Березины, потомки Рюрика происходят от князя Константина Ярославовича, потомка Рюрика в одиннадцатом колене, младшего брата великого князя Александра Невского. Он имел удел, именно город Галич. Сын его, кн. Давыд Константинович, был также удельным князем галичским, а внук, князь Фёдор Давыдович, продал половину Галича великому князю московскому Иоанну Даниловичу Калите, а другой половиной владел сам.
Князь Дмитрий Иванович согнан был с удела великим князем Дмитрием Иоанновичем Донским, присоединившим весь Галич к своему княжению. Правнуки князя Дмитрия Ивановича (XVIII колено от Рюрика): Дмитрий Борисович, прозванием Береза (Березины), Семён Борисович по прозвищу Осина (Осинины, Ляпуновы и Ильины) и Иван Борисович прозвищем Ива (Ивины), — уже не писались князьями. Дмитрий Борисович (родоначальник Березиных) получил поместья в Кашинском уезде. Шесть Березиных в 1699 году владели населенными имениями.
Герб Березиных 1785 г.
В Гербовнике Анисима Титовича Князева 1785 года имеется изображение печати с гербом Антона Ивановича Березина: в красном поле щита, имеющего золотую кайму, изображена серебряная стена с красной кладкой (польский герб Ладья).
Примечание: в польском гербе Ладья изображается довольно примитивно и при внесении герба Березиных в гербовник она была описана, как серебряная стена, хотя форма ладьи и не была искажена [Сост. А.Т. Князев. Гербовник Анисима Титовича Князева 1785 года. Издание С.Н. Тройницкий 1912г. Ред., подгот. текста, послесл. О.Н. Наумова. — М. Изд. “Старая Басманная”. 2008г. Березины. стр. 31. ISBN 978–5‑904043–02‑5.].
Герб. Часть II. № 20.
Герб Березиных потомков Рюрика: в щите, имеющем красное поле, изображена серебряная Стена. Щит покрыт мантиею и шапкою, принадлежащими Княжескому достоинству. Как шапка, так и мантия Княжеские дворянскому роду Березиных присвоены потому, что род Дворян Березиных происходит непосредственно от Князей Галицких.
Основные источники:
Воробьев В. М. Березины. К истории тверского дворянства Н.И. Пирогова.
Три семейства дворян Березиных, восходившие к единому некогда корню, были записаны в родословные книги Тверской губернии, причём все — по Вышневолоцкому уезду. Судьбы их, естественно, очень различны.
Начнём с потомков Захара Никифоровича Березина, владевшего в начале XVII века поместьем Каменка в Бежецкой пятине (ныне Тверская обл. — Прим. ред.). Имение располагалось на левом берегу одноимённой речки, притока Медведицы, и передавалось по наследству от поколения к поколению по мужской линии. Деревня с этим названием и поныне стоит в пяти километрах к юго-востоку от районного центра Тверской области посёлка Рамешки.
В 1821 году бежецкая помещица Мавра Никифоровна Березина, вдова владельца имения Каменка сержанта Спиридона Степановича, написала жалобу на имя императора Александра I на избиение её и малолетнего сына Карпа её дочерьми и на незаконное оформление ими документов на владение землёй. Нам удалось установить, что у Мавры Никифоровны были три дочери: Федосья, Акулина и Авдотья, которых она и обвиняла в содеянном. Тверской губернский предводитель дворянства действительный статский советник Алексей Маркович Полторацкий направил бежецкому уездному предводителю дворянства Мельницкому письмо с просьбой разобраться с жалобой.
А.М. Полторацкий (1767?—1843), один из создателей тверского ополчения в Отечественную войну 1812 года, пользовался заслуженным и непререкаемым авторитетом в губернии. В конечном счёте, самозахват был предотвращён, и имение перешло, как и полагалось, старшему сыну Мавры Никифоровны майору Тимофею Спиридоновичу. Спустя много лет, в документах пореформенного времени, в том числе в уставной грамоте 1862 года на сельцо Каменка, сохранившейся в фондах Государственного архива Тверской области, в качестве владельцев фигурируют его дочери Маргарита и Александра Тимофеевны.
