Общие сведения о роде
МУНЧА — княжеский род неизвестного происхождения, предположительно от смоленских князей, Первый известный князь в середине XV в.— Мунча Семенович, в конце XV в. упомянуты его два сына—Сенько (Семен ?) и Ивашко (Иван ?). В 1508 г. упомянут князь Василий Мунча, убыл в Москву.
«Мунча» переводится с татарского языка как «баня». Возможно одного рода с Глинскими или же Масальскими. Wasil Hrihorowicz Munsz (Munsza) żyjący w Moskwie w XVI wieku nalegał do rodu Tatiazezewych 1. Być może, iż dziedzictwo kniaziów Muncza, przeszło po kądzieli do kniaziów Masalskicn, z których kniaź Iwan MasaIski występuje w htach 1545 i 1570 z przydomkiem Muncza. (Patrz MasaIski).В 1545—1570 гг. князь Иван Масальский именовался Мунча.
Литература: Е. В. Бронникова, А. В. Шеков. Уникальная западнорусская грамота 1510 г. из коллекции П. М. и С. М. Третьяковых. // Очерки феодальной России. Вып. 21 / Ред. Л. А. Тимошина. — М.; СПб.: Альянс-Архео, 2020. — 592 с., ил., пер.
Поколенная роспись рода
I генерація
СЕМЁН ......
Na Litwie w połowie XV wieku żył kniaź Muncza, który otrzymuje przywilej na dwór Dawidowo w Mctisławskiem 2. Muncza Semenoviicz, nie nazwany kniaziem, otrzymuje Rżawek w Smoleńezczyznie, z obowiazkiom uiszczania daniny, zapisanej poprzednio na cerkiew Św. Trójcy 3, oraz 1447 r. przywilej na zamianę ziem 4.
II генерація
КН. ИВАН СЕМЕНОВИЧ МУНЧА (1446/47)
В 1440‑х гг. «князю Мунчи» отошло «дворищо» некоего Давида, вероятно, где-то недалеко от г. Мстиславля. 5 «Память о роде князей Глинских», составленная в Москве в 1532– 1534 годах, сообщает о бывшем землевладении князя Льва Борисовича Глинского под Мстиславлем — сельце Ходосово. 6
Вскоре «Мунче Семеновичу» перешел «Ржавеск у Смоленску». Наиболее позднее упоминание города Вержавска (в форме Ржавеск) встречено в списке «русских городов дальних и ближних», датируемом большинством исследователей в пределах 1375–1406 гг. 7 В документах Литовской Метрики XV — начала XVI вв. Вержавск упоминается среди смоленских волостей 8. Уже с XV в. фиксируется принадлежность
волости (или ее части) смоленскому Троицкому монастырю. Так, королем и великим князем Казимиром жаловалось «Мунчисе Леменевичу Ржавеск у Смоленску, одна шесть чоловеков, [а]но дань дають к светой Тройци; у тую дань Мунчи не уступатися, недей идеть и к церкви по давному» 9.
Передавая Мунче Семеновичу волость Ржавеск (Вержавьск?) в 1447/48 г., Казимир счел нужным подчеркнуть службу к Смоленску «молоховских людей» 10, о которой за несколько месяцев до этого говорилось в областном привилее («в тые ему люди не вступатися, што под городомъ Молоховские люди; велели есмо тымъ людемъ къ Смоленску тягнути по давному»). Как видим, в пожаловании дается отсылка не к привилею, а к «старине». Возможно, Казимир нарушал свое обещание «не вступатися» в церковные владения и монастыри, передавая Борисоглебский монастырь на Смядыни и «церковное землици бережокъ» смоленским боярам (если соответствующие недатированные записи «Книги данин Казимира» относятся ко времени до 1447 г.) 11.
В конце XV в. князь Иван Мунча, дети князя Сенько и Ивашко Мунчины упоминаются среди смоленских князей и бояр. 12.
III генерація
СЕНЬКО ИВАНОВИЧ МУНЧА
В конце XV в. князь Иван Мунча, дети князя Сенько и Ивашко Мунчины упоминаются среди смоленских князей и бояр. 13. Kniaz Iwan Muncza, otrzymuje z nadania królewskiego 1486 r. 4 kopy z myta Smoleńskiego 14.
ИВАШКО ИВАНОВИЧ МУНЧА
В конце XV в. князь Иван Мунча, дети князя Сенько и Ивашко Мунчины упоминаются среди смоленских князей и бояр. 15. Kniaz Iwan Muncza, otrzymuje z nadania królewskiego 1486 r. 4 kopy z myta Smoleńskiego 16.
