Вы долж­ны вой­ти, что­бы созда­вать сооб­ще­ния и темы.

Происхождение основателя династии

Леген­дар­ный нор­манн­ский (варяж­ский) конунг (пред­во­ди­тель дру­жи­ны), по пре­да­нию, при­зван­ный на Русь древни­ми сла­вян­ски­ми (нов­го­род­ски­ми сло­ве­на­ми) и угро-фин­ски­ми пле­ме­на­ми (кри­ви­ча­ми, чудью и весью).

Осно­ва­тель дина­стии Рюри­ко­ви­чей, пра­вив­шей Русью, а в даль­ней­шем и Рос­си­ей с кон­ца 12 по конец 16 в. (послед­ний пред­ста­ви­тель дина­стии — царь Федор Ива­но­вич). Суще­ству­ет мно­же­ство вер­сий про­ис­хож­де­ния Рюри­ка.

По одной из них он был пред­ста­ви­те­лем знат­ной дат­ской семьи Ски­оль­дун­гов, вла­дев­шей в 837-850 горо­дом Дорес­на­дом во Фри­слан­дии. В дат­ских источ­ни­ках его имя упо­ми­на­ет­ся как "Рёрик". Со сво­ей дру­жи­ной Рёрик совер­шал набе­ги в Гер­ма­нию, Фран­цию Англию и Шве­цию вплоть до 860, когда был "при­зван из-за моря от нем­цев" (так сооб­ща­ет лето­пись) и обос­но­вал­ся в "горо­де сла­вян" — Ладо­ге, отку­да и при­шел в Нов­го­род.

По дру­гой вер­сии пред­по­ла­га­ет­ся, что Рюрик был сыном бод­рич­ско­го кня­зя Годо­сла­ва (ум. в 808) и Уми­лы, доче­ри Нов­го­род­ско­го ста­рей­ши­ны Госто­мыс­ла. По Ипа­тьев­ской лето­пи­си и по мне­нию В.О.Ключевского, Рюрик иско­ни жил в Ладо­ге, отку­да и был при­зван сло­ве­на­ми в Нов­го­род. В этом слу­чае ника­ко­го "при­зва­ния варя­гов из-за моря" не полу­ча­ет­ся, посколь­ку сла­вя­нин Рюрик был в Ладо­ге пред­во­ди­те­лем наем­ной варяж­ской дру­жи­ны. При­гла­шен­ный нов­го­род­ски­ми ста­рей­ши­на­ми для пре­кра­ще­ния внут­ри­го­род­ских усо­биц вме­сте с бра­тья­ми Сине­усом и Тру­во­ром, он женил­ся в Нов­го­ро­де на знат­ной нов­го­род­ке Ефанде (Едвин­де), от кото­рой имел сына Иго­ря и двух доче­рей. Бра­тья Рюри­ка — Сине­ус и Тру­вор — яви­лись в город вме­сте с ним, и после их смер­ти Рюрик при­со­еди­нил к Нов­го­ро­ду вот­чи­ну Сине­уса Бело­озе­ро (насе­лен­ную чудью и весью) и вот­чи­ну Тру­во­ра Изборск (город кри­ви­чей), после чего объ­явил Нов­го­род сто­ли­цей всей Рус­ской зем­ли в 864. Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли ведут про­ис­хож­де­ние Рюри­ка от Пру­са, бра­та импе­ра­то­ра Авгу­ста.

Суще­ству­ет и еще одна вер­сия. Соглас­но ей, бра­тья Рюри­ка Сине­ус и Тру­вор вооб­ще не суще­ство­ва­ли, про­сто рус­ские лето­пис­цы не поня­ли и иска­зи­ли при пере­во­де ино­стран­ный текст, повест­во­вав­ший о при­хо­де Рюри­ка на Русь со сво­им домом (сине-хус’ом) и вер­ной дру­жи­ной (тру-вор’ом). Раз­де­ля­ю­щие эту точ­ку зре­ния иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что ника­ко­го при­гла­ше­ния от нов­го­род­ских сло­вен не было, а наобо­рот, конунг, пра­вив­ший в Ладо­ге, вос­поль­зо­вал­ся внут­рен­ни­ми меж­до­усо­би­ца­ми в горо­де и сам при­был в Нов­го­род. Одна из лето­пи­сей сооб­ща­ет в свя­зи с этим о вос­ста­нии недо­воль­ных Рюри­ком в горо­де во гла­ве с Вади­мом Храб­рым, кото­рое было подав­ле­но. Вадим по этой вер­сии был убит, его сто­рон­ни­ки бежа­ли на юг, в Киев. Туда же, соглас­но это­му лето­пис­но­му рас­ска­зу, ушли и дру­жин­ни­ки Рюри­ка по име­ни Аскольд и Дир, сумев­шие захва­тить власть в Кие­ве око­ло 866. Соглас­но этой вер­сии, пер­во­на­чаль­но воз­ник­ло два госу­дар­ства: север­ная и южная Русь, и в обо­их во гла­ве сто­я­ли варя­ги. Так или ина­че, но управ­ляя Нов­го­ро­дом, Рюрик рас­про­стра­нил свое вли­я­ние на север и восток от горо­да, при­со­еди­нил к себе зем­ли пле­мен меря, весь, муром и тем рас­ши­рил Нов­го­род­ское кня­же­ство от Вол­хо­ва до устья Оки. Умер он по одним дан­ным в Нов­го­ро­де, по дру­гим — в Коре­ле (Кекс­гольм), по тре­тьим све­де­ни­ям — в похо­де, заве­щав управ­ле­ние новым госу­дар­ством и опе­кун­ство над сыном Иго­рем сво­е­му даль­не­му род­ствен­ни­ку Оле­гу. Тем не менее, пре­вра­ще­ние Рюри­ка из конун­га в нов­го­род­ско­го кня­зя объ­ек­тив­но спо­соб­ство­ва­ло пре­кра­ще­нию усо­биц в сла­вян­ских зем­лях и воз­рас­та­нию цен­тра­ли­за­тор­ской роли Нов­го­ро­да. Леген­да о при­зва­нии варя­гов сло­жи­лась, по-види­мо­му, имен­но в Нов­го­род­ско-Ладож­ской зем­ле не ранее 11 в. Она была вклю­че­на в Повесть Вре­мен­ных лет нача­ле 12 в., а в 18 в. поло­жи­ла нача­ло "нор­манн­ской тео­рии" обра­зо­ва­ния древ­не­рус­ско­го госу­дар­ства.

Print Friendly, PDF & Email