О втором семействе тверских Березиных известно не много. Григорий Березин и его жена Елена упоминаются в 1678 году как владельцы имения в Бежецкой пятине. У их внука Ивана было двое сыновей, Илья и Дмитрий, чьи имена встречаются в документах последней четверти XVIII века.
Ф.П. Львов и Н.И. Березина
Надежда Ильинична Березина (1776—1808), дочь Ильи Ивановича от брака с Анной Алексеевной Дьяковой, стала женой тайного советника и директора Придворной певческой капеллы Фёдора Петровича Львова (1766—1836). Она умерла молодой от чахотки, но успела родить ему среди прочих десяти детей сына Алексея Львова (1798—1870) — будущего творца национального гимна «Боже, царя храни!» на слова Василия Жуковского.
Е.Н. Львова и её знаменитый приёмный сын А.Ф. Львов
В 1810 году Фёдор Петрович вторично женился — на Елизавете Николаевне Львовой (1788—1864), двоюродной сестре первой жены, старшей дочери своего двоюродного брата Н.А. Львова. По словам современников, Елизавета Николаевна была женщиной удивительной доброты и отзывчивости. Будучи богатой невестой, Елизавета Николаевна против воли своей тётки и опекунши Дарьи Алексеевны и её мужа, поэта Г.Р. Державина, тайно обвенчалась с весьма бедным Ф.П. Львовым. Она воспитала 16 детей: десять от первого брака мужа и шесть своих.
Третья семья тверских Березиных интересует нас ещё больше, поскольку к ней принадлежит жена великого хирурга Николая Ивановича Пирогова. О родословии этой семьи удалось узнать следующее. Основателем её является Филипп Фёдорович Березин по прозвищу Вильян, живший в середине XVII века. Его потомок в пятом колене Антон Иванович был полковником в царствование Екатерины Второй.
Единственный сын последнего, надворный советник Сергей Антонович, и его жена Елизавета имели семерых детей: сыновей Павла, Алексея, Николая и Дмитрия и дочерей Александру, Анну и Варвару.
Варвара Сергеевна, младшая из сестёр, была замужем за новоторжским дворянином, действительным статским советником Петром Петровичем Львовым, племянником упомянутого выше Фёдора Петровича и кузеном Алексея Фёдоровича и «русского Леонардо» Николая Александровича Львова. Она умерла молодой, и Пётр Петрович через некоторое время женился на тверской дворянке Вере Петровне Лазаревой, единственной сестре трёх прославленных русских адмиралов — Андрея, Михаила и Алексея. У супругов было трое сыновей и семь дочерей.
Как мы видим, тверские Березины тесно породнились с семейством Львовых, а гвардейский штабс-ротмистр Дмитрий Сергеевич Березин был их соседом по бежецкому имению Поречье. Но об этом чуть ниже, а сначала о нём самом и его супруге. Женой Дмитрия Сергеевича была крестница императрицы Екатерины Второй графиня Екатерина Николаевна Татищева (1786—?), которая сбежала с ним, своим двоюродным братом, из родительского дома, влюбившись в этого гусарского офицера.
Отцом Екатерины Николаевны был виднейший вельможа екатерининской, павловской и александровской эпох, генерал от инфантерии, командир лейб-гвардии Преображенского полка, кавалер всех высших орденов Российской империи, граф Николай Алексеевич Татищев (1739—1823), сын тайного советника Алексея Венедиктовича Татищева и графини Софии Алексеевны Салтыковой.
В Русско-турецкую войну 1768—1774 годов он был награждён за отличие в Кагульском сражении только что учреждённым орденом Св. Георгия 4‑го класса № 37. Среди других подвигов Татищева выделяется командование в 1788 году сводным отрядом трёх лейб-гвардейских полков, совершившим поход через Финляндию на Швецию, за что отважный генерал был награждён орденом Св. Анны 1‑й степени. 15 сентября 1801 года, в день коронации Александра I, генерал от инфантерии Татищев был возведён вместе с нисходящим потомством в графское достоинство Российской империи. Женат Н.А.Татищев был на Александре Афанасьевне Елагиной.
