Березины

Герб дво­рян Березиных

Бере­зи­ны, потом­ки Рюри­ка про­ис­хо­дят от кня­зя Кон­стан­ти­на Яро­сла­во­ви­ча, потом­ка Рюри­ка в один­на­дца­том колене, млад­ше­го бра­та вели­ко­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го. Он имел удел, имен­но город Галич. Сын его, кн. Давыд Кон­стан­ти­но­вич, был так­же удель­ным кня­зем галич­ским, а внук, князь Фёдор Давы­до­вич, про­дал поло­ви­ну Гали­ча вели­ко­му кня­зю мос­ков­ско­му Иоан­ну Дани­ло­ви­чу Кали­те, а дру­гой поло­ви­ной вла­дел сам.

Князь Дмит­рий Ива­но­вич согнан был с уде­ла вели­ким кня­зем Дмит­ри­ем Иоан­но­ви­чем Дон­ским, при­со­еди­нив­шим весь Галич к сво­е­му кня­же­нию. Пра­вну­ки кня­зя Дмит­рия Ива­но­ви­ча (XVIII коле­но от Рюри­ка): Дмит­рий Бори­со­вич, про­зва­ни­ем Бере­за (Бере­зи­ны), Семён Бори­со­вич по про­зви­щу Оси­на (Оси­ни­ны, Ляпу­но­вы и Ильи­ны) и Иван Бори­со­вич про­зви­щем Ива (Иви­ны), — уже не писа­лись кня­зья­ми. Дмит­рий Бори­со­вич (родо­на­чаль­ник Бере­зи­ных) полу­чил поме­стья в Кашин­ском уез­де. Шесть Бере­зи­ных в 1699 году вла­де­ли насе­лен­ны­ми имениями.

Герб Бере­зи­ных 1785 г.
В Гер­бов­ни­ке Ани­си­ма Тито­ви­ча Кня­зе­ва 1785 года име­ет­ся изоб­ра­же­ние печа­ти с гер­бом Анто­на Ива­но­ви­ча Бере­зи­на: в крас­ном поле щита, име­ю­ще­го золо­тую кай­му, изоб­ра­же­на сереб­ря­ная сте­на с крас­ной клад­кой (поль­ский герб Ладья).

При­ме­ча­ние: в поль­ском гер­бе Ладья изоб­ра­жа­ет­ся доволь­но при­ми­тив­но и при вне­се­нии гер­ба Бере­зи­ных в гер­бов­ник она была опи­са­на, как сереб­ря­ная сте­на, хотя фор­ма ладьи и не была иска­же­на [Сост. А.Т. Кня­зев. Гер­бов­ник Ани­си­ма Тито­ви­ча Кня­зе­ва 1785 года. Изда­ние С.Н. Трой­ниц­кий 1912г. Ред., под­гот. тек­ста, после­сл. О.Н. Нау­мо­ва. — М. Изд. “Ста­рая Бас­ман­ная”. 2008г. Бере­зи­ны. стр. 31. ISBN 978–5‑904043–02‑5.].

Герб. Часть II. № 20.
Герб Бере­зи­ных потом­ков Рюри­ка: в щите, име­ю­щем крас­ное поле, изоб­ра­же­на сереб­ря­ная Сте­на. Щит покрыт ман­ти­ею и шап­кою, при­над­ле­жа­щи­ми Кня­же­ско­му досто­ин­ству. Как шап­ка, так и ман­тия Кня­же­ские дво­рян­ско­му роду Бере­зи­ных при­сво­е­ны пото­му, что род Дво­рян Бере­зи­ных про­ис­хо­дит непо­сред­ствен­но от Кня­зей Галицких.

Основ­ные источники:

Воро­бьев В. М. Бере­зи­ны. К исто­рии твер­ско­го дво­рян­ства Н.И. Пирогова.

