Казанские

Пер­вым пред­ста­ви­те­лем дан­ной дина­стии в Рос­сии с опре­де­лен­ной ого­вор­кой мож-
но счи­тать само­го Улуг-Мухам­ме­да б. Х асан-огла­на16. В 1437 г. он ока­зал­ся свергну-
ты м с пре­сто­ла в Орде и бежал вме­сте со сво­им и сто­рон­ни­кам и и семьей в верхне-
окские зем ли, пыта­ясь обос­но­вать­ся в Белев­ском княжестве.

Тут он нахо­дил­ся зим ой 1437/38 гг. Име­ют­ся упом ина­ния о том , что Васи­лий II сам
дал «в каче­вищ е Белев­ские места», но позд­нее под вли­я­ни­ем «злых» совет­ни­ков и з-
менил свое реш ение и послал про­тив хана свои полки17. В таком слу­чае мы вправе
вклю­чить в чис­ло слу­жи­лых царе­ви­чей и всех его детей или, по край­ней м ере, некото-
рых из них. И сточ­ни­ки упом инаю т 10 детей хана: 7 сы новей и 3 д о ч ер и (доче­ри:
Д илдаш (Д ильш ад), Дау­лат, Д аулатш ах; сы новья: М ахмуд, Ягуп (Йакуб, Якуб), Тау-
лек, М устаф а, Й ес и р ‑З и р е , К асим , Н ауруз18). В 1439 и 1445 гг. Улуг-Мухам­мед от-
м ечен в Н иж нем Н овго­ро­де. В чераш ний хан, ско­рее все­го, в о ч ер ед н о й раз хотел
15 Стрель­ни­ков С.В. Зем­ле­вла­де­ние в Ростов­ском крае в XIV — пер­вой тре­ти XVII века. — М.; СПб.,
2009.- С . 63–68, 141–151.
«‘ Исха­ков Д.М. О родо­слов­ной хана­У­луг-Мухам­ме­да /​/​Тюркологический сбор­ник. 2001: Золотая
Орда и ее насле­дие. — М., 2002. — С. 63–74.
17 Кром М.М. Меж Русью и Лит­вой. Погра­нич­ные зем­ли в систе­ме рус­ско-литов­ских отношений
кон­ца XV — пер­вой тре­ти XVI в. — 2‑е изд. — М., 2010. — С. 56; ПСРЛ. — Т. XIX: (Исто­рия о Казанском
цар­стве). — Стб. 15–16.
18 Бах­тин А.Г. Обра­зо­ва­ние... — С. 132–133. В Казан­ской исто­рии еще отме­чен некий юный сын
Ягуп (отдель­ные иссле­до­ва­те­ли чита­ют имя как Юсуф). Но вто­рой Ягуп (Юсуф) не прослеживае-
мый по иным источ­ни­кам. Это, ско­рее все­го, ошиб­ка. (ПСРЛ. — Т. XIX. — Стб. 20).

