.
Родословцы
Родословная книга РГБ 256 № 359
А у князя Ивана у Черниговского [должно быть Чернятинского] сын — князь Семен. А у князя Семена дети: князь Ондрей да князь Олександра. А у князя Ондрея сын — князь Василей. А у князя Василья дети: Иван, бездетен, да князь Василеи Ушятои, да Никита, да Иван Кислой, да Михаило. А у князя Василья Ушятого сын — князь Дмитрей.
(РГБ. Ф. 256. Рукописное собрание графа Н.П.Румянцева. № 349. Л. 271–272)
Поколенная роспись
I Рюрик (800–879)
II Игорь Рюрикович (-945)
III Святослав Игоревич (940–972)
IV св.Владимир Святославович Красное Солнышко (-15/07/1015)
V Ярослав Владимирович Мудрый (978–20/02/1054)
VI Всеволод Ярославич (1030–13/04/1093)
VII Владимир Всеволодович Мономах (1053–19/05/1125)
VIII Юрий Владимирович Долгорукий (1091–15/05/1157)
IX Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154–15/04/1212)
X Ярослав II Всеволодович (08/02/1190–30/09/1246)
XI Ярослав Ярославич (-16/09/1271)
XII св.Михаил Ярославич (1272–22/11/1319)
XIII Еремей Константинович (-1372)
XIV Дмитрий Еремеевич (-1407)
XV генерация от Рюрика.
КН. ИВАН ДМИТРИЕВИЧ КЛИНСКИЙ
XVI генерация от Рюрика.
1. КН. СЕМЕН ИВАНОВИЧ ЧЕРНЯТИНСКИЙ
сын Ивана Дмитриевича Клинского и Марфы?
С князьями Чернятинскими, похоже, «приключилась» та же самая история, что и с их сородичами Дорогобужскими. Историки довольно долго искали «город Дорогобуж в Тверской земле» (ничего, кроме сельца Дорожаево не нашли), пока не выяснилось, что Дорогобужскими они стали называться по держанию в Литве князем Андреем Дмитриевичем смоленского города Дорогобужа от Свидригайло. Его родной племянник, Семен Иванович, по всей видимости, там же держал городеченскую волость Чернятичи, по которой именовался Чернятинским. Позднее эта волость отошла к Одоевским, а сыновья Семена Ивановича получили в компенсацию Чертину, Азарово и Плавучее.
XVII генерация от Рюрика.
2/1. КН. АНДРЕЙ СЕМЕНОВИЧ ЧЕРНЯТИНСКИЙ (1489)
сын Семена Ивановича Дмитриевича. Выехал в Москву до 1489 г. Летом 1489 г. в походе на Вятку Д. В. Щени был вторым воеводой большого полка. 2.
С князьями Чернятинскими, похоже, «приключилась» та же самая история, что и с их сородичами Дорогобужскими. Историки довольно долго искали «город Дорогобуж в Тверской земле» (ничего, кроме сельца Дорожаево не нашли), пока не выяснилось, что Дорогобужскими они стали называться по держанию в Литве князем Андреем Дмитриевичем смоленского города Дорогобужа от Свидригайло. А его родной племянник, Семен Иванович, по всей видимости, там же держал городеченскую волость Чернятичи, по которой именовался Чернятинским. Позднее эта волость отошла к Одоевским, а сыновья Семена Ивановича получили в компенсацию Чертину, Азарово и Плавучее.
3/1. КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР СЕМЕНОВИЧ ЧЕРНЯТИНСКИЙ (1480?)
Упоминается в московских родословцам.
XVIII генерация от Рюрика.
6/2.КН. КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЧЕРНЯТИНСКИЙ (1521)
Сын Андрея Семеновича Ивановича. В период 1492–1500 гг. отъехал на Москву, где писался Чернятинским.
Служил в уделе кн. Андрея Старицкого боярином. Во время набега Мухаммед-Гирея 1521 г. в Серпухове находился воевода князя Андрея князь Василий Чернятинский 3.
XIX генерация от Рюрика.
11/6. КН. ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ШИХ БОЛЬШОЙ ЧЕРНЯТИНСКИЙ (1537,† 1552/60)
1С:Вас.Анд., служил в чине стольника князю Андрею Старицкому в 1537 г. Тысячник 3‑й статьи из Старицы князя Андрея Ивановича. В Дворовой тетради из Торжка 4.