Три семей­ства дво­рян Бере­зи­ных, вос­хо­див­шие к еди­но­му неко­гда кор­ню, были запи­са­ны в родо­слов­ные кни­ги Твер­ской губер­нии, при­чём все — по Выш­не­во­лоц­ко­му уез­ду. Судь­бы их, есте­ствен­но, очень различны.
Нач­нём с потом­ков Заха­ра Ники­фо­ро­ви­ча Бере­зи­на, вла­дев­ше­го в нача­ле XVII века поме­стьем Камен­ка в Бежец­кой пятине (ныне Твер­ская обл. — Прим. ред.). Име­ние рас­по­ла­га­лось на левом бере­гу одно­имён­ной реч­ки, при­то­ка Мед­ве­ди­цы, и пере­да­ва­лось по наслед­ству от поко­ле­ния к поко­ле­нию по муж­ской линии. Дерев­ня с этим назва­ни­ем и поныне сто­ит в пяти кило­мет­рах к юго-восто­ку от рай­он­но­го цен­тра Твер­ской обла­сти посёл­ка Рамешки.
В 1821 году бежец­кая поме­щи­ца Мав­ра Ники­фо­ров­на Бере­зи­на, вдо­ва вла­дель­ца име­ния Камен­ка сер­жан­та Спи­ри­до­на Сте­па­но­ви­ча, напи­са­ла жало­бу на имя импе­ра­то­ра Алек­сандра I на изби­е­ние её и мало­лет­не­го сына Кар­па её дочерь­ми и на неза­кон­ное оформ­ле­ние ими доку­мен­тов на вла­де­ние зем­лёй. Нам уда­лось уста­но­вить, что у Мав­ры Ники­фо­ров­ны были три доче­ри: Федо­сья, Аку­ли­на и Авдо­тья, кото­рых она и обви­ня­ла в соде­ян­ном. Твер­ской губерн­ский пред­во­ди­тель дво­рян­ства дей­стви­тель­ный стат­ский совет­ник Алек­сей Мар­ко­вич Пол­то­рац­кий напра­вил бежец­ко­му уезд­но­му пред­во­ди­те­лю дво­рян­ства Мель­ниц­ко­му пись­мо с прось­бой разо­брать­ся с жалобой.

А.М. Пол­то­рац­кий (1767?—1843), один из созда­те­лей твер­ско­го опол­че­ния в Оте­че­ствен­ную вой­ну 1812 года, поль­зо­вал­ся заслу­жен­ным и непре­ре­ка­е­мым авто­ри­те­том в губер­нии. В конеч­ном счё­те, само­за­хват был предот­вра­щён, и име­ние пере­шло, как и пола­га­лось, стар­ше­му сыну Мав­ры Ники­фо­ров­ны май­о­ру Тимо­фею Спи­ри­до­но­ви­чу. Спу­стя мно­го лет, в доку­мен­тах поре­фор­мен­но­го вре­ме­ни, в том чис­ле в устав­ной гра­мо­те 1862 года на сель­цо Камен­ка, сохра­нив­шей­ся в фон­дах Госу­дар­ствен­но­го архи­ва Твер­ской обла­сти, в каче­стве вла­дель­цев фигу­ри­ру­ют его доче­ри Мар­га­ри­та и Алек­сандра Тимофеевны.

О вто­ром семей­стве твер­ских Бере­зи­ных извест­но не мно­го. Гри­го­рий Бере­зин и его жена Еле­на упо­ми­на­ют­ся в 1678 году как вла­дель­цы име­ния в Бежец­кой пятине. У их вну­ка Ива­на было двое сыно­вей, Илья и Дмит­рий, чьи име­на встре­ча­ют­ся в доку­мен­тах послед­ней чет­вер­ти XVIII века.

45

Ф.П. Львов и Н.И. Березина

Надеж­да Ильи­нич­на Бере­зи­на (1776—1808), дочь Ильи Ива­но­ви­ча от бра­ка с Анной Алек­се­ев­ной Дья­ко­вой, ста­ла женой тай­но­го совет­ни­ка и дирек­то­ра При­двор­ной пев­че­ской капел­лы Фёдо­ра Пет­ро­ви­ча Льво­ва (1766—1836). Она умер­ла моло­дой от чахот­ки, но успе­ла родить ему сре­ди про­чих деся­ти детей сына Алек­сея Льво­ва (1798—1870) — буду­ще­го твор­ца наци­о­наль­но­го гим­на «Боже, царя хра­ни!» на сло­ва Васи­лия Жуковского.