собрать­ся здесь с силам и для борь­бы за власть. П ервы й раз он попа­да­ет в Верховс-
кие княж ества ещ е в 20‑е г. XV в. Улуг-Мухам­мед про­дол­жал ощу­щать себя ханом и
сюзе­ре­ном вели­ко­го кня­зя Васи­лия Ива­но­ви­ча. Хотя хан и пред­ло­жил сле­ду­ю­щие усло-
вия: за пра­во оста­вать­ся на Оке он отда­ет в Моск­ву в залож­ни­ки сы на Махму­да (Махму-
тек) и детей сво­их кня­зей, а в слу­чае захва­та пре­сто­ла обя­зы­вал­ся «зем­ли Русь­кие сте-
речи»19. Но Москва чув­ство­ва­ла себя доста­точ­но силь­ной, что­бы не посчи­тать­ся с ж ела-
ниям и Чин­ги­си­да, и попы­та­лась вытес­нить его в степь20. В конеч­ном сче­те Васи­лий II
потер­пел пора­же­ние. Но и Улуг-Мухам­мед не смог удер­жать­ся на рус­ских землях.
В Москве со врем енем ока­за­лись его сы новья Якуб21 (? — не ранее 1452 г.) и Касим
(Трегуб22) (? — око­ло 1469 г.). Суще­ству­ет два основ­ных взгля­да на вре­мя и при­чи­ны их
появ­ле­ния в Мос­ков­ском кня­же­стве. Одни счи­та­ют, что они бежа­ли от оче­ред­ной д и н а-
сти­че­ской рас­при. Их стар­ший брат, Махмуд, в борь­бе за власть в Каза­ни, по сообщ ени-
ям рус­ских лето­пи­сей, убил сво­е­го отца и младш его бра­та Юсуфа. Боясь за свою ж изнь,
бра­тья бежа­ли сна­ча­ла в чер­кас­ские зем­ли (под ним и сле­ду­ет поним ать не Северокав-
каз­скую Чер­ке­сию, а П риазов­ские сте­пи), а затем осе­нью 1446 г. — к Васи­лию Темно-
му25. Суще­ству­ет так­же утвер­жде­ние, что царе­ви­чи ока­за­лись в рус­ских зем­лях осенью
1445 г., вслед за осво­бож­де­ни­ем Васи­лия II из татар­ско­го пле­на. Тогда же, яко­бы, и были
выде­ле­ны в удел Каси­му зем­ли в Меще­ре с цен­тром в Город­це Мещер­ском (Касимове)24.
Якуб не мог выехать в 1445 г., так как в этом году отме­че­но его уча­стие в воен­ных дей-
стви­ях про­тив мос­ков­ско­го вели­ко­го князя25. Как мы уже отме­ча­ли, Каси­ма некоторые
иссле­до­ва­те­ли видят в одном из двух татар­ских царе­ви­чей, посы­лав­ших­ся в 1445 г. под
Смо­ленск. Он явля­ет­ся пер­вым Чин­ги­си­дом, кото­ро­го «жалу­ют» дохо­да­ми с рус­ских го-
родов, или же пер­вым, о кото­ром сохра­ни­лись подоб­ные све­де­ния. Ему же принадлежит
честь осно­ва­те­ля пер­вой, пусть и корот­кой, дина­стии в Рос­сии, пре­сек­шей­ся уже на его
сыне Данья­ре (? — меж­ду 1483 и 1486 гг.)26. Мож­но пред­по­ло­жить, что пер­во­на­чаль­но бра-
тья жили в Зве­ни­го­ро­де. По край­ней мере, имен­но из это­го горо­да Касим отправился
про­тив татар хана Сеид-Ахме­да на реку Пах­ру в 1449 г., узнав об их похо­де на русские
земли27. Пока­за­тель­но, что в этом собы­тии не при­ни­мал уча­стия Якуб. Воз­мож­но, он про-
живал в дру­гом горо­де или же, как мы уже гово­ри­ли, царе­вич отъ­е­хал по неизвестным
19 ПСРЛ.-Т. X II.-С . 24.
20Кром М.М. Меж­ду Русью и Лит­вой. — М., 1995. — С. 44–46; Гор­ский А.А. Москва и Орда. — М.,
2001. — С. 141–147; Гор­ский А.А. Русь. От сла­вян­ско­го рас­се­ле­ния до Мос­ков­ско­го цар­ства. — М.,
2004.- С . 294–301.
21 Б.Д. Гре­ков и А.Ю. Яку­бов­ский утвер­жда­ют, что насто­я­щее имя царе­ви­ча Юсуф. (Гре­ков Б.Д.,
Яку­бов­ский А.Ю. Золо­тая Орда и ее паде­ние. — М.; Л., 1950. — С. 418).
22 Дан­ное про­зви­ще, ско­рее все­го, свя­за­но с дефек­том лица. Так назы­ва­ли людей имев­ших зая-
чью губу. Не исклю­че­но, что царе­вич мог иметь схо­жее ране­ние лица. (Бах­тин А.Г. Образова-
ние... — С. 228).
23 Велья­ми­нов-Зер­нов В.В. Иссле­до­ва­ние... — Ч. 1. — С. 4–15. В лите­ра­ту­ре встре­ча­ет­ся утвержде-
ние, что Якуб после смер­ти отца ушел из Каза­ни вниз по Вол­ге и жил я Аст­ра­ха­ни и ее окрестнос-
тях, а его спут­ни­ки ста­ли родо­на­чаль­ни­ка­ми кара-нога­ев. При этом выска­зы­ва­ет­ся предположе-
ние, что дан­ный отъ­езд царе­ви­ча мог про­изой­ти и после 1449 г., когда изве­стия об Яку­бе пропада-
ют из рус­ских лето­пи­сей (Тре­пав­лов В.В. Исто­рия Ногай­ской Орды. — М., 2002. — С. 133; Зайцев
И.В. Аст­ра­хан­ское хан­ство. — М., 2004. — С. 37–38).
24 Худя­ков М.Г. Очер­ки... — С. 26–34.
25 ПСРЛ.-Т. X II.-С . 64.
26 А.Г. Бах­тин без ссы­лок на источ­ник утвер­жда­ет, что у Данья­ра имел­ся млад­ший брат Минчак.
(Бах­тин А.Г. Обра­зо­ва­ние... — С. 228).
27 ПСРЛ. — Т. VIII. — С. 122; ПСРЛ. — Т. XII. — С. 75.