IV генерація
ВАСИЛЬ ...... МУНЧА
У 1506 г. не меў нерухомай маёмасці ўвогуле і атрымаў прывілей ад Аляксандра на «лежание в Лиде а 2 рубли грошей з вин» 17, od króla Zygmunta 1506 r. 5 kop z myta Mińskiego 18.
В. Мунча, які страціў сваю вотчыну падчас вайны з Масквой, 24 мая 1506 г. атрымаў сяло Туляговічы ў Мазырскім павеце, і хадайнічаў аб гэтым перад вялікім князем тагачасны ваявода кіеўскі Іван Глінскі, а пры наданні прысутнічалі (магчыма, і ўплывалі на рашэнне гаспадара) усе тры браты Львовічы Глінскія. Село было дано в связи с его челобитием о том, что «отчину его неприятел(ь) нашъ великии князь московскии забрал и посел и не мает ся на чомъ поживити». 19 Великокняжеская дань с села составляла до пожалования 10 коп грошей, то есть 600 грошей. Акт был заверен в присутствии киевского воеводы князя Ивана Львовича Глинского, маршалка дворного князя Михаила Львовича Глинского, подстолия князя Василия Львовича Глинского. В книге записей № 6 Литовской Метрики копия этого акта записана сразу после еще трех актов 1506 г., посвящен-ных делам князей Глинских. 20 Цікаво, що мозирським намісником був двоюрідний брат кн. Івана Глинського Якуб Івашенцевич. У привілею від 15.III.1507 р. (за поданням Іван Глінскі пасля таго, як останній стаў ваяводай наваградскім), дворянин господарський кн. Василь Мунча, отримує пустоўшчыну Некрашэвічы в Новогородському повіті. Дальнейшая судьба этого владения неизвестна. 21
Потім бере участь у повстанні кн. Глинського від 2.II.1508 р., відтак стає «зрадцею». Він значиться у списку осіб, відзначеному у «Русском временнике», які втекли разом із Глинським до Московії 22.
«Листом» от 26 мая 1508 г. король и великий князь Сигизмунд по просьбе уже великокняжеского дьяка Васко Петровича пожаловал («дал») последнему «людеи в Мозырскомъ повете, што держалъ зърадца н(а)шъ княз Мунча, и зъ двором, што он мел у Мозыры». 23 Таким образом, Тулеговичи и двор в Мозыре были пожалованы дьяку еще весной 1508 г. На момент пожалования от 26 мая 1508 г. восстание было в разгаре, и Мозырь, единственный из захваченных мятежниками городов, находился под властью Глинских. 24
Дальнейшая судьба неизвестна.
Скрипторий
№ 1
[1506] 05 24 Кн(я)зю Василю Мунчы на село Тулеговичи в Мозырскол/повете Алекъсандръ, Боз/сю м(и)л(о)стью корол полским.
Воеводе киевскому кн(я)зю Ивану Львовичу Глинъскому.
Бил намъ чоломъ дворенинъ нашъ князь Василем Мунъча и поведил перед нами, штоз/с отччину его неприятел нашъ великии князь московскии забрал и посел и не мает ся на чомъ поживити. И онъ просил в насъ села в Мозырскомъ повете на имя Тулеговичов а поведал намъ, штож с того села дани || [19( 10)] грошовое и медовое, и бобровъ, и куницъ всего того десят копъ грошеи нам даивали. Ино и твоя м(и)л(о)сть о томъ намъ поведил, ижь тая речь такъ есть, какъ он намъ поведал.
Ино мы, з ласки нашое, за его к нам верную службу, тое село Тулеговичи со всим с тым ему дали, какъ на насъ держано, и твоя бы милость ему в то увязанье далъ.
Писан у Вилни, мая 24 день, инъдикть 9.
Пр(а)в(ил) м(а)р(шалок) зем(ский), ст(а)р(оста) гор(оденьский) п(а)н Ян Юр(евич) [Заберезиньский]; воев(ода) киев(ский) кн(я)з Ив(а)н [Львович Глиньский]; м(а)р(шалок) дв(о)р(ный), д(е)р(жавца) бел(ский) и ут(енский), кн(я)з М(и)х(аило) [Львович Глинский]; под(столий), ст(а)р(оста) бер(естеиский), кн(я)з Вас(илий) Лв(о)в(ич) Глин(ский).