67

Е.Н. Льво­ва и её зна­ме­ни­тый при­ём­ный сын А.Ф. Львов

В 1810 году Фёдор Пет­ро­вич вто­рич­но женил­ся — на Ели­за­ве­те Нико­ла­евне Льво­вой (1788—1864), дво­ю­род­ной сест­ре пер­вой жены, стар­шей доче­ри сво­е­го дво­ю­род­но­го бра­та Н.А. Льво­ва. По сло­вам совре­мен­ни­ков, Ели­за­ве­та Нико­ла­ев­на была жен­щи­ной уди­ви­тель­ной доб­ро­ты и отзыв­чи­во­сти. Будучи бога­той неве­стой, Ели­за­ве­та Нико­ла­ев­на про­тив воли сво­ей тёт­ки и опе­кун­ши Дарьи Алек­се­ев­ны и её мужа, поэта Г.Р. Дер­жа­ви­на, тай­но обвен­ча­лась с весь­ма бед­ным Ф.П. Льво­вым. Она вос­пи­та­ла 16 детей: десять от пер­во­го бра­ка мужа и шесть своих.

Тре­тья семья твер­ских Бере­зи­ных инте­ре­су­ет нас ещё боль­ше, посколь­ку к ней при­над­ле­жит жена вели­ко­го хирур­га Нико­лая Ива­но­ви­ча Пиро­го­ва. О родо­сло­вии этой семьи уда­лось узнать сле­ду­ю­щее. Осно­ва­те­лем её явля­ет­ся Филипп Фёдо­ро­вич Бере­зин по про­зви­щу Вильян, жив­ший в сере­дине XVII века. Его пото­мок в пятом колене Антон Ива­но­вич был пол­ков­ни­ком в цар­ство­ва­ние Ека­те­ри­ны Второй.
Един­ствен­ный сын послед­не­го, надвор­ный совет­ник Сер­гей Анто­но­вич, и его жена Ели­за­ве­та име­ли семе­рых детей: сыно­вей Пав­ла, Алек­сея, Нико­лая и Дмит­рия и доче­рей Алек­сан­дру, Анну и Варвару.
Вар­ва­ра Сер­ге­ев­на, млад­шая из сестёр, была заму­жем за ново­торж­ским дво­ря­ни­ном, дей­стви­тель­ным стат­ским совет­ни­ком Пет­ром Пет­ро­ви­чем Льво­вым, пле­мян­ни­ком упо­мя­ну­то­го выше Фёдо­ра Пет­ро­ви­ча и кузе­ном Алек­сея Фёдо­ро­ви­ча и «рус­ско­го Лео­нар­до» Нико­лая Алек­сан­дро­ви­ча Льво­ва. Она умер­ла моло­дой, и Пётр Пет­ро­вич через неко­то­рое вре­мя женил­ся на твер­ской дво­рян­ке Вере Пет­ровне Лаза­ре­вой, един­ствен­ной сест­ре трёх про­слав­лен­ных рус­ских адми­ра­лов — Андрея, Миха­и­ла и Алек­сея. У супру­гов было трое сыно­вей и семь дочерей.
Как мы видим, твер­ские Бере­зи­ны тес­но пород­ни­лись с семей­ством Льво­вых, а гвар­дей­ский штабс-рот­мистр Дмит­рий Сер­ге­е­вич Бере­зин был их сосе­дом по бежец­ко­му име­нию Поре­чье. Но об этом чуть ниже, а сна­ча­ла о нём самом и его супру­ге. Женой Дмит­рия Сер­ге­е­ви­ча была крест­ни­ца импе­ра­три­цы Ека­те­ри­ны Вто­рой гра­фи­ня Ека­те­ри­на Нико­ла­ев­на Тати­ще­ва (1786—?), кото­рая сбе­жа­ла с ним, сво­им дво­ю­род­ным бра­том, из роди­тель­ско­го дома, влю­бив­шись в это­го гусар­ско­го офицера.
Отцом Ека­те­ри­ны Нико­ла­ев­ны был вид­ней­ший вель­мо­жа ека­те­ри­нин­ской, пав­лов­ской и алек­сан­дров­ской эпох, гене­рал от инфан­те­рии, коман­дир лейб-гвар­дии Пре­об­ра­жен­ско­го пол­ка, кава­лер всех выс­ших орде­нов Рос­сий­ской импе­рии, граф Нико­лай Алек­се­е­вич Тати­щев (1739—1823), сын тай­но­го совет­ни­ка Алек­сея Вене­дик­то­ви­ча Тати­ще­ва и гра­фи­ни Софии Алек­се­ев­ны Салтыковой.