при­чи­нам в Аст­ра­хань. Впер­вые в Город­це Мещер­ском Касим упо­ми­на­ет­ся в 1456 г. По-
это­му мы можем гово­рить о «пожа­ло­ва­нии» горо­да в про­ме­жут­ке меж­ду 1449 и 1456 гг.
Дата 1452 г., полу­чен­ная В.В. Велья­ми­но­вым-Зер­но­вы м как усред­нен­ная от 1446 г. и
1456 г., конеч­но же, близ­ка к истине, но все же доста­точ­но условна28.
Оче­ред­ным казан­ским царе­ви­чем в Мос­ков­ском княж естве ока­зал­ся двою род­ны й
брат Д анья­ра М урта­за б. Мустафа29 (? — после 1480 г.), сын царе­ви­ча Муста­фы, убитого
в бит­ве на Л иста­ни в 1444 г.30 Ц аре­вич выехал в 1471 г. «с поля». И ван III специально
посы­лал за ним «зва­ти к себе его слу­жи­ли» Ники­ту Бекле­миш ева. Тем сам ы м указы 
вает­ся на его ста­тус каза­кую щ его31 Чин­ги­си­да, то есть царе­ви­ча, по тем или иным
при­чи­нам вынуж ден­но­го порвать со сво­ей семьей и при­вы чны м местом прож ивания
(коче­вок). Они часто сели­лись в кон­такт­ны х зонах и зара­ба­ты вали на ж изнь, прода-
вая свою саб­лю, или же пыта­лись стать под­став­ны ми ханам и32. П ричи­на выез­да, судя
по все­му, кро­ет­ся в борь­бе за казан­ский пре­стол кон­ца 60‑х г. XV в. В 1473 г. М урта­за был
пож ало­ван «Нов­го­ро­дом на Оце со м ногим и воло­стьми». В.В. В ельям инов-Зер­нов счи-
тает, что это Н овый Оль­гов городок33. П.Н. Ч ерм енский видит в нем Елатьму, по его
м нению , он же — Андре­ев Городок34. Но у Елатьмы в XVI в. ско­рее все­го было иное
назва­ние — воз­мож­но, М ещ ера35.
Сле­ду­ю­щи­ми потом кам и Улуг-Мухам­ме­да в Рос­сии ока­за­лись его пра­вну­ки, дети
И бра­ги­ма б. Махму­да. В кон­це XV в. Москве уда­лось уста­но­вить отно­си­тель­ны й конт-
роль над Каза­нью. Она м еня­ла ханов по сво­е­му усмот­ре­нию , вы возя неугод­ных в рус-
ские зем­ли. В 1484 г., при под­держ­ке рус­ских войск, Али б. И бра­ги­ма зам ени­ли его
бра­том М ухаммед‑Э мином (М уха­мед-Амин). И звест­ны две его ж ены: Ф ати­ма, дочь
28 Велья­ми­нов-Зер­нов В.В. Иссле­до­ва­ние... — Ч. 1. — С. 28–33.
29 В лите­ра­ту­ре мож­но встре­тить осто­рож­ное пред­по­ло­же­ние об иной гене­а­ло­гии царе­ви­ча. Его
отцом назы­ва­ет­ся шиба­нид Муста­фа б. Муса,хан Боль­шой Орды. (Сафар­га­ли­ев М.Г. Рас­пад Золо-