№ 2
1510 г. декабря 22. Краков — Жалованная подтвердительная грамота короля и великого князя Сигизмунда I дьяку Васко Петровичу на владения в Мозырьском и Новгородском поветах
Жикгимонт, бωж(ь)ю м(и)л(о)стью корол(ь) пол(ь)скии, великии кн(я)зь лит/(о)вскии, рускии, кн(я)жа прускоє, жомоитскии и иныхъ.
/ Чиним знаменито сим нашим листом, хто на него посмотрить або, чтучи єго, въслышит н(ы)нъшним и напотом будучим, кому будеть потреб(а) того въдати. Бил нам чолом / дьяк нашь Васко Петрович и вказывал перед нами листы данину нашу, што єсмо дали ему люди в Мозырьском повете на имь Тулеговичи, што держал зрадца / нашь Мунча, и з двором, што в мъсте Мозырьском мъл, и те ж, што есмо подавали єму пустовщины в Новгородскомъ повъте на 1–имь Римковщину–1 а Шиичину, а Бортуєвщи/ну, а Кротовщину, а Скобеиковщину, а Дивановщину, а Матъєвщину, а Саковщину, а Черневщину, а ㆃитьковщину, а Ильковщину. И бил нам чолом, абыхмо єму / то потвердили листом нашим на въчность, ино мы з ласки нашоє за его службу тыи люди, вышеписаныє 2–в Мо-зыр(ь)ском повете, Тулеговичи и з–2 двором в мъсте Мозыръ/ском, што держал зрадца наш Мунча, и тыи пустовщины в Новгородском повъте потвержаем сим нашим листом, въчно єму сам(о)му3 и єго женъ, и ихъ дътем, и напотом / будучим ихъ счадком, маєт ωн и его наслъдки тыи люди Тулеговичи и з двором в мъсте Мозыр(ь)ском, и тыи пустовщины держати со всими ихъ земльми пашными / и борътными и зъ сеножатми, и з лъсы, и з гаи, и съ хворостники, 145 и з выгоны, и с паствами, и з ловы звъриными и пташ(ь)ими4, и з 5–ръками, и съ езы, и съ ωзеры–5, / и з дан(ь)ю грошовою и медо-вою, и куничною, (и з)6 бобровыми гоны, и з ыншими со всими службами и податми, и съ всим с тым, какъ сь тыи люди и ихъ земли и тыи / пустовщины здавна в собъ мают, и не ма(ют)7 тыи єго люди в Мозыр(ы сл)ужωб8 (никото)рых9 на нас служити, недъли не мают стеречи и подвод и стации на врьдника / нашого мозыр(ь)ского, и на послов, и на гонцов не мают давати; маєт ωн тыи люди и тыи пустовщины съ всим держати, ничого на (нас)10 и на наши наслъдки не оставльючи, / а с того нам маєт службу земъскую служити.
И волен он то отдати, продати, замънити, росширити, прибавити, къ своему вжиточному и лъпшому обернути, как сам и / налепъи ро-зумъючи. А на твердость того и печат(ь) нашу казали єсмо привъсити къ сему нашому листу. П(и)сан въ Краковъ / лъта бωж(ь)єго тисьча пят(ь)сотъ десьтог(о)11 м(е)с(я)ца декаб(ря) 22 д(е)нь, индик(т) 14.
/ Sigismundus Rex При т(ом) были мар(шалок) и сек(ретарь), нам(естник) витеб(ский) и брьс(лавский) пан Иван Сопъга, / подскар(бий) зем(ский) пан Аврам Езоф(ович), пис(арь), нам(естник) довкгов(ский) / пан Богуш Боговити(нович), пис(арь) Федко Свьтоша
1–1Слова подчеркнуты темно-коричневыми чернилами.
2–2Слова подчеркнуты темно-коричневыми чернилами.
3Буква «о» в слове не видна на сгибе. Восстановлена по смыслу и по копии акта конца XVI в. (РГАДА. Ф. 389. Оп. 1. Ч. 1. Кн. 8. Л. 426).
4Буква «ь» в слове не видна на сгибе. Восстановлена по смыслу и по ко-пии акта конца XVI в. (РГАДА. Ф. 389. Оп. 1. Ч. 1. Кн. 8. Л. 426).
5–5Буквы и слова «ами, и съ езы, и съ ωзеры» подчеркнуты светло-корич-невыми чернилами.
6Буквы в скобках не видны на сгибе. Восстановлены по формуляру и по ко-пии конца XVI в. (РГАДА. Ф. 389. Оп. 1. Ч. 1. Кн. 8. Л. 426).
7Буквы в скобках не видны из-за порчи текста. Восстановлены по копии конца XVI в. (РГАДА. Ф. 389. Оп. 1. Ч. 1. Кн. 8. Л. 426).