Вот такую знатную семью покинула, отдавшись своему чувству, юная графиня. У неё было пятеро братьев: Александр, Сергей, Алексей, Дмитрий и Николай. Двое старших участвовали в войнах с Наполеоном и погибли на полях сражений: Александр, прапорщик лейб-гвардии Преображенского полка, — в 1807 году под Аустерлицем, а Сергей, поручик лейб-гвардии Семёновского полка, — в 1812 году при Бородино. Сестра София была фрейлиной, а затем удалилась в Новгородский Десятинный монастырь.
По свидетельству современника, Дмитрий Сергеевич «принадлежал к типу гусар, не задумывавшихся ни над какими отвлечёнными вопросами: это был весёлый рабовладелец, вся жизнь которого во внеслужебное время проходила за карточным столом». Судя по всему, за этим столом гусару везло, поскольку он сумел сохранить доставшиеся ему обширные имения в Вышневолоцком и Бежецком уездах Тверской губернии.
Имение Ворожебское в Вышневолоцком уезде включало, помимо одноимённого села (ныне Луначарское в Максатихинском районе) с двумя каменными храмами, стоявшего в устье реки Ворожба при её впадении в Волчину, также деревни Горка, Городок, Ерошиха, Кузнечиха, Мокеевка, Ручки, Селищи, Столбиха и Ямники. Это была огромная территория, занимавшая всё междуречье Ворожбы, Волчины и Мологи, а также земли по Волчине выше устья Ворожбы. Конечно, равняться с татищевскими графскими вотчинами гвардии штабс-капитану Березину было трудно, но, во-первых, это было не единственное тверское имение Дмитрия Сергеевича, а во-вторых, доходов от ведения хозяйства вполне хватало для достойного существования семьи. Ссуды, которые хозяин брал в Санкт-Петербургском опекунском совете в 1843 и 1851 годах, — скорее дань традиции, нежели свидетельство хозяйственного кризиса.
У супругов Березиных были дочь Екатерина (1822—1846) и сын Сергей, который родился 6 марта 1823 г., и его дед граф Николай Алексеевич Татищев успел порадоваться внуку-первенцу за восемь месяцев до своей кончины.
11 декабря 1842 года двадцатилетняя Екатерина Дмитриевна Березина вышла замуж за недавно переехавшего в столицу из Дерпта молодого профессора Медико-хирургической академии в Петербурге Николая Ивановича Пирогова, одновременно руководившего и организованной им клиникой госпитальной хирургии.
Н.И. Пирогов. С литографии 1843 г.
В качестве приданого невесте её отец Дмитрий Сергеевич выделил из своего большого имения деревни Селище и Горка на левом берегу Волчины с окружающими полевыми и лесными угодьями, а Николай Иванович Пирогов стал вышневолоцким дворянином, чем мы по праву гордимся.
После нового разграничения границ уездов Тверской губернии после 1917 г. Вышневолоцкий уезд был сильно сокращён, и часть его территории вошла в современный Максатихинский район Тверской области, в том числе и те места, где находилось имение Березиных—Пироговых.
Страница из рукописной книги М.П. Чернявского
«Генеалогия дворян Тверской губернии»
с записью под № 908 рода Н.И. Пирогова
Ещё предстоит уточнить, когда был выстроен деревянный усадебный дом с мезонином между Селищем и Горкой, у родника, ныне почитаемого как святой источник, над которым сооружена и освящена надкладезная часовня, а рядом находится купель.
А в соседнем Бежецком уезде Тверской губернии Дмитрий Сергеевич Березин, отец Екатерины Дмитриевны — жены Пирогова и матери его сыновей, владел ещё одним имением, центром которого было сельцо Глинницы. Помимо него в состав имения входили деревни Гольцово, Каменье, Рюхово, Фёдорцево и Шачево