той Орды... — С. 460; Бах­тин А.Г. Обра­зо­ва­ние... — С. 133–134; Тре­пав­лов В.В. Исто­рия Ногайской
Орды. — М., 2002. — С. 96,98–100,103).
30 Исха­ков Д.М. О родо­слов­ной хана Улуг-Мухам­ме­да // Тюр­ко­ло­ги­че­ский сбор­ник. 2001: Золотая
Орда и ее насле­дие. — М., 2002. — С. 63–74. В лите­ра­ту­ре мож­но встре­тить иную родо­слов­ную Му-
ста­фы: 1) Муста­фа — Гияс ад-Дин — Шади­бек — Кут­лу-бек — Кут­луг-Тимур — Нум­кан — Абай — Кин-Тимур
— Тука-Тимур — Джу­чи. (Селез­нев Ю.В. Эли­та Золо­той Орды. — Казань, 2009. — С. 134). По мнению
Б.Р. Рахим­зя­но­ва, царе­вич Муста­фа нахо­дил­ся на рязан­ских зем­лях по дву­сто­рон­ней договорен-
ности, но рязан­цы по неиз­вест­ным при­чи­нам нару­ши­ли усло­вия дого­во­ра и уби­ли царе­ви­ча. Тем
самым автор вклю­ча­ет дан­но­го Чин­ги­си­да в круг слу­жи­лых татар­ских царе­ви­чей. При этом под-
чер­ки­ва­ет веро­лом­ность убий­ства пред­ста­ви­те­ля «золо­то­го рода». Един­ствен­но­го в пери­од XV -
XVI вв. (Рахим­зя­нов Б.Р. При­бы­тие пер­вых Джу­чи­дов в Мос­ков­ское вели­кое кня­же­ство /​/​Древняя
Русь: Вопро­сы меди­е­ви­сти­ки. — 2009. — № 3 (37). — С. 97–98). По наше­му мне­нию дан­ная трактовка
необос­но­ван­на. Ско­рее мы можем гово­рить об оче­ред­ном неудач­ном локаль­ном татар­ском похо-
де на рус­ские земли.
31 О тер­мине «казак» см.: Каран­лы­ко­ва Л.Л. Зарож­де­ние каза­че­ства в Рос­сий­ском госу­дар­стве се-
реди­ны XV — нача­ла XVI в. // Тру­ды кафед­ры исто­рии Рос­сии с древн. вре­мен до XX века. — СПб.,
2006. — Т. 1. — С. 165–185.
32 Тре­пав­лов В.В. Исто­рия Ногай­ской Орды. — М., 2001; Сул­та­нов Т.И. Чин­гиз-хан и Чингизиды.
Судь­ба и власть. — М., 2006.
33 Велья­ми­нов-Зер­нов В.В. Иссле­до­ва­ние... — Ч. I. — С. 76–83.
34 Чер­мен­ский П.Н. Из исто­рии фео­да­лиз­ма на Меще­ре и в Морд­ве //АЕ за 1963 г. — М., 1964. —
С. 5–6. Об Андре­еве Город­ке см.: Челя­пов В.П. К вопро­су об Андре­евой город­ке камен­но­м//­Ма­те-
риа­лы и иссле­до­ва­ния по рязан­ско­му кра­е­ве­де­нию. — Рязань, 2005. — Т. 8. — С. 13–16.
35 Беля­ков А.В. Слу­жи­лые тата­ры Мещер­ско­го края XV-XVII вв.//Единорогь. — М., 2009. — Вып. 1. —
С. 162–163.