Заключительный эпизод «Повести о пойманий князя Андрея Ивановича Старицкого»: уже при подъезде к столице, «у Николы святого на Хынске», один из стольников, князь Иван Шах Чернятинский, «видев государя своего князя Ондрея Ивановичь незгоду, нача советовати з столники с княж с Ондреевыми, дабы ему сложить с собя князю Ондрею Ивановичь крестное целованье, убоявся по-иманья от великого князя, и не добыша себе поборника никого же». Около московского посада Иван Шах вторично попытался покинуть княжескую службу и «нача складывати с собя целованье Ивану Ивановичь Колычову Умному, чтобы князю сказал». Но тот ответил отказом: «Иван же Умной в том ему слове отрече...» (на этом текст Повести обрывается). 5 Упоминается в списке советников князя Андрея Старицкого, пресловутых «лихих людей», подвергнутых в 1537 г. торговой казни. Среди них были князья Ф. Д. Пронский, И. Ю. Большой и Ю. Меньшой Пенинские, И. А. Хованский, И. И. Умной Колычев. Вологодско-Пермская летопись добавляет к именам казненных также двух князей Чернятинских 6. В этом списке, за исключением И. И. Умного Колычева, фигурировали связанные родством друг с другом и с князем Андреем Старицким лица.
Владения Ивана и Василия Васильевичей Чернятинских в 40‑х годах XVI в. находились в Тверской земле. В 1539/1540 г. за ним была вотчина в волости Воловичи Тверского уезда сельцо Головорезово (Филипово) с 3 деревнями (46 четвертей доброй земли) 7. Также в Твер. у. в волости Шестка «За княжъ Ивановою Васильевича Чернятинского 14 княгиннею Овдотьею ...... с. Бокшино, а въ немъ церковь Никола Чюдотворецъ, того жъ села: дер. Бошмаково, дер. Харитоново, дер. Сысоево, на р. на Шесткѣ, дер. Онаньино, дер. Старое, дер. Палкино, дер. Березово, дер. Семенково, дер. Вороново, дер. Батурово, дер. Селиваново, полов. дер. Илакова; пашни въ селѣ и въ дер. 297 четьи въ одномъ полѣ, а въ дву потомужъ, сѣна 55 коп., лѣсу на 20 четьи; земля сер.; а грамота помѣстная царя и великого князя, и съ грамоты взятъ противень слово въ слово, и въ грамотѣ пишетъ: лѣта 7056 іюня въ 29 день.
8
25 сентября 1544 г. князь И. В. Чернятинский дал Троице-Сергиеву монастырю 50 руб. 9.
Ж., АВДОТЬЯ (1551)
б/д
12/6. ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ УШАТЫЙ ЧЕРНЯТИНСКИЙ (1540?,†1551/55)
2С:Вас.Анд.Сем-ча.
Владения Ивана и Василия Васильевичей Чернятинских в 40‑х годах XVI в. находились в Тверском уезде в волости Суземье. В Дозорной книге Тверского уезда 1551–1554 гг. указано, что «Князя Василья Васильевича Чернятинского 4 с. Заборья да 2 дер.; пашни въ селѣ и въ дер. полполтрети сохи. Князя Василья въ животѣ не стало, а нынѣча князя Дмитрея Ивановича Хованского с. Заборье, а въ немъ церк. Рожество Пречистой; к тому жъ селу: дер. Нѣмцово, дер. Офонасово, дер. Степанково; пашни въ селѣ и въ дер. 100 четьи въ одномъ полѣ, а въ дву потомужъ. Князь Дмитрей служить царю и великому князю по Волоцкому списку, а родом Москвитин; а крѣпость – рядной список; земля сер». 10
13/6. НИКИТА ВАСИЛЬЕВИЧ ЧЕРНЯТИНСКИЙ (1550,† 1552/60)
третий сын Василия Андреевича Семеновича. Тысячник 3‑й статьи из Старицы князя Андрея Ивановича. В Дворовой тетради из Торжка с пометой «умре» (Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50‑х годов XVI в. М.; Л., 1950. С. 81, 198).
29 июня 1548 г. княгине Овдотье, вдове князя Ивана Васильевича Чернятинского, была дана царем Иваном Васильевичем жалованная и несудимая грамота на бывшую вотчину княгини Арины, вдовы князя Осипа Андреевича Дорогобужского, село Бокшино с деревнями в волости Шестка Тверского уезда 11. В 1551–1554 гг. в волости Захожье Тверского уезда за ним была вотчина сельцо Масло (Зеленцыно) с 6 деревнями (101 четверть средней земли), в волости Воловичи за ним же вотчина сельцо Головорезово (Филипово) с 3 деревнями (46 четвертей доброй земли) и с Г. В. Давыдовым владел совместной вотчиной в волости Воловичи двумя третями деревни Быково (30 четвертей средней земли) и сельцом Енино с починками и деревней (отмечено, что бывшая его собственница Окулина, жена Игнатия Давыдова, а князь Никита Чернятинский ее зять, женат на ее дочери), 39 четвертей средней земли. Отмечено, что Никита служит царю 12. За князем Н. В. Чернятинским было поместье в Богатинской волости Новоторжского уезда пустошь Гусиха Филипово 13. Вероятно к нему же относится сообщение о князя Никите Чернятевском (sic), который перед 1594/97 годом имел в Перевицком стане «жеребей деревни Ивановские, Дмитреевская то ж, на суходоле» 14.