В Рус­ско-турец­кую вой­ну 1768—1774 годов он был награж­дён за отли­чие в Кагуль­ском сра­же­нии толь­ко что учре­ждён­ным орде­ном Св. Геор­гия 4‑го клас­са № 37. Сре­ди дру­гих подви­гов Тати­ще­ва выде­ля­ет­ся коман­до­ва­ние в 1788 году свод­ным отря­дом трёх лейб-гвар­дей­ских пол­ков, совер­шив­шим поход через Фин­лян­дию на Шве­цию, за что отваж­ный гене­рал был награж­дён орде­ном Св. Анны 1‑й сте­пе­ни. 15 сен­тяб­ря 1801 года, в день коро­на­ции Алек­сандра I, гене­рал от инфан­те­рии Тати­щев был воз­ве­дён вме­сте с нис­хо­дя­щим потом­ством в граф­ское досто­ин­ство Рос­сий­ской импе­рии. Женат Н.А.Татищев был на Алек­сан­дре Афа­на­сьевне Елагиной.
Вот такую знат­ную семью поки­ну­ла, отдав­шись сво­е­му чув­ству, юная гра­фи­ня. У неё было пяте­ро бра­тьев: Алек­сандр, Сер­гей, Алек­сей, Дмит­рий и Нико­лай. Двое стар­ших участ­во­ва­ли в вой­нах с Напо­лео­ном и погиб­ли на полях сра­же­ний: Алек­сандр, пра­пор­щик лейб-гвар­дии Пре­об­ра­жен­ско­го пол­ка, — в 1807 году под Аустер­ли­цем, а Сер­гей, пору­чик лейб-гвар­дии Семё­нов­ско­го пол­ка, — в 1812 году при Боро­ди­но. Сест­ра София была фрей­ли­ной, а затем уда­ли­лась в Нов­го­род­ский Деся­тин­ный монастырь.
По сви­де­тель­ству совре­мен­ни­ка, Дмит­рий Сер­ге­е­вич «при­над­ле­жал к типу гусар, не заду­мы­вав­ших­ся ни над каки­ми отвле­чён­ны­ми вопро­са­ми: это был весё­лый рабо­вла­де­лец, вся жизнь кото­ро­го во вне­слу­жеб­ное вре­мя про­хо­ди­ла за кар­точ­ным сто­лом». Судя по все­му, за этим сто­лом гуса­ру вез­ло, посколь­ку он сумел сохра­нить достав­ши­е­ся ему обшир­ные име­ния в Выш­не­во­лоц­ком и Бежец­ком уез­дах Твер­ской губернии.
Име­ние Воро­жеб­ское в Выш­не­во­лоц­ком уез­де вклю­ча­ло, поми­мо одно­имён­но­го села (ныне Луна­чар­ское в Мак­са­ти­хин­ском рай­оне) с дву­мя камен­ны­ми хра­ма­ми, сто­яв­ше­го в устье реки Ворож­ба при её впа­де­нии в Вол­чи­ну, так­же дерев­ни Гор­ка, Горо­док, Еро­ши­ха, Куз­не­чи­ха, Мок­е­ев­ка, Руч­ки, Сели­щи, Стол­би­ха и Ямни­ки. Это была огром­ная тер­ри­то­рия, зани­мав­шая всё меж­ду­ре­чье Ворож­бы, Вол­чи­ны и Моло­ги, а так­же зем­ли по Вол­чине выше устья Ворож­бы. Конеч­но, рав­нять­ся с тати­щев­ски­ми граф­ски­ми вот­чи­на­ми гвар­дии штабс-капи­та­ну Бере­зи­ну было труд­но, но, во-пер­вых, это было не един­ствен­ное твер­ское име­ние Дмит­рия Сер­ге­е­ви­ча, а во-вто­рых, дохо­дов от веде­ния хозяй­ства вполне хва­та­ло для достой­но­го суще­ство­ва­ния семьи. Ссу­ды, кото­рые хозя­ин брал в Санкт-Петер­бург­ском опе­кун­ском сове­те в 1843 и 1851 годах, — ско­рее дань тра­ди­ции, неже­ли сви­де­тель­ство хозяй­ствен­но­го кризиса.
У супру­гов Бере­зи­ных были дочь Ека­те­ри­на (1822—1846) и сын Сер­гей, кото­рый родил­ся 6 мар­та 1823 г., и его дед граф Нико­лай Алек­се­е­вич Тати­щев успел пора­до­вать­ся вну­ку-пер­вен­цу за восемь меся­цев до сво­ей кончины.
11 декаб­ря 1842 года два­дца­ти­лет­няя Ека­те­ри­на Дмит­ри­ев­на Бере­зи­на вышла замуж за недав­но пере­ехав­ше­го в сто­ли­цу из Дерп­та моло­до­го про­фес­со­ра Меди­ко-хирур­ги­че­ской ака­де­мии в Петер­бур­ге Нико­лая Ива­но­ви­ча Пиро­го­ва, одно­вре­мен­но руко­во­див­ше­го и орга­ни­зо­ван­ной им кли­ни­кой гос­пи­таль­ной хирургии.