ногай­ско­го бия Мус­сы б. Вак­ка­са; вдо­ва его бра­та Али б. И бра­ги­ма, дочь ногайского
бия Ямгур­чи б. Ваккаса3*’. Н овый хан не смог удер­жать­ся на пре­сто­ле. Вес­ной 1487 г.
после­до­вал вто­рой казан­ский поход. Хан Али, его жена (дочь бия Ногай­ской Орды Ямгур-
чи б. Ваккаса37), мать (цари­ца Ф ати­ма), сест­ры и бра­тья, Мелик-Тагир (? — до 1513 г.),
Худай­кул (? — 13 мар­та 1523 г.) были аре­сто­ва­ны и отправ­ле­ны в Рос­сию в качестве
почет­ных плен­ни­ков. Али с ж енам и посе­ли­ли в Волог­де, осталь­ных — в Каргаломе38.
Уже в Рос­сии у Мелик-Таги­ра появи­лись дети, извест­ны е по хри­сти­ан­ским им енам :
Васи­лий (? — после 1515 г.39), Федор (? — не позд­нее 1550 г.10), Иван (? — после 1521 г.41),
Лев (? — не ранее 1513 г.42), Васи­лий (? — не ранее 1513 г.43). Извест­ны и две дочери
крещ ено­го Худай­ку­ла (Пет­ра), обе Ана­ста­сии. П ленен­ны й Али про­дол­жал играть оп-
реде­лен­ную поли­ти­че­скую роль. Сохра­ни­лись све­де­ния о неод­но­крат­ны х просьбах
биев Н огай­ской Орды отпу­стить хана в Орду (1489, 1493 гг.)44. Крещ еные Чингисиды
мог­ли стать родо­на­чаль­ни­кам и цело­го ряда новых дво­рян­ских родов в Рос­сии. Но
кро­ме царе­ви­ча Пет­ра, дети у них не извест­ны. Воз­мож­но, они умер­ли в относитель-
но ран­нем возрасте.
После оче­ред­но­го воца­ре­ния в Каза­ни Мухам­мед-Эмин (? ‑1 5 1 8 г.) вновь не смог удер-
жать­ся на пре­сто­ле, и в 1495 г. был вынуж­ден бежать в Моск­ву с семьей. Его пожаловали
Каши­рой. На казан­ский пре­стол взо­шел сибир­ский царь Мамук. Но ему не уда­лось найти
в горо­де устой­чи­вой под­держ­ки, из-за воз­рос­ше­го недо­воль­ства со сто­ро­ны казан­цев он
вер­нул­ся в Сибирь. Новым ханом стал Абд ал-Латиф б. Ибра­гим (ок. 1475 — 19 ноября
1517 гг.). При вто­рич­ном заму­же­стве его м ате­ри цари­цы Нур-сал­тан, доче­ри мангытско-
го бека Теми­ра б. Манс­ура беклер­бе­ка (гла­вы сосло­вия зна­ти (эми­ров) и вер­хов­но­го вое-
началь­ни­ка) Боль­шой Орды45, (она ста­ла женой крым­ско­го хана Менгли-Гирея), цареви-
ч ав 1480 г. вывез­ли в Бах­чи­са­рай. По дости­же­нии совер­шен­но­ле­тия в 1493 г. его отправи-
ли в Рос­сию, где пожа­ло­ва­ли Зве­ни­го­ро­дом. В 1496 г. Абд ал-Лати­фа избра­ли на казанский
пре­стол. В 1502 г. низ­ло­жи­ли при уча­стии Рос­сии и сосла­ли в Бело­озе­ро. Ханом опять стал
Мухам­мед-Эмин. Через 6 лет, в 1508 г., царя Абд ал-Лати­фа выве­ли «из нят­ства» и пожало-
вали Юрье­вом Поль­ским. Осво­бож­де­ние про­изо­шло «печа­ло­ва­ни­ем Мингли-Гирея царя
Крым­ско­го» и цари­цы Нур-сал­тан, его мате­ри. В мае 1512 г. он вновь был аре­сто­ван и лишен
сво­их вла­де­ний. В нояб­рю 1516 г. пожа­ло­ван г. Каши­рой. Умер царь 19 нояб­ря 1517г.46 Ксере-
дине XVI в. казан­ская дина­стия (потом­ки Улуг-Мухам­ме­да) в Рос­сии пол­но­стью пресек-
лась. В Каза­ни это про­изо­шло ещ е рань­ше, со смер­тью Абд ал-Латифа.
“ Тре­пав­лов В.В. Исто­рия Ногай­ской Орды. — М., 2002, — С. 136–137.
37 Тре­пав­лов В.В. Исто­рия Ногай­ской Орды. —М., 2002. — С. 136.
“ Худя­ков М.Г. Очер­ки... — С. 47–48.
3,РК, 1475–1S98 г г .-С . 55.
40 Вклад­ная кни­га Гро­и­це-Сер­ги­е­ва мона­сты­ря — М., 1987. — С. 112; Штайн­дорф Л. Вкла­ды царя
Ива­на Гроз­но­го в Иоси­фо-Воло­ко­лам­ский монастырь/​/​Древ­няя Русь: Вопро­сы медиевистики. —
2002. — № 2. — С. 90–100; Вклад­ная и кор­мо­вая кни­га Мос­ков­ско­го Симо­но­ва мона­сты­ря // Вест,
церк. исто­рии. — 2006. — № 3. — С. 29. В лите­ра­ту­ре мож­но встре­тить боль­шое коли­че­ство интер-
пре­та­ций его отче­ства и про­зви­ща: Ардиа­ро­вич, Адрас­о­вич, Михи­диа­ро­вич, Царе­ви­чев, царевич
(князь) Дол­го­ляд­ский. В ряде слу­ча­ев он пре­вра­ща­ет­ся в двух раз­ных людей.
41 РК, 1475–1598 г г .-С . 67.
42 РК, 1475–1598 г г .-С . S3.
43РК, 1475–1598 гг. — С. 53. В руко­пи­си напи­сан на полях. Поэто­му мы не можем утвер­ждать одно-
знач­но один это чело­век ил и два.
44 СГГД. — Т. V. — № 11. — С. 6–7; № 25. — С.14.
45 Тре­пав­лов В.В. Исто­рия Ногай­ской Орды. —М., 2001. — С. 121; Худя­ков М.Г. Очер­ки... — С. 136.
“ Худя­ков М.Г. Очер­ки... — С. 56–59, 70–72.