8Буквы в скобках не видны из-за порчи текста. Восстановлены по копии конца XVI в. (РГАДА. Ф. 389. Оп. 1. Ч. 1. Кн. 8. Л. 426).
9Буквы в скобках не видны из-за порчи текста. Восстановлены по копии конца XVI в. (РГАДА. Ф. 389. Оп. 1. Ч. 1. Кн. 8. Л. 426).
10Буквы в скобках не видны из-за порчи текста. Восстановлены по копии конца XVI в. (РГАДА. Ф. 389. Оп. 1. Ч. 1. Кн. 8. Л. 426).
11Буква «о» не видна на сгибе. Восстановлена по смыслу.
Подлинник: РГАЛИ. Ф. 646. Московская городская художественная галерея им. П. М. и С. М. Третьяковых. Оп. 1. Ед. хр. 316. 1 л. Подлинник.
Публикация: Е. В. Бронникова, А. В. Шеков. Уникальная западнорусская грамота 1510 г. из коллекции П. М. и С. М. Третьяковых. // Очерки феодальной России. Вып. 21 / Ред. Л. А. Тимошина. — М.; СПб.: Альянс-Архео, 2020. — 592 с., ил., пер.
ПЕЧАТКИ
Печаток не знайдено
ПУБЛІКАЦІЇ ДОКУМЕНТІВ
Документів не знайдено
АЛЬБОМИ З МЕДІА
Медіа не знайдено
РЕЛЯЦІЙНІ СТАТТІ
- Barch. Kn. II 65.[↩]
- z. 3 k. 25.[↩]
- Tamże k. 39.[↩]
- Z. 4 k. 155.[↩]
- Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 3. Р. 36, 37.[↩]
- Бычкова М. Е. Русско-литовская знать XV–XVII вв. С. 283, 290.[↩]
- Подробнее о существующих датировках «Списка» см.: Дедук А.В. «Список русских городов дальних и ближних»: история изучения // Русский книжник. — М., 2015. — С. 129–141.[↩]
- Литовская Метрика. Отдел первый. Книги записей. Т. 1. // РИБ. — СПб., 1910. — Т. 27. Стб. 42, 47. Lietuvos Metrika. Knyga Nr. 8. — Vilnius, 1995. — P. 126.[↩]
- Литовская Метрика… Стб. 47.[↩]
- LM. Kn. 3. P. 37.[↩]
- LM. Kn. 3. P. 34, 45. ― Возможно, такая практика отразилась и в действиях великого князя Александра и смоленского наместника Юрия Глебовича: в 1496 г. они подтвердили смоленскому боярину сельцо Ефановское, которое «стало нанове въ церковнои, в бортнои земли
Св(е)т(о)го Михаила» (LM. Kn. 5. № 120. P. 87–88).[↩] - Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 4 (1479–1491) / Par. L. Anužytė. Vilnius, 2004. № 1.8. P. 39; № 141.1. Р. 153.[↩]
- Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 4 (1479–1491) / Par. L. Anužytė. Vilnius, 2004. № 1.8. P. 39; № 141.1. Р. 153.[↩]
- Z 6 str. 18.[↩]
- Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 4 (1479–1491) / Par. L. Anužytė. Vilnius, 2004. № 1.8. P. 39; № 141.1. Р. 153.[↩]
- Z 6 str. 18.[↩]
- ЛМ.Кн. зап. 8. №551.[↩]
- Tamże k. 151.[↩]
- Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 6 (1496–1506) / Par. A. Baliulis. Vilnius, 2007. № 22.P. 65 (ранее опубликовано: Довнар-Запольский М. Акты Литовско-Русского госу-дарства. Вып. 1. М., 1899 (1900). № 95. С. 119–120); Любавский М. К. Областное деление и местное управление Литовско-Русского государства… С. 237.[↩]
- 41Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 6. № 19–21. Р. 63–65.[↩]
- ЛМ. Кн. зап. 8. № 202.[↩]
- Lietuvos Metrika. ‑Knyga Nr. 8 (1499 — 1514). — Р. 195, 259, 392, 397; Кром М. М. Князь Михаил Львович Глинский: штрихи к портрету авантюриста // Київська старовина. — 2003. — N 3. — С. 150 — 152.[↩]
- Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 8. № 319. Р. 259; Бычкова М. Е. Состав класса феодалов России в XVI в.: Историко-генеалогическое исследование. М., 1986. С. 65.[↩]
- Зимин А. А. Россия на пороге нового времени. М., 1972. С. 87–88; Кром М. М. Меж Русью и Литвой. С. 146.[↩]