Послух в духовной грамоте Афанасия Александрова сына Карачева в 1546/1547 г. 15.
ЖЕНА: [......] ИГНАТЬЕВА ДАВЫДОВА, дочь Игнатия и Окулины.
Джерела: Прощак Олег. Материалы Писцовых книг Тверского уезда по истории и генеалогии княжеских родов Шерепенских, Конинских, Селеховских, Дорогобужских и Чернятинских.
14/6. КН. ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ КИСЛЫЙ МЕНЬШОЙ ЧЕРНЯТИНСКИЙ (1550?)
4С:Вас.Анд.
Б/д.
15/6. КН. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЧЕРНЯТИНСКИЙ (1550?)
помещ. 5С:Вас.Анд.Сем-ча
XX генерация от Рюрика.
19/12. КН. ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЧЕРНЯТИНСКИЙ (1567)
в 1567 сын-боярск.?-Старица‑у.? С:Вас.Вас. УШАТЫЙ. Дмитрий Васильевич, по родословным, служил Владимиру Андреевичу Старицкому.
КНЖ. ...... ВАСИЛЬЕВНА ЧЕРНЯТИНСКАЯ
Сын князя И. А. Хованского Дмитрий, племянник Евфросиньи Старицкой, в начале 50‑х годов XVI в. унаследовал по рядной.грамоте вотчины князя В. В. Чернятинского, одного из сыновей боярина князя В. А. Чернятинского, в Тверском уезде. Скорее всего, он был женат на его дочери 16.
М., КН. ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ХОВАНСКИЙ
Персоны не попавшие в роспись.
Князь Ѳедоръ Васильевъ Чернятинского (3 ст.; Старица 1).
ПЕЧАТКИ
Печаток не знайдено
ПУБЛІКАЦІЇ ДОКУМЕНТІВ
Документів не знайдено
АЛЬБОМИ З МЕДІА
Медіа не знайдено
РЕЛЯЦІЙНІ СТАТТІ
Статтєй не знайдено
- Бабенко А. Чернятинские и Чертенские [Электронный ресурс]//[↩]
- Б — 2. РК — 98. С. 21. Бабенко А. Сообщение на форуме [Электронный ресурс] // https://imtw.ru/topic/21965-ryurikovichi-gediminovichi-chingizidy-ili-drugie/page__view__findpost__p__2610538[↩]
- Род. кн. Ч. 1. С. 66; РК. С. 66.[↩]
- Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50‑х годов XVI в. М.; Л., 1950. С. 81, 198[↩]
- Малоизвестные летописные памятники XVI в. // Исторические записки, Том 10. 1941.[↩]
- ПСРЛ. Т. 8. С. 294–295; Кром М. М. Вдовствующее царство: политический кризис в России 30–40‑х гг. XVI века. С. 218.[↩]
- Писцовые книги Московского государства XVI в. Ч. 1. Отд. 2. СПб., 1877. С. 204–205[↩]
- Писцовыя книги XVI вѣка. Изданіе Императорскаго Русскаго географическаго общества, подъ редакціею дѣйствительнаго члена Н.В. Калачова. Отдѣленіе II. Санкт-Петербургъ, 1877 г. (Тверской уѣздъ, с. 40–403), с. 247[↩]
- Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 98[↩]
- ПКМГ. Ч. I, отд. 2. С. 164, 247.[↩]
- Антонов А.В. Частные архивы русских феодалов XV–начала XVII века // Русский дипломатарий. Вып. 8. М., 2002. № 3475[↩]
- Писцовые материалы Тверского уезда / Сост. А. В. Антонов. М., 2005. С. 146, 213, 214[↩]
- РГАДА. Ф 1209. Оп. 1. Кн. 11432. Л. 453[↩]
- Писцовая приправочная книга Рязанского уезда, л. 177 об.[↩]
- Архив СПб ИИРАН. Ф. 29. Оп. 1. Д. 8. № 981. Л. 1015[↩]
- Писцовые материалы Тверского уезда. С. 169; Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. С. 166[↩]