аким обра­зом , п ервон ачальн о при чи н ы п ояв­лен и я в Рос­сии потом ков Улуг-
М ухам­ме­да бы ли свя­зан ы с борь­бой его д е те й и вну­ков за хан­ский пре­стол в К аза-
ни. М осква гото­ва была при н ять у себя всех м ен ее удач­ли­вы х п р етен д ен то в , для
того что­бы впо­след­ствии исп оль­зо­вать их как важ н ы й ф акто р п оли­ти­че­ско­го и
воен­но­го д авл ен и я в рус­ско-казан­ских отнош ени­ях. К кон­цу XV в. их появление
было вы зван о стрем лен и ем И вана III уста­но­вить кон­троль над К азан­ским ханством
посред­ством воз­вед ен и я на его пре­стол под­кон­троль­ны х ханов, кото­рых, в случае
чего, в лю бое врем я мож но было зам ен и ть на дру­гих, более сго­вор­чи­вы х. П оэтому
н али ч и е служ илых Ч инги­си­дов из казан ской д и н асти и было очень удоб­ны м . Эта
си стем а полу­чи­ла сбой толь­ко п р и В аси­лии III, кото­ры й пола­гал себя достаточно
си льн ы м дл я того, что­бы всех п отом ков У луг‑М ухам м еда в Рос­сии м ож но было
крестить47. В резуль­та­те это­го род пол­но­стью пре­сек­ся, а на к азан ском престоле
утвер­ди­лись Гиреи.

47 Беля­ков А.В. Потом­ки Улуг-Мухам­ме­да в Рос­сии (XV — XVI вв.) / / Бит­ва на Воже и Куликовское
сра­же­ние (исто­рия и куль­ту­ра сред­не­ве­ко­вой Руси). — Рязань, 2006. — С. 77–83.

ПЕЧАТКИ

Печаток не знайдено

ПУБЛІКАЦІЇ ДОКУМЕНТІВ

Документів не знайдено

АЛЬБОМИ З МЕДІА

Медіа не знайдено

РЕЛЯЦІЙНІ СТАТТІ

Статтєй не знайдено

Оставьте комментарий