9

Н.И. Пиро­гов. С лито­гра­фии 1843 г.

В каче­стве при­да­но­го неве­сте её отец Дмит­рий Сер­ге­е­вич выде­лил из сво­е­го боль­шо­го име­ния дерев­ни Сели­ще и Гор­ка на левом бере­гу Вол­чи­ны с окру­жа­ю­щи­ми поле­вы­ми и лес­ны­ми уго­дья­ми, а Нико­лай Ива­но­вич Пиро­гов стал выш­не­во­лоц­ким дво­ря­ни­ном, чем мы по пра­ву гордимся.

После ново­го раз­гра­ни­че­ния гра­ниц уез­дов Твер­ской губер­нии после 1917 г. Выш­не­во­лоц­кий уезд был силь­но сокра­щён, и часть его тер­ри­то­рии вошла в совре­мен­ный Мак­са­ти­хин­ский рай­он Твер­ской обла­сти, в том чис­ле и те места, где нахо­ди­лось име­ние Березиных—Пироговых.

1112

Стра­ни­ца из руко­пис­ной кни­ги М.П. Чернявского
«Гене­а­ло­гия дво­рян Твер­ской губернии»
с запи­сью под № 908 рода Н.И. Пирогова

Ещё пред­сто­ит уточ­нить, когда был выстро­ен дере­вян­ный уса­деб­ный дом с мезо­ни­ном меж­ду Сели­щем и Гор­кой, у род­ни­ка, ныне почи­та­е­мо­го как свя­той источ­ник, над кото­рым соору­же­на и освя­ще­на над­кла­дез­ная часов­ня, а рядом нахо­дит­ся купель.

А в сосед­нем Бежец­ком уез­де Твер­ской губер­нии Дмит­рий Сер­ге­е­вич Бере­зин, отец Ека­те­ри­ны Дмит­ри­ев­ны — жены Пиро­го­ва и мате­ри его сыно­вей, вла­дел ещё одним име­ни­ем, цен­тром кото­ро­го было сель­цо Глин­ни­цы. Поми­мо него в состав име­ния вхо­ди­ли дерев­ни Голь­цо­во, Каме­нье, Рюхо­во, Фёдор­це­во и Шачево

ПЕЧАТКИ

Печаток не знайдено

ПУБЛІКАЦІЇ ДОКУМЕНТІВ

Документів не знайдено

АЛЬБОМИ З МЕДІА

Медіа не знайдено

РЕЛЯЦІЙНІ СТАТТІ

Статтєй